Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ ВОИНСКОГО СОСЛОВИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ИНДИИ

Работа №176349

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы112
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ВОИНСКОГО СОСЛОВИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ИНДИИ 17
1.1. Становление привилегированной варны кшатриев 17
1.2. Этно-кастовая общность раджпутов 29
1.3. Этно-конфессиональная группа сикхов 39
ГЛАВА 2. ВОЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОИНСТВУЮЩЕГО СОСЛОВИЯ 52
2.1. Традиционная военная организация и тактика войск 52
2.2. Типология боевого оружия и доспехов индийских воинов 70
2.3. Сравнительный анализ общности раджпутов и конфессиональной группы сикхов 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 105


Актуальность исследования. В истории стран Востока военное дело всегда играло ключевую роль: великие державы возникали благодаря завоеваниям; сохранение их в установленных границах - тоже было делом воинских сословий; поддержание государства и подавление выступлений низов, отражение внешней опасности ложилось также на их плечи. Многие из названных функций сохраняют свое значение и сегодня, а различные группы воинов присутствуют в социальных структурах современных обществ, отличаясь по своему правовому положению, составу, привилегиям, атрибутике, образу жизни и обязанностям.
Для раскрытия всестороннего содержания понятия «воинские сословия» необходимо не только рассмотреть специфику цивилизаций, историю страны и состояние самого сословия. Оно предполагает изучение вопросов строительства вооруженных сил, управления ими, развития военного искусства, законодательства, политики, экономических отношений и культуры.
Исследование обусловило обращение к изучению различного типа источников, использованию достижений смежных дисциплин, таких как демография и экономика с тем, чтобы проанализировать различные эпохи и сравнить их, имея конечную цель - проследить эволюцию воинских сословий.
Данный подход придает актуальность исследуемой теме. Раскрытие ее в контексте истории традиционной Индии предоставляет большие возможности, поскольку воинские сословия были специфическим социальным образованием, сохранявшим свое весьма важное влияние и значение на протяжении длительного исторического периода, а их морально-этические ценности и военный опыт были востребованы в период новой и новейшей истории страны.
Степень изученности темы. Исследования, авторы которых рассматривали различные сферы военного искусства, можно разделить на несколько групп.
К первой группе следует отнести работы историков, описывавших мировую историю, историю отдельных регионов и стран. Они историю Индии показывают в неразрывной связи с мировой историей и одновременно отмечают специфику протекания социальных, экономических и политических процессов, затрагивая и военную историю, в которой воинскому сословию отведено важное место.
Данную группу составляют многотомные труды по всеобщей истории, среди них «Всемирная история» в 6 тт., «История Востока» в 6 тт., а также работа Л.С. Васильева «История Востока» в 2 тт. и другие. Указанные исследования содержат сравнительные характеристики различных локальных цивилизаций в контексте развития их военной организации .
Сведения о многих крупных мировых империях можно обнаружить в труде Ю.А. Матюхиной «Великие империи мира» . Работа повествует об их достижениях, благодаря которым современная цивилизация достигла высокого уровня развития. Издание содержит сведения о месте и роли Индии в истории всего человечества, о ее особом вкладе в мировой опыт, к которому имело отношение и воинское сословие.
В работе «История Востока» Л.С. Васильев характеризует особенности протекания политических и социально-экономических процессов в странах Азии и Африки, в том числе - Индии . Особое место в них он выделяет военному делу.
Английский исследователь Д. Кей в своей работе «История Индии» излагает свое видение тех процессов, которые происходили и происходят в Индии, начиная с древнейших времен и до наших дней .
Во вторую группу следует объединить работы, авторы которых обращаются к периоду древности и средневековья Индии, на который приходится начало оформления воинского сословия. Они характеризуют возникновение варнового строя в Древней Индии, происхождение кастовой системы, связывая их со становлением привилегированного воинского сословия.
Среди трудов отечественных исследователей стоит отметить работу Г.М. Бонгард-Левина «Древняя Индия. История и культура» . В книге изложена последовательная смена событий политической и этнической истории, дана характеристика государственной и социально-экономической структуры общества, раскрыты религиозные особенности страны. В большей степени автор обращает внимание на историческую и культурную стороны Древней Индии. Данному автору принадлежит еще один труд - «Индия в древности», который посвящен политической, социальной и религиозной истории страны. Особое внимание он уделяет истории трех крупнейших империй - Маурьев, Кушан, Гуптов.
