ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА ТЕЛЕВИДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ МЕДИА
1.1. Телевидение в условиях конкуренции с новыми медиа 5
1.2. Традиционные телевизионные жанры и их специфика 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
И ФОРМАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ВИДЕОХО-СТИНГА «YOUTUBE»
2.1. «YouTube» как медиафеномен 13
2.2. Особенности правового регулирования на видеохостинге «YouTube»... 17
2.3. Жанрово-тематические особенности медиа контента на видеохостинге
«YouTube» 20
ГЛАВА 3. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
ЖАНРОВЫХ СИСТЕМ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И «YOUTUBE»
3.1. Традиционные телевизионные жанры в контексте развития глобальных
медиасистем 28
3.2. Тенденции развития жанров на видеохостинге «YouTube» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ИСТОЧНИКИ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Актуальность исследования. В эпоху научно-технического прогресса появление всемирной сети интернет стало причиной возникновения новых форм распространения информации. Сегодня в академической среде широко используется термин «новые медиа». Новые медиа — это междисциплинарный феномен, форма коммуникативного взаимодействия между субъектами, который еще не получил строгое определение и терминологию: термины новые медиа, онлайн-медиа, СМИ не дифференцированы» [Казак, Карпенко, Короченский, Полонский, Ушакова, Тяжлов, 2017]. К новым медиа можно отнести: интернет-издания, блоги, подкасты, социальные сети, web-сайты, интернет-форумы, видеохостинги и другие. Постепенное развитие этих форм естественно усилило конкуренцию между традиционными и новыми медиа.
Возникновение конкурентной среды побудило медиа бороться за внимание аудитории. Это способствовало процессам гибридизации жанров, появлению новых форматов «упаковки» содержания. Жанры медиа постоянно эволюционируют, сливаются, типологические границы жанров размываются. Эти процессы наблюдаются не только в интернет-среде, но и в традиционных медиа.
Объект исследования — жанры и форматы телевидения и видеохостинга «YouTube».
Предмет исследования — функционально-типологические отличия и общие черты традиционных телевизионных жанров и жанров «YouTube».
Цель исследования — выявить ключевые элементы трансформации традиционных жанров телевидения на видеохостинге «YouTube». Данная цель предопределила порядок и необходимость рассмотрения следующих задач:
• Рассмотреть жанровую систему телевидения в контексте эволюции медиа.
• Определить особенности правового регулирования и формальносодержательную специфику видеохостинга «YouTube».
• Проанализировать преемственность и отличительные черты жанровых систем телевидения и «YouTube».
• Определить тенденции развития жанров на видеохостинге «YouTube».
Методы исследования. Главным методом в работе является описательный метод, базирующийся на приемах сбора информации, сравнения, описания, систематизации и классификации. Для сбора данных исследовательской части использовались элементы контент-анализа.
Теоретической основой исследования послужили научные труды российских ученых в области теории журналистики: А.А. Тертычного, С.Г. Корконосенко, Л.Е. Кройчика, Р.А. Борецкого, Л.П. Шестёркиной, Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвик, А.Я. Юровского, Е.Л. Вартановой, В.П. Коломийца, А.А. Хлызовой, Я.И. Тяжлова.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляют «YouTube»-каналы: «Wylsacom», «вДудь», «Versus Battle», «Дневник Хача», «Парфенон», «Чикен Карри», «Rakamakafo», «BadComedian», «katya- konasova», «Мистик», «Ksenia Niglas», «Бери и делай», «Igor Kowtyn», «Идеи для жизни», «The Kate Clapp», «Хостел», «Viki Show», «Пятница с Региной», «Жиза», «Vogue Russia», «Правила жизни», «PewDiePie», «Настя Ивлеева», «Клик Клак», «DaiFiveTop», «+100500», «This is Хорошо», «Alina Charova», «OmTV», «Навальный LIVE», «TomoNewsRussia», «varlamov», «UFC Russia», «Осторожно Собчак», «Star Media», «Марьяна Елисеева», «ОМ Олега Меньшикова», «Нежный редактор».
Структура работы. Дипломная работа состоит из Введения, трех Глав, Заключения, Источников, Библиографического списка использованной литературы и Приложения.
Исследователи цифрового рынка отмечают, что технологии продолжают стремительно развиваться. Наблюдается процесс трансформации онлайн потребления, пользователи интернета становятся мобильнее. Не выходя из дома, можно совершить покупки, заказать еду, пройти обучение. Очевидно, что интернет будет еще прочнее входить в нашу повседневную жизнь, изменяя структуру и способы потребления информации.
Развитие интернет в России по итогам отраслевого доклада подразумевает замещение «традиционных» сетей связи мультисервисными сетями. Прогнозируется увеличение скорости передачи цифровой информации независимо от её объема и местоположения участников обмена, а также удешевление любых способов обработки и увеличение количества участников обмена. Возможно обострение дискуссий в сфере обеспечения свободы доступа к информации, а также возникновение и развитие качественно новых видов коммуникаций между людьми. Вместе с развитием интернета улучшаются формы распространения информации.
Блогосфера в Сети — это одно из средств выражения общественного мнения и в беспрерывном процессе обмена информацией блог сформировал определенную коммуникационную среду, живущую по своим законам, которая позволяет посетителям стать соавторами материала. Популярность блогов растет со стремительной скоростью, возможно, что через короткий промежуток времени они сместят главенствующий канал распространения информации, телевидение, которое много лет остаётся для большей части российской аудитории основным источником новостей.
Рассмотрев жанровую классификацию телевидения в контексте эволюции медиа, мы выявили, что телевидение по-прежнему занимает лидирующие позиции среди средств массовой информации, а просмотр телепрограмм является самой массовой практикой медиапотребления. Но постепенно с развитием информационных технологий на медиа арене стали появляться новые источники распространения информации. Конкурентная среда стала причиной борьбы медиа за внимание аудитории. Это стало одной из причин изменения форматов предоставляемой информации.
Изучив формально-содержательную специфику видеохостинга «YouTube» мы выделили основные преимущества видеохостинга: интерактивность площадки; отсутствие ограничения временных рамок просмотра; удобство размещения контента; публикация и просмотр контента с любого устройства; разнообразие жанров и гибридизация их форм и другие.
Проанализировав преемственность и отличительные черты жанровых систем телевидения и видеохостинга «YouTube» узнали, что в результате анализа жанровых групп некоторые жанры, претерпевают кризис, но на видеохостинге видоизмененные набирают популярность. Большинство телевизионных жанров, пройдя процесс трансформации, сохранили свои характерные черты, но приобрели ряд улучшений. Жанры взаимодействуют между собой, и происходит процесс «диффузии жанров». Постепенное слияние публикуемого материала приводит к коллаборациям телевизионного контента с видео на «YouTube».