ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО 11
УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО 32
УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 61
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Актуальность выбранной темы определяется значимостью проектного управления в социально-экономической и общественно-политической жизни общества. Современные условия развития России, продиктованные переходом от индустриальной к постиндустриальной эпохе, характеризуются значительным усложнением процессов управления различными сферами жизни страны. В данных обстоятельствах в органах государственной и муниципальной власти возрастает потребность в использовании современных научных методов и средств в решении управленческих проблем.
Одним из способов систематизации и повышении эффективности управленческих процессов является проектный метод управления, активно используемый в коммерческой сфере жизни общества. Вместе с тем, современное управление проектом - это особый вид управления, который так или иначе может применяться к управлению любыми объектами, а не только объектами, имеющими явные характеристики проекта. Это подтверждается результатами практического использования проектного управления в самых разнообразных областях современного российского менеджмента1.
Проектное управление успешно внедряется на всех управленческих уровнях государственного муниципального управления. Проектный подход к реализации политики, фактически, стал традиционным как в государственных, так и в муниципальных органах власти. Этот факт обусловлен тем, что проектная деятельность является одним из наиболее эффективных инструментов управления современными социально-экономическими и общественно-политическими процессами.
Проектное управление перемещается в практику современной жизни, превращаясь в инновационное проектное управление, которое требует постоянной модернизации в соответствии с требованиями современного темпа принятия обоснованных и эффективных решений. Практика внедрения проектного управления позволяет до 20 % снижать временные затраты и до
4 20 % экономить бюджет проекта. Если взять только Федеральные целевые программы, где реализуются проекты в объеме более триллиона рублей, то по оценкам экономистов эффективность проектного управления составляет не менее 200 млрд. рублей на каждый проект2.
Системное и комплексное внедрение проектного подхода в управлении молодежной политикой позволит действенно решать актуальные проблемы современной молодежи малых провинциальных городов, такие как несформированность условий успешной социализации и самореализации, не включенность молодежи в развитие городской среды, игнорирование активистской энергии молодежных лидеров. Вместе с тем, модернизация этого направления деятельности требует перестройки структуры органов власти и механизмов управления молодежной политикой, что актуализирует необходимость дальнейших научно-теоретических исследований данной проблематики.
Степень научной разработанности. Проектное управление успешно внедряется и рассматривается многими зарубежными и отечественными учеными. Так различные аспекты проектного подхода получили отражение в научных исследованиях и работах следующих зарубежных авторов: К.Ф. Грей, Г. Дитхелм, Э.У. Ларсон, Р. Ньютон, А.С. Товб, Г.Л. Ципес и др.3.
Среди отечественных исследователей наибольший вклад в изучение данной проблематики внесли следующие авторы: А.М. Афонин,
A. И. Балашов, С. Гончаренко, В.И. Добросоцкий, А.Г. Ивасенко, С.А. Кожевников, А.А. Кузнецов, Ю.Н. Лапыгин, Л.Г. Матвеева, А.Н. Павлов,
B. В. Поздняков, Ю.И. Попов и т.д4.
Однако, несмотря на весь объем научных работ, проведенных в данном направлении, проектное управление требует дальнейших научных исследований в сфере изучения особенностей внедрения и реализации проектного метода в управлении молодежной политикой в условиях меняющегося турбулентного общества.
Представление об актуальности темы и степени ее разработанности в научной литературе дают основание для формулировки основной проблемы исследования, которая заключается в противоречии между актуальной потребностью в совершенствования проектного управления и недостаточной разработанностью теоретических, методологических подходов к регулированию вопросов реализации и внедрения проектного управления в сфере молодежной политики на муниципальном уровне.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность организации проектного управления в сфере молодежной политики зависит от учета постоянно меняющихся интересов современного общества, его потребностей и динамично меняющейся общественной ситуацией в молодежной политике.
Объектом диссертационного исследования является проектное управление в сфере молодежной политики.
В качестве предмета исследования выступают организация проектного управления в управлении по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа.
Цель исследования - разработать рекомендации по организации управления проектной деятельности в молодежной политике Старооскольского городского округа.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо решение следующих задач:
1) исследовать теоретические и нормативно-правовые основы организации проектного управления в деятельности управления по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа;
2) проанализировать практику, специфику и особенности проектного управления в молодёжной политике, реализуемой администрацией Старооскольского городского округа;
3) обосновать направления совершенствования организации проектного управления в сфере молодежной политики, разработать рекомендации по решению проблем, выявленных в деятельности администрации Старооскольского городского округа.
Теоретико-методологическую основами исследования выступают современные концепции проектного управления (А.И. Балашова, Е.М. Рогова, М.В. Тихонова, Е.А. Ткаченко); современные практики и актуальные положения в сфере европейского менеджмента (Дж. Мередит, С. Мантел); методологические основы управления проектами в Российской Федерации (А.М. Ляпина, Ю.В. Якутин).
При изучении проблемы были использованы различные общенаучные и специальные методы исследования, необходимые для решения поставленных задач: метод системного анализа, структурно-функциональный анализ, сравнительный метод, метод аналогии, метод систематизации, интерпретация социологических и статистических материалов и иные.
