ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОКУМЕНТООБОРОТА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ 9
1.1. Сущность и содержание организации
документооборота в таможенных органах
9
1.2. Нормативно-правовое обеспечение
документооборота в таможенных органах ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОКУМЕНТООБОРОТА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ 33
2.1 Анализ организации документооборота в Белгородской таможне
2.2 Направления совершенствования
документооборота в таможенных органах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы дипломного исследования. Разговоры об улучшении политики и экономики страны не утихают, поэтому появилась необходимость улучшения организационной структуры как их звена. В этом огромную роль играет документоведение и документационное обеспечение управления.
Смысл документационного обеспечения заключается в универсальности делопроизводства, потому как основу любого предприятия составляют документы различного вида.
Работа делопроизводства оказывает влияние на быстроту, экономию времени и надежность работы аппарата управления. Если правильно организовать делопроизводство, то можно освободить специалистов от ненужных им операций, повысить производительность и эффективность, а также сократить затраты, что связаны с работой аппарата управления.
В правильную работу делопроизводства включено эффективное использование документа в будущем. Для совершенствования работы с документами на основе государственной системы делопроизводства создается своя система. Задача государственной системы делопроизводства состоит в том, чтоб довести до уровня общепринятой нормы различных способов обработки документации. И эту цель можно достигнуть только если специалисты, что занимаются этой работой станут использовать в своей деятельности правила и нормы рационального делопроизводства.
Работой, связанной с делопроизводством в системе таможенных органов, занимается отдел документационного обеспечения. Он создает новые способы работы с документами и информацией, что в них содержится, способы культуры работы с ними, ускорение сроков исполнения документов. Также этот отдел принимает меры по ускорению документооборота в целом.
Информация, что запечатлена на документах - есть основа управления, а эффективность управления зависит от использования информации. В наше время информация это полноценный ресурс производства, важный элемент жизни общества. Качество управления зависит от качества информации. В современных условиях для лучшего управления обязательно нужно уделять внимание улучшению документооборота, ведь именно на информации и служебном документе базируется управленческое решение, каким бы оно ни было.
Уже сейчас существует определенная нормативно-методическая база, что представляет собой множество законов, нормативный правовых актов и методических документов, которые регламентируют процессы создания, обработки, хранения и их использования.
9 июля 2014 г. был издан приказ Федеральной таможенной службы №1331 «Об утверждении Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах Российской Федерации». Этот приказ был создан с целью улучшения работы документационного обеспечения управления и работы архива в таможенных органах.
Таким образом, актуальностью данной темы является неполная изученность проблемных вопросов в документообороте. Решение таких вопросов позволит правильно развивать множество информационных ресурсов и откроет доступ потребителям к информационным технологиям с минимальным затратам времени.
Степень разработанности темы. Учитывая, что данная тема дипломной работы недостаточно разработана, при ее написании был использован широкий круг источников. Их следует подразделить на две категории. К первой относятся издания, которые содержат общегосударственную нормативную базу по вопросам управления документацией и архивного дела. Ко второй же категории относится научная литература, которая представляет значительный и немаловажный интерес. Управление документооборотом раскрыто в различных трудах отечественных ученых. В их трудах рассматриваются важные проблемы теоретических и практических аспектов, что позволяет проанализировать имеющуюся информацию. Также в их трудах раскрыты основы организации документооборота, рассмотрено совершенствование технологического процесса документационного обеспечения, рассмотрено управление развитием делопроизводства в единой системе таможенных органов Российской Федерации.
Главными направлениями организации документооборота являются современные подходы к управленческому процессу, если брать во внимание современное состояние процесс документооборота в таможенном деле. Они описаны в работах: Г.Г. Асеева, В.Э. Баласаняна, Т. А. Быковой, Л.М. Вяловой, О. А. Зайцевой, Д.Г. Зеркина, М.В. Какорина, А.А. Костина, П.А. Кочетковой, Т.В. Кузнецовой, М.В. Ларина, В.В. Макрусева, М.А. Месяца, О. А. Москаленко, В.Н. Пчелинцевой, В.К. Саблина, М.В. Стенюкова, Е.Н Филенко .
Однако, несмотря на повышенный интерес ученых к способам совершенствования документооборота в таможенных органах, в представленных работах не в полной мере исследованы методы совершенствования документооборота в таможенном деле.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования управления документооборотом в таможенных органах и недостаточной разработанностью методов решения этой задачи.
Объектом дипломного исследования является документооборот в таможенных органах.
Предмет исследования - это методