ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА И РЫНКА ТРУДА 11
1.1 Концептуальные основы маркетинга персонала как ресурса
формирования рынка труда 11
1.2 Особенности основных элементов и направлений маркетинга персонала в
системе рынка труда 22
1.3. Влияние маркетинга персонала на формирование рынка труда 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА КАК РЕСУРСА ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА
ТРУДА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 38
2.1 Организация и методы исследования 38
2.2 Исследование рынка труда Белгородской области 44
2.3 Оценка использования методологии маркетинга персонала по формированию рынка труда в деятельности учреждений службы
занятости 60
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА КАК РЕСУРСА
ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 83
3.1 Рекомендации по развитию маркетинга персонала как ресурса
формирования рынка труда Белгородской области 83
3.2 Разработка программы развития маркетинга персонала как инструмента формирования рынка труда в деятельности учреждений
службы занятости 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100
Эффективность деятельности организации в значительной степени зависит от клиентоориентированности бизнеса, наличия уникального товарного и сервисного предложения, от совершенствования бизнес- процессов, но еще более эта эффективность зависит от того, насколько успешно руководство справляется с задачей по привлечению, управлению и удержанию высококвалифицированных сотрудников, способных обеспечить конкурентные преимущества организации.
Коммерческая деятельность в самых ее разнообразных формах возникла задолго до рождения понятия «маркетинг персонала», однако теория управления человеческими ресурсами явилась той научной областью, где основные положения теории общего маркетинга нашли свое применение при проведении организацией маркетинговых исследований рынка труда.
При этом усиление требований к качеству и уровню развития персонала приводит к формированию современных механизмов рынков труда, что на практике реализуется в использовании систем маркетинга персонала.
В современных условиях рынка труда, при формировании политики занятости следует применять подход, выработанный концепцией интегрированного маркетинга: продукт и потребитель могут и должны создаваться в одно и то же время. Адаптируя данную маркетинговую концепцию к рынку труда, можно данный подход интерпретировать как готовность работодателя получать рабочую силу для удовлетворения производственных нужд, а со стороны наемного работника - готовность прилагать усилия по подготовке своей рабочей силы необходимого качества. Применение маркетингового подхода на рынке труда позволяет повысить уровень интенсивности происходящих обменных процессов, уменьшить степень неопределенности в принятии решений, выявить причины, по которым прежние действия оказались ошибочными, оценить ситуацию и дать достоверный прогноз изменения конъюнктуры рынка труда.
На рынок труда, как и на другие сферы экономики, оказывают влияние множество факторов. При этом рынок труда имеет четкую структуру, что позволяет отслеживать влияние этих факторов при помощи различных инструментов. Но недостаточность информации о составе и неравномерности развития рынков труда в регионе может создавать препятствия при его изучении.
Актуальность исследования заключается в непрерывном совершенствовании функционирования рынка труда и взаимоотношений его субъектов. Предприятиям региона необходимо постоянно решать задачи установления соответствия количественных и качественных показателей рабочей силы собственным потребностям.
Проблемой исследования выступает противоречие между значительной неопределенностью на рынке труда в плане предмета соглашений и необходимостью оценки потребностей и удовлетворенности сторон, поскольку от этого зависит само качество реализации трудовой сделки.
Степень разработанности проблемы. В зарубежной и отечественной экономической литературе можно выделить большое количество работ, которые посвящены маркетингу персонала. Среди современных российских исследований в области маркетинга персонала посвящены работы Е.Л. Богдановой, В.И. Герчикова, Е. В. Головчанской, И. Б. Дураковой, А. Я. Кибанова, А.В. Кирьянко, Ю. Г. Одегова, Л.Н. Семерковой, В.В.Томилова, С.И. Хапилиной, и др.
Среди зарубежных ученых это: М. Альберт, И. Ансофф, Г. Армстронг, Ф. Котлер, Д. Коул, Г. Минцберг и др.
Концептуальные основы маркетинга персонала заложили в своих работах А. Алчиан, Г. Демсетц, П. Доринджер, М. Пиора.
Несмотря на достаточно глубокое изучение аспектов маркетинга персонала и рынка труда, взаимосвязи в процессе исследований рынка труда и маркетинга персонала уделяется недостаточное внимание.
Актуальность темы исследования и наличие нерешенных вопросов обусловили объект, предмет, цель и задачи работы.
Предмет исследования - организационно-экономические и управленческие отношения, определяющие условия развития маркетинга персонала как ресурса формирования рынка труда.
Объект исследования - формирование рынка труда Белгородской области через методологию маркетинга персонала.
Цель исследования состоит в обосновании целесообразности использования маркетингового подхода, инструмента повышения эффективности процессов ориентированного на рынок труда как ресурса формирования рынка труда, фактора повышения эффективности занятости.
