МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Проблема мотивации учебной деятельности в отечественной литературе 7
1.2. Психолого-педагогические особенности мотивации учебной деятельности
младших школьников 12
1.3. Мотивация в младшем школьном, возрасте: динамика и факторы ее
формирования 21
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ 33
2.1. Описание выборки и методик исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Рекомендации учителям и родителям по формированию учебной
мотивации младших школьников 46
Выводы по 2 главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Проблема мотивации учебной деятельности в отечественной литературе 7
1.2. Психолого-педагогические особенности мотивации учебной деятельности
младших школьников 12
1.3. Мотивация в младшем школьном, возрасте: динамика и факторы ее
формирования 21
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ 33
2.1. Описание выборки и методик исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Рекомендации учителям и родителям по формированию учебной
мотивации младших школьников 46
Выводы по 2 главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Актуальность темы. Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Для современной школы проблема развития учебной мотивации остаётся актуальной в связи с ведением ФГОС. С каждым годом на фоне обострения социальных проблем, а также нехватки дошкольных образовательных учреждений, как на селе, так и в городе, самоустранения родителей от воспитания детей, всё более остро встаёт вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. В настоящее время в образовательных учреждениях ведется большая работа по формированию мотивации младших школьников.
ФГОС начального общего образования предъявляет к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу следующие личностные требования: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Учебная мотивация - необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.
Первым условием успешного учения ребёнка в начальной школе является у него соответствующих мотивов учения - отношения к нему как к важному, общественно значимому делу, стремления к приобретению знаний, интереса к определённым учебным предметам. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить ребёнка к
систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой.
Мотивы - это побуждения, причины, заставляющие ученика учиться, действовать, совершать поступки. В обучении одновременно действует множество мотивов. Представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учитель получает, наблюдая отношение школьника к учению. Знание
законов мотивации - ключ к решению большинства школьных проблем. Необходимость изучения механизмов мотивационных отношений также нужно при изучении особенностей развития мотивов в младшем школьном возрасте, чтобы уметь правильно построить процесс развития и воспитания младшего школьника.
Исходя из вышесказанного актуальность темы выпускной квалификационной работы не вызывает сомнений и обусловлена высокой значимостью проблемы мотивов учебной деятельности младших школьников.
Цель: изучение мотивов учебной деятельности сельских и городских младших школьников.
Объект исследования: мотивация учебной деятельности.
Предмет исследования: мотивы учебной деятельности младших школьников в городских и сельских школах.
База исследования МБОУ СОШ с. Самагалтай и МБОУ СОШ № 11 г. Кызыла.
Выборка исследования состоит из двух классов городской и сельской местности - это ученики 3-х классов в количестве 54 человек (по 27 учеников из каждого класса) в возрасте от 9 до 10 лет.
ФГОС начального общего образования предъявляет к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу следующие личностные требования: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Учебная мотивация - необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.
Первым условием успешного учения ребёнка в начальной школе является у него соответствующих мотивов учения - отношения к нему как к важному, общественно значимому делу, стремления к приобретению знаний, интереса к определённым учебным предметам. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить ребёнка к
систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой.
Мотивы - это побуждения, причины, заставляющие ученика учиться, действовать, совершать поступки. В обучении одновременно действует множество мотивов. Представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учитель получает, наблюдая отношение школьника к учению. Знание
законов мотивации - ключ к решению большинства школьных проблем. Необходимость изучения механизмов мотивационных отношений также нужно при изучении особенностей развития мотивов в младшем школьном возрасте, чтобы уметь правильно построить процесс развития и воспитания младшего школьника.
Исходя из вышесказанного актуальность темы выпускной квалификационной работы не вызывает сомнений и обусловлена высокой значимостью проблемы мотивов учебной деятельности младших школьников.
Цель: изучение мотивов учебной деятельности сельских и городских младших школьников.
Объект исследования: мотивация учебной деятельности.
Предмет исследования: мотивы учебной деятельности младших школьников в городских и сельских школах.
База исследования МБОУ СОШ с. Самагалтай и МБОУ СОШ № 11 г. Кызыла.
