Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИЕЙ ЭТНИЧЕСКОГО МЕНЬШИНСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ЦЫГАН БЕЛОМЕСТНЕНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №176324

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное управление

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЭТНИЧЕСКОГО МЕНЬШИНСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 13
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИЕЙ ЭТНИЧЕСКОГО МЕНЬШИНСТВА (НА ПРИМЕРЕ ЦЫГАН БЕЛОМЕСТНЕНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) 35
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
ИНТЕГРАЦИЕЙ ЦЫГАН В БЕЛОМЕСТНЕНСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ БЕЛГОРОДСКОГО
РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 90

Актуальность темы исследования. Для подавляющего большинства современных государств характерно культурное многообразие, оказывающее фундаментальное влияние на жизнь общества, на его регулирование и организацию. Это обусловлено тем, что культура артикулируется в языке, ценностях и нормах, мифах и обычаях, символах и артефактах. Для поддержания социального равновесия и развития сплоченности в обществе важно, чтобы культурное многообразие учитывалось в тех правилах и отношениях, которыми руководствуются граждане и социальные институты.
Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является многонациональным государством, каждый вправе определять свою национальную принадлежность и никто не может быть принужден к определению национальности. Любой гражданин обладает правом пользоваться родным языком, запрещается любая форма пропаганды, побуждающей к возникновению какого-либо расового, этнического, религиозного, социального конфликта . Следовательно, реализация
социальной и культурной политики должна происходить с учетом фактора культурного многообразия российского общества.
В настоящее время многие из этнических меньшинств, проживающих в Российской Федерации, испытывают существенные трудности в сфере образования, оформления официальных документов и т.д., другими словами - с интеграцией в социальную среду. Недостаточная эффективность государственного регулирования и управление интеграцией мигрантов приводит к развитию дезадаптационных процессов.
Эффективность программ по интеграции этнических меньшинств на территории России зависит, в первую очередь, от совершенствования системы управления социальной адаптацией и их обустройством в муниципальном образовании. Очевидно, что современное российское государство нуждается в выработке стратегических мероприятий, позволяющих оптимизировать существующую систему управления интеграцией этнических меньшинств и реально приспособить ее к нуждам российского общества, с одной стороны, к вызовам современной мировой экономики - с другой стороны. Потребностью в поиске наиболее оптимальных решений в сфере управления интеграцией и обустройством этнических меньшинств на территории муниципальных образований и обусловливается актуальность настоящего диссертационного исследования.
Интеграция цыганской общины является достаточно актуальной и сложной проблемой и не может быть разрешенной в короткие сроки. Это обусловлено культурной особенностью цыганского народа, его стилем жизни, связанным с переселением с места на место, что становится препятствием на пути к их интеграции на локальном уровне. Одной из главных проблем в социальной интеграции цыган является низкий уровень образования, что приводит к снижению конкуренции на рынке труда, соответственно и к более низкому уровню доходов, по сравнению с остальной частью населения.
Ярким примером проявления проблемы недостаточной социальной интеграции цыганской общины является конфликт, произошедший в поселке Уразово Валуйского района Белгородской области летом 2018 г. Совершенное представителем цыганского этноса преступление вызвало волну недовольства со стороны жителей иных этнических групп поселка, в результате чего цыганская община п. Уразово и соседних сел выехала за пределы Валуйского района . Данная ситуация свидетельствует о недостаточном внимании процессу социальной интеграции этнического меньшинства со стороны органов местной власти, т.к. высокий уровень межэтнической напряженности фиксировался в этом поселении задолго до произошедшего конфликта.
На заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ 26 октября 2018 г. поднимался вопрос о недостаточной социальной интеграции цыганского этноса в стране. В частности, В.В. Путин заявил: «мы упустили момент работы с этими людьми, которые, к сожалению, очень часто вовлекаются в криминальную деятельность. ... конечно, нужно с этим работать, нужно людям давать возможность вести оседлый образ жизни, давать возможность образование получить вовремя, получить нормальное жильё ..., это наша общая недоработка» .