Работа А.Е. Снесарева «Этнографическая Индия», отражает особенности традиционного индийского общества и религии населения страны . Рассматриваются вопросы о происхождении и сущности кастовой системы и жизненном укладе, характерном для индийской деревни.
К данной группе следует отнести и работу Л.Б. Алаева «Средневековая Индия», которая, в отличие от предыдущих трудов, охватывает историю именно средневековой Индии . В ней выстроены этапы политической истории, прослеживается эволюция социально-экономических отношений
рассматриваемого периода. Особое внимание автор уделяет проблеме социальных институтов, таких как каста и сельская община, и их роли в истории страны.
Работа английского исследователя М. Эдвардса «Древняя Индия. Быт, религия, культура» может быть также включена в эту группу, поскольку автор рассматривает вопросы социального характера . В ней он отводит большую часть вопросам, характеризующим быт населения Древней Индии, социальные взаимоотношения и религиозные тенденции того времени.
Исследование британского историка и индолога А.Л. Бэшема «Чудо, которым была Индия», посвящено истории и культуре периода древней и раннесредневековой Индии, в том числе - военным знаниям и опыту . В ней подробно рассказывается о литературе, искусстве, философии, науке Индии этих периодов, показан вклад древних индийцев в мировую цивилизацию. Особый интерес представляют параграфы, освещающие историю Северной Индии в средние века, военную организацию и снаряжение.
В этой группе нужно отметить труд Г.Г. Котовского «Касты в Индии», в котором он освещает социально-экономические аспекты существования каст, останавливается на этапах их зарождения, характеризует эволюцию и структуру индийского общества, описывая при этом отдельные касты и их взаимоотношения с другими социальными группами .
Другие аспекты проблемы, рассматриваемой Г.Г. Котовским, освещают в своих работах «Отражение этнической специфики в жизни некоторых каст Индии» Н.Р. Гусева и «Эволюция индийской касты» А.А. Куценков. Данные работы рассказывают читателю об этнических особенностях населения Индии, поделенного на касты .
В третью группу следует выделить исследователей, которые поднимают вопрос становления этно-кастовой общности раджпутов, считавшихся в средневековой Индии наследниками ведической касты кшатриев. Среди таких исследователей можно отметить Е.Н. Успенскую и ее два главных труда, относящихся к настоящей теме исследования, это - «Рыцари средневековой Индии» и «Раджпуты: традиционное общество, государственность, культура» .
Исследование «Раджпуты. Рыцари средневековой Индии» Е.Н. Успенская посвящает развитию этно-кастовой общности раджпутов. В работе рассмотрена проблема завоеваний территорий раджпутами, принятия ими индуизма, а также включения этой социальной группы в кастовую систему Индии. Значительное место уделено культурной истории раджпутов: литературе, живописи, архитектуре, обычаям и нравам их повседневной жизни. Особое место в исследовании отведено военному делу раджпутов. В другой работе - «Раджпуты: традиционное общество, государственность, культура» - отражены особенности общества, в котором жили рыцари средневековья, система их государственного устройства и состояние общества на том уровне культурного развития.
Другими важными работами являются «Средневековая Индия» Л.Б. Алаева и «Очерки истории Индии до XIII века» Е.М. Медведева. В них раскрываются проблемы этнической истории, возникновения системы четырех варн, а также формирования кастовой системы .
Четвертая группа объединяет исследователей, чьи работы освещают историю конфессиональной группы воинов-сикхов, образование их внутренней организации, зарождение новой религии и другие. Стоит выделить монографию «Львы Пятиречья: сикхи - великие воины Азии» К.А. Фурсова, в которой впервые в отечественной науке излагается подробная история конфессиональной общины сикхов Панджаба в XVI - середине XIX в. с акцентом на политический и военный аспекты этой истории . Автор рассматривает факторы превращения сикхской общины в боевую машину и вызревания независимой Панджабской державы в недрах мусульманского Могольского султаната, выделяет и прослеживает этапы пути сикхов к обретению независимости и созданию собственной империи. Автор повествует о репрессиях могольских властей против сикхов в XVII-XVIII вв., о сопротивлении сикхов Моголам, персам и афганцам в XVIII в. и о создании в конце XVII в. сикхской военизированной общины - хальсы, ставшей орудием сикхов в борьбе за выживание.
