Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ эффективности утилизации твердых коммунальных отходов в Ленинградской области

Работа №176355

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

природопользование

Объем работы90
Год сдачи2023
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Практика обращения с ТКО в современном мире 8
1.1 Основные способы обращения с отходами 9
1.1.1 Захоронение 10
1.1.2 Утилизация 12
1.2 Отечественная практика обращения с ТКО 16
1.2.1 Статистические данные по РФ 20
1.2.2 Виды твердых коммунальных отходов 24
1.3 Зарубежный опыт утилизации ТКО 30
2 Информация об объекте и методы исследования 35
2.1 Экологическая обстановка в области 37
2.2 Правовое регулирование области по обращению с ТКО 39
2.3 Объекты по обращению с ТКО 41
2.4 Статистические данные 52
2.5 Методы изучения 60
3 Анализ утилизации твердых коммунальных отходов в Ленинградской
области 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
РЕКОМЕНДАЦИИ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 77


Вторичная переработка отходов производства и потребления в России - приоритетное направление государственной политики. Подсчитано, что в нашей стране, ежегодно образуется от 50 до 70 млн т твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) [18], но уровень их переработки до настоящего времени остается низким, и составляет лишь десятую часть от всего формируемого объема данного вида отходов. Если сравнить указанные цифры с некоторыми системами обращения с отходами других стран, то опыт ряда передовых стран, в частности Европейского союза, показывает, что уровень переработки ТКО может достигать величин 76% (Приложение А) [43]. Данные цифры свидетельствуют, что РФ по уровню переработки и утилизации отходов отстает от показателей передовых стран в 7 раз, а также подтверждают тот факт, что более 90% отходов по- прежнему направляется на захоронение на полигоны и несанкционированные свалки.
Многочисленные исследования доказали, что места для размещения отходов оказывают значительное отрицательное влияние на окружающую среду (далее - ОС). Первое, вывод из хозяйственного оборота земельных ресурсов под создание полигонных площадок, необходимость рекультивации полигонов и облагораживание территорий после закрытия. Второе, загрязнение атмосферы свалочными газами, в результате деятельности полигона, в том числе парниковыми (преобладает метан), загрязнение в результате несанкционированных пожаров (выброс токсичных газов - фураны, диоксины). Третье, загрязнение поверхностных слоев почвы и грунтов, четвертое загрязнение подземных и поверхностных вод. Пятое, возможный риск распространения инфекционной обстановки, опасной для населения. Все перечисленные показатели ухудшают растительный и животный мир, и, особенно, качество жизни населения близлежащих территорий. Кроме того, до принятия в 2018 году Национальной Программы «Экология» [18], существовала еще одна серьезная проблема — в стране отсутствовала централизованная система раздельного сбора мусора, отсутствие информационной базы данных о деятельности объектов по обращению с отходами и их количественных показателей.
В настоящее время политика страны продолжает модернизироваться в сфере применения вторичных материалов и переработки, осознанного потребления. Происходит поиск и подбор способов изготовления определенных предметов, используемых человеком, с формированием меньшего количества отходов (многоразовое и повторное использование, повышение качества и прочности товаров) - как один из самых эффективных способов уменьшения загрязнения и сохранения природных ресурсов. Внедряются технологии по извлечению полезных фракций для применения их в создании товаров для нового использования, по повторному использованию отходов без дальнейшего преобразования и без изменения их формы или первоначального характера (так называемый рециклинг), например, бутылки, старая одежда, книги и все остальное, что снова используется для той же цели, что и первоначально.
