ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Функционирование традиционных СМИ России и Республики Сербской
1.1. Журналистика XXI века: актуальное состояние и процессы
1.2. Телевидение и Youtube как конкурирующие коммуникационные каналы
1.3 Использование Youtube в профессиональной журналистской деятельности: коммуникационные и технологические возможности
1.4 Медиасистемы Республики Сербской и Российской Федерации: общая характеристика
1.5 Влияние интернет-технологий на СМИ Республики Сербской и Российской Федерации
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. Использование YouTube в профессиональной деятельности телекомпаний России и Республики Сербской
2.1 Тенденции использования интернет-технологий в современных медиасистемах России и Республики Сербской: экспертные мнения
2.2. Анализ каналов на YouTube Республики Сербской и региональных каналов города Белгорода.
ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современном мире журналистика, будь то пресса, радио или телевидение, подобно своему предыдущему опыту конвертирования, благодаря введению в жизнь инновационных технологий, также нашла своё применение в глобальной сети Интернет.
Эпоха Web 2.0 предоставляет различные площадки приемлемые как для частного, так и для профессионального использования, что способствует использованию Интернета профессиональными
медиакомпаниями.
Для телевидения более приемлемыми являются такие платформы как видеохостинги, поскольку они представляют собой возможность загрузки и просмотра видеоматериалов, а также поиска каналов, сообществ по категориям. Одним из самых популярных видеохостингов является «YouTube» - видеохостинговая компания, которая предоставляет своим клиентам услуги в виде показа, хранения и доставки видеоработ. Она охватывает 27 стран мира (в том числе Российскую Федерацию, Сербию, Боснию и Герцеговину, Республику Сербскую). Клиенты могут использовать функции загрузки, оценивания, просмотра, комментирования, пользоваться свойством «Добавить в избранное», а также могут делиться любыми видеофайлами между собой.
Каналы профессиональной журналистики на YouTube способствуют созданию новых форм реализации подачи информации, ведь в отличие от телевидения Интернет имеет другую аудиторию и предоставляет намного больше возможностей.
Медиасистема Республики Сербской во многом строится по образу российской, но с учетом европейской специфики. Сравнение медиасистем поможет более детально рассмотреть процесс их функционирования.
Эти обстоятельства указывают на актуальность темы магистерской диссертации. Рассматриваемая нами проблематика является недостаточно изученной в силу того, что контент, форматы воспроизведения и коммуникационные инструменты видеохостинга развиваются с каждым днём и всё шире представляются в профессиональной деятельности журналистики.
Объектом исследования магистерской диссертации является видеохостинг YouTube как коммуникационный канал.
Предмет исследования — контент видеохостинга YouTube, а также функции его использования телекомпаниями в России и Республике Сербской.
Цель данной работы состоит в выявлении особенностей использования телевизионными компаниями видеохостинга YouTube в России и Республики Сербской.
Цель магистерского исследования, а также характер предмета и объекта определяют исследовательские задачи, решаемые в ходе данной научной работы.
1. Рассмотреть общую характеристику медиасистем России и Республики Сербской.
2. Определить влияние интернета на телевизионные СМИ.
3. Определить коммуникационные и технологические способности в использовании видеохостинга YouTube.
4. Проанализировать каналы на видеохостинге YouTube медиаслужб РТРС, ГТРК Белгород.
5. Определить результативность каналов на YouTube, основываясь на экспертном интервью и контент-анализе.
Методы исследования, использованные в работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом работы и включают в себя следующие:
• метод обобщений — использован в главе I для выявления особенностей и принципов использования видеохостинга YouTube в практике телевизионной деятельности;
• метод сопоставления и сравнения — использован в главе I для того, чтобы сравнить медиасреду России и Республики Сербской;
• метод экспертного интервью — использован в главе II для получения более широкой информации для исследования с помощью экспертов;
• метод описательный - для изложения хода и результатов исследования;
• метод мониторинга - использован при отборе и описании эмпирического материала исследования.
Гипотеза научного исследования. Телевизионные СМИ России и Республики Сербской используют видеохостинг YouTube по причине большей эффективности данного канала передачи информации, обусловленной оперативностью, большим охватом аудитории, обратной связью. В то же время телекомпании не используют весь функциональный потенциал видеохостинга в полной мере.
Структура работы определена поставленным целям и задачам и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения, которые дополняют основной текст исследования.
Во введении дается обзор изученности проблемы, излагаются актуальность, цели, задачи исследования, методы, новизна исследования, теоретическая и практическая значимость работы, определяется степень научной разработанности темы, выдвигается гипотеза, а также определяется научная достоверность.
Первая глава — «Функционирование традиционных СМИ России и Республики Сербской» — посвящена описанию стратегий и моделям медиасреды стран.
