Правовое регулирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенный катастроф и их семей (Московский колледж деловой карьеры)
|
Введение 3
Глава 1. Социальная защита лиц, пострадавших от радиационных катастроф 6
1.1 Понятие социальной защиты и категории граждан, пострадавших от радиационных катастроф 6
1.2. Правовой анализ законодательства в сфере социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных катастроф 14
Глава 2. Пенсионное обеспечение, пособия, компенсации и льготы, как способы социальной защиты граждан, пострадавших в результате радиационных катастроф 19
2.1. Пенсия и порядок её назначения 19
2.2. Виды пенсионного обеспечения 29
2.3. Пособия, компенсации и льготы как способы социальной защиты пострадавших в результате радиационных катастроф 33
2.4. Сохранение или не сохранение льгот и компенсаций при переезде в другой регион или другую страну 40
Заключение 50
Список использованных источников 53
Глава 1. Социальная защита лиц, пострадавших от радиационных катастроф 6
1.1 Понятие социальной защиты и категории граждан, пострадавших от радиационных катастроф 6
1.2. Правовой анализ законодательства в сфере социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных катастроф 14
Глава 2. Пенсионное обеспечение, пособия, компенсации и льготы, как способы социальной защиты граждан, пострадавших в результате радиационных катастроф 19
2.1. Пенсия и порядок её назначения 19
2.2. Виды пенсионного обеспечения 29
2.3. Пособия, компенсации и льготы как способы социальной защиты пострадавших в результате радиационных катастроф 33
2.4. Сохранение или не сохранение льгот и компенсаций при переезде в другой регион или другую страну 40
Заключение 50
Список использованных источников 53
Радиационные катастрофы, будучи трагическим следствием технологи-ческого развития, оставили глубокий след в истории многих стран, включая Россию. Вопросы защиты прав граждан, особенно в сфере социального обес-печения, являются приоритетными для Российской Федерации как социально-го государства.
Государственная социальная помощь, оказываемая пострадавшим от радиационного воздействия, регулируется комплексом нормативно-правовых актов, определяющих отношения между государством и гражданами, нужда-ющимися в поддержке.
Обеспечение достойного уровня жизни, особенно для уязвимых кате-горий населения, не способных самостоятельно обеспечить себе необходимые условия, является ключевой задачей социального государства. Граждане, по-страдавшие от радиации, безусловно, относятся к этой категории. Эффектив-ная социальная защита этих людей – актуальная задача как в России, так и в мире.
В связи с этим, а также в силу обязанности государства компенсировать ущерб, причиненный жизни и здоровью пострадавших, перед законодателем стоит важная задача: обеспечить надлежащую социальную защищенность этой группы населения и разработать специализированное законодательство, регу-лирующее эту сферу.
Основная цель исследования - это всесторонний анализ социальной защиты граждан, ставших жертвами радиационных и техногенных катастроф, с акцентом на правовые вопросы, регулирующие эту сферу. Для реализации данной цели были определены следующие задачи:
Уточнение и определение понятия "лицо, пострадавшее вследствие радиационных катастроф".
Изучение теоретических основ и концепции социальной защиты лиц, пострадавших от техногенных и радиационных аварий.
Анализ действующей системы правовых источников, определяющих механизмы социальной защиты для указанной категории граждан.
Исследование специфики пенсионного обеспечения лиц, пострадав-ших от техногенных и радиационных катастроф.
Выявление и анализ правовых проблем, возникающих при предо-ставлении услуг, натуральных льгот и денежных выплат лицам, пострадавшим от техногенных и радиационных катастроф.
Объектом исследования выступают правовые отношения, складываю-щиеся в контексте социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных катастроф. Предметом исследования являются конкретные виды и особенно-сти социальной защиты, предоставляемой гражданам, пострадавшим от тех-ногенных и радиационных катастроф.