Задачи исследования:
1. Исследовать основные методологические аспекты концепции маркетинга персонала, выделить основные элементы и направления маркетинга персонала, ориентированного на рынок труда.
2. Изучить особенности применения маркетинга персонала в деятельности учреждений службы занятости и выявление соответствующих проблем.
4. Предложить рекомендации, направленные на решение выявленных в ходе исследования проблем.
5. Разработать программу развития маркетинга персонала как ресурса формирования рынка труда Белгородской области.
Теоретико-методологическую базу исследования составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области маркетинга персонала, маркетинговых аспектов развития рынков труда, исследования системы маркетинга персонала.
Эмпирическая база исследования:
1. Профильные учебники и учебные пособия.
2. Статистические данные исследуемых организаций.
3. Годовая отчетность исследуемых организаций.
4. Плановые и первичные документы исследуемых организаций.
5. Результаты самостоятельных исследований, проведенных на базах ОКУ «Старооскольский городской ЦЗН» и ОКУ «Губкинский городской ЦЗН».
6. Статистические сборники.
7. Данные Федеральной службы по труду и занятости РФ.
Методы исследования:
- системный анализ теоретических и методологических вопросов развития маркетинговых подходов к организации отношений на современных рынках труда;
- статистические методы выборки и группировки;
- сравнительный и графический анализ;
- применение показателей динамики;
- метод опроса;
- метод интерпретации полученных результатов - структурный метод.
Гипотеза исследования: базируется на применении методологических принципов маркетинга персонала, согласно которой маркетинг персонала определяет формирование и развитие устойчивой позиции субъектов деятельности на рынке труда.
Период исследования: 2015-2017 гг.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Обоснованы методологические аспекты, определяющие условия применения маркетинга ориентированного на рынок труда как функции, реализуемой его субъектами.
2. Выявлены основные закономерности процесса реализации маркетинга персонала на рынке труда, обусловливающие использование маркетинговых инструментов в деятельности учреждений службы занятости населения как посредника на рынке труда.
3. Разработана программа развития маркетинга персонала как инструмента формирования рынка труда, используемого в деятельности учреждений службы занятости.
Положения, выносимые на защиту:
1. В условиях функционирования рынка труда маркетинг персонала нацелен на субъекты рынка труда через трудовые услуги и на удовлетворение потребностей работодателей. Развитие маркетинга персонала на рынке труда с точки зрения работодателей повышает возможности эффективно удовлетворять и тем самым удерживать сотрудников, обеспечивая себе устойчивое положение на рынке. Оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных условий, содействующих повышению эффективности труда.
2. Деятельность в области маркетинга персонала в учреждениях службы занятости и ее влияние на формирование регионального рынка труда находится в тесной взаимосвязи и является закономерным следствием современных тенденций в сфере занятости и определяет формирование устойчивой позиции основных субъектов деятельности на рынках труда, поскольку позволяет достигать взаимных выгод от взаимодействия сторон трудовых отношений, обеспечивать повышение конкурентоспособности участников рынка. Поэтому, изучение и внедрение использования методологии маркетинга персонала в контексте инфраструктуры рынка труда является целесообразным. Исходя из этих соображений, представляется теоретически и практически значимым исследовать содержание применения методологии маркетинга в деятельности в учреждениях службы занятости населения. Особенно важным будет рассмотрение этой проблемы в формировании и развитии маркетинга персонала этой службы как государственного учреждения. В такой постановке указанная проблема не получила должного изучения.
3. Внедрение четкой программы маркетинга персонала в деятельность службы занятости позволит расширить влияние на процессы на рынке труда повышение степени согласованности интересов и предпочтений сторон трудового взаимодействия, а также на применении методологических принципов в развитии маркетинга персонала.
Теоретическая значимость исследования: исследования заключается в постановке и изучении проблемы методологии развития маркетинга персонала, уточнении понятия «маркетинг персонала» и «рынок труда», определении и конкретизации особенностей маркетинга персонала как ресурса формирования рынка труда.
Практическая значимость заключается в углублении представлений в возможности использования теоретических положений, рекомендаций и выводов в практике учреждений служб занятости в целях повышения качества оценки состояния рынка труда, тенденций его изменения, что в свою очередь способствует содействию занятости и эффективного использования человеческого капитала.
Результаты исследования были апробированы на Всероссийской научно-практической конференции «Стратегия и методический
инструментарий формирования кадрового потенциала региональной экономики в условиях глобальных рисков» (октябрь-ноябрь 2018 г.); в сборнике по итогам конференции была опубликована статья «Роль маркетинга персонала в формировании рынка труда» с регистрацией в РИНЦ.