Переход от одноразовой системы к сокращению, повторному использованию и переработке (концепция 3R)подтверждает, что мир, в частности Российской Федерации (далее - ФЗ) движутся к устойчивому развитию для спасения будущего новых поколений. В развитых странах отходы рассматриваются как ценный ресурс с экономической точки зрения, а не проблема, которая разумно трансформируется в бизнес-модель посредством переработки. После соответствующей подготовки большую часть отходов можно вернуть в производственный цикл. Данный процесс носит название - регенерация. Ресурсы, которые повторно вовлекается в хозяйственный оборот, должны пройти стадию переработки использованием. Конечно, при этом, следует учитывать, что деятельность по переработке может также оказывать влияние на здоровье людей и окружающую среду, но это воздействие обычно ниже, чем при производстве продукта из нового сырья. В данном случае переработка означает обращение с материалами ТКО как с ценными ресурсами, а не как с отходами, требующими захоронения. Варианты же утилизации зависят от типа отходов, например, макулатуру можно расщепить на волокна в процессе, называемом варкой целлюлозы. Целлюлоза очищается, а затем превращается в новую бумагу, которая используется для печати или упаковки. Отходы металлов и стекла также можно перерабатывать, переплавляя их в новое сырье. Листовой металл можно бить и превращать в новые изделия. Пластиковые бутылки можно измельчить и использовать для изготовления пластиковой веревки или пластикового покрытия для электрических проводов. Для некоторых отходов переработка включает в себя сложные технические процессы и требует специального оборудования, но другие можно перерабатывать проще и в небольших масштабах. Все виды органических отходов могут быть переработаны путем компостирования, которое можно проводить дома или в более крупных масштабах. Таким образом, если материалы подвергаются переработке с задействованием технологии извлечения из них полезных компонентов повторного применения, в данном случае рассматривается технология рекуперации [45].
Низкий процент утилизации ТКО в РФ связан, главным образом, с недостаточным развитием инфраструктуры и ее изношенностью. На начало 2020 года на всей территории страны функционировало всего 243 комплекса по утилизации отходов. В их число входят всего лишь 53 комплекса по сортировке отходов и около 40 мусоросжигающих заводов (далее - МСЗ) [].
В 2019 году в РФ стартовала «мусорная реформа», цель которой достижение полного запрета несанкционированных мест размещения отходов и значительного сокращения вывозимого на полигоны объема мусора с помощью сортировкой и переработкой его составных компонентов, с последующим вовлечением ценных видов сырья в хозяйственный оборот. В 2019 году объемы переработки ТКО составляли всего 7%, к 2024 году данный показатель должен достичь величины 36% [18].
Несмотря на то, что почти все регионы приступили к реализации формирования комплексной системы обращения с отходами, на текущий момент нет общего понимания того, какой должна быть эффективная модель по обращению с отходами, какова должна быть инфраструктура сортировки и переработки, как должны действовать механизмы раздельного сбора. При этом нормативы и тарифы по плате за образование отходов для бизнеса и населения уже установлены, плата взымается, и она значительно различается по регионам и по видам деятельности бизнеса - по физическим лицам в 50 раз, по юридическим лицам - до 660 раз. Тарифы на услуги операторов по вывозу и утилизации мусора в различных регионах страны отличаются до 262 раз [32].
Анализ эффективности применения различных способов утилизации ТКО, применяемых в различных регионах страны в условиях первых лет мусорной реформы, является актуальной темой, позволяющей решать экологические задачи при переходе от стратегий захоронения отходов к современным методам управления ими.
Объекты исследования - компонентный состав отходов, полигоны ТКО Ленинградской области (далее - ЛО), экологические аспекты их использования, методические подходы к оценке способов утилизации ТКО.
Предмет исследования - территориальная схема по обращению с отходами в Ленинградской области.
Цель исследования - анализ эффективности утилизации твердых коммунальных отходов на примере Ленинградской области.
Задачи исследования:
1) Сравнительная характеристика зарубежного опыта и опыта РФ по утилизации ТКО.
2) Систематизация данных о состоянии системы обращения с отходами в Ленинградской области.
3) Изучение показателей эффективности утилизации ТКО в Ленинградской области.
4) Разработка рекомендаций по принятию организационно-управленческих решений по выбору эффективного направления утилизации отходов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. На основании литературных данных по изучению современного передового зарубежного опыта утилизации ТКО и опыта, применяемого в Российской Федерации установлено, что основным и практически единственным широко используемым методом по утилизации данных видов отходов в нашей стране является термическая обработка (сжигание). Из-за отсутствия четко установленного алгоритма работы с ТКО, лишь небольшое количество образуемых отходов утилизируют. В год по России перерабатывается менее 10% сырья от общего число отходов. Гораздо дальше продвинулись по способам утилизации страны ЕС, в частности Германия и Швеция, в которых данные показатели превысили значения 50%.