Эмпирическая база диссертации включает:
- федеральные нормативно-правовые акты, касающиеся организации и принципов проектного управления на территории Российской Федерации5;
• нормативно-правовая база Белгородской области, регулирующая правоотношения в области проектного управления6;
• нормативно-правовые и локальные документы администрации Старооскольского городского округа, а также статистические данные, отчеты и анализы результатов реализации программ и проектов в деятельности Управления по делам молодежи в сфере молодежной политики7.
В рамках подготовки магистерской диссертации с 10 сентября 2018 г. по 10 октября 2018 г. с участием автора было проведено социологическое исследование «Реализация проектного управления в молодежной среде», в качестве ведущего метода исследования было использован анкетный опрос, отбор экспертов проводился по критерию компетентности на основе самооценки экспертов (N - 100 респондентов, включающее в себя опрос активистов молодежных движений и объединений Старооскольского
8 городского округа), обработка результатов социологического исследования осуществляется с помощью компьютера при применении методов структурного, сравнительного анализа и методов математической статистики.
Научная новизна исследования заключается:
• в выявлении и описании социальных стереотипов при осуществлении управленческих функций постановки целей, их ресурсного обеспечения, принятия решений, организации, мотивации, контроля при формировании молодежной политики на региональном и муниципальном уровне.
• проведена диагностика профессиональной компетентности муниципальных служащих в сфере разработки и реализации молодежных социальных проектов в Старооскольском городском округе;
• разработан Проект, предполагающий использование интеллектуального и управленческого потенциала молодежных организаций и их лидеров, а также активное включение молодежи в систему проектной деятельности на всех стадиях ее функционирования в Старооскольском городском округе.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Система проектного управления, сформированная в рамках государственной молодежной политики, является одним из действенных инструментов вовлечения молодых людей в социально значимую деятельность. Комплексное внедрение проектного подхода в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления позволяет создавать условия для успешной социализации молодежи и ее самореализации в различных сферах. На региональном и муниципальном уровне успешно реализуются проекты в таких направлениях, как поддержка талантливой молодежи, содействие предпринимательской деятельности, профилактика асоциальных явлений и экстремизма, поддержка и развитие молодежных общественных объединений, развитие волонтерского движения.
2. Проектная деятельность, которая позволяет комплексно и системно решать задачи в сфере молодежной политики малого города, является
9 важнейшим направлением деятельности администрации Старооскольского городского округа и Управления по делам молодежи. Для совершенствования проектной деятельности в Старооскольском городском округе функционирует специальная экспертная комиссия по рассмотрению проектов, а все проекты регистрируются в автоматизированной информационной системе «Проектное управление». Проведённый анализ реализации подпрограмм муниципальной программы «Молодость Белгородчины на территории Старооскольского городского округа на 2015-2020 годы» и результаты социологического исследования уровня профессиональных компетенций муниципальных служащих и молодежного активистов свидетельствуют о том, что в управлении проектами существует ряд проблем, к которым, в первую очередь, следует отнести дефицит профессиональных кадров в сфере проектного управления при росте объема полномочий; слабый уровень; недостаточная вовлеченность активистов молодежных организаций в проектную деятельность.
3. Анализ системы управления социальными проектами на территории Старооскольского городского округа обусловил необходимость разработки комплекса рекомендаций по совершенствованию данного направления в сфере молодежной политики. Для совершенствования, накопленного органами местного самоуправления опыта необходимо инициирование проекта, основной целью которого является обучение молодежных лидеров, активистов молодежных организаций основам разработки и реализации проектов на территории Старооскольского городского округа. Основным мероприятием должно стать создание «Школы молодежного управления», что позволит систематизировать проектную деятельность, задействуя потенциал молодежных организаций и их лидеров, подготовить актуальное методическое обеспечение, создать кадровый резерв для органов местного самоуправления, выстроить сотрудничество со специалистами в различных сферах управления - представителями администрации, депутатами Совета
10 депутатов городского округа, предпринимательским сообществом, преподавателями вузов и ссузов.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении стратегий и тактик проектного управления в сфере молодежной политики и определении критериев эффективности их внедрения по различным направлениям деятельности, а также в разработке механизмов модернизации системы проектного управления и практических рекомендаций, которые могут быть использованы в деятельности муниципальных органов власти.
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены в публикациях1.
Структура работы определена поставленными целями и задачами научного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, а также приложений.
Современная молодежная политика - это целостная система мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленная на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в экономическом и социальном развитии России. Развитие и совершенствование молодежной политики в различных направлениях (организационно-структурном, кадровом, коммуникационном, информационном) приведет к позитивным изменениям в жизни провинциальной молодежи.
При выполнении диссертационного исследования были:
• раскрыты теоретические основы организации системы управления муниципальными программами и проектами;
• изучена нормативно-правовая база системы управления программами и проектами в сфере молодежной политики;
• выявлены основные направления и перспективы развития молодежной политики в сфере проектной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровне;
• исследованы система управления и опыт реализации основных направлений проектной деятельности в администрации Старооскольского городского округа;
• разработаны рекомендации по решению выделенных в исследовании проблем и повышению эффективности реализации проектов в сфере молодежной политики.
