База исследования: факультет психологии Педагогического института Белгородского государственного университета.
Выборка: 86 студентов 1-5 курсов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Феномен ответственности личности в психологии 7
1.2.Проблема самоотношения в психологии 15
1.3. Особенности ответственности и самоотношения личности 21
студентов – будущих психологов служебной деятельности 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявление. 54
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 69
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 76
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в настоящее время профессия психолога служебной деятельности становится все более востребованной, так как психологическое сопровождение сотрудников способствует успешному выполнению своих профессиональных обязанностей. Психологи в служебной сфере регулярно оказываются в сложных и опасных ситуациях, которые требуют от них высокого уровня психологической устойчивости личности. Об этом, в частности, свидетельствует профессиональный стандарт «Психолог служебной деятельности» [1], в котором приведен перечень функций, а также знаний и навыков, которыми должен обладать специалист. Эти требования показывают, что психолог в не меньшей степени, чем сотрудник правоохранительных и иных органов, должен обладать знаниями и умениями служебной деятельности, и в большей степени – высоко развитыми личностными качествами. К таким качествам М.А. Закирова [12] относит: ответственность, самооценку, мотивацию достижения, эмпатию и терпимость.
Таким образом, исследования значения ответственности и самоотношения в становлении студента – будущего психолога служебной деятельности являются актуальными.
Важность и необходимость анализа допрофессионального развития специалиста подчеркивалась многими исследователями (Е.А. Климов, Н.Г. Кондратюк, С.Н. Чистякова и др.). Г.В. Семёнова описывает ответственность как первичное личностное образование. К. Муздыбаев обращает особое внимание на социальную составляющую. В.Ф. Сафин особо выделяет организационную функцию ответственности. В.П. Прядеин совместно с О.В. Мухлыниной, выделив ряд компонентов в структуре ответственности, разработали методику «Многомерно-функциональная диагностика ответственности-110 (ОТВ-110)», расширенный аналог методики ОТВ-70 разработанной В.П. Прядеиным ранее.
Практически к таким же выводам пришла М.М. Калашникова, которая выделенные В.П. Прядеиным и О.В. Мухлыниной компоненты определила в качестве шкал в структуре компонентов. Ф. Хайдер сформулировал концепцию каузальной атрибуции. Эту идею реализовал в своей концепции локуса контроля Дж. Роттер. Согласно его концепции, выделяются два вида контроля – внутренний (интернальный) и внешний (экстернальный).
Вопросы самоотношения одним из первых детально рассматривал Н.И. Сарджвеладзе. К. Роджерс так же акцентировал внимание на концепции самоотношения, как и В.Г. Маралов, А. Розенберг, Дж. Марш, которые основывали понятие самоотношения на ведущей роли самооценки. В.В. Столин рассматривает самоотношение как проявление личностного смысла.
Проблеме ответственности и самоотношения посвящали свои исследования и другие ученые, однако в целом обзор литературы показал, что, несмотря на достаточную изученность понятий «ответственность» и «самоотношение», их содержательное определение и построение теорий ответственности и самоотношения затруднено ввиду комплексности феноменов и их зависимости от субъективных факторов. Кроме того, недостаточно, на наш взгляд, изучена связь между рассматриваемыми феноменами, особенно в рамках профессиональной деятельности личности.
Проблема исследования: каков характер связи между ответственностью и самоотношением личности у студентов – будущих психологов в служебной деятельности?
Цель исследования: выявить характер связи между ответственностью и самоотношением личности у студентов – будущих психологов в служебной деятельности.
Объект исследования: ответственность студентов.
Предмет исследования: связь ответственности и самоотношения личности у студентов – будущих психологов в служебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить степень разработанности в литературе проблемы ответственности и самоотношения личности студентов – будущих психологов в служебной деятельности.
2. Изучить самоотношение личности студентов – будущих психологов в служебной деятельности.
3. Выявить уровень развития ответственности студентов – будущих психологов в служебной деятельности.
4. Определить характер связи ответственности и самоотношения личности студентов – будущих психологов в служебной деятельности.
Гипотеза исследования: существует связь ответственности и самоотношения личности у студентов – будущих психологов в служебной деятельности, а именно: чем выше выраженность таких компонентов самоотношения личности, как: уверенность в себе, саморуководство, отраженное самоотношение, и ниже выраженность таких компонентов самоотношения личности, как: замкнутость, внутренний конфликт и самообвинение, тем выше уровень ответственности в целом и ниже выраженность отдельных его показателей, таких как: динамическая аэргичность, мотивация эгоцентрическая, эмоциональность астеническая и регуляторная экстернальность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теории ученых по проблеме исследования: теория ответственности М.М. Калашниковой, теория каузальной артибуции Ф. Хайдера, теория причинности (Локус контроля) Дж. Роттера, а в отношении самоотношения были использованы: теория самоотношения и структуры самоотношения Н.И. Сарджвеладзе, теории целостности отношений В.Н. Мясищева.
