Правовое регулирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенный катастроф и их семей (Московский колледж деловой карьеры)
Введение 3
Глава 1. Социальная защита лиц, пострадавших от радиационных катастроф 6
1.1 Понятие социальной защиты и категории граждан, пострадавших от радиационных катастроф 6
1.2. Правовой анализ законодательства в сфере социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных катастроф 14
Глава 2. Пенсионное обеспечение, пособия, компенсации и льготы, как способы социальной защиты граждан, пострадавших в результате радиационных катастроф 19
2.1. Пенсия и порядок её назначения 19
2.2. Виды пенсионного обеспечения 29
2.3. Пособия, компенсации и льготы как способы социальной защиты пострадавших в результате радиационных катастроф 33
2.4. Сохранение или не сохранение льгот и компенсаций при переезде в другой регион или другую страну 40
Заключение 50
Список использованных источников 53
Радиационные катастрофы, будучи трагическим следствием технологи-ческого развития, оставили глубокий след в истории многих стран, включая Россию. Вопросы защиты прав граждан, особенно в сфере социального обес-печения, являются приоритетными для Российской Федерации как социально-го государства.
Государственная социальная помощь, оказываемая пострадавшим от радиационного воздействия, регулируется комплексом нормативно-правовых актов, определяющих отношения между государством и гражданами, нужда-ющимися в поддержке.
Обеспечение достойного уровня жизни, особенно для уязвимых кате-горий населения, не способных самостоятельно обеспечить себе необходимые условия, является ключевой задачей социального государства. Граждане, по-страдавшие от радиации, безусловно, относятся к этой категории. Эффектив-ная социальная защита этих людей – актуальная задача как в России, так и в мире.
В связи с этим, а также в силу обязанности государства компенсировать ущерб, причиненный жизни и здоровью пострадавших, перед законодателем стоит важная задача: обеспечить надлежащую социальную защищенность этой группы населения и разработать специализированное законодательство, регу-лирующее эту сферу.
Основная цель исследования - это всесторонний анализ социальной защиты граждан, ставших жертвами радиационных и техногенных катастроф, с акцентом на правовые вопросы, регулирующие эту сферу. Для реализации данной цели были определены следующие задачи:
Уточнение и определение понятия "лицо, пострадавшее вследствие радиационных катастроф".
Изучение теоретических основ и концепции социальной защиты лиц, пострадавших от техногенных и радиационных аварий.
Анализ действующей системы правовых источников, определяющих механизмы социальной защиты для указанной категории граждан.
Исследование специфики пенсионного обеспечения лиц, пострадав-ших от техногенных и радиационных катастроф.
Выявление и анализ правовых проблем, возникающих при предо-ставлении услуг, натуральных льгот и денежных выплат лицам, пострадавшим от техногенных и радиационных катастроф.
Объектом исследования выступают правовые отношения, складываю-щиеся в контексте социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных катастроф. Предметом исследования являются конкретные виды и особенно-сти социальной защиты, предоставляемой гражданам, пострадавшим от тех-ногенных и радиационных катастроф.
Методология исследования базируется на комплексе методов, включа-ющем: общие методы, такие как системный анализ и сравнительный анализ; частно-научные методы, такие как сравнительно-правовой анализ, толкование норм права и формально-юридический метод; а также всеобщий диалектико-материалистический метод.
В качестве теоретической базы исследования послужили работы таких авторитетных ученых, как А. М. Витрук, Н. Н. Бахрах, А. Б. Стремоухов, Н. В. Лушников, М. А. Лепихов и ряд других исследователей.
Нормативно-правовая база представленного исследования сформиро-вана на основе следующих документов: Конституции Российской Федерации (в редакции, учитывающей поправки, внесенные Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2018 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ); Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ (в редакции от 03.07.2016, с изменениями от 19.12.2016) «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздей-ствию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объеди-нении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»; Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (в редакции от 03.07.2016) «О государствен-ном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Постановления Вер-ховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 (в редакции от 29.06.2015) «О распространении действия закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» на граждан из подразделений особого риска», а также актов международного за-конодательства. Помимо этого, значительное внимание уделено анализу про-фильной учебной и научной литературы.
