Введение 3
Глава 1. Теоретические основы поликультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 10
1.1. Сущность и содержание поликультурного воспитания
личности 10
1.2. Возрастные особенности поликультурного воспитания младших
школьников 22
1.3. Внеурочная деятельность как средство поликультурного
воспитания младших школьников 28
Глава 2. Экспериментальная работа по поликультурному воспитанию младших школьников на занятиях кружка «Мы и культура других народов» 35
2.1. Диагностика поликультурной воспитанности младших
школьников 35
2.2. Содержание работы по поликультурному воспитанию
младших школьников на занятиях кружка «Мы и культура других народов» 54
2.3. Динамика поликультурного воспитания младших школьников 66
Заключение 77
Библиографический список 79
Приложение 87
Поликультурность становится неотъемлемым принципом развития современного общества, механизмом продуктивного взаимодействия различных культур и народов. В нашей многонациональной стране принцип поликультурности приобретает особый смысл и значение, что делает его реализацию необходимой уже на первой ступени общего образования.
Россия, как многонациональное государство, всегда пыталась найти продуктивные пути мирного взаимодействия различных этнических и других социокультурных групп, создать в обществе атмосферу согласия, взаимной дружбы, равенства, справедливости, творческого и ненасильственного разрешения проблем и конфликтов.
Тенденции общественного развития реализуются в сфере образования посредством введения в школьных и внешкольных учебных учреждениях воспитательных и неурочных программ, предметов, направленных на поликультурное воспитание обучающихся или интегрирующих материал, раскрывающий вопросы культурного многообразия, в уже существующие учебные программы.
В условиях глобального мира, интенсивной миграции, этнического возрождения проблемы воспитания у школьников толерантного отношения к другим культурам и их носителям, развития умений продуктивного взаимодействия с людьми, относящимися к различным культурным группам, приобретают особую значимость. Вопросы подготовки школьников к эффективной жизнедеятельности в культурно-разнородном обществе решаются, как правило, в рамках поликультурного (мультикультурного) воспитания, целью которого является формирование поликультурной воспитанности обучающихся.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивный рост личности обучающегося, развитие его самосознания, познавательных процессов, интеллекта, расширение круга интересов, общения, чему
способствуют современное образование, предоставляющее возможность для взаимодействия с носителями разных культур. В этой связи актуальным представляется научное осмысление и теоретическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих реализацию задач
поликультурного воспитания младших школьников не только в урочное время, но и во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является благодатной почвой для осуществления всех типов воспитания младшего школьника. Вместе с тем, учитывая особое место духовно-нравственного воспитания личности в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) необходимо подчеркнуть, что оно тесно связано с понятием патриотизма, гражданственности и с поликультурным воспитанием младших школьников. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС НОО приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, обозначили ее как ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Именно в ФГОС НОО внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено ее пространство и время в образовательном процессе, а принцип поликультурности как бы пронизывает все содержание документа (Федеральный государственный стандарт начального общего образования, 2011).
Степень разработанности проблемы исследования. Значимость реализации задач поликультурного воспитания в Российской Федерации раскрыта в федеральных нормативно-правовых актах: Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» (Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», 2014-2020); Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон Российской Федерации, 2012); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009);
Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (2006). Поликультурная направленность содержания общего образования отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (Федеральный государственный образовательный стандарт, 2011).
Концептуальные основы поликультурного образования представлены в публикациях отечественных и зарубежных исследователей: А.Ю. Белогурова, И.С. Бессарабовой, Ю. Болтена, О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринского, Г.Д. Дмитриева, Ф.Н. Зиатдиновой, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой, Э.Р. Хакимова, В.Ю. Хотинец. Теоретические и практические аспекты поликультурного воспитания в российских школах раскрыты в диссертационных исследованиях В.А. Ершовой, И.Т. Икоевой, Ю.А. Карягиной, Л.А. Новиковой, Н.В. Поликашевой, Ю.С. Свиридченко. Педагогические способы формирования поликультурной воспитанности охарактеризованы в трудах: А.М. Гогленкова, Ю.Ю. Коротких,
Т.В. Любовой, Ю.Ф. Мещерской. Пути и средства воспитания у школьников толерантности представлены в работах: Б.Б. Даумовой, О.А. Масловец, Т.В. Поштаревой, В.А. Тишкова, Р.З. Хайруллина.
На сегодняшний день проблемы поликультурного воспитания школьников не имеют законченных решений. Вопросы возникают на всех уровнях решения проблемы: от методологического до практико-эмпирического. Так, в педагогической науке нет четких определений категориального аппарата поликультурного воспитания подрастающего поколения, несмотря на то, что принцип поликультурности используется как методологический подход в ряде исследований, отсутствуют четкие границы между понятиями организации поликультурной среды и поликультурного пространства, нет достаточного количества разработанных технологий, методов и методических приемов работы с младшими школьниками по вопросам организации их поликультурного воспитания, не в полной мере разработан диагностический инструментарий для решения таких проблем.