Для изучения религиозной стороны сикхов представляет интерес работа «История религий Востока» Л.С. Васильева, в которой излагается история возникновения религий Востока, показана их роль в развитии социально экономической, политической истории восточных обществ и их культуры .
Н.И. Семёнов в работе «Государство сикхов. Очерки социальной и политической истории Пенджаба с середины XVIII века до середины XIX века» подробно рассказывает об образовании государства сикхов, его существовании вплоть до завоевания англичанами Пенджаба .
Пятая группа исследований включает обобщающие работы отечественных исследователей, благодаря которым стал возможен сравнительный анализ характера воспитания, вооружения, внешнего облика, взаимоотношений раджпутов и сикхов. Так, изучение работ П. Югринова «Малая энциклопедия холодного оружия», Ю.А. Матюхиной «Великие империи мира» позволило осуществить сравнительную характеристику раджпутов и сикхов по ряду признаков .
Всестороннее сравнение военных возможностей индийских воинов невозможно без сравнительной характеристики их вооружения, что позволяет выделить еще одну группу.
Шестая группа включает исследователей, рассматривающих вооружение воинов Индии. Исследователями дана характеристика основной составляющей вооружения, начиная с древнейших времен до XIX века. Среди отечественных исследователей стоит отметить работу «Малая энциклопедия холодного оружия» П. Югринова, автор которой дает сведения о разнообразии видов холодного оружия и об их эволюции в Индии, Китае, Японии и других странах. Особый интерес для настоящего исследования представляет работа российского военного историка К.С. Носова «Традиционное оружие Индии» . К этой же группе следует отнести работу англичанина М. Байма «Доспехи и оружие» . В книге описано большое количество видов оружия, начиная с древности и заканчивая современностью. Исследователь предоставляет также сравнительную характеристику видов оружия.
Индийский историк В.Р. Дикшитар в работе «Война в Древней Индии. Философия, этика, стратегия, тактика» описывает множество военных конфликтов эпохи древности: он обращается к военным традициям, повествует о правилах ведения боевых действий, об обязанностях армейских подразделений и разновидностях применявшейся ими военной техники .
Седьмая группа исследований посвящена правовым отношениям и включает работы авторов, которые являются признанными ведущими российскими учеными в области государства и права зарубежных стран. Их мнения было интересным для изучения правовой основы отношений в индийском обществе, участниками которых на разных этапах индийской истории (от древности до новейшего времени) были представители воинских сословий страны .
Таким образом, изучение исследований как отечественных, так и зарубежных авторов позволило изучить вопросы, необходимые для раскрытия темы исследования.
Цель исследования - выявить специфику социокультурного развития воинского сословия традиционной Индии.
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1) проанализировать становление привилегированной варны кшатриев;
2) рассмотреть этно-кастовую общность раджпутов;
3) изучить этно-конфессиональную группу сикхов;
4) исследовать традиционную военную организацию и тактику войск;
5) обозначить типологию боевого оружия и доспехов индийских воинов;
6) на примере раджпутов и конфессиональной группы сикхов провести сравнительный анализ отдельных социальных общностей, входивших в воинское сословие.
Объектом исследования выступает военная история традиционной Индии в VI - середине XIX вв.
Предметом работы является изучение воинских сословий, как элемента социокультурных отношений страны в указанный период.
Хронологические рамки исследования охватывают период VI - середины XIX вв., которые определены в соответствии с рассматриваемым процессом существования воинских сословий Индии. Прежде чем рассмотреть процесс в указанных рамках, было решено обратиться к истории Древней Индии и истокам формирования сословий, в частности, варны кшатриев. Нижняя граница - VI в. - взята за исходную точку, так как в это время происходило оформление общности раджпутов и можно говорить о складывании воинского сословия как такового; далее рассматривается процесс появления сикхов и приобретения сикхской конфессиональной группой воинственности. Верхняя граница - середина XIX в. - определена как переход к колониальному состоянию, для которого характерно радикальное изменение социокультурных отношений в Индии, что не могло не оказать воздействие на воинское сословие в целом.
