Специфика конфликта в драматургии И. Бродского
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. КОНФЛИКТ КАК КАТЕГОРИЯ ПОЭТИКИ ЛИТЕРАТУРНОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ 7
1.1. Проблема художественного конфликта в литературоведении 7
1.2. История развития и особенности драматического конфликта
Выводы 21
Глава II. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНФЛИКТА В ДРАМАТУРГИИ И.А. БРОДСКОГО
2.1. Типология конфликта в творчестве И. Бродского
2.2. Специфика конфликтов в пьесе «Мрамор»
2.3. Специфика конфликтов в пьесе И. Бродского «Демократия!»
2.4. Роль драматургии в художественном мире И. Бродского
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Глава I. КОНФЛИКТ КАК КАТЕГОРИЯ ПОЭТИКИ ЛИТЕРАТУРНОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ 7
1.1. Проблема художественного конфликта в литературоведении 7
1.2. История развития и особенности драматического конфликта
Выводы 21
Глава II. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНФЛИКТА В ДРАМАТУРГИИ И.А. БРОДСКОГО
2.1. Типология конфликта в творчестве И. Бродского
2.2. Специфика конфликтов в пьесе «Мрамор»
2.3. Специфика конфликтов в пьесе И. Бродского «Демократия!»
2.4. Роль драматургии в художественном мире И. Бродского
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Иосиф Александрович Бродский (1940-1996) является одной из самых значимых фигур русской литературы второй половины XX века. Поэт, эссеист, драматург, лауреат Нобелевской и множества других престижных премий - И. Бродский прошел сложный, как жизненный, так и творческий путь.
Поэзия И. Бродского никогда не воспринималось однозначно. С одной стороны, его почитатели, такие как В. Куллэ, А. Кушнер, Я. Гордин, Л. Лосев, склонны сопоставлять его литературное наследие с творчеством великих предшественников - Данте, А.С. Пушкина, О.Э. Мандельштама, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, указывая на обновление художественного языка и обозначение новых онтологических пределов поэтического мира в произведениях И. Бродского. С другой стороны, литераторы, скептически настроенные по отношению к явленной в стихах концепции мироздания (например, А. Солженицын и Э. Лимонов), отдавая должное творческому мастерству поэта, категорически отвергают его поэтическую идеологию.
Поэтическому творчеству И. Бродского и его эссеистике посвящён внушительный корпус научных работ как в России, так и за рубежом. Драматургия Нобелевского лауреата, в свою очередь, практическ и не подвергались осмыслению с исследовательских позиций научного. «Мрамор» становится объектом изучения в работах, рассматривающих его с точки зрения тождественности сюжетостроения канонам древнегреческой трагедии [49]; предметом исследования становятся поднятые в пьесе, но характерные, в целом, для идейного мира И. Бродского темы времени, прос транства, смерти и бессмертия [53]; также рассматривается общий принцип организации произведения [36]. Вторая пьеса И. Бродского, «Демократия!», гораздо в меньшей ст епени удостоена внимания современного литературоведения. Она становится предметом исследования в работах, рассматривающих ее дуализм [4 1], универсальный характер картины мира внутри произведения [34], а также специфику ремарок пьесы [ 19].
Категория конфликта является ключевым параметром структурно - семантической организации драматического произведения. Именно экспликация конфликта в драме обеспечивает смыслопорождение в драме как роде литературы. Конфликтность предстает здесь основой вскрытия бытийной проблематики, требующей осмысления и ценностного решения. Драматический конфликт призван обозначить и, по возможности, отыскать пути преодоления противоречий в жизни социума и отдельной личности. Он позволяет постичь законы мироздания, психологию человеческой л ичности со всеми ее нравственными и моральными убеждениями и принципами. В своих научных трудах данную категорию рассматривали такие ученые - литературоведы, как В. Волькенштейна, М. Полякова, В. Хализев, М. Б.Храпченко и многие другие.
Категория художественного конфликта в творчестве И. Бродского также исследовалась скорее относительно его поэзии. Исследователями выделяются конфликты времени, пространства, языка и, сопутствующие им конфликты смерти и бессмертия, поэта и империи, как ключевые, моделирующие и характеризующие всю концепцию художественного мира поэта. [24, 29, 53, 60]
Данное исследование посвящено выявлению специфических особенностей художественного конфликта непосредственно в драматических произведениях И. Бродского.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявить представления о мировоззренческих антиномиях творческого сознания И. Бродского и уяснить своеобразие построения и художественного воплощения конфликта в его драматических произведениях. Научное осмысление оригинальных драматических произведений поэта поможет расширить границы понимания художественной модели мира И. Бродского.
Научная новизна данной работы обусловлена отсутствием исследовательских работ, посвященных конфликтологии пьес И. Бродского, что вызывает потребность в заполнении данной научной лакуны путем аналитического осмысления специфики конфликта в драматургии поэта.
...