Методы исследования:
• Организационные (сравнительный);
• Сбор данных (психодиагностические тесты);
• Обработки (количественная и качественная: описательная статистика, H-критерий Краскела-Уоллеса, r-критерий Спирмена);
• Интерпретационные (структурный);
Методики исследования:
1. «Методика исследования самоотношения» (МИС) (С.Р. Пантелеев);
2. «Ответственность как системное качество личности» (В.П. Прядеин);
3. «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО) (В.П. Прядеин).
Практическая значимость работы: результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы непосредственно участниками экспериментальной работы для саморазвития, также могут использоваться кафедрами подготовки психологов служебной деятельности, другими организациями, занимающимися повышением квалификации, решением профессиональных проблем и выгорания и т.д.
Выборка и база исследования: исследование проводилось на базе факультета психологии Педагогического института Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет». В исследовании приняли участие студенты 1-5 курсов в количестве 86 человек.
Структура работа: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Целью нашего исследования являлось выявление характера связи между ответственностью и самоотношением личности у студентов – будущих психологов в служебной деятельности. Этот аспект является важным и актуальным направлением исследования студентов, так как позволяет выявить оптимальные условия для развития их личности в образовательной среде.
Ответственность – это психологический феномен, то есть индивидуальное целостное качество личности, выраженное в способности адекватно осознавать и позитивно принимать происходящие события в своей жизни или поведение (как свое, так и других людей, в целом общества) как факторы, оказывающие влияние на возможность личностного роста и на окружение, общество, в котором он находится, в способности осознавать свою возможность контролировать как события (поведение), так и результаты чьих-либо действий, способности самостоятельно качественно планировать и выполнять определенные действия (как продиктованные необходимостью, так и исходящие из мотивационно-волевых установок личности). Основываясь на этом определении, следует подчеркнуть важность изучения компонентов ответственности: динамического, эмоционального, регуляторного, мотивационного, когнитивного и результативного.
Самоотношение – это психологическое устойчивое образование, которое формируется под влиянием различных факторов (отношения окружающих к личности, ценностных установок, результатов самооценивания) и отражает процесс самопознания, эмоционального отношения и действий относительно себя. Из этого определения становится понятно, что важными компонентами самоотношения личности являются: уверенность в себе, представление о себе в глазах других людей (отраженное самоотношение), самоотношение, наличие внутренних конфликтов, на чём мы и акцентировали внимание при изучении данного феномена.
В ходе данного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Большинство студентов обладают средним уровнем показателей ответственности – это указывает на то, что они достаточно самостоятельны, при необходимости ответственно выполняют поручения, ставя общественные интересы выше личных, такие студенты добросовестны. В результате выполнения ответственных дел студенты проявляют положительные эмоции и не испытывают особых трудностей в процессе. Но высокие показатели по шкале «результативность субъектная» и «когнитивная осмысленность» говорят о том, что студентам свойственно проявление повышенной ответственности в личных делах, связанных с самореализацией и личностным благополучием, а также о том, что студенты очень хорошо осознают суть понятия «ответственность», понимают, что это такое и имеют глубокое и целостное представление качества.
2. Общий уровень ответственности у многих студентов находится на среднем уровне. Это означает, что испытуемые готовы брать на себя ответственность в решении сложных задач, отвечают за свои поступки, положительно относятся к проявлению ответственности, осознают, что включает в себя это понятие, а также могут адекватно оценивать свои силы, при принятии того или иного решения.
3. Большинство испытуемых имеет среднюю выраженность показателей самоотношения личности – это свидетельствует о том, что студенты достаточно откровенны сами с собой, уверены в своих силах, имеют внутренний стержень, способны вызывать уважение и симпатию у других людей. При этом, учитывая тенденцию к низким значениям шкал «самопривязанность», «внутренняя конфликтность» и «самообвинение», студентам свойственны небольшие внутренние конфликты и включение защитных механизмов для отстаивания своего «Я» в напряженных ситуациях. Также во внимание были приняты высокие показатели по шкале «самоценность», что говорит о высокой оценке студентами богатства своего внутреннего мира, восприятии себя как индивидуальности.
4. Сравнительный анализ показателей самоотношения между студентами с разным уровнем ответственности показал различия на высоком уровне статистической значимости (p≤0,01), что говорит о важности изучаемой связи этих показателей.