Методология исследования базируется на комплексе методов, включа-ющем: общие методы, такие как системный анализ и сравнительный анализ; частно-научные методы, такие как сравнительно-правовой анализ, толкование норм права и формально-юридический метод; а также всеобщий диалектико-материалистический метод.
В качестве теоретической базы исследования послужили работы таких авторитетных ученых, как А. М. Витрук, Н. Н. Бахрах, А. Б. Стремоухов, Н. В. Лушников, М. А. Лепихов и ряд других исследователей.
Нормативно-правовая база представленного исследования сформиро-вана на основе следующих документов: Конституции Российской Федерации (в редакции, учитывающей поправки, внесенные Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2018 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ); Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ (в редакции от 03.07.2016, с изменениями от 19.12.2016) «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздей-ствию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объеди-нении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»; Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (в редакции от 03.07.2016) «О государствен-ном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Постановления Вер-ховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 (в редакции от 29.06.2015) «О распространении действия закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» на граждан из подразделений особого риска», а также актов международного за-конодательства. Помимо этого, значительное внимание уделено анализу про-фильной учебной и научной литературы.
Государственная социальная помощь, оказываемая пострадавшим от радиационного воздействия, регулируется комплексом нормативно-правовых актов, определяющих отношения между государством и гражданами, нужда-ющимися в поддержке.
Обеспечение достойного уровня жизни, особенно для уязвимых кате-горий населения, не способных самостоятельно обеспечить себе необходимые условия, является ключевой задачей социального государства. Граждане, по-страдавшие от радиации, безусловно, относятся к этой категории. Эффектив-ная социальная защита этих людей – актуальная задача как в России, так и в мире.
В связи с этим, а также в силу обязанности государства компенсировать ущерб, причиненный жизни и здоровью пострадавших, перед законодателем стоит важная задача: обеспечить надлежащую социальную защищенность этой группы населения и разработать специализированное законодательство, регу-лирующее эту сферу.
Основная цель исследования - это всесторонний анализ социальной защиты граждан, ставших жертвами радиационных и техногенных катастроф, с акцентом на правовые вопросы, регулирующие эту сферу. Для реализации данной цели были определены следующие задачи:
Уточнение и определение понятия "лицо, пострадавшее вследствие радиационных катастроф".
Изучение теоретических основ и концепции социальной защиты лиц, пострадавших от техногенных и радиационных аварий.
Анализ действующей системы правовых источников, определяющих механизмы социальной защиты для указанной категории граждан.
Исследование специфики пенсионного обеспечения лиц, пострадав-ших от техногенных и радиационных катастроф.
Выявление и анализ правовых проблем, возникающих при предо-ставлении услуг, натуральных льгот и денежных выплат лицам, пострадавшим от техногенных и радиационных катастроф.
Объектом исследования выступают правовые отношения, складываю-щиеся в контексте социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных катастроф. Предметом исследования являются конкретные виды и особенно-сти социальной защиты, предоставляемой гражданам, пострадавшим от тех-ногенных и радиационных катастроф.
Методология исследования базируется на комплексе методов, включа-ющем: общие методы, такие как системный анализ и сравнительный анализ; частно-научные методы, такие как сравнительно-правовой анализ, толкование норм права и формально-юридический метод; а также всеобщий диалектико-материалистический метод.
В качестве теоретической базы исследования послужили работы таких авторитетных ученых, как А. М. Витрук, Н. Н. Бахрах, А. Б. Стремоухов, Н. В. Лушников, М. А. Лепихов и ряд других исследователей.
Нормативно-правовая база представленного исследования сформиро-вана на основе следующих документов: Конституции Российской Федерации (в редакции, учитывающей поправки, внесенные Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2018 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ); Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ (в редакции от 03.07.2016, с изменениями от 19.12.2016) «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздей-ствию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объеди-нении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»; Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (в редакции от 03.07.2016) «О государствен-ном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Постановления Вер-ховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 (в редакции от 29.06.2015) «О распространении действия закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» на граждан из подразделений особого риска», а также актов международного за-конодательства. Помимо этого, значительное внимание уделено анализу про-фильной учебной и научной литературы.