Географические рамки исследования включают территорию Индии.
Теоретическая и методологическая основа. Исследование построено на принципах историзма и объективности, а также критического отношения к источникам и научной литературе.
В ходе работы были использованы различные методы. Структурный метод позволил выстроить план работы и организовать собранный материал. С помощью хронологического метода удалось проследить развитие рассматриваемого процесса. Сравнительно-исторический метод помог проследить процесс изменения воинского сословия в целом и отдельных его составляющих в контексте историко-культурного развития Индии в указанный период. С опорой на метод исторического описания стало возможным раскрыть специфику изменения во времени воинских сословий и обозначить основные направления его трансформации и реконструкции.
Источниковая база исследования. В процессе подготовки данной работы был выявлен и отобран комплекс источников по заданной тематике. Все собранные источники можно разделить на несколько групп.
К первой группе источников следует отнести религиозно-правовые памятники и памятники индийской литературы, содержащие нормы обычного права, правила жизни в индийском обществе, основанные на религии, а также законы управления государством. Таким источником являются «Законы Ману» - древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально - нравственного и общественного долга, т.е. записей норм права, сохранявший на протяжении ряда веков свое влияние .
К данной группе, нужно отнести и политико-экономический трактат древней Индии - «Артхашастру», в котором описывается управление государством, содержатся правила и наставления в управлении. Трактат является памятником, затрагивающим политические, юридические, дипломатические, военные и сферы жизни Древней Индии .
При подготовке исследования были проанализированы тексты «Ригведы» . Именно в ранних текстах источника впервые упоминается воинское сословие кшатриев, а более поздние гимны содержат информацию о четырех варнах и распределении ролей в обществе между ними.
Вторую группу составляют источники личного происхождения. Среди них можно выделить воспоминания отечественных и зарубежных путешественников о путешествиях в Индию и их описания. Так, сборник «Российские путешественники в Индии XIX - начало XX века. Документы и материалы» был полезен при изучении вопросов социального развития страны .
Следует отметить Н.Р. Гусеву, создавшую труд «Многоликая Индия» на основе многолетних личных наблюдений . Автор в своей работе рассказывает об обычаях, нравах, традициях, культуре Индии, насчитывающей несколько тысяч лет, касаясь военной сферы и затрагивающий социальные особенности прошлого века.
Отечественные авторы О.Л. Киценко и О.Л. Орестов в своих трудах пишут о личных впечатлениях об огромной древней стране со своей историй, народом, экономикой и культурой, в которых военное дело и его носители занимали особое место .
Русский путешественник А.Д. Салтыков, побывав в Индии, опубликовал работу «Письма из Индии», в которой рассказал об особенностях социального, культурного, бытового характера различных индийских территорий и социальных групп . Интересным для настоящего исследования
представляется материал, который посвящен военным индийским кастам.
Английский исследователь Дж. Тод на основе материалов, собранных во время путешествий, написал работу «Анналы и древности Раджастхана» . Это одна из самых известных и обстоятельных работ об Индии периода британской колонизации. На ее страницах Дж. Тод отстаивает идею общего происхождения племен Раджастхана и древней Европы.
Иранский ученый А.Р. Бируни под впечатлением путешествия в Индию, создал «Индию» - памятник науки стран азиатского Востока . Аль-Бируни, опираясь на сведения, полученные от людей разных социальных и культурных интересов и на письменные памятники, дал детальное научно -критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил и проинтерпретировал их религиозно-философские системы.
Русский путешественник А. Никитин создал значимый для исследования Индии труд «Хождение за три моря». Работа написана на основе личных впечатлений и наблюдений во время пребывания путешественника в Индии. Он пишет о снаряжении воинов, защитных доспехах боевых слонов и о воинском сословии в целом .
