Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функциональная категоризация глаголов слуховой/зрительной перцепции

Работа №176337

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Глаголы слуховой и зрительной перцепции 5
1.1. Глаголы восприятия как объект когнитивного исследования 5
1.2. Глаголы слуховой перцепции 14
1.3. Глаголы зрительной перцепции 18
1.4. Выводы к первой главе 31
Глава 2. Глаголы слуховой и зрительной перцепции в серии романов
Дж. Роулинг о Гарри Поттере 32
2.1. Глаголы зрительной перцепции 32
2.2. Глаголы слуховой перцепции 43
2.3. Выводы ко второй главе 46
Заключение 47
Список использованной литературы 49


Данная работа посвящена анализу глаголов слуховой и зрительной перцепции, определению их функций на примере серии романов Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Глаголы слухового и зрительного восприятия не раз становились объектом исследований в лингвистике, в которых были изучены их лексическая и категориальная семантика вкупе с функционированием в различных структурах. И отечественными, и зарубежными исследователями достаточно полно описана семантическая структура рассматриваемой группы глаголов (Г. Ипсеном, М. А. Гудейлом, А. Д. Мильнером, Н. Н. Болдыревым, Н. Д. Арутюновой, И. Ю. Колесовым). Однако до сих пор нет работ, в которых была бы рассмотрена функциональная категоризация глаголов слухового и зрительного восприятия на примере вышеуказанных романов, что яв ляется одним из основных факторов, указывающих на актуальность исследования.
Еще один фактор, обуславливающий актуальность исследования, заключается в необходимости осмысления процессов функциональной категоризации глаголов слуховой и зрительной перцепции, выяснения механизма, определяющего особенности функциональной категоризации на семантическом, синтаксическом и понятийном уровнях, и условий формирования особого лексического и категориального значения названных глаголов в рамках предложения -высказывания.
Цель работы заключается в выявлении факторов и условий, детерминирующих процесс функциональной категоризации.
Для осуществления обозначенной цели была предпринята попытка решить следующие задачи:
• выявить и описать механизмы, условия функциональной категоризации глаголов слухового и зрит ельного восприятия;
• определить критерии и условия, при которых возможно изменение категориального и лексического значения исследуемых глаголов;
• рассмотреть перцептивные глаголы с точки зрения их использования в романах Джоан Роулинг о Гарри Поттере.
Предметом исследования является функциональная категоризация глаголов слуховой и зрительной перцепции. В качестве объекта исследования были избраны перцептивные глаголы. Материалом исследования яв ляется лексико-семантическое поле глаголов восприятия.
Методологическая основа исследования включает работы Н. Д. Арутюновой и И. Ю. Колесова, которые посвящены рассмотрению процессов восприятия. Методологию работы определил комплексный подход , позволивший применить концептуальный анализ наряду с полевым методом и методами контекстуального анализа.
Теоретическая значимость работы определена вкладом данного исследования в разработку проблемы функциональной категоризации глаголов с позиций функци онально-семиологического и прототипического подхода к формированию категориального значения предикативных единиц.
Практическая ценность выпускной квалификационной работы определяется тем, что полученные результаты могут использоваться при описании языковог о материала в учебных целях, а также в курсе теоретической грамматики.
Содержание исследования изложено на 5 1 странице печатного текста и включает введение, две главы, сопровождающиеся выводами, заключение,список использованных словарей и источников. Списо к использованной литературы состоит из 29 наименований, из них 12 на иностранных языках.
Результаты исследования были представлены в виде доклада на студенческой научной конференции Института «Полярная Академия» (г. Санкт-Петербург) 15 мая 2019 г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе предпринята попытка рассмотрения глаголов слуховой и зрительной перцепции.
Глаголы слуховой и зрительной перцепции входят в область изучения когнитологов и лингвистов, что обусловило обращение в ходе исследования к соответствующим аспектам данной проблемы. Другой, не менее важной и значимой особенностью изучаемого материала, явля ется то, что восприятие играет ведущую роль в процессах познания, ориентации субъекта и его взаимодействия с окружающим миром.
Мы отобрали глаголы восприятия, формирующие базовую английскую парадигму, для анализа в рамках когнитивного подхода. Результаты проведенного исследования позволяют ставить вопрос о более четком разграничении восприятия как сенсорного процесса и перцепции в связи с тем, что зрительное и слуховое восприятие как активный процесс отражения окружающей человека действительности, осуществл яемый психофизиологически при помощи органов зрения и слуха, протекает как сложный когнитивный процесс построения схематизированных ментальных репрезентаций сущностей и феноменов мира.
Восприятие как когнитивно -мыслительный процесс осуществляется как деятельность перцептивной системы - интегрированного единства субъекта восприятия, воспринимаемого объекта и объединяющей их деятельности (процесса) восприятия.
Являясь ментальной репрезентацией некоторого образа реального события, когнитивная сцена восприятия составляет смысловую основу языкового выражения, по своей структуре уподобляется самому событию восприятия, детерминирует отбор как смыслового содержания, подлежащего воплощению в языковой материи, так и самих языковых вербальных средств для его манифестации в высказывании. Итак, посредством когнитивной сцены восприятия определяется конкретный вектор интерпретации данного концептуального содержания в языковой семантической системе и средства вербализации в том диапазоне, который определен языком, языковым мышлением.
Концепт зрительное и слуховое восприятие характеризуется многогранностью, разветвляется, а языковая картина мира запечатлевает отношение обсуждаемого концепта к самым разнообразным сферам человеческой жизни.
Еще один вывод, к которому мы пришли в ходе исследования, заключается в том, что перцептивные глаголы способны функционировать по - разному в зависимости от контекста и цели употребления. В процессе анализа предложений из текстов романов Джоан Роулинг о Гарри Поттере нами были выделены такие функциональные категории глаголов восприятия, как действие и состояние. Иными словами, нами было определено то, что восприятие может быть как произвольным, так и непроизвольным. В разных примерах глаголы слухового и звукового восприятия приобретали совершенно разные лексические значения, практически у каждого из этих глаголов было выявлено несколько лексико-семантических вариантов. Все это позволило нам судить о многообразии и многогранности английского языка.
Таким образом, можно говорить о том, что изучение перцептивных глаголов, слухового и зрительного восприятия в том числе, невероятно важно в наши дни. Феномен перцепции сложен и интересен, когнитологи и лингвисты обращаются к нему уже очень давно, и поле для исследования по -прежнему очень большое.