Для использования культурного многообразия на благо развития общества, российскому государству необходимо, с одной стороны, переосмыслить свой исторический опыт регулирования межэтнических отношений, и, с другой, повысить качество управления социальной интеграцией этнических меньшинств в муниципальных образованиях, что будет обеспечивать реализацию национальной, культурной и социальной политики. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью выработки более эффективных механизмов управления социальной интеграцией этнического меньшинства в местах их компактного проживания.
Степень изученности темы исследования. Современные исследования социальной интеграции этнических меньшинств, проблем взаимоотношений их с принимающим сообществом базируются на фундаментальной теоретической базе, сформированной представителями различных наук (экономической теории, социологии, этнологии, демографии, философии, политологии и других), а также на результатах эмпирических исследований.
Понятие «социальная интеграция» в своих работах рассматривали Е.В. Еланская, Ю.Б. Кострова, В.И. Мукомель, И.Ф. Петров, О.А. Уржа, О.Ю. Шибаршина и другие.
Исследование этнических меньшинств в современной российской науке имеет свои особенности. Изменение этнополитической ситуации в стране привлекли внимание отечественных исследователей к проблеме правового положения меньшинств, которая анализировалось правоведами А.Х. Абашидзе, И.П. Блищенко, К.В. Калининой, Н.Н. Кочеряном, С.М. Пунжиным и другими .
Теоретическое осмысление понятия «этнические меньшинства» в своих работах проводили Л.Н. Васильева, М.Ю. Ежова, Е.А. Ерохина, Л.С. Карапетян, В.С. Малахов, А.Г. Осипов и другие .
В социологии сложности определения понятия «этническое меньшинство» связаны с неоднозначностью интерпретации терминов «нация» и «этнос». Исследование соотношения представленных терминов представлены в работах отечественных исследователей: Ю.В. Арутюняна, JI.M. Дробижевой, А.А. Сусоколова, Б.Е. Винера, Б.В. Маркова, Э.В. Тадевосяна, В.А. Тишкова1.
Одним из аспектов актуальной проблемы социальной интеграции и адаптации этнических меньшинств является рассмотрение этничности как социально значимого культурного маркера этнических меньшинств. Данный аспект обозначен в работах Л.М. Дробижевой, Н.М. Лебедевой, З.В. Сикевич, Г.У Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, В.А. Тишкова .
Проблематику социальной интеграции и адаптации цыганского народа рассматривали Е.В. Карпенко, Е.В. Ковалева, Е.Н. Лукьянович, Н.А. Медушевский, В.В. Повисок, М.И. Русая, Н.Н. Самсонова, М.В. Сеславинская, М.Я. Устинова, Г.М. Яскель и другие .
Оценивая довольно высокий уровень теоретической и эмпирической разработанности проблем интеграции этнических меньшинств, как социального явления, следует отметить недостаточность научных работ, позволяющих рассмотреть социальную интеграцию этнических меньшинств с точки зрения программно-целевого управления, что способно существенно повысить эффективность регулирующих воздействий на эти процессы.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по интеграции компактно проживающих этнических меньшинств и недостаточной теоретической разработанностью технологий программно-целевого управления процессом социальной интеграцией этнической группы на локальном уровне.
Вышеизложенное позволяет сформулировать основную гипотезу данного исследования, которая заключается в предположении, что низкий уровень интеграции цыганского этнического меньшинства обусловлен, в том числе отсутствием системных, комплексных усилий органов местного самоуправления по интеграции этого этнического сообщества .
Объект исследования - процессы социальной интеграции цыганского этнического меньшинства.
Предмет исследования - факторы, содействующие и препятствующие социальной интеграции этнического меньшинства в муниципальном образовании.
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по формированию программно-целевого управления социальной интеграцией этнического меньшинства в муниципальном образовании.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы исследования социальной интеграции этнического меньшинства в муниципальном образовании.