Третью группу составляют нормативные источники, содержащие важный материал разных периодов освободительной борьбы Индии. В эту группу входит договор, относящийся к эпохе борьбы с Великими Моголами; а также материалы, созданные в период антиколониального национально-освободительного движения в Индии. В частности, это Договор 1787 г. о сотрудничестве, подписанный сикхскими и раджпутскими вождями, появившийся в период борьбы с мусульманскими завоевателями - Моголами .
Индийский политик А.К. Азад в работе «Индия добивается свободы» повествует о тяжелом времени, выпавшем на долю индийского народа в период колониальной зависимости Индии.
Еще один индийский политик Д. Неру, один из активных участников национально-освободительного движения, написал свой труд «Открытие Индии». В нем Д. Неру рассказывает об истории, драматических страницах освободительной борьбы, культуре, религии, быте и традициях Индии. Автор размышляет о важнейших проблемах жизни индийского народа, признавая, что далеко не всегда в индийской истории возможно было мирное решение проблем .
В четвертую группу будет уместно объединить источники, освещающие проблему варнового строя Древней Индии. Среди документов - вышеупомянутые «Законы Ману», а также материалы «Хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран», которые объясняют, где и при каких обстоятельствах возникла система замкнутых сословных групп - варн (позднее каст) .
В работе известного индийского историка Р.Ш. Шармы «Древнеиндийское общество», показаны этапы развития и основные особенности древнеиндийского общества и общественного строя, его экономики и социальной структуры. Используя многочисленные источники, автор впервые в индологии приходит к ряду важных научных выводов . В нашей работе был использован вторичный анализ документов при раскрытии исследуемых вопросов.
Пятая группа источников содержит материалы, необходимые для исследования религиозных аспектов существования воинского сословия, которые поясняют особенности сикхизма. Издание «Религия сикхов», переведенное на русский язык, дает представления о религиозных основах общности воинов-сикхов.
В качестве источников были использованы тексты, представленные на «Sikhs.org», написанные сикхскими гуру, в которых отражены представления сикхов об общественном устройстве, ценностях, истории, общине и религии.
Вторичное использование документальных материалов, введенных в научный оборот индийским ученым Г. Сингхом в работе «Их история, религия, культура», позволило конкретизировать процессы возникновения и существования сикхского воинского сословия .
Шестую группу составляют изобразительные источники, позволяющие наглядно проследить эволюцию боевого оружия и доспехов воинского сословия Индии. На основе анализа изображений различных видов боевого оружия воинских сословий, осуществляется данная работа. Используемые в исследовании изобразительные источники содержатся в работах «Традиционное оружие Индии» К.С. Носова, «Доспехи и оружие» М. Байма и «Малая энциклопедия холодного оружия» П. Югринова.
Таким образом, комплексное использование источников и научных работ позволило исследовать различные аспекты темы, необходимые для ее раскрытия.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Опираясь на собранный материал по теме исследования, выявлены особенности воинского сословия Индии как специфического историко-культурного явления; проведен сравнительный анализ конфессиональной группы сикхов и этно-кастовой общности раджпутов; выявлены черты, объединявшие индийских воинов; проведена систематизация материала по военному искусству.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материал данной работы можно использовать при разработке лекционных курсов, на семинарских или факультативных занятиях, при подготовке вопросов, связанных с военной историей и при изучении проблем воинской истории Индии.
Апробация работы. Тема прошла апробацию на международной научно¬практической конференции «Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие» (2018 г.), а также на IX Международном
молодежном научном форуме «Белгородский диалог - 2017: проблемы истории и филологии» и на Всероссийской с международным участием научно¬практической конференции «Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие». По результатам выступлений вышли следующие публикации:
1. Щербинина А.Р. Джеймс Тод о происхождении и образе жизни раджпутов (по работе «Анналы и древности Раджастхана») // Материалы IX международного молодежного форума «Белгородский диалог-2017»: проблемы истории и филологии / отв. ред. И.И. Чумак-Жунь. - Белгород, 2017. - С. 170¬173.