5. Корреляционный анализ показал, что существуют сильные связи между показателями ответственности и самоотношения личности у студентов – будущих психологов в служебной деятельности, это доказывает важность развития самоотношения личности студента, связанного с ответственностью, для дальнейшей успешности в профессиональной деятельности.
Итак, с помощью осуществления поставленных задач, нами была выполнена цель исследования. Наша гипотеза о том, что существует связь ответственности и самоотношения личности у студентов – будущих психологов в служебной деятельности, а именно: чем выше выраженность таких компонентов самоотношения личности, как: уверенность в себе, саморуководство, отраженное самоотношение, и ниже выраженность таких компонентов самоотношения личности, как: замкнутость, внутренний конфликт и самообвинение, тем выше уровень ответственности в целом и ниже выраженность отдельных его показателей, таких как: динамическая аэргичность, мотивация эгоцентрическая, эмоциональность астеническая и регуляторная экстернальность – была подтверждена. Развитость уровня ответственности зависит от того, как человек относится к себе, насколько он уверен в себе, как представляет себя в глазах окружающих.
Таким образом, понимание характера связи между ответственностью и самоотношением личности является основой эффективной подготовки будущих психологов в служебной деятельности. Учитывая эти результаты, можно разработать более эффективные программы обучения и развития самоотношения личности, способствующие повышению уровня ответственности в профессиональной деятельности.
Дальнейшее изучение данных показателей положительно скажется на допрофессиональном развитии будущих специалистов, обеспечит возможность выделить психолого-педагогические условия их развития у студентов – будущих психологов в служебной деятельности, что впоследствии поможет сформировать базу специалистов, осознающих всю ответственность своей работы и проявляющих свои личностные качества в профессиональной деятельности.
1. Приказ Минтруда России от 27.04.2023 № 395н «Об утверждении профессионального стандарта «Психолог в служебной деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2023 № 73588) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.05.2023.
2. Абрамовских, Н.В. «К вопросу формирования социальной ответственности у студентов / Н.В. Абрамовских, Э.М. Новая // Преподаватель ХХI век. – 2013. – Т. 1. – № 2. – С. 37-40.
3. Бобрышов, С.В. Феноменология и функциональное предназначение ответственности по регулированию взаимоотношений личности с самой собой и обществом / С.А. Бобрышов, Н.Н. Горбатовская // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2016. – № 6 (110). – С. 10-15.
4. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] URL: https://rusbig-psyho.slovaronline.com/ (дата обращения 27.03.2025).
5. Волкова, Е.В. Обзор исследований ответственности в отечественной и зарубежной психологии XXI века / Е.В. Волкова. С.А. Башкатов, Л.В. Чернышева // Вестник Костромского гос. ун-та. Серия: педагогика. Психология. Социокинетика. – 2019. – Т. 25. – №4. – С. 53–59.
6. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт, 2025. – 281 с.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Том 2 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
8. Донцов, А.А. Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в образовательной системе МВД России / А.А. Донцов // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2024. – № 1 (102). – С. 227-231.
9. Духновский, С.В. Социально-психологический климат и внутригрупповые отношения в служебном коллективе / С.В. Духновский, К.В. Злоказов // Кадровик. – 2023. – № 12. – С. 88-97.
10. Ежова, О.Н. Ответственность как профессионально значимое качество сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / О.Н. Ежова, Ф.И. Ушков // Психология и право. 2021. – № 11(2). – С. 72–85.
11. Ермоленко, О.Н. Теоретический анализ понятия и структуры самоотношения / О.Н. Ермоленко // Вестник магистратуры. – 2016. – № 12-4 (63). – С. 131-133.
12. Закирова, М.А. Развитие ответственности в юношеском возрасте: (на примере студентов вуза): автореферат диссертации на соискание ученой степени к.психол.н.: специальность 19.00.13 / М.А. Закирова. – Казань, 2010. – 24 с.
13. Кайда, Л.И. Воспитание ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе обучения / Л.И Кайда, А.П. Шарухин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. – Т. 55. – № 3. – С. 134-135.
14. Калашникова, М.М. Психология ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях: монография / М.М. Калашникова. – Рязань: Академия ФСИН России, 2015. – 171 с.
15. Кашапова, Г.И. Особенности локуса контроля у студентов с индивидуалистическими и коллективистическими установками / Г.И. Кашапова, Б.С. Алишев // Социокультурные установки, ценности и мотивы учения современных студентов. Сб. науч. тр. / Под ред. Б.С. Алишева. – Казань: Отечество, 2009. – С. 38–47.