Поэзия И. Бродского никогда не воспринималось однозначно. С одной стороны, его почитатели, такие как В. Куллэ, А. Кушнер, Я. Гордин, Л. Лосев, склонны сопоставлять его литературное наследие с творчеством великих предшественников - Данте, А.С. Пушкина, О.Э. Мандельштама, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, указывая на обновление художественного языка и обозначение новых онтологических пределов поэтического мира в произведениях И. Бродского. С другой стороны, литераторы, скептически настроенные по отношению к явленной в стихах концепции мироздания (например, А. Солженицын и Э. Лимонов), отдавая должное творческому мастерству поэта, категорически отвергают его поэтическую идеологию.
Поэтическому творчеству И. Бродского и его эссеистике посвящён внушительный корпус научных работ как в России, так и за рубежом. Драматургия Нобелевского лауреата, в свою очередь, практическ и не подвергались осмыслению с исследовательских позиций научного. «Мрамор» становится объектом изучения в работах, рассматривающих его с точки зрения тождественности сюжетостроения канонам древнегреческой трагедии [49]; предметом исследования становятся поднятые в пьесе, но характерные, в целом, для идейного мира И. Бродского темы времени, прос транства, смерти и бессмертия [53]; также рассматривается общий принцип организации произведения [36]. Вторая пьеса И. Бродского, «Демократия!», гораздо в меньшей ст епени удостоена внимания современного литературоведения. Она становится предметом исследования в работах, рассматривающих ее дуализм [4 1], универсальный характер картины мира внутри произведения [34], а также специфику ремарок пьесы [ 19].
Категория конфликта является ключевым параметром структурно - семантической организации драматического произведения. Именно экспликация конфликта в драме обеспечивает смыслопорождение в драме как роде литературы. Конфликтность предстает здесь основой вскрытия бытийной проблематики, требующей осмысления и ценностного решения. Драматический конфликт призван обозначить и, по возможности, отыскать пути преодоления противоречий в жизни социума и отдельной личности. Он позволяет постичь законы мироздания, психологию человеческой л ичности со всеми ее нравственными и моральными убеждениями и принципами. В своих научных трудах данную категорию рассматривали такие ученые - литературоведы, как В. Волькенштейна, М. Полякова, В. Хализев, М. Б.Храпченко и многие другие.
Категория художественного конфликта в творчестве И. Бродского также исследовалась скорее относительно его поэзии. Исследователями выделяются конфликты времени, пространства, языка и, сопутствующие им конфликты смерти и бессмертия, поэта и империи, как ключевые, моделирующие и характеризующие всю концепцию художественного мира поэта. [24, 29, 53, 60]
Данное исследование посвящено выявлению специфических особенностей художественного конфликта непосредственно в драматических произведениях И. Бродского.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявить представления о мировоззренческих антиномиях творческого сознания И. Бродского и уяснить своеобразие построения и художественного воплощения конфликта в его драматических произведениях. Научное осмысление оригинальных драматических произведений поэта поможет расширить границы понимания художественной модели мира И. Бродского.
Научная новизна данной работы обусловлена отсутствием исследовательских работ, посвященных конфликтологии пьес И. Бродского, что вызывает потребность в заполнении данной научной лакуны путем аналитического осмысления специфики конфликта в драматургии поэта.
...
В результате исследования специфических особенностей конфликтных ситуаций внутри драматических произведений И. Бродского был сделан ряд следующих выводов.
Теоретический аспект исследования дает представление о сущности литературного конфликта непосредственно в драматургии. Дается понятие о драматическом конфликте, а также определяются особенности формирования данной категории внутри литературного процесса и различные точки зрения на его типологизацию.
Через драматический конфликт происходит раскрытие, обличение общественных противоречий. Одновременно с этим конфликт в драме - средство осмысления источников и пре дпосылок этих противоречий, а также возможность спрогнозировать предполагаемые пути их развития. Драматический конфликт позволяет познать сущность человеческого бытия, осмыслить духовность, психологию личности, ее моральные и нравственные принципы. Художественное пространство литературного произведения, особенно, если рассматривать большие формы, на всех уровнях его организации определяется конфликтностью. Разного рода конфликты отражаются, начиная с описания персонажей, их реплик, черт характера и взаимодействия с окружающей средой, заканчивая сюжетно - композиционным построением повествования в целом. Структурная основа всего произведения - это сплетение вышеперечисленного в одно смысловое целое.
Основываясь на положениях, представленных в теоретической част и исследования, выявляются особенности конфликтных ситуаций внутри оригинальных пьес И. Бродского «Мрамор» и «Демократия!»
Несмотря на то, что в «Мраморе» ярко выражена философская направленность мысли, а «Демократия!» - ироническое, памфлетное предсказание возможного будущего, пьесы, тем не менее, имеют ряд схожих, но не равносильных конфликтных ситуаций.
Обусловлено это тем, что конфликты, затрагиваемые И. Бродским, сквозной нитью проходят через все формы его литературного самовыражения. Опираясь на поэтическое творчество, как более изученный наукой аспект, отчетливо видно, как темы, конфликты и мотивы переосмысляются в последствии И. Бродским, как в эссеистике, так и в драматургии.