Также, были опубликованы 3 научные статьи:
- «Особенности рекрутинга в России на современном этапе» в международном научно-практическом журнале «Экономика и социум» (№12(31) 2016 года);
- «Основные направления маркетинговых исследований рынка труда» в международном научно-практическом журнале «Теория и практика современной науки» (№ 4(34) 2018 года);
- «Особенности взаимодействия маркетинга персонала и рынка трудовых ресурсов» электронного научного журнала «Вестник современных исследований» (№ 01(28) 2019 года) с регистрацией в РИНЦ.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
Во введении указаны актуальность темы исследования, степень научной разработанности проблемы, объект и предмет исследования, цель и задачи, теоретико-методологические основы и методы исследования, информационно-эмпирическая база исследования, гипотеза и положения, выносимые на защиту, научная новизна, теоретическая и практическая значимости, а так же результаты апробирования темы исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты изучения маркетинга персонала и рынка труда» раскрываются основные термины, задачи и концептуальные подходы к маркетингу персонала. Рассматривается понятие, направления и влияние маркетинга персонала в системе рынка труда.
Во второй главе «Эмпирическое изучение состояния системы маркетинга персонала как ресурса формирования рынка труда Белгородской области» определяются и описываются направления и методы исследования; дается характеристика исследуемых организаций. Представлена оценка использования инструментов маркетинга персонала в учреждениях службы занятости и анализ рынка труда региона.
В третьей главе «Направления совершенствования методологии развития маркетинга персонала как ресурса формирования рынка труда Белгородской области» представлены возможные направления совершенствования объекта исследования через решение выявленных проблем, а также разработку программы развития маркетинга персонала как ресурса формирования рынка труда Белгородской области.
В заключении изложены выводы, сделанные в ходе исследования.
Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 108 страниц машинописного текста. Для наглядности изложения материала в работе содержится 20 рисунков и 28 таблиц. В работу включены 15 приложений.
Список использованной литературы представлен 75 источниками.
Необходимость поиска новых подходов к регулированию рынка труда обусловлена развитием рыночных отношений в экономике России, процессом децентрализации форм управления, возрастающей самостоятельностью экономических субъектов. Применение маркетинга является закономерным следствием современных тенденций в сфере занятости. Служба занятости как особый элемент в структуре рынка труда. Данные структуры являются посредниками на рынке труда, поэтому использование маркетинговых инструментов в их деятельности является закономерным.
Базами исследования выступали учреждения службы занятости населения Белгородской области: ОКУ «Старооскольский городской ЦЗН» и ОКУ «Губкинский городской ЦЗН». В исследовании была предпринята попытка разработать программу развития маркетинга персонала как инструмента формирования рынка труда, ориентированную на деятельность учреждений данной направленности.
Методами получения эмпирической информации послужили статистический анализ, статистическая сводка, сравнительный и графический анализ, применение показателей динамики, метод опроса, метод интерпретации полученных результатов - структурный метод, SWOT- анализ.
В ходе исследования были выполнены все поставленные задачи:
1. Были исследованы основные методологические аспекты концепции маркетинга персонала и выделить основные элементы и направления маркетинга персонала, ориентированного на рынок труда.
2. Были изучены особенности применения маркетинга персонала в деятельности учреждений службы занятости и выявлены проблемы.
4. Для устранения выявленных проблем были предложены рекомендации, направленные на решение выявленных в ходе исследования проблем.
5. Была разработана Программа развития маркетинга персонала как ресурса формирования рынка труда Белгородской области.
Положения, выносимые на защиту, состояли в следующем:
1. В условиях функционирования рынка труда маркетинг персонала нацелен на субъекты рынка труда через трудовые услуги и на удовлетворение потребностей работодателей. Развитие маркетинга персонала на рынке труда с точки зрения работодателей повышает возможности эффективно удовлетворять и тем самым удерживать сотрудников, обеспечивая себе устойчивое положение на рынке. Оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных условий, содействующих повышению эффективности труда.
2. Деятельность в области маркетинга персонала в учреждениях службы занятости и ее влияние на формирования на региональный рынок труда находится в тесной взаимосвязи. Исходя из этих соображений, представляется теоретически и практически значимым исследовать содержание применения методологии маркетинга в деятельности в учреждениях службы занятости населения. Особенно важным будет рассмотрение этой проблемы в формировании и развитии маркетинга персонала этой службы как государственного учреждения. В такой постановке указанная проблема не получила должного изучения.
3. Внедрение четкой программы маркетинга персонала в деятельность службы занятости позволит расширить влияние на процессы на рынке труда через использование клиентоориентированного подхода, то есть предполагающего высокую степень согласованности интересов и предпочтений сторон трудового взаимодействия, а также на применении методологических принципов в развитии маркетинга персонала.