В заключение анализа необходимо подчеркнуть, что широкие и много-гранные последствия радиационного излучения требуют комплексного си-стемного подхода на федеральном уровне в области социальной защиты граж-дан, подвергшихся радиационному облучению. Кроме технологических, ин-женерно-технических, биологических, экологических, экономических и меди-цинских аспектов, также важно учитывать психологические и социальные оценки последствий и их устранения. В качестве основных результатов нане-сённого ущерба выделяются ухудшение здоровья и радиоактивное загрязне-ние территории, в то время как ключевыми мерами поддержки считаются де-нежные компенсации и пособия, а также бесплатное медицинское обслужива-ние и мероприятия по оздоровлению.
Социальное обеспечение является одним из способов реализации госу-дарственной социальной политики, нацеленной на финансовую поддержку определённых категорий граждан, прежде всего тех, кто подвергся радиаци-онному воздействию, и это осуществляется за счёт средств специальных вне-бюджетных фондов и государственного бюджета в условиях социальных со-бытий, которые способствуют улучшению их положения.
Система социального обеспечения граждан, пострадавших от техноген-ных или радиационных катастроф, является важной составляющей системы социальной защиты населения. Она представляет собой комплекс, состоящий из множества норм и институтов, которые регулируют условия, порядок и размеры денежных выплат (пособия, компенсации, льготы, пенсии) и нату-ральной помощи (социальное обслуживание, социальная помощь). Основным условием для назначения того или иного вида социального обеспечения явля-ется принадлежность к группе «лица, пострадавшие в результате техногенных или радиационных катастроф», что отражает государственную ответствен-ность за причинённый ущерб и влияет на характер и размер предоставляемого обеспечения.
Система пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от техноген-ных или радиационных происшествий в Российской Федерации, представляет собой комплекс взаимосвязанных источников финансовых выплат, а также учреждений и органов, занимающихся управлением в этой области, включая виды и субъекты обеспечения. К ней также относятся нормативно-правовые акты, которые регулируют возникающие отношения, связанные с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение. Эта система обладает внутренне сложной структурой, которая включает страховые пенсии и пенсии, предо-ставляемые за счёт государства.
Все формы материальной и натуральной социальной защиты для лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, можно разделить на две группы: первая — это пособия, назначаемые непосредствен-но самим пострадавшим, вторая — гарантированные членам их семей. Усло-вия и порядок назначения пенсий для указанных граждан и их семей опреде-лены в статье 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017) «О государственном пен-сионном обеспечении в Российской Федерации».
Постоянный мониторинг состояния здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, должен стать одним из приоритетных направле-ний, который также охватывает здоровье их семей, особенно детей. В настоя-щее время остро стоит проблема наследственных заболеваний, врождённых аномалий развития, генетических дефектов и онкологических заболеваний. В этой сложной ситуации необходимо прилагать все усилия для улучшения их жизни, поддержки больных и сохранения генофонда России.
В числе приоритетных аспектов социальной государственной политики на сегодняшний день находится материальное обеспечение инвалидов. В Кон-ституции Российской Федерации гарантировано право на пенсионное обеспе-чение; в частности, статья 42 закрепляет право граждан на компенсацию ущерба, причинённого их здоровью и имуществу в результате экологических правонарушений. Тем не менее, учитывая масштаб проблемы и число постра-давших, основные конституционные права и интересы, касающиеся защиты жизни, здоровья и имущества, оказались настолько нарушенными, что причи-нённый вред стал практически невосполнимым.
В последние годы реформы социальной политики в России оказали су-щественное влияние на изменение конституционных прав. Появление Феде-рального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих прин-ципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об об-щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции» привело к частичному сокращению объёма возмещения вреда для граж-дан, перенесших лучевую болезнь и ставших инвалидами вследствие Черно-быльской катастрофы.
Законодательство предусматривает компенсацию в форме натуральных льгот и денежных выплат. Однако данные выплаты не в состоянии в полной мере заменить утраченные льготы. Кроме того, серьёзной проблемой, воз-никшей в результате реализации социальных прав этой категории граждан, стала индексация денежных выплат.
Частые изменения в законодательстве, его противоречивость и неопреде-лённость в данной области, которые мешали проведению индексации на про-тяжении нескольких лет, вызывали значительное общественное беспокойство.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Кон-ституции РФ от 30.12.2008 N 6–ФКЗ, от 30.12.2008 N 7–ФКЗ, от 05.02.2014 N 2–ФКЗ, от 21.07.2014 N 11–ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – N 31. – Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1995. – N 67.
3. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – N 12.
4. – Ст. 468. 6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117– ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – N 3. – Ст. 3340.
5. Закон Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244–1 (ред. от 28.12.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вслед-ствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. – N 21.
6. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181–ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О соци-альной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская 79 газета. – 02.12.1995. – N 234.
7. Федеральный закон от 26.11.1998 N 175–ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О соци-альной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» // Собрание законода-тельства РФ. – 30.11.1998. – N 48.
8. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178–ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О госу-дарственной социальной помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета. – N 142. – 23.07.1999.
9. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166–ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О госу-дарственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета. – 20.12.2001. – N 2859 (0).
10. Федеральный закон от 10.01.2002 N 2–ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О соци-альных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» // Российская газета. – 12.01.2002. – N 6.
11. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122–ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О вне-сении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополне-ний в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодатель-ных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // Собрание законода-тельства РФ. – 30.08.2004. – N 35.
12. Закон Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468–1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2017) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психо-тропных веществ, учреждениях и органах уголовно– исполнительной систе-мы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 04.03.1993. – N 9 – Ст. 328.
13. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123–1 (ред. от 29.06.2018) «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 23.01.1992. 81 – N 4.
14. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17.02.2016 № 03–01–11/8805 Текст Письма официально опубликован не был // www.consultant.ru. 2 Постановления высших судебных инстанций и материалы юридической практики
15. Балонов М.И. Радиация и риск (Бюллетень Национального радиационно– эпидемиологического регистра) / М.И. Балонов // Научно-практическое изда-ние – Изд.–во: Медицинский радиологический научный центр им. А.Ф. Цыба – филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Нацио-нальный медицинский фисследовательский радиологический центр» Мини-стерства здравоохранения Российской Федерации, 2016 – 115 с.
16. Григорьева Р.А. Среда обитания и население Чернобыльской зоны Брян-ской области. Социокультурные последствия Чернобыльской аварии / Иссле-дования по прикладной и неотложной этнологии. / Р.А. Григорьева – М.: ИЭА РАН, 2012. – Вып. 230/231. – 107 с.
17. Гришагин В.М. Экология и безопасность в техносфере: современные про-блемы и пути решения: сборник трудов Всероссийской научно– практической конференции 27–28 ноября 2013 года / В.М. Гришагин – М.: Берлин: Директ–Медиа, 2017 – 419 с.
18. Дмитриева Н.Д. Сравнительный анализ законодательства Российской Фе-дерации, Украины и Республики Беларусь о льготах и гарантиях для ликвида-торов Чернобыльской аварии / Н.Д. Дмитриева // Проблемы гражданской от-ветственности за ядерный ущерб. Сборник материалов межведомственной научно–практической конференции – М.: МФЮА, 2016 – 128 с.
19. Доклад Уполномоченного по правам человека в Брянской области «О неко-торых нарушениях прав граждан, проживающих в зоне радиоактивного за-грязнения в результате катастрофы на ЧАЭС» на научно–практической кон-ференции Чернобыль – 20 лет спустя. Социально–экономические проблемы и перспективы пострадавших территорий». // Российская газета – 24.03.2016 – N 61.
20. Указ Президента РФ от 13.10.2018 N 585 "Об утверждении Основ госу-дарственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной без-опасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую пер-спективу" "Собрание законодательства РФ", 15.10.2018, N 42 (часть II), ст. 6447
22. Комментарий к Закону Российской Федерации от 15.05. 1991 г. N 1244–1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вслед-ствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» / Отв. ред. Ю.В. Белянинова. – М.: Норма, 2011 – 55 с.
Научная и учебная литература
23. Мокроусов О. Льготы для выехавших чернобыльцев / О. Мокроусов // Экономика и жизнь – 2016 – №39 (9655).
24. Межибовская И.В. Проблемы соотношения российско–казахстанского за-конодательства о социальной защите лиц, пострадавших в результате ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне /И.В. Ме-жибовская // Проблемы права – 2016 – № 4 (58) – С. 40 –45.
25. Томашевский К.Л. Опыт законодательного регулирования в Республике Беларусь трудовых и социальных гарантий работникам, занятым на террито-риях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чер-нобыльской АЭС //Проблемы права – 2016 – № 4 (58) – С. 40 –
26. Шафиков А.М. Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча: монография / А.М. Шафиков – М.: Полиграф–Мастер, 2017 – 190 с.
27. Нестеренко В.Б. Чернобыльская катастрофа: Причины и последствия (Экспертное заключение): том 3: Последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС. Объединенная экспертная комиссия (Минск – Москва – Киев): учебное пособие / В.Б. Нестенко – М.: Тест, 1992 – 206 с.