2. Проанализировать практику управления социальной интеграции этнического меньшинства в Беломестненском сельском поселении Белгородского района Белгородской области.
3. Предложить направления формирования программно-целевого управления социальной интеграции цыган в Беломестненском сельском поселении Белгородского района Белгородской области.
В качестве теоретико-методологической базы исследования выступают основные положения программно-целевого, системного и структурного методов управления, изложенные в работах Н.В. Киреевой, Л.А. Табылгиновой, О.А. Уржа и других 1 , позволивших рассмотреть управление социальной интеграцией этнических меньшинств с различных точек зрения. Основополагающим подходом в исследовании стал комплексный подход, разработанный в трудах В.А. Ионцева, Л.В. Кореля 2. В основе исследования лежат положения и выводы российских и зарубежных исследований проблем социальной интеграции этнических меньшинств .
При исследовании проблемы были использованы общенаучные методы индукции и дедукции, анализа литературных источников, методы системного анализа, структурно-функциональный метод анализа системы, анкетный опрос.
В процессе исследования функционирования этнических меньшинств в полиэтничном социуме аксиологический подход позволил выявить и раскрыть специфику формирования ценностных ориентаций этнических меньшинств в контексте их интеграционных процессов, социокультурный подход 1 - определить и осмыслить в культурной сфере меньшинств под воздействием иноэтичной среды.
Эмпирическая база диссертации включает:
- Федеральные нормативно-правовые документы в области управления социальной интеграцией этнических меньшинств 2;
- Региональные нормативно-правовые акты ;
- Муниципальные нормативно-правовые акты ;
- Статистические материалы (Росстат) ;
- Результаты социологического исследования .
Научная новизна:
Предложены способы интеграции этнического меньшинства в локальную социальную среду, в рамках программно-целевого управления.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Интеграция этнических меньшинств на местном уровне - это процесс сближения этнических общностей с целью их сосуществования и эффективного взаимодействия в местах постоянного проживания при участии органов местного самоуправления. Проблемы социальной интеграции этнических меньшинств, их обучения, трудоустройства решаются на местном уровне, на котором непосредственно происходит взаимодействие между людьми разных национальностей. В сложившейся ситуации особо важным является предоставление конкретной помощи отдельному представителю диаспоры, что представляется возможным только лишь при создании и функционировании целой системы социальной интеграции, учитывающих местные особенности и ситуацию.
2. Социологическими методами выявлено, что основными препятствиями на пути эффективной интеграции цыганского этнического меньшинства на локальном уровне является комплекс социально - экономических проблем, возникновение которых взаимообусловлено и воспроизводится на поколенческом уровне (низкий уровень образования, приводит к невозможности трудоустроится на работу, что маргинализирует членов всей семьи, сообщества и т.д.). Кроме того, существенным препятствием на пути интеграции цыган является значительная стереотипизация и предубеждённость со стороны остальных жителей поселения, незнание базовых культурных особенностей этой группы.
3. Для разрыва цепи взаимосвязанных факторов, приводящих к низкому уровню интеграции цыганского этнического меньшинства в муниципальных образованиях, необходимо использование программно-целевого управления, которое может оказать комплексное воздействие на основные факторы, препятствующие интеграции (низкий уровень образования; низкий уровень обращений в медицинские учреждения и, как следствие, высокая заболеваемость, смертность; высокая безработица и пр.). Реализация разработанного проекта зависит от многих акторов: самих цыган, которые могут воспринять мероприятия проекта как попытку вмешательства в их жизнь, остального населения села, местного бизнеса, государственных и муниципальных учреждений района и области и т.д.
Практическая значимость исследования:
Совокупность предложенных подходов и приемов можно использовать в качестве методологической основы для проведения дальнейших научных исследований по проблемам социальной интеграции этнических меньшинств, а также для работы органов государственной и местной власти по модернизации национальной политики в Российской Федерации.
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в шести публикациях, в том числе на IX Международной научно-практической конференции (г. Белгород, 2015 г.) и IX Международной научно¬
практической интернет конференции «Общество и этнополитика» (г. Новосибирск, 2016 г.).