Как в нашей стране, так и за рубежом на утилизацию ТКО отправляются, отходы, ликвидность которых имеет высокий уровень, на что влияют нынешние рыночные условия. В качестве вторсырья в первую очередь используются отходы из пластика, стеклянной тары, макулатуры и резины. Вне конкуренции остается металлолом, для данного сырья с давних времен налажены пункты приема и сбора, а также функционируют предприятия по его переработке.
Зарубежный опыт РСО существенно отличается от РФ, если там это уже давно привычное дело для каждого жителя, то в РФ раздельный сбор новшество, которое пришло в 2019 году вместе с «мусорной реформой» на законодательном уровне. В Европе налажен процесс от начала - сбор потенциального сырья, и до конца - изготовление готовой продукция, где ВМР уже рассматривается как основной источник сырья, с помощью которого повышается экономики страны за счет больших объемов и экономии на ресурсах, которые не затратились.
Темпы РФ по вторичные переработки ТКО на критическом уровне в отличие от развитых стран, но по сравнению с началом 2010, данный показатель в целом начал выделяться и рассчитываться, что нельзя не отметить как рост процесса. Сейчас уже введен РСО, постоянно идет усовершенствование системы сбора, сортировки на основе предыдущих годов. Увеличивается число субъектов, принимающих участие в программе.
2. Установлено, что ТСОО ЛО основывается на приоритеты государственной политики, которые в свою очередь закреплены Стратегией развития. В первую очередь идет упор на повешение такого показателя как вторичная переработка: изъятие полезных фракций от утративших свое назначение товаров с последующим преобразованием в нечто новое. На территории ЛО деятельность по обращению с ТКО осуществляет АО «УКООЛО». Данная компания имеет монополию на рынке обращения с отходами в регионе. Деятельность компании, согласно государственной политики, направлена на искоренение полигонного захоронения в целом, увеличения объемов утилизации на полный объем для достижения циркулярной экономики. На 2022 год в Ленинградской области действует 12 полигонов для захоронения ТКО и 11 объектов по их обработке. не все районы обеспечены собственными мощностями. Подпорожский и Лодейнопольский район направляют свои отходы на полигон в Волховский район, Ломоносовский отправляет на обработку в Сосновоборгский, а на захоронение в Сланцевский район. Тихвинский, Киришский, Кировский, Бокситогорский пока не обрабатывают образованные ими отходы. Из положительных моментов, следует также отметить, что на территории расположена 41 организация, осуществляющая деятельность по утилизации отходов производства и потребления. Из отрицательных - нет четкого разделения объектов на коммунальные и промышленные отходы, нет доступной информации для общественности о действующих в настоящие время объектов, как по захоронению, так по обработке, утилизации.
3. Анализ основного компонентного состава общей массе ТКО, образующейся в Ленинградской области, показал, что наибольшая доля приходится на органику, пластик, макулатуру, стекло, металл, изделия из кожи, резины и дерева. Наибольший процент занимает органика (22%). На долю пластика и макулатуры приходится по 18%. Наименьший процент приходится на цветной (0,6%) и черный (3%) металлы. Стекло составляет 1/10 часть в общей доле ТКО.
4. После завершения перехода к новой системе обращения с ТКО в Ленинградской области происходило ежегодное увеличение их образования, достигнув в 2022 году величины 776,5 тыс. т. (в отличие от 2019 года - на 10%).
При использовании системы по обращению с отходами учитывались потоки ТКО от населения и доля их утилизации, которая возрастала от 48,2 до 53,1 тыс. т в год. Однако, степень извлечения утилизируемых фракций в исследуемые годы оставалась на одинаковом низком уровне, и составляла в среднем 6,8%. Таким образом, Ленинградская область существенно отстает от показателей по утилизации ТКО в других областях РФ в 1,4 раза. К 2024 году утилизация должна составлять 36 процентов. Кроме того, в ЛО до сих пор существуют районы, например, Бокситогорский, которые никак не взаимодействуют с программой «утилизации», также в 11 районах наблюдается отрицательная динамика по этому процессу.