1. Амосова, Н. Н. О некоторых типовых конструкциях в английском языке // Вестник Ленинградского университета. - Л., 1961. - № 8. - С. 125-132.
2. Арутюнова, Н. Д. Предложение и его смысл. Логико -семантические проблемы / Н. Д. Арутюнова. - 4-е изд., стер. - М. :Едиториал УРСС, 2005. - 384 с.
3. Апресян, Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. - М., 2004. - №4. - С. 3-18.
4. Болдырев, Н. Н. Перекатегоризация глагола как способ форми рования смысла высказывания // Известия АН. Серия литературы и языка. - 2016. - № 2. - С. 40-55.
5. Бондарко, А. В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии / А. В. Бондарко. - 3-е изд., стер. - М. :Едиториал УРСС, 2003. - 208 с.
6. Бушина, Г. В. Фразовый глагол в современном английском языке :автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Киев : КНУ, 1954. - 17 с.
7. Васильев, Л. М. Зрительный эпизод и метафора в английском языке / Л. М. Васильев. - М. : Высшая школа, 2006. - 90 с.
8. Вейхман, Г. А. Новое в грамматике современного английского языка / Г. А. Вейхман. - М. : Высшая школа, 2006. - 542 с.
9. Голубкова, Е. Е. Категория перцептивности в современном английском языке и способы ее модификации :автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М. : МГОУ, 2002. - 45 с.
10. Гумерова, Н. Ж. Когнитивная модель восприятия в русском языке :автореф. дис. . канд. филол. наук. - Уфа :БашГУ, 2000. - 24 с.
11. Дворник, О. Д. Функциональная категоризация глаголов говорения в современном английском языке :автореф. дис. . канд. филол. наук. - Белгород :БелГУ, 2003. - 157 с.
12. Кобрина, Н. А., Болдырев, Н. Н., Худяков, А. А. Теоретическая грамматика современного английского языка / Н. А. Кобрина, Н. Н. Болдырев, А. А. Худяков. - М. : Высшая школа, 2007. - 368 с.
13. Колесов, И. Ю. Проблемы концептуализации и языковой репрезентации зрительного восприятия (на материале английского и русского языков) / И. Ю. Колесов. - Барнаул : БГПУ, 2008. - 354с.
14. Куприева, И. А. Концептуальные основания формирования значения лексики, номинирующей психические процессы в современном английском дискурсе / И. А. Куприева. -Белгород : ТГПУ, 2013. - 194 с.
15. Мазаева, А. Ю. Процесс познания мира с точки зрения когнитивной лингвистики / А. Ю. Мазаева // Вопросы языкознания. - 2007. -№4. -С.59-64.
... всего 29 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