Эмпирическое исследование состояния использования маркетинга персонала как ресурса формирования рынка труда состояло из следующих этапов:
1. Анализ рынка трудовых ресурсов Белгородской области.
2. Анализ комплекса маркетинга персонала исследуемых организаций.
3. Изучение уровня удовлетворенности клиентов исследуемых организаций.
4. Оценка персонала исследуемых организаций.
5. Обобщение результатов исследования путем построения матрицы SWOT.
Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования состояния использования маркетинга персонала как ресурса формирования рынка труда:
1. Как показали региональные исследования, основной причиной безработицы в регионе является не недостаток людей или их избыток, а отсутствие на рынке труда работников с необходимыми производству профессиями и специальностями. В настоящее время большинство промышленных предприятий Белгородской области ощущают нехватку квалифицированных рабочих кадров, в то время как по некоторым профессиям ИТР и служащих наблюдается переизбыток предложения.
2. В настоящий момент в учреждениях службы занятости механизмы использования маркетинга персонала недостаточно отработан. Наблюдается несоответствие профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, что усложняет подбор. В банке вакансий имеется значительное количество заявленных работодателями вакансий, но их качество недостаточное. Комплексная система маркетинга персонала в деятельности службы занятости отсутствует, что мешает им в полной мере контролировать ситуацию на рынке труда.
3. Результаты опроса клиентов служб занятости (работодателей и соискателей рабочих мест) показывают, что уровень их удовлетворенности находится на низком уровне.
4. Уровень вовлеченность в работу персонала в исследуемых организациях находится на среднем уровне. Это достаточно низкие показатели при выявленном уровне удовлетворенности клиентов.
5. Выявлено недостаточное внимание к использованию информационной функции маркетинга персонала.
Итоговым выводом исследования можно считать универсальность и широкие возможности использования маркетинговых инструментов, методов, техник и принципов в различных направлениях изучения рынка труда.
1. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности [Текст] : учеб.-практ. пособие / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: Дело и Сервис, 2015. - 285 с.
2. Аверин, А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Аверин. - М.: Изд-во РАГС, 2013. - 224 с.
3. Багирова, В.Л. Классический маркетинг в системе управления персоналом компании [Текст] / В.Л. Багирова, В.А. Киселева // Фармация. - 2014. - № 1. - С. 24-26.
4. Бастрон, Е.О. Влияние маркетинга персонала на имидж предприятия на рынке труда [Текст] / Е.О. Бастрон // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2016. - № 41-1. - С. 84-89.
5. Белгородская область в цифрах. 2017 [Текст]: крат. статистический сборник / Белгородстат. - Белгород: 2017. - 272 с.
6. Белянина, И.В. Маркетинг персонала [Текст]: учеб. пособие / И.В. Белянина И. В., Л.М. Фомичева Л. М. - М.: Новые технологии, 2017. - 274 с.
7. Богданова, Е.Л. Маркетинговая концепция организации персонал- менеджмента и конкурентоспособной рабочей силы [Текст] / Е.Л. Богданова. - М.: Прогресс - Академия, 2015. - 356 с.
8. Бушмин, И.А. Основные походы к повышению клиентоориентированности в деятельности государственной службы занятости на локальных рынках труда [Текст] / И.А. Бушмин, А.С. Кальнеус // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 2(18). - С. 35-43.
9. Ванян, М.Л. Формирование и развитие долгосрочных взаимовыгодных отношений с работниками в корпоративных системах маркетинга персонала [Текст]: дис. ...д-ра экон. наук / М.Л. Ванян; Кубанский государственный университет. - Краснодар, 2015. - 191 с.
10. Виханский, О. С., Менеджмент [Текст]: учебник / О. С. Виханский,
A. И. Наумов. - 5-е изд. стереотипн. - М.: Магистр : ИНФРА-М, 2014.-576 с.
11. Доклад «О состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров и услуг Белгородской области» по итогам 2015 года [Текст]: офиц. текст. - Белгород, 2016 - 60 с.
12. Вукович, Г.Г. Современные технологии в системе маркетинга персонала современных предприятий [Текст] / Г.Г. Вукович // Экономика устойчивого развития. - 2018. № 1 (33). - С. 231-233.
13. Герасимов, Б.И. Основы научных исследований [Текст]: учеб. пособие / Б.И. Герасимов, В.В. Дробышева, Н.В. Злобина - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М,2015. - 272 с.
14. Говорова, Н.А. Маркетинг персонала [Текст]: учебное пособие / Н.А. Говорова. - М.: ИД «АТИСО», 2009. - 363 с.
15. Горина, Е.Е. Служба занятости: проблемы формирования и оптимизация функционирования [Текст] / Е.Е. Горина // Регионология. - 2010. - № 2(71). - С. 176-186.
16. Государственное регулирование рыночной экономики [Текст]: учеб. .70