Вышесказанное обуславливает обострение следующих противоречий:
• между теоретическим уровнем решения проблемы поликультурного воспитания младших школьников и практическим ее состоянием в воспитательной среде современной школы;
• между необходимостью поликультурного воспитания младших школьников и недостаточной разработанностью педагогических условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели во внеурочной деятельности на кружковых занятиях.
Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия поликультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: поликультурное воспитание младших школьников.
Предмет исследования: процесс поликультурного воспитания
младших школьников во внеурочной деятельности средствами кружка «Мы и культура других народов».
Гипотеза исследования: процесс поликультурного воспитания
младших школьников во внеурочной деятельности средствами кружковых занятий будет более эффективным, если:
• будут использоваться различные формы и методические приемы ознакомления младших школьников с культурой своего и других народов;
• учащиеся будут вовлекаться в непосредственную художественно - творческую деятельность с поликультурной направленностью;
• осуществляется интеграцию воспитательных воздействий семьи и школы.
Задачи исследования:
• изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
• раскрыть сущность поликультурного воспитания, определить его содержание;
• провести диагностику уровня поликультурной воспитанности младших школьников;
• оpгaнизoвaть экcпepимeнтaльную paбoту пи теме иccлeдoвaния и aпpoбиpoвaть педагогические условия поликультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы и результатов экспериментальных исследований; диагностические (педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, экспресс-опрос); педагогический эксперимент; математические методы обработки данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили философские, психологические и педагогические концепции, рассматривающие категорию поликультурности в структуре целостного развития личности: О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринского, Г.Д. Дмитриева, С.В. Кульневича, Д.А. Леонтьева, З.А. Мальковой, Т.В. Поштаревой, Л.Л. Супруновой, В.А. Тишкова; аксиологический подход, признающий человека высшей ценностью и самоцелью общественного развития (Ш.А. Амонашвили, А.А. Гусейнов, М.С. Каган, Б.Т. Лихачеви др.); культурологический подход, рассматривающий культуру как основной источник и средство социализации и духовного становления личности (Е.В. Бондаревская, И.П. Ильинская, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин и др.); этно-педагогический подход к воспитанию школьников, обозначающий народную культуру и национальные ценности как основные средства поликультурного воспитания (Т.Н. Бакаланова, М.С. Жиров, А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова, А.Г. Пашков, С.И. Тарасова, О.И. Хухлаева, Т.В. Яковлева и др.).
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработана экспериментальная рабочая учебно-воспитательная программа для обучающихся в системе начального общего образования «Мы и культура других народов», направленная на поликультурное воспитание младших школьников; предложенный в диссертации комплекс кружковых занятий позволяет интенсифицировать воспитательный процесс с точки зрения поликультурного воспитания младших школьников, и тем самым способствует реализации требований ФГОС НОО.
Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 10» г. Белгорода.
Этапы исследования.
Первый этап (2016-2017 гг.) cвязaн c изучением и aнaлизoм литepaтуpы, нopмaтивнo-пpaвoвых дoкумeнтoв по тeмe иccлeдoвaния в peзультaтe определялось проблемное поле исследования, конкретизировался его категориальный аппарат, вырабатывались основные базовые понятия.
На втором этапе (2017-2018 гг.) разрабатывался диагностический инструментарий; выявлялись педагогические условия и средства деятельности педагога по поликультурному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности; создавалась и апробировалась экспериментальная рабочая программа учебно-воспитательной работы, направленная на поликультурное воспитание обучающихся первой ступени общего образования.
На третьем этапе (2018-2019 гг.) была осуществлена апробация полученных результатов и их оформление в виде магистерской диссертации. Aпpoбaция и внeдpeниe peзультaтoв иccлeдoвaния. Основные положения работы докладывались и обсуждались в рамках научной сессии НИУ «БелГУ» (апрель 2017г., апрель 2018г.), использовались в учебно-воспитательной работе школы, а так же были представлены в виде докладов на заседании научно-методического объединения учителей начальных классов (МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода, ноябрь 2018 г.)
«Поликультурное воспитание младших школьников» и на международной научно-практической конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (г. Белгород, 22-23 ноября 2018) «Поликультурное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности средствами народного искусства».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются противоречия, проблема, объект, предмет исследования, цель, задачи, методы, определяется гипотеза исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы поликультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности: сущность и содержание поликультурного воспитания личности; особенности поликультурного воспитания в младшем школьном возрасте; внеурочная деятельность как средство поликультурного воспитания младших школьников.