2. Щербинина А.Р. Особенности жизненного уклада последователей сикхизма // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Белгород, 2019. - С.93-96.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы являлся анализ социокультурного развития воинского сословия традиционной Индии. Для достижения поставленной цели, нами был обозначен ряд задач, который в ходе данной работы был выполнен:
Было проанализировано становление привилегированной варны кшатриев, в результате чего сделан вывод, что процесс становления воинского сословия был достаточно сложно организован. Социокультурная специфика воинских сословий традиционной Индии сводится к тому, что возникновение варн в индийском обществе тесно связано с приходом индоевропейских племен, известных как арии. Они принесли с собой социальную структуру общества, основанную на варнах. Из всех существующих варн только кшатрии были наделены властью. Каждая варна не была чем-то единым и постепенно раздробилась на множество более мелких каст. С этого времени варна кшатриев упоминалась только как символ статуса правителя или воина.
Самыми приближенными к варне кшатриев индийское традиционное общество считало раджпутов, по этой причине существовало достаточно большое количество раджпутских каст. Военное дело стало основной профессиональной обязанностью изначально для варны кшатриев, а затем для групп кшатрийских или раджпутских каст.
Нами была рассмотрена этно-кастовая общность раджпутов, которая к концу X века овладевала практически всей Северной и значительной частью Центральной Индии. Для комфортного существования они создали свое государство, рыцарский кодекс чести и составили сословие, которое можно назвать индийским дворянством. Высокое положение в обществе определяло судьбу раджпута с рождения: с юношества готовили достойных воинов для будущих сражений, которых обучали тактике боя и обращению с оружием.
Необходимо отметить, что появление в Северной Индии государств с раджпутским правящим слоем наложило серьезный отпечаток на все стороны
государственного и социально-политического устройства. Социальная организация раджпутов обусловлена тем, что в ней присутствовало сочетание родоплеменных и кастовых черт, что дало возможность характеризовать раджпутов как этно-кастовую общность.
В процессе работы нами была изучена этно-конфессиональная группа сикхов, проживающая в штате Пенджаб. Религиозные зачатки сикхов преобразовалось в самостоятельную религию и особую культуру. Жизненный уклад сикхской общины трансформировался благодаря учению основоположника сикхизма - Нанака. Ему удалось создать уникальную самостоятельную религию, изменившую жизнь всего народа. Но имелась и другая значимая личность для сикхского общества, которая внесла в их жизнь военное дело, этой значимой фигурой в жизни сикхов стал гуру Гобинд Сингх. Его учение привело к укреплению религиозной общины и превращению ее в сильную военную организацию, которая смогла бы противостоять завоевателям. Сикхское военное объединение стало развивать военное дело. Не смотря на глубокую религиозность сикхской конфессиональной группы, военное дело занимает большую часть их жизни, именно поэтому, возникло боевое искусство - гатка, которым обладали все сикхи, носящие звание воина. Благодаря этому, сикхское военное общество внесло большой вклад в историю Индии в период борьбы с мусульманскими завоевателями - Моголами.
Нами была выявлена традиционная военная организация и тактика войск, в результате чего, следует отметить, что война и боевые действия рассматривались как последнее, крайнее средство в политике. Военно-управленческая деятельность воинствующего сословия на протяжении исследуемого процесса, имела изменчивый характер. Основу индийской армии составляло четыре рода войск: слоны, колесницы, конница, пехота. Основу войска составляли кшатрии, но в исключительных случаях, например, во время внезапных и масштабных бедствий, вступить воинские ряды могли и представители других каст.
Войско всюду сопровождали повозки с продовольствием. Каждая из частей армии занималась выполнением определенных для нее функций, более 95
мобильные части армии находились на передовой и приходили на помощь к менее мобильным частям и находящимся в тылу. При этом, вступающие в войну должны придерживаться определенных древнеиндийских правил. Так, сражающиеся армии не должны причинить урон засеянным пашням, садам и цветникам, священным местам, которые отведены для богослужений.
В ходе работы мы обозначили типологию боевого оружия и доспехов индийских воинов. Вооружение состояло из всевозможного оружия, выкованного из закаленного железа и стали. Все виды оружия и доспехов изготавливались в больших количествах и хранились на складе. В бою использовались преимущественно режущие и рубящие типы, однако, видов колющего оружия тоже достаточно много. Рубящее оружие воины использовали против тяжеловооруженных противников в доспех. Противник в кожаном или стеганом доспехе был более уязвим для колющего, либо режущего типа клинка. Колющие и режущие мечи не требовали широкого размаха и могли наносить более быстрые и точные удары. Самым распространенным и универсальным индийским оружием в древности и средневековье у раджпутов был лук, который в дальнейшем все чаще стал заменяться огнестрельным видом оружия. Огнестрельным оружием индийские войска значительно пополнились благодаря заимствованиям у Моголов и европейцев.