По отношению объема материала, собранного для рециклинга к объему образованных отходов, судят о степени переработки отходов, и в течение изучаемого периода, в Ленинградской области на данный показатель приходится всего лишь 2,7 %.
Эффективность переработки ТКО в Ленинградской области после завершения перехода к новой системе обращения с отходами составляет около 40%.



1. Анализ стратегии развития промышленности по обработке, утилизации обезвреживанию отходов производства и потребления до 2030 года / Потапов Е.А. // Вопросы российской юстиции. - 2021. - №13.
2. ГОСТ 10700-97 Макулатура бумажная и картонная. Технические условия [Электронный ресурс]. - Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
- Режим доступа:http://www.consultant.ru/.
3. ГОСТ 24888-81 Пластмассы, полимеры и синтетические смолы. Химические наименования, термины и определения [Электронный ресурс]. - Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
4. ГОСТ Р 56598-2015 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Общие требования к полигонам для захоронения отходов [Электронный ресурс].
- Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/.
5. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году» — М.: Минприроды России; МГУ имени М.В.Ломоносова, 2020. — 1000 с.
6. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2020 году» — М.: Минприроды России; МГУ имени М.В.Ломоносова, 2021. — 864 с.
7. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2021 году» — М.: Минприроды России; МГУ имени М.В.Ломоносова, 2022. — 684 с.
8. Директива Европейского союза 97/129/EC (ISO 1043)
9. Доклад «10 прорывных идей в энергетике на следующие 10 лет». Ассоциация по развитию международных исследований и проектов в области энергетики «Глобальная энергия» [Электронный ресурс] // Официальный сайт. -
2020. - 105 с. - URL:https://globalenergyprize.org/ru/.
10. Доклад «Об экологической ситуации в Ленинградской области в
2019 году». Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
[Электронный ресурс] // Официальный сайт. - 2020. - URL:
https://nature.lenobl.ru/.
11. Доклад «Об экологической ситуации в Ленинградской области в
2020 году». Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
[Электронный ресурс] // Официальный сайт. - 2021. - URL:
https://nature.lenobl.ru/.
12. Доклад «Об экологической ситуации в Ленинградской области в
2021 году». Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
[Электронный ресурс] // Официальный сайт. - 2022. - URL:
https://nature.lenobl.ru/.
13. Закон Ленинградской области от 19.02.2021 N 10-ОЗ (ред 10.02.2023) «О регулировании отдельных вопросов в области обращения с отходами производства и потребления в Ленинградской области, о внесении изменений в областной закон «Об административных правонарушениях» и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов и отдельных положений законодательных актов» [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - 2023. - URL:https://www.mnr. gov.ru/.
14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». - URL:http://www.consultant.ru/.
15. Краткий анализ экологического права Европейских стран в сфере регулирования ТБО и Возможность имплементации отдельных норм и положений в законодательство Российской Федерации / Соболев Д.В. // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 10 (27) - С. 808-813.
16. Мочалова Л. А., Гриненко Д. А., Юрак В. В. Система обращения с твердыми коммунальными отходами: зарубежный и отечественный опыт // Известия УГГУ [Электронный ресурс] // Электронный журнал. - 2017. - №3(47). - С. 97-101. - URL:https://iuggu.ru/index.php
17. О проблемах раздельного сбора и утилизации ТКО / Рыков С.В., Мамина Д.Х., Рыков Р.С. // Отходы и ресурсы. 2018. - Т. 5. - № 4. - С. 5.
18. Паспорт Национального проекта «Экология». Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - 2021. - URL:https://www.mnr. gov.ru/
19. Постановление Правительства РФ от 12 октября 2020 г. N 1657 «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов» [Электронный ресурс] // Справ.- правовая система «КонсультантПлюс». - URL:http: //www. consultant.ru/
20. Постановление Правительства РФ от 22 сентября 2018 г. № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем» [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». - URL:http: //www.consultant.ru/(дата обращения: 17.02.2021).