В заключение анализа необходимо подчеркнуть, что широкие и много-гранные последствия радиационного излучения требуют комплексного си-стемного подхода на федеральном уровне в области социальной защиты граж-дан, подвергшихся радиационному облучению. Кроме технологических, ин-женерно-технических, биологических, экологических, экономических и меди-цинских аспектов, также важно учитывать психологические и социальные оценки последствий и их устранения. В качестве основных результатов нане-сённого ущерба выделяются ухудшение здоровья и радиоактивное загрязне-ние территории, в то время как ключевыми мерами поддержки считаются де-нежные компенсации и пособия, а также бесплатное медицинское обслужива-ние и мероприятия по оздоровлению.
Социальное обеспечение является одним из способов реализации госу-дарственной социальной политики, нацеленной на финансовую поддержку определённых категорий граждан, прежде всего тех, кто подвергся радиаци-онному воздействию, и это осуществляется за счёт средств специальных вне-бюджетных фондов и государственного бюджета в условиях социальных со-бытий, которые способствуют улучшению их положения.
Система социального обеспечения граждан, пострадавших от техноген-ных или радиационных катастроф, является важной составляющей системы социальной защиты населения. Она представляет собой комплекс, состоящий из множества норм и институтов, которые регулируют условия, порядок и размеры денежных выплат (пособия, компенсации, льготы, пенсии) и нату-ральной помощи (социальное обслуживание, социальная помощь). Основным условием для назначения того или иного вида социального обеспечения явля-ется принадлежность к группе «лица, пострадавшие в результате техногенных или радиационных катастроф», что отражает государственную ответствен-ность за причинённый ущерб и влияет на характер и размер предоставляемого обеспечения.
Система пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от техноген-ных или радиационных происшествий в Российской Федерации, представляет собой комплекс взаимосвязанных источников финансовых выплат, а также учреждений и органов, занимающихся управлением в этой области, включая виды и субъекты обеспечения. К ней также относятся нормативно-правовые акты, которые регулируют возникающие отношения, связанные с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение. Эта система обладает внутренне сложной структурой, которая включает страховые пенсии и пенсии, предо-ставляемые за счёт государства.
Все формы материальной и натуральной социальной защиты для лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, можно разделить на две группы: первая — это пособия, назначаемые непосредствен-но самим пострадавшим, вторая — гарантированные членам их семей. Усло-вия и порядок назначения пенсий для указанных граждан и их семей опреде-лены в статье 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017) «О государственном пен-сионном обеспечении в Российской Федерации».
Постоянный мониторинг состояния здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, должен стать одним из приоритетных направле-ний, который также охватывает здоровье их семей, особенно детей. В настоя-щее время остро стоит проблема наследственных заболеваний, врождённых аномалий развития, генетических дефектов и онкологических заболеваний. В этой сложной ситуации необходимо прилагать все усилия для улучшения их жизни, поддержки больных и сохранения генофонда России.
В числе приоритетных аспектов социальной государственной политики на сегодняшний день находится материальное обеспечение инвалидов. В Кон-ституции Российской Федерации гарантировано право на пенсионное обеспе-чение; в частности, статья 42 закрепляет право граждан на компенсацию ущерба, причинённого их здоровью и имуществу в результате экологических правонарушений. Тем не менее, учитывая масштаб проблемы и число постра-давших, основные конституционные права и интересы, касающиеся защиты жизни, здоровья и имущества, оказались настолько нарушенными, что причи-нённый вред стал практически невосполнимым.
В последние годы реформы социальной политики в России оказали су-щественное влияние на изменение конституционных прав. Появление Феде-рального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих прин-ципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об об-щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции» привело к частичному сокращению объёма возмещения вреда для граж-дан, перенесших лучевую болезнь и ставших инвалидами вследствие Черно-быльской катастрофы.
