Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования игровых технологий (Социально-педагогический колледж)
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования игровых технологий 6
1.1. Проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Сущностная характеристика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 8
1.3. Характеристика использования игровых технологий в образовательном процессе начального уровня образования 14
Глава 2. Методика использования игровых технологий в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 21
2.1. Игровые технологии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 21
2.2. Игровые технологии как особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 26
2.3. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках и внеурочных занятиях 33
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по выявлению и обоснованию разработки и апробированию системы игр, используемых для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 40
3.1. Выявление сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 40
3.2. Использование системы игр в образовательном процессе начального уровня образования 46
3.3. Обоснование системы игр, используемых для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 51
Заключение 58
Список использованных источников 60
Современное образование ориентировано на формирование универсальных учебных действий (УУД), которые составляют основу успешного обучения, саморазвития и социализации личности обучающегося. Особое место в системе УУД занимают коммуникативные универсальные учебные действия, способствующие развитию у школьников навыков общения, сотрудничества, взаимопонимания и конструктивного взаимодействия [1, стр. 3].
Формирование коммуникативных УУД особенно актуально в младшем школьном возрасте, так как этот период характеризуется высокой пластичностью психических процессов, активным развитием речи, потребностью в общении и игровой деятельности. Игровые технологии, как форма педагогического взаимодействия, позволяют реализовать данные возрастные особенности, обеспечивая вовлечение учащихся в учебный процесс и формируя мотивацию к общению [2, стр. 12]. Игра выступает в качестве ведущего вида деятельности для младших школьников, в процессе которой они осваивают социальные роли, учатся слышать и понимать других, аргументировать свою точку зрения, соблюдать правила взаимодействия в группе [3, стр. 26].
Однако на практике далеко не всегда игровые технологии применяются системно и целенаправленно. Педагоги нередко ограничиваются использованием игр как формы развлечения, не связывая их с задачами формирования УУД. Это свидетельствует о необходимости разработки и апробации педагогически обоснованной системы игр, направленных именно на развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Таким образом, проблема исследования обусловлена противоречием между потребностью младших школьников в развитии коммуникативных умений и недостаточной разработанностью методики их формирования средствами игровых технологий [4, стр. 52].
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения эффективности формирования коммуникативных УУД у младших школьников с учётом их возрастных особенностей и дидактического потенциала игровых технологий.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность системы игровых технологий в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Объект исследования — процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования — формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования игровых технологий.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования игровых технологий.
2. Рассмотреть методику использования игровых технологий в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
3. Выявить и обосновать разработку и апробирование системы игр, используемых для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что целенаправленное и системное использование игровой технологии в учебной и внеурочной деятельности способствует более эффективному формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические методы:
• анализ и синтез психолого-педагогической литературы;
• классификация и систематизация понятий;
• моделирование педагогических условий.
Эмпирические методы:
• педагогическое наблюдение;
• анкетирование и опросы учащихся и учителей;
• диагностические методики (в том числе методики оценки коммуникативных умений);
• опытно-экспериментальная работа;
• качественный и количественный анализ результатов с применением методов математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании системы игровых технологий, направленных на формирование коммуникативных УУД, и экспериментальной проверке их эффективности в условиях начального образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении сущностных характеристик коммуникативных УУД младших школьников и педагогических условий их формирования с использованием игры.
Практическая значимость заключается в возможности применения разработанных рекомендаций, диагностических инструментов и системы игр в педагогической практике начального образования.
База исследования — муниципальное общеобразовательное учреждение (конкретизируется по ходу исследования), в котором были проведены диагностические мероприятия и опытно-экспериментальная работа с учащимися 2–4 классов.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. В первой главе раскрываются теоретические аспекты формирования коммуникативных УУД и игровых технологий, во второй описываются методические подходы, в третьей — организация и результаты опытно-экспериментальной работы.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных. Они обеспечивают не только успешность учащихся в учебной деятельности, но и выступают базисом социализации, развития культуры общения, сотрудничества, рефлексии и речевой инициативы.
Проведённое теоретико-практическое исследование подтвердило, что игровая деятельность обладает высоким развивающим потенциалом в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Обзор психолого-педагогической литературы показал, что игра соответствует возрастным особенностям учащихся, обеспечивает мотивацию, эмоциональную вовлечённость, создаёт ситуацию успеха и стимулирует продуктивное взаимодействие.
В первой главе выпускной квалификационной работы были раскрыты понятийные основы коммуникативных УУД, дана их классификация и структура. Особое внимание уделено характеристике игровых технологий, способных выступать в роли эффективного средства педагогического воздействия, направленного на развитие речевых и социальных навыков младших школьников.
Вторая глава была посвящена методике формирования КУУД посредством игровых форм. Рассмотрены как уроки, так и внеурочная деятельность как сферы реализации коммуникативных задач. Показано, что интеграция игровых методов в различные этапы урока, организация тематических кружков, тренингов, проектов позволяют развивать умения слушать, выражать мнение, договариваться, аргументировать и взаимодействовать.