Во второй главе описаны организация и проведение экспериментальной работы, указаны используемые методы поликультурной воспитанности младших школьников, диагностические методики, а также проанализированы полученные результаты.
В заключении представлено обобщение полученных результатов, изложены выводы исследования.
Библиографический список состоит из 71 источник.
В приложении представлены диагностический инструментарий исследования, авторская программа по внеурочной деятельности, направленная на повышение поликультурной воспитанности младших школьников «Мы и культура других народов» в соответствии с ФГОС НОО.
Теоретико-методологическим ресурсом поликультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности являются следующие положения российских и зарубежных ученых: о необходимости
формирования у подрастающего поколения мировоззрения, основанного на диалоге культур, толерантного сознания и поведения; о поликультурной воспитанности как цели поликультурного воспитания; о необходимости конструирования образовательной среды для решения задач поликультурного воспитания.
Поликультурное воспитание младших школьников современной школы продуктивно осуществляется во внеурочной деятельности по следующим направлениям:
1) обогащение знаниями младших школьников в целях расширения и углубления знаний о разных культурах и их носителях, особенностях межкультурного взаимодействия;
2) организация посещения школьниками выставок, экскурсий по мировым культурным достопримечательностям, а также создание собственных небольших выставок;
3) организация взаимодействия обучающихся с культурно отличными от них людьми в создаваемом на занятиях мире о культуре других народов.
Организованное нами экспериментальное исследование на констатирующем этапе помогло выявить уровень поликультурной воспитанности младших школьников экспериментальной и контрольной групп, который продемонстрировал преобладание среднего и низкого показателей. Данное положение подтвердило необходимость внедрения во внеурочную деятельность кружковых занятий, направленных на поликультурное воспитание младших школьников.
В ходе исследования были организованы экспериментальные кружковые занятия в экспериментальном классе по программе «Мы и культура других народов» в ходе которых реализовывались следующие педагогические условиях:
• использование различных форм и методических приемов ознакомления младших школьников с культурой своего и других народов;
• вовлечение обучающихся в непосредственную художественно-творческую деятельность с поликультурной направленностью;
• осуществление интеграцию воспитательных воздействий семьи и школы.
Обобщение и систематизация результатов, полученных на контрольном этапе эксперимента, позволили сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы о положительном влиянии педагогических условий на решение задач поликультурного воспитания младших школьников на занятиях кружка «Мы и культура других народов».
Таким образом, все поставленные задачи решены, а исследование дало положительный результат.
Наше исследование не носит законченный характер и может быть продолжено в следующих направлениях:
• поликультурное воспитание младших школьников в урочной деятельности;
• взаимосвязь патриотического и поликультурного воспитания младших школьников.
1. Бабунова Е.С. Место культуры и её этнических функций в этнокультурном образовании / Е.С. Бабунова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С.134 - 141.
2. Бабунова Е.С. Развитие этнокультурной образованности детей младшего школьного возраста / Е.С. Бабунова, Е.В. Гончарова // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. - 2010. - № 1. - С. 3 - 7.
3. Балицкая И.В. Мультикультурное образование в США, Канаде и Австралии / И.В. Балицкая. - М., 2009. - 430 с.
4. Барышников Н.В. Профессиональная межкультурная коммуникация: монография / Н.В. Барышников. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. - 264 с.
5. Белогуров А.Ю. Поликультурное образование в стратегии устойчивого развития общества / А.Ю. Белогуров// Образование и межнациональные отношения: материалы междунар. симпозиума. - Ч.1. - Ижевск: УдГУ, 2012. - С. 37 - 40.
6. Белогуров А.Ю. Поликультурность в образовании: социокультурный и педагогический контекст / А.Ю. Белогуров// Диалог культур как социальный императив межнационального взаимодействия : материалы междунар. науч. конф. - Владикавказ: Проект-Пресс, 2012. - С. 91 - 97.
7. Бессарабова И.С. Поликультурное образование в России:
современное состояние проблемы / И.С. Бессарабова // Известия ВГПУ. -2012.
• № 5. - С. 12-15.
8. Бессарабова И.С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США / И.С. Бессарабова. - Волгоград, 2009.
• 492 с.
9. Бессарабова И.С.Школа и религия в контексте поликультурного образования в России и США / И.С. Бессарабова, О.А. Семисотнова// Современные исследования социальных проблем. - 2009. - С. 45 - 60.
10. Боговик Н.В. Генезис поликультурного восприятия в теории и практике образования / Н.В. Боговик// Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. - 2010. - № 1. - С. 64 - 70.
11. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И. А. Соловцова. - М.: Академия, 2008. - 320 с.
12. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, И. А. Соловцова, А.М. Байбаков. - М.: Академия, 2007. - 496 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Владос, 1991. - 469 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1999. - 384 с.
15. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика / О.В. Гукаленко. - Ростов н/Д, 2009. - 512 с...71