Все творчество поэта формируется вокруг разрешения фундаментального конфликта - противостояния абсолютному Времени. Время и пространство находится в условиях поэтического мира И. Бродского в строгой иерархии. Данная позиция обусловлена тщетностью, иссякаемостью пространства перед вечным, бесконечным потоком Времени.
В своих пьесах И. Бродский ставит своеобразный эксперимент в отношениях данных категорий. Пространство «Мрамора» сжато до предельно возможного минимума, оставляя главных героев лицом к лицу с концентрированным Временем. Похожий опыт он ставит и в «Демократии!». Важной отличительной чертой становится сокращение не только пространства, но и урезания времени. Все действие разворачивается в одной единственной комнате на протяжении одного дня. Данное отличие связывается, прежде всего, со смысловыми различиями пьес. «Демок ратия!» - абсолютно политический текст и, благодаря локальности и быст ротечности развития событий, И. Бродский усиливается оценочный пафос происходящего, оставляя читателей наедине с неприглядной правдой.
...
Теоретический аспект исследования дает представление о сущности литературного конфликта непосредственно в драматургии. Дается понятие о драматическом конфликте, а также определяются особенности формирования данной категории внутри литературного процесса и различные точки зрения на его типологизацию.
Через драматический конфликт происходит раскрытие, обличение общественных противоречий. Одновременно с этим конфликт в драме - средство осмысления источников и пре дпосылок этих противоречий, а также возможность спрогнозировать предполагаемые пути их развития. Драматический конфликт позволяет познать сущность человеческого бытия, осмыслить духовность, психологию личности, ее моральные и нравственные принципы. Художественное пространство литературного произведения, особенно, если рассматривать большие формы, на всех уровнях его организации определяется конфликтностью. Разного рода конфликты отражаются, начиная с описания персонажей, их реплик, черт характера и взаимодействия с окружающей средой, заканчивая сюжетно - композиционным построением повествования в целом. Структурная основа всего произведения - это сплетение вышеперечисленного в одно смысловое целое.
Основываясь на положениях, представленных в теоретической част и исследования, выявляются особенности конфликтных ситуаций внутри оригинальных пьес И. Бродского «Мрамор» и «Демократия!»
Несмотря на то, что в «Мраморе» ярко выражена философская направленность мысли, а «Демократия!» - ироническое, памфлетное предсказание возможного будущего, пьесы, тем не менее, имеют ряд схожих, но не равносильных конфликтных ситуаций.
Обусловлено это тем, что конфликты, затрагиваемые И. Бродским, сквозной нитью проходят через все формы его литературного самовыражения. Опираясь на поэтическое творчество, как более изученный наукой аспект, отчетливо видно, как темы, конфликты и мотивы переосмысляются в последствии И. Бродским, как в эссеистике, так и в драматургии.
Все творчество поэта формируется вокруг разрешения фундаментального конфликта - противостояния абсолютному Времени. Время и пространство находится в условиях поэтического мира И. Бродского в строгой иерархии. Данная позиция обусловлена тщетностью, иссякаемостью пространства перед вечным, бесконечным потоком Времени.
В своих пьесах И. Бродский ставит своеобразный эксперимент в отношениях данных категорий. Пространство «Мрамора» сжато до предельно возможного минимума, оставляя главных героев лицом к лицу с концентрированным Временем. Похожий опыт он ставит и в «Демократии!». Важной отличительной чертой становится сокращение не только пространства, но и урезания времени. Все действие разворачивается в одной единственной комнате на протяжении одного дня. Данное отличие связывается, прежде всего, со смысловыми различиями пьес. «Демок ратия!» - абсолютно политический текст и, благодаря локальности и быст ротечности развития событий, И. Бродский усиливается оценочный пафос происходящего, оставляя читателей наедине с неприглядной правдой.
...
Подобные работы
- Своеобразие и место драматургии Аси Волошиной в современном литературном процессе
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2022 - Жанровое своеобразие пьесы «Месяц в деревне» Тургенева
Магистерская диссертация, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - Особенности перевода драматических произведений с русского языка на датский (на примере пьес А.П. Чехова и Д.И. Фонвизина)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗЫ РУССКИХ В ДРАМАТИЧЕСКОЙ ТРИЛОГИИ Т. СТОППАРДА «БЕРЕГ УТОПИИ»
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - СТРУКТУРА ОБРАЗОВ ПАВЛА I И АЛЕКСАНДРА I В ТРИЛОГИИ Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО «ЦАРСТВО ЗВЕРЯ»
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - ПРОЗА М. ЦВЕТАЕВОЙ: ХАРАКТЕР И СПОСОБЫ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
Диссертации (РГБ), литература. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Теоретическое осмысление цикла и циклизации в мировой литературе разных эпох, и особенности проявления циклизация в романах Э.Л. Войнич
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016