В завершении нами был проведен сравнительный анализ общности раджпутов и конфессиональной группы сикхов, в результате чего следует отметить, что первые на фоне вторых более воинственны и считались военной аристократией. Вторые, являясь глубоко религиозной конфессией, также относятся к сословию воинов, и при этом по ряду сравнительных характеристик имеют много общих черт. И те, и другие имели схожий характер воспитания, вооружение, наличие боевых искусств и искусное владение холодным оружием. Наблюдаются схожие внешние черты, прежде всего, в ношении бороды, усов и тюрбана, имеющего определенный цвет в зависимости от повода. Как сикхи, так и раджпуты использовали в бою похожее оружие, не редко даже идентичные виды клинков и кинжалов.
Подводя итог, стоит отметить, что в истории стран Востока военное дело всегда играло ключевую роль и имело существенное значение для жизни индийского общества. Возникновение великих держав, расширение границ, поддержание государственного порядка, защита территорий и в целом, благосостояние общества, являлись основными функциями воинских сословий традиционной Индии.



1. Законы Ману / Пер. с санскрита С.Д. Эльмановича, пров. и испр. Г.Ф. Ильиным. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 496 с.
2. Законы Ману // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 1 / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. - М.: Норма, 2007. - С. 356-370.
3. Артхашастра или Наука политики / Пер. с санскрита В.И Кальянов. - М. - Л.: Издательство Академии наук СССР, 1959. - 800 с.
4. Ригведы // Хрестоматия по истории Древнего мира / Отв. ред. В.В. Струве. Т.1. - М.: Учпедгиз, 1953. - 594 с.
5. Российские путешественники в Индии XIX - начало XX века: документы и материалы / Отв. ред. П.М. Шаститко. - М.: Наука, 1990. - 301 с.
6. Гусева, Н.Р. Многоликая Индия / Н.Р. Гусева. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Наука, 1987 - 255 с.
7. Киценко, О.Л. Дорогами Индии: Заметки журналиста / О.Л. Киценко. - М.: Мысль, 1983. - 176 с.
8. Орестов О.Л. Семь лет в Индии: Записки журналиста / О.Л. Орестов. - М.: Правда, 1958. - 299 с.
9. Салтыков, А.Д. Письма из Индии. 1841-1842 гг. [Электронный ресурс]
/ А.Д. Салтыков. - М.: Наука, 1985. - Режим доступа:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Indien/XIX/1840-
1860/Saltykov/frametext12.htm.
10. Никитин, А. Хождение за три моря Афанасия Никитина. 1466-1472 гг./ Под ред. акад. Б.Д. Грекова. - М. - Л.: Академия Наук СССР, 1948. -
227 с.
11. Бируни, А.Р. Индия / Пер. с араб. А.Б. Халидова, Ю.Н. Завадовского. Коммент. В.Г. Эрмана, А.Б. Халидова / А.Р. Бируни. - М.: Ладомир, 1995. - 730 с.
12. Азад, А.К. Индия добивается свободы: Автобиогр. очерк / Пер. с англ. Авт. предисл. Г.Л. Бондаревский / А.К. Азад. - М.: Изд-во вост. лит., 1961. - 348 с.
13. Неру, Дж. Открытие Индии / Пер. с англ. В.В. Исакович, Д.Э. Куниной, В.Н. Павлова / Дж. Неру. В 2 кн. Кн.1. - М.: Политиздат, 1989 - 460 с.
14. Варны Древней Индии // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 2 / Сост. С.А. Бердникова. - Красноярск, 2002. - 201 с.
15. Шарма, Р.Ш. Древнеиндийское общество / Пер. с англ. под ред. Г. М. Бонгард-Левина; послесл. А. А. Вигасина / Р.Ш. Шарм. - М.: Прогресс, 1987. - 626 с..76


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