21. Приказ Комитета Ленинградской области по обращению с отходами от 17.12.2021 N 19 (ред. от 17.03.2023) «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами Ленинградской области».
22. Приказ Росстата от 09.10.2020 N 627 (ред. от 13.11.2020) «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» [Электронный ресурс] // Официальный сайт. -
2021. - URL:https://www.mnr. gov.ru/.
23. Проблема твердых бытовых отходов в год Экологии в России: обзор / Вареничев А.А., Потапов И.И., Щетинина И.А. // Экономика природопользования. - 2018. - № 2. - С. 53-62.
24. Проблема утилизации отходов в России и перспективы ее решения / Полякова О.А., Проскурня Н.В. // Форум молодых ученых. - 2018. - № 8 (24) . - С. 565-569.
25. Публично-правовая компания «Российский экологический
оператор» [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - 2023. - URL:
https://reo.ru/.
26. Распоряжение Правительства РФ N 84-р от 25.01.2018 «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года (с изменениями на 13 октября 2022 года)» [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». - URL:http: //www.consultant.ru/
27. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Комитет Ленинградской области по обращению с отходами [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - 2023. - URL:https://uko-lenobl.ru/.
28. Сбор и утилизация отходов потребления в ЕС: опыт Швеции / Садовин П.С. // В сборнике: Молодой исследователь: от идеи к проекту Материалы II студенческой научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»; под редакцией Д. А. Михеевой. - 2018. - С. 10-12.
29. Твердые отходы: технологии утилизации, методы контроля, мониторинг: учеб. пособие для академического бакалавриата / М. Д. Харламова, А. И. Курбатова; под ред. М. Д. М.. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт. - 2019. - 311 с.
30. Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Комитет Ленинградской области по обращению с отходами [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - 2023. - URL:https://waste.lenobl.ru/ru/.
31. Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Комитет Ленинградской области по обращению с отходами [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - 2021. - URL:https://waste.lenobl.ru/ru/.
32. Титов Б. Системы управления бытовыми отходами разных стран. Институт экономики роста им. Столыпина П.А. [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - URL:https: //stolypin. institute/
33. Управление утилизацией ТБО в Воронеже / Матвеева К.А., Авдеева И.А. // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2014. - Т. 2. - № 1 (6). - С. 388-392.
34. Утилизация и переработка твёрдых бытовых отходов: учебное пособие / А.С. Клинков, П.С. Беляев, В.Г. Однолько и др. - Тамбов : Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ». - 2015.. - 188 с
35. Утилизация отходов: проблемы, способы, пути решения.
ЭкоПроверка [Электронный ресурс] // Интернет-ресурс - 2022. - URL:
https://ecoproverka.ru/(дата обращения: 21.05.2022) .
36. Федеральный закон 04.05.2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др. ФЗ, подзаконный и нормативные акты [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/]
37. Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». - URL:http://www.consultant.ru/.
38. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/.
39. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [Электронный ресурс] // Справ.- правовая система «КонсультантПлюс». - URL:http://www.consultant.ru/.
40. Циркулярная экономика и экология: актуальные вопросы правового регулирования [Текст] / Дмитрий Николаевич Мухлынин // Закон и право. - 2018. - № 8. - С. 87-89. - (Диссертационные исследования) (Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право). - Библиогр. в примеч. - Библиогр.: с. 89.
41. Численность населения Российской Федерации на 1 января 2022 года (с учётом итогов Всероссийской переписи населения 2020 г.) Федеральная служба государственной статистики Росстат [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - 2023. - URL:https://rosstat.gov.ru/.
42. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Федеральная служба государственной статистики Росстат [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - 2023. - URL:https://rosstat. gov.ru/.
43. Шилкина С.В. Мировые тенденции управления отходами и анализ ситуации в России/ Отходы и ресурсы [Электронный ресурс] //Интернет-журнал. - 2021. - №1. - Том 7. - URL:https://resources.today/PDF/05ECOR120.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