Одним из эффективных механизмов реализации целей и задач молодежной политики является разработка и исполнение комплексных целевых программ по различным направлениям работы с молодежью. Исполнение данных программ осуществляется органами государственной и
79 муниципальной власти в сфере молодежной политики в рамках системы управления проектами (проектного управления).
Результатом деятельности администрации Старооскольского городского округа за последние годы стал значительный вклад в социально-экономическое, общественно-политическое и культурное развитие городского округа и ряд достижений в области молодежной политики:
1) сокращение уровня безработицы в молодежной среде;
2) повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;
3) увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней;
4) повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества.
В рамках диссертационного исследования нами предлагается проект, основной целью которого является обучение молодежных лидеров, активистов молодежных организаций основам разработки и реализации проектов на территории Старооскольского городского округа в рамках реализации муниципальной программы «Молодость Белгородчины на 20152020 годы». Проект предлагает активное включение молодежи в систему проектной деятельности на всех стадиях ее функционирования: от процесса мониторинга и разработки - до стадии реализации и контроля. Центральным мероприятием является основание в Старооскольском городском округе «Школы молодежного управления», что позволит развить потенциал молодежных организаций, подготовить актуальное методическое обеспечение для их лидеров, создать кадровый резерв для органов местного самоуправления, а также выстроить сотрудничество со специалистами в различных сферах жизнедеятельности округа.
Анализ системы управления проектами на территории Старооскольского городского округа обусловил необходимость разработки
80 комплекса рекомендаций по совершенствованию данного направления в сфере молодежной политики.
1. Администрации Старооскольского городского округа с целью минимизации имеющихся в социальном развитии округа проблемных зон реализовать предложенный проект «Школа молодежного управления» предполагающий использование интеллектуального и управленческого потенциала молодежных организаций и их лидеров, а также активное включение молодежи в систему проектной деятельности на всех стадиях ее функционирования.
2. Управлению по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа продолжить изучение механизмов совершенствования проектного управления, учитывая опыт молодежной политики в малых провинциальных городах, а также провести модернизацию системы информационного сопровождения о проектной деятельности, в первую очередь сайта Управления по делам молодежи.
3. Управлению по делам молодежи, совместно со специализированными учреждениями (НИУ «БелГУ» или СОФ НИУ «БелГУ») инициировать программу мониторинговых исследований эффективности молодежной политики, разработать методику оценивания эффективности системы управления проектами на муниципальном уровне, направленную, в том числе, на определение уровня профессиональных компетенций муниципальных служащих в сфере проектного управления.
4. Органам местного самоуправления предлагается создать ресурсное обеспечение и предусмотреть средства для развития инновационных форм взаимодействия с заинтересованными субъектами гражданского общества через создание Общественного совета при Управлении по делам молодежи и открытие дискуссионных площадок по обсуждению актуальных направлений социального развития, проведение совместно с высшими учебными заведениями Старооскольского городского округа круглых столов и конференций по молодежной проблематике.
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Текст]. - М.: АСТ, 2018. - 32 с.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. - М.: Эксмо, 2015. - 160 с.
3. О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 30.06.2016 № 306 // Собрание Законодательства РФ. - 2016.
• № 27. - Ст. 4459.
4. О мерах государственной поддержки талантливой молодежи [Электронный ресурс]: Указ Президента от 06.04.2006 г. РФ № 325 (от 25.07.2014 № 530) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (ред. от 16.07.2009) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р // Официальный сайт Правительства РФ.
• Режим доступа: http://government.ru.
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (в ред. постановлений Правительства РФ от 10.02.2017 № 172, от 28.09.2018 № 1151) [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября
2008 года № 1662-р // Официальный сайт Правительства РФ. - Режим
доступа: http://government.ru.
8. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации») [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
9. План первоочередных мероприятий по организации проектной деятельности в Правительстве РФ на 2016 и 2017 годы [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2016 № 2165-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
10.О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Текст]: Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493 // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 72. - Ст. 1059.
11.Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Текст]: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 29. - Ст. 1896.
12.О Федеральном агентстве по делам молодежи [Текст]: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 г. № 409 // Собрание законодательства РФ. - 2008 г. - № 22. - Ст. 2586.
13.О порядке проведения Всероссийского конкурса молодежных проектов [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 09.08.2016 № 969 // Официальный сайт Минобрнауки РФ. - Режим доступа: http:// minobrnauki/ru.
14.Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 20112015 годы [Электронный ресурс]: Всероссийская общественная
83 организация «Единое молодежное парламентское движение Российской
Федерации». - Режим доступа: http://www.newparlament.ru/.
15.О поддержке молодежи в Белгородской области [Текст]: Закон Белгородской области от 03 октября 2013 г. № 223 // Белгородские известия. - 2013. - № 41. - 5 ноября...99