Во второй главе — «Использование видеохостинга YouTube как коммуникационный канал профессиональными медиакомпаниями» — рассматриваются, описываются, сравниваются и анализируются способы использования медиаплощадки YouTube.
В заключении сформулированы основные выводы работы и намечены перспективы для дальнейших исследований.
Наличие возможности почти мгновенной связи с одновременным использованием визуального и аудиального канала, текстового и невербального сообщения не только качественно изменило медиа, но и предопределило технологические нововведения СМИ. С помощью интернет-технологий появилось понятие виртуальной коммуникации.
В России и Республике Сербской цифровые технологии стали широко внедряться в сферу традиционных СМИ, в особенности телевидение. С помощью видеохостингов открывается новая медиаплощадка для вещания информации со своей аудиторией, функциями и правилами.
Влияние Интернета на медисистему РФ и РС заметно растет с течением времени. У традиционных СМИ есть одно главное преимущество - это срок их существования с момента основания. Сейчас активно происходит интеграция ТВ в видеохостинги, как с полным переходом от первого формата ко второму, так и сосуществование эфирного вещания, сайтов и порталов.
Среди самых интересных и популярных интернет-сервисов, одно из лидирующих мест по праву принадлежит всем известному YouTube. И не зря, ведь сервис, который появился как небольшой ресурс для хранения домашних роликов и небольших видеофрагментов, за относительно небольшое время вырос в телеканал, фактически с мировым вещанием.
Как мы выяснили из первой главы, на данный момент, практически все традиционные СМИ (ТВ, радио, печать и т.д.) в РФ и РС переходят или сосуществуют с глобальной сетью Интернет, ведь он в данном случаи, является не только новой площадкой для распространения или хранения материала, но и удобным каналом информации для потребителя, что выгодно для обеих сторон.
Именно интернет-медиа задают «правила игры» своим быстрорастущим развитием, что показывает традиционным СМИ реалии сегодняшнего дня. В этом случае «рычагом давления» выступает адаптивная аудитория, которая быстро привыкает в новым интернет-технологиям.
После подведения итогов экспертного интервью и анализа каналов на YouTube, что освещалось во второй главе, мы выяснили, что телекомпании пользуются не всеми возможностями видеохостинга, а некоторые даже их ограничивают.
1) Алексеева, А. О. Интернет-СМИ. Теория и практика [Текст] / А. О. Алексеева, Е. Л. Вартанова, Л. А. Круглова [и др.]; под ред. М. М. Лукиной.
• Москва: Аспект Пресс, 2010. — 350 с.
2) Аудитория Интернета в России [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.tns-global .ru/pres s/news/183388/
3) Брайант, Дж. Основы воздействия СМИ [Текст] / Дж. Брайант, С. Томпсон. - Москва: Вильямс, 2004. - 432 с.
4) Вебер, Л. Эффективный маркетинг в Интернете. Социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты продвижения в Сети[Текст] / Л. Вебер; пер. с англ. Е. Лалаян. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2010. - 320 с.
5) Верник А.Г. Социальная сеть YouTube как площадка для продвижения и монетизации контента мировых телеканалов / диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / А.Г. Верник.
• Челябинск, 2015. - 3с;
6) ВЦИОМ [Пресс-выпуск № 3524 2017 г.,
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116559].
7) Градюшко, А. А. Становление и развитие инфраструктуры интернет-СМИ [Текст] / А. А. Градюшко // Весшк Вщебскага дзяржайнага ушверсггэта. - 2009. - №54. - С. 83-88.
8) Доброзракова Г.А. Журналистика в системе массовой коммуникации / учеб. пособие / Г.А. Доброзракова. - Самара, 2015. - 29с;
9) Засурский, И. И. Общественное достояние и стратегия развития информационного общества [Текст] / И. И. Засурский // Вестник Московского университета. Серия10: Журналистика. - 2012. - №3. - С. 715.
10) Калмыков, А. А. Интернет-журналистика[Текст] / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. - Москва : Медиа-образование, 2005. - 384 с.
11) Карякина, К. А. Актуальные формы и модели новых медиа: от
понимания аудитории к созданию контента [Текст] / К. А. Карякина // Медиаскоп. - 2010. - №1. - С. 6.
12) Китаева, К. «Первый канал» усилит присутствие в интернете и новых медиа [Электронный ресурс] / К. Китаева. - URL: http://top.rbc.ru/society/22/05/2014/925656.shtml
13) Козырев, О. Видеоблог как работа [Электронный ресурс] / О. Козырев. - URL: http://oleg-kozyrev.livejournal.com/4069148.html
14) Крапивенский, А. С. Вербальный аспект культурной безопасности молодежи в социальных сетях и блогосфере Рунета [Текст] / А. С. Крапивенский// Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №2. - С. 410.
15) Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб., 2008. - С. 184...43