16. Кашапова, Г.И. Ответственность как социально-психологический феномен и уровни ее развития / Г.И. Кашапова // Казанский пед. журнал. – 2012. – №1(91). – С. 110–116.
17. Кашапова, Г.И. Связь индивидуалистических и коллективистических установок с другими личностными характеристиками / Г.И. Кашапова // Казанский педагогический журнал. – 2011. – № 3. – С. 98-108.
18. Комлев, А.В. Формирование ответственности младшего подростка в условиях модульно-рейтингового обучения: дис. … канд. пед. Наук / А.В. Комлев. – Волгоград, 2015. – 136 с.
19. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознании / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
20. Крылова, Н.Н. «Самосознание: строение и взаимодействие структурных компонентов / Н.Н. Крылова // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – № 1 (9). – С. 36-40.
21. Крылова, Н.Н. Самоотношение и саморегуляция студента: феноменология и плоскости пересечения понятий / Н.Н. Крылова // Вестник Пензенского государственного университета. 2014. – № 1 (5). – С. 25-30.
22. Крылова, Н.Н. Самоотношение как компонент в структуре саморегуляции учебной деятельности студентов / Н.Н. Крылова // Вестник Пензенского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 30-34.
23. Кузнецова, И.А. Мотивация и ответственность как предикторы успешной адаптации курсантов к условиям обучения в образовательных организациях системы МВД России / И.А. Кузнецова // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения – 2022). Материалы международной научно-практической конференции / Под редакцией Ю.А. Шаранова, сост. И.Ю. Кобозев, А.А. Сарсенова. – Санкт-Петербург, 2022. – С. 357-361.
24. Маралов, В.Г. Психология саморазвития: учебник и практикум для вузов / В.Г. Маралов, Н.А. Низовских, М. А. Щукина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2025. – 320 с.
25. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. – Москва: Педагогика, 1986.
26. Михалёва И.С. Воспитание профессиональной ответственности курсанта вуза МВД в локусе его профессионального потенциала / И.С. Михалева // Шамовские чтения. сборник статей XV Международной научно-практической конференции: В 2 ч. – Москва, 2023. – С. 687-690.
27. Михалева, И.С. Нравственная рефлексивность в структуре профессиональной ответственности курсантов / И.С. Михалева // Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития. Сборник научных статей III Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию известного российского ученого, академика РАО Георгия Николаевича Филонова. – Калуга, 2022. – С. 243-245.
28. Мишурова, О.И. Методологические подходы к изучению социальной ответственности / О.И. Мишурова // Сервис в России и за рубежом. – 2016. – Т. 10. – № 9 (70). – С. 77-87.
29. Муздыбаев, К. Психология ответственности: виды проявления ответственности, связь разных форм ответственности с определенными психологическими и социальными явлениями, результаты экспериментальных исследований ответственности в разнообразных жизненных ситуациях, значение ответственности для достижения успеха, справедливости, благополучия и выживания / К. Муздыбаев / под ред. В. Е. Семёновой. – изд. 2-е, доп. – М.: URSS, 2010. – 238 с.
30. Мясищев, В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / В.Н. Мясищев // Психология отношений: под редакцией А.А. Бодалева. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - С. 14 - 39.
31. Мясищев, В.Н. Работоспособность и болезни личности / В.Н. Мясищев // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2023. – Т. 8. – №3. – С. 234-254.
32. Невзоров, С.В. Направления воспитания профессиональной ответственности будущего сотрудника полиции / С.В. Невзоров // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении. Сборник научных статей / Под редакцией Л.А. Кунаковской, О.Б. Мазкиной, С.В. Поповой. – Воронеж, 2022. – С. 63-66.
33. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений / Р.В. Овчарова. - Москва: Твор. центр «Сфера»: Юрайт, 2001. – 441 с.
34. Ощепкова, Г.И. Проявления экстернальности и интернальности при зависимом поведени / Г.И. Ощепкова // Филология и культура. – 2015. – № 3 (41). – С. 333-337.
35. Пазина, О.Е Социальная ответственность личности в современном обществе: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / О.Е. Пазина. – Н. Новгород: Нижегор. гос. арх.-строит. ун-т, 2007. – 165 с.
36. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система: (Спецкурс) / С.Р. Пантилеев; МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии, Каф. общ. психологии. - Москва: Изд-во МГУ, 1991. – 108 с.
37. Попова, О.Б. Структурно-функциональная организация Я-концепции акцентуированной личности / О.Б. Попова // Акмеология. – 2014. – № 2 (50). – С. 19-23.
38. Прядеин, В.П. Психодиагностика личности: избранные психологические методики и тесты / В.П. Прядеин; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» [и др.]. – Сургут: РИО СурГПУ, 2013. – 245 с.
39. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом.) Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача Л.Г. Лаптева. М.: Издательство Института психотерапии. 2001.
40. Рождерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. – 2-е изд., эл. – М.: ИОИ, 2018. – 241 с.
41. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. – Тблилиси: «Мецниереба», 1989. – 89 с.
42. Сарджевеладзе, Н.И. Самоотношение личности // Психология самопознания: хрестоматия / Н.И. Сарджвеладзе; под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: БАХРАХ-М, 2000. – С. 173-207.
43. Сафин, В. Ф. Стадии развития ответственности в детском возрасте / В.Ф. Сафин // Педагогический ж-л Башкортостана. – 2007. – №3. – С. 29–37.
44. Семёнова, Г.В. Проявление ответственности личности в контексте жизненных ситуаций: автореферат к.психол.наук: 19.00.01. – СПб., 2007. – 25 с.
45. Семчук, И.В. Становление курсанта-психолога как субъекта профессиональной деятельности / И.В. Семчук // Вестник Московского университета МВД России. – 2012. - № 6. – С. 204-208.
46. Слободская, И.Н. Исследование мотивации формирования профессиональной ответственности у обучающихся вуза / И.Н. Слободская, И.В. Фарафанова // Образование и общество. – 2023. – № 4 (141). – С. 100-106.
47. Соловьева, А.В. Исследование особенностей проявления самоотношения у курсантов образовательных организаций МВД России / А.В. Соловьева // Проблемы психологической работы и профессионального обучения психологов силовых структур в условиях цифровизации общества. Всероссийская научно-практическая конференция: сборник научных трудов. – Москва, 2022. – С. 226-228.
48. Сорокоумова, С.Н. О структуре личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России / С.Н. Сорокоумова, А.В. Заргаров, И.С. Ганишина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2024. – № 1 (101). – С. 270–280.
49. Столин, В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: дис. … д-ра псих. наук: 19.00.01 / В.В. Столин. – М., 1985. – С. 48.
50. Столин, В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. – Москва: Изд-во Московского ун-та, 1983. – 285 с.
51. Фатеева, Д.Е. Взаимосвязь самоотношения и успешности обучения курсантов образовательной организации МВД России / Д.Е. Фатеева // Безопасность личности, общества и государства: теоретико-правовые аспекты. Сборник научных статей международной научно-теоретической конференции курсантов, слушателей и студентов, проводимой в рамках I Санкт-Петербургского международного молодежного научного форума «Северная Пальмира: территория возможностей» / Сост.: Е.А. Маркова, Т.В. Колпакова. – Санкт-Петербург, 2022. – С. 129-133.
52. Федотов, С.Н. Психологические особенности мотивации курсантов образовательных организаций МВД России / С.Н. Федотов, Т.В. Мальцева, Ю.Д. Милюкова // Прикладная психология и педагогика. 2020. – Т. 5. – № 3. – С. 105–121.
53. Философский словарь [Электронный ресурс] URL: https://slovari.org/slovo/filosofskiij-slovar/otvetstvennost/267422. (дата обращения 27.03.2025).
54. Церковский, А.Л. Современные взгляды на проблему отношения человека к самому себе / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2008. – Т. 7. – № 4. – С. 102-108.
55. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова; АН СССР, Ин-т психологии. – Москва: Наука, 1977. – 144 с.
56. Чуманов, Ю.В. Изучение мотивации курсантов образовательных организаций МВД России / Ю.В. Чуманов, А.А. Бурмистрова // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы: сборник материалов III Международной конференции. – 2019. – С. 149-154.
57. Heider, F. Social perception and Реnomenal causality / F. Heider. – Psychological Reviem. – 1944. – Р. 358- 374.
58. McClelland, D. The achievement motive /, D. McClelland, J.W. Atkinson, R.A. Clark, E.L. Lowell – New York, 1976. – 386 p.
59. Rosenberg. M. Society and the adolescent self-image. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 1965. - 326 р.
60. Rosenzweig. S. An outline of frustration theory – In: J.McV Hant (Ed.) Personality and the behavior disoders. – New York, 1944. – V.1. – Р. 379-388.
61. Rotter, J.B. Social Learning and Clinical Psychology. Englewood Cliffs, New York, 1954. – 466 p.
62. Ryan, R.M. Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions / R.M. Ryan, E.L. Deci // Contemporary Educational Psychology. – 2000.– № 25(1). – p. 54–67.
63. Schwartz, Sh. H. Normative evaluations of helping behavior: A critigue , proposal, and empirical test // Jornal of Experimental Social Psychology. – 1973. –– №9. – Р. 349-364.