Магистерская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Интеграция цыганской общины является достаточно актуальной и сложной проблемой, которая не может быть разрешенной в короткие сроки. Эта проблема обусловлена культурной особенностью цыганского народа, их образом жизни, связанным с переселением с места на место, что становится препятствием их интеграции.
Под социальной интеграцией этнического меньшинства понимается процесс сближения этнических общностей с целью их сосуществования и взаимодействия в местах проживания. Этническая интеграция является эффективным средством политического, духовного, экономического и социального развития различных народов. По мере целостного развития этнической общности, она вступает во всевозможные связи и взаимоотношения с другими этносами. При неблагоприятных обстоятельствах интеграция может замедляться и привести к такому сложному процессу, как дезинтеграция.
В первом разделе были рассмотрены теоретические основы исследования социальной интеграции этнического меньшинства в муниципальном образовании. Положение этнических меньшинств в нашей стране является достаточно сложным ввиду того, что они иногда ведут обособленный образ жизни, а также в связи с ростом миграционных потоков, обостряющими политические и экономические кризисы, которые препятствуют принятию решений в области управления межнациональными процессами. Следовательно, проблема интеграции этнических меньшинств в месте проживания является в психологическом и социальном плане достаточно сложной и многогранной.
Во втором разделе был проведен анализ практики управления социальной интеграцией цыган в Беломестненском сельском поселении Белгородского района Белгородской области. На территории поселения по состоянию на 1 октября 2018 г. зарегистрировано 117 представителей цыганской общины, из которых: 27 - женщин, 42 - мужчин, 48 - дети. Социальная работа с представителями цыганской диаспоры в Беломестненском сельском поселении ведется по следующим направлениям: трудовое (консультирование по имеющимся вакансиям на территории поселения и дальнейшее их трудоустройство с учетом потребностей рынка труда), материальное (данное направление предполагает предоставление продуктовой и вещевой помощи), формирование и развитие гармоничной системы взаимоотношений этнического меньшинства с остальным населением, медицинское (предоставление оказания бесплатной необходимой медицинской помощи и диспансеризации для меньшинства), образовательное (предоставление необходимых мест в детском саду и школе для получения качественных общеобразовательных услуг).
В целях выявления проблем, с которыми столкнулись представители цыганской диаспоры в Беломестненском сельском поселении, был проведен социологический опрос «Социальная интеграция этнического меньшинства в муниципальном образовании «Беломестненское сельское поселение». В ходе проведения опроса были выявлены следующие проблемы в деятельности администрации сельского поселения по управлению социальной интеграции цыган: трудности в освоении образовательного процесса среди цыганских детей; трудности с официальным трудоустройством представителей этноса ввиду отсутствия у них необходимой профессии, документов; трудности с получением необходимой медицинской помощи; неадекватное восприятие и понимание культур цыган и русских, проживающих в поселении.
Анализ результатов социологического исследования, проведенный в рамках настоящего исследования, ориентированный на выявление специфики регулирования процесса социальной интеграции цыган в Беломестненском сельском поселении, показал зависимость уровня социальной интеграции не только от особенностей цыганской общины, но также от возможностей принимающего сообщества, в частности от органов местного самоуправления и остального населения.
Работа местных органов власти с цыганами должна заключаться, в первую очередь, в том, чтобы предоставить возможность к трудоустройству, получению доступного образования, медицинской помощи. Также немаловажным направлением в социальной интеграции цыган является предоставление поддержки и помощи в сохранении своей национальной идентичности и развитии традиций, культуры, обычаев и ценностей цыганского народа.
В третьем разделе разработан проект «Формирование эффективной системы социальной интеграции цыганского населения в Беломестненском сельском поселении». Проект может быть реализован в 2019-2020 годах. При положительной оценке реализации проекта вследствие проведения всех мероприятий к концу 2020 года, дальнейший процесс формирования социальной интеграции цыганской общины в сельском поселении будет продолжен с внесением необходимых коррективов.