Третья глава содержала опытно-экспериментальную часть, в ходе которой была апробирована разработанная система игр, направленных на формирование КУУД. Диагностика уровня сформированности КУУД до и после реализации системы показала положительную динамику по большинству показателей: возросла речевая активность, инициативность, улучшилось качество диалога и коллективного взаимодействия. Были обоснованы как педагогические, так и психологические преимущества применения системы игровых технологий в начальной школе.
Таким образом, гипотеза выпускной квалификационной работы подтвердилась: игровая деятельность, организованная в форме целостной педагогической системы, способствует формированию у младших школьников ключевых коммуникативных универсальных учебных действий. Это позволяет рекомендовать разработанную систему к использованию в практике учителей начальных классов, в том числе в рамках уроков, внеурочной и проектной деятельности.
1. Абдурахманова Ф. А., Прудникова Т. И. Игровые технологии в начальной школе // Традиции и инновации в педагогике начальной школы. – Симферополь, 2022. – С. 74–77.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2020. – 384 с.
3. Антонова И. А. Игровые технологии в обучении младших школьников. – М.: Просвещение, 2021. – 128 с.
4. Балабан Е. Г. Элементы игровых технологий как средство формирования УУД младших школьников // Научный альманах. – 2023. – № 9(107). – С. 34–38.
5. Бим И. Л. Теория и практика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2019. – 256 с.
6. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2020. – 320 с.
7. Вахрушева Л. Н. Коммуникативные УУД в начальной школе. – М.: Учитель, 2022. – 152 с.
8. Власова Т. А. Способы активизации речевой деятельности младших школьников. – М.: Владос, 2020. – 96 с.
9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2019. – 88 с.
10. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. – М.: Эксмо, 2020. – 352 с.
11. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: Наука, 2021. – 288 с.
12. Глухов В. П. Игровые технологии в образовательном процессе. – М.: Юрайт, 2021. – 144 с.
13. Гришина Н. В. Психология общения. – СПб.: Питер, 2022. – 304 с.
14. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: Педагогика, 2021. – 256 с.
15. Данилюк А. Я. Современные подходы к формированию универсальных учебных действий. – М.: Просвещение, 2020. – 160 с.
16. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические основы обучения. – М.: Просвещение, 2021. – 272 с.
17. Ефимова И. И. Методика развития речи младших школьников. – М.: Академия, 2022. – 224 с.
18. Захарова И. А. Речевое развитие школьников. – СПб.: Лань, 2020. – 188 с.
19. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2020. – 384 с.
20. Ильин Е. П. Психология общения. – СПб.: Питер, 2021. – 352 с.
21. Калмыкова З. И. Формирование учебной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 2022. – 208 с.
22. Карабанова О. А. Психология развития и возрастная психология. – М.: Юрайт, 2021. – 368 с.
23. Касаткина Н. Н. Педагогика игровой деятельности. – М.: Владос, 2021. – 168 с.
24. Ковалева Г. С. Универсальные учебные действия: формирование и оценка. – М.: Просвещение, 2020. – 160 с.
25. Коломинский Я. Л. Психология общения младшего школьника. – Минск: Харвест, 2020. – 208 с.
26. Крылова Н. Б. Игровые технологии в начальной школе. – М.: Просвещение, 2021. – 144 с.
27. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2020. – 256 с.
28. Леонтьев А. А. Психолингвистика. – М.: Смысл, 2021. – 320 с.
29. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2021. – 320 с.
30. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 2020. – 272 с.
31. Монахов В. М. Методология и теория дидактических систем. – М.: Наука, 2021. – 256 с.
32. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2022. – 304 с.
33. Новикова Н. В. Игровые технологии в практике учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2021. – 144 с.
34. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2020. – 384 с.
35. Орлова Е. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников. – М.: ГНОМ, 2020. – 112 с.
36. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры. – М.: Юрайт, 2020. – 256 с.
37. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – М.: Эксмо, 2020. – 288 с.
38. Подласый И. П. Педагогика. – М.: Владос, 2021. – 512 с.
39. Поглазова О. Т. Методика обучения русскому языку в начальной школе. – М.: Просвещение, 2021. – 256 с.
40. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 2023. – 448 с.
41. Рождественская Л. М. Коммуникативный тренинг для младших школьников. – СПб.: Детство-Пресс, 2021. – 152 с.
42. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2020. – 512 с.
43. Савенков А. И. Исследовательская деятельность младших школьников. – М.: Просвещение, 2022. – 144 с.
44. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2021. – 320 с.
45. Ситникова Е. В. Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения технологии: дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2018. – 180 с.
46. Сластёнин В. А., Чижакова Г. И. Педагогика. – М.: Академия, 2022. – 512 с.
47. Смирнова Е. О. Детская психология. – М.: Питер, 2020. – 384 с.
48. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 2021. – 192 с.
49. ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Минпросвещения РФ, 2023. – 78 с.
50. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в начальной школе. – М.: Академия, 2020. – 232 с.