Законодательство предусматривает компенсацию в форме натуральных льгот и денежных выплат. Однако данные выплаты не в состоянии в полной мере заменить утраченные льготы. Кроме того, серьёзной проблемой, воз-никшей в результате реализации социальных прав этой категории граждан, стала индексация денежных выплат.
Частые изменения в законодательстве, его противоречивость и неопреде-лённость в данной области, которые мешали проведению индексации на про-тяжении нескольких лет, вызывали значительное общественное беспокойство.
Социальное обеспечение является одним из способов реализации госу-дарственной социальной политики, нацеленной на финансовую поддержку определённых категорий граждан, прежде всего тех, кто подвергся радиаци-онному воздействию, и это осуществляется за счёт средств специальных вне-бюджетных фондов и государственного бюджета в условиях социальных со-бытий, которые способствуют улучшению их положения.
Система социального обеспечения граждан, пострадавших от техноген-ных или радиационных катастроф, является важной составляющей системы социальной защиты населения. Она представляет собой комплекс, состоящий из множества норм и институтов, которые регулируют условия, порядок и размеры денежных выплат (пособия, компенсации, льготы, пенсии) и нату-ральной помощи (социальное обслуживание, социальная помощь). Основным условием для назначения того или иного вида социального обеспечения явля-ется принадлежность к группе «лица, пострадавшие в результате техногенных или радиационных катастроф», что отражает государственную ответствен-ность за причинённый ущерб и влияет на характер и размер предоставляемого обеспечения.
Система пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от техноген-ных или радиационных происшествий в Российской Федерации, представляет собой комплекс взаимосвязанных источников финансовых выплат, а также учреждений и органов, занимающихся управлением в этой области, включая виды и субъекты обеспечения. К ней также относятся нормативно-правовые акты, которые регулируют возникающие отношения, связанные с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение. Эта система обладает внутренне сложной структурой, которая включает страховые пенсии и пенсии, предо-ставляемые за счёт государства.
Все формы материальной и натуральной социальной защиты для лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, можно разделить на две группы: первая — это пособия, назначаемые непосредствен-но самим пострадавшим, вторая — гарантированные членам их семей. Усло-вия и порядок назначения пенсий для указанных граждан и их семей опреде-лены в статье 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017) «О государственном пен-сионном обеспечении в Российской Федерации».
Постоянный мониторинг состояния здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, должен стать одним из приоритетных направле-ний, который также охватывает здоровье их семей, особенно детей. В настоя-щее время остро стоит проблема наследственных заболеваний, врождённых аномалий развития, генетических дефектов и онкологических заболеваний. В этой сложной ситуации необходимо прилагать все усилия для улучшения их жизни, поддержки больных и сохранения генофонда России.
В числе приоритетных аспектов социальной государственной политики на сегодняшний день находится материальное обеспечение инвалидов. В Кон-ституции Российской Федерации гарантировано право на пенсионное обеспе-чение; в частности, статья 42 закрепляет право граждан на компенсацию ущерба, причинённого их здоровью и имуществу в результате экологических правонарушений. Тем не менее, учитывая масштаб проблемы и число постра-давших, основные конституционные права и интересы, касающиеся защиты жизни, здоровья и имущества, оказались настолько нарушенными, что причи-нённый вред стал практически невосполнимым.
В последние годы реформы социальной политики в России оказали су-щественное влияние на изменение конституционных прав. Появление Феде-рального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих прин-ципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об об-щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции» привело к частичному сокращению объёма возмещения вреда для граж-дан, перенесших лучевую болезнь и ставших инвалидами вследствие Черно-быльской катастрофы.
Законодательство предусматривает компенсацию в форме натуральных льгот и денежных выплат. Однако данные выплаты не в состоянии в полной мере заменить утраченные льготы. Кроме того, серьёзной проблемой, воз-никшей в результате реализации социальных прав этой категории граждан, стала индексация денежных выплат.
Частые изменения в законодательстве, его противоречивость и неопреде-лённость в данной области, которые мешали проведению индексации на про-тяжении нескольких лет, вызывали значительное общественное беспокойство.