Работа над созданием проекта и решением исследовательских задач магистерской диссертации позволяет предложить следующие практические рекомендации в адрес органов муниципального управления Беломестненского сельского поселения в отношении совершенствования управления процессом социальной интеграции цыган.
1. Создать дошкольный подготовительный класс на базе детского сада с. Беломестное для детей из цыганских семей с целью успешного преодоления ими школьного адаптационного процесса и получения необходимых образовательных знаний и навыков. В связи с этим, воспитателю необходимо пройти курсы повышения квалификации, направленные на особенности работы с детьми цыганской общины.
2. Организовать курсы получения профессии для представителей цыганской общины на базе ОКУ «Белгородский центр занятости населения», при поддержке руководства предприятия ОАО «Мелстром».
3. Провести медицинскую диспансеризацию цыганской общины сельского поселения на базе центра общей врачебной практики (семейной медицины) с привлечением квалифицированных специалистов для оценки состояния здоровья цыган и профилактики развития различных заболеваний.
4. Организовать цыганский фестиваль в сельском поселении, приуроченный к международному дню цыган, направленный на сохранение и развитие цыганской самобытности и сплочение с другими этносами сельского поселения. Благодаря цыганскому фестивалю жители поселка познакомятся с цыганской культурой, что будет способствовать улучшению взаимопонимания между народами сельского поселения и гармоничному сосуществованию различных культур.
5. Создать систему мониторинга за ходом реализации проектных мероприятий. Регулярный мониторинг предоставит возможность администрации Беломестненского сельского поселения осознавать общее положение цыган, определять объемы предоставленной помощи, их удовлетворенность уровнем проживания и успешность социальной интеграции.



1. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок) [Текст] // Справочно¬правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство».
2. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ // Российская газета. - 2018. - 8 июля.
3. О занятости населения в Российской Федерации [Текст] : закон Рос. Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 // Российская газета. - 2018. - 6 июля.
4. О национально-культурной автономии [Текст] : федер. закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ // Российская газета. - 2014. - 7 ноября.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2018. - № 1. - Ст. 13.
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1532 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 2. - Ст. 361.
7. Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района: Закон Белгородской области от 20 декабря 2004 г. № 159 (с изменениями от 05.06.2018 г.) // Белгородские известия. - 2018. - 16 июня.
8. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Обеспечение населения Белгородской области информацией о приоритетных направлениях региональной политики на 2014 - 2020 годы» [Текст] : Постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 г. № 511-пп // Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. - 2014. - № 42. - 28 декабря.
9. Абашидзе, А. Х. Национальные меньшинства и право на самоопределение (международно-правовые проблемы) [Текст] / А. Х. Абашидзе // Этнографическое обозрение. - 2015. - №. 11. - С. 14-20.
10. Абдулатипов, Р. Г. Многонациональный регион: особенности формирования и управления [Текст] / Р. Г. Абдулатипов. - Саратов : Изд-во Морд. ун-та, 2015. - 98 с.
11. Абдулатипов, Р. Г. Основы национальных и федеративных отношений [Текст] / Р. Г. Абдулатипов. - Саратов : Фактор, 2015. - 89 с.
12. Азрилиян, А. Н. Большой экономический словарь [Текст] / А. Н. Азрилиян. - М. : Ин-т новой экономики, 2015. - 856 с.
13. Алешина, И. В. Социальная интеграция в современной России [Текст] / И. В. Алешина // Социальная интеграция и развитие этнокультур в Евразийском пространстве. - 2017. - № 26. - С. 12-19.
14. Арутюнян, Ю. В. Этносоциология [Текст] / Ю В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоклов. - М. : Наука, 2015. - 115 с.
15. Бессонов, Н. В. Ранняя история цыган (X - XV Вв.) [Электронный ресурс] / Н. В. Бессонов // LILORO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.liloro.ru/romanes/bessonov8.htm..95


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