Выборка исследования состоит из двух классов городской и сельской местности - это ученики 3-х классов в количестве 54 человек (по 27 учеников из каждого класса) в возрасте от 9 до 10 лет.
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены особенности мотивации учения младших школьников городской и сельской школы. Как уже отмечалось выше основная проблема, которую рассматривали в данном исследовании, область влияния сельских и городских школьников на фактор мотивов к учебной деятельности младших школьников.
При исследовании мотивов к учебной деятельности опирались на методику диагностики учебной мотивации младших школьников Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений»; на методику «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга.
Выдвинутые в начале исследования гипотеза была проверена эмпирически. Гипотеза частично подтвердилась: что у младших школьников городской школы преобладают познавательные мотивы учения, а у младших школьников сельской школы - социальные.
Таким образом, можно сказать, что у групп городских и сельских школьников имеются как общие черты в области мотива обучения в школе, так и характерные только одной группе. Различия говорят о том, что фактор места жительства влияет на мотивацию учения, определяя тем самым мотивы социальные или познавательные. Особенностью преобладания данных мотивов могут быть связаны с условиями проживания, мононациональное окружение, необходимостью больше заниматься трудовой деятельностью у сельских школьников; большое количество поручения по дому; меньше возможностей выхода в Интернет; достаточно низкий уровень дохода семьи и т.д.
Практическая значимость исследования состоит в том, что использование данных методик позволяет сделать вывод о влиянии фактора места жительства на мотивацию учения младших школьников. Данные нашего
исследования могут быть использованы психологами в разработке успешной мотивации младших школьников в городской и сельской школе.
По результатам проведенного эмпирического исследования даны рекомендации учителям и родителям для грамотной организации формирования учебной мотивации у младших школьников.
Для формирования мотивации учения у младших школьников учителю, в первую очередь, необходимо создать условия для протекания учебного процесса.
Родителям необходимо дома обеспечить условия работы для выполнения домашних заданий: оборудовать рабочее место. Также родителям необходимо выработать у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое для выполнения задания. Необходимо также младшего школьника научить планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки.
При исследовании мотивов к учебной деятельности опирались на методику диагностики учебной мотивации младших школьников Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений»; на методику «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга.
Выдвинутые в начале исследования гипотеза была проверена эмпирически. Гипотеза частично подтвердилась: что у младших школьников городской школы преобладают познавательные мотивы учения, а у младших школьников сельской школы - социальные.
Таким образом, можно сказать, что у групп городских и сельских школьников имеются как общие черты в области мотива обучения в школе, так и характерные только одной группе. Различия говорят о том, что фактор места жительства влияет на мотивацию учения, определяя тем самым мотивы социальные или познавательные. Особенностью преобладания данных мотивов могут быть связаны с условиями проживания, мононациональное окружение, необходимостью больше заниматься трудовой деятельностью у сельских школьников; большое количество поручения по дому; меньше возможностей выхода в Интернет; достаточно низкий уровень дохода семьи и т.д.
Практическая значимость исследования состоит в том, что использование данных методик позволяет сделать вывод о влиянии фактора места жительства на мотивацию учения младших школьников. Данные нашего
исследования могут быть использованы психологами в разработке успешной мотивации младших школьников в городской и сельской школе.
По результатам проведенного эмпирического исследования даны рекомендации учителям и родителям для грамотной организации формирования учебной мотивации у младших школьников.
Для формирования мотивации учения у младших школьников учителю, в первую очередь, необходимо создать условия для протекания учебного процесса.
Родителям необходимо дома обеспечить условия работы для выполнения домашних заданий: оборудовать рабочее место. Также родителям необходимо выработать у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое для выполнения задания. Необходимо также младшего школьника научить планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки.
Подобные работы
- МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста
в сельской школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Игровая деятельность младших школьников во внеклассной работе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Гендерные особенности учебной мотивации
сельских школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование мотивации к урокам физической культуры у детей младшего школьного возраста в сельской малокомплектной школе
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Технологии стимулирования обучающихся к самореализации в социально-значимой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - ОПЕРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ
ТВОРЧЕСКИХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
В СТРУКТУРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2005 - ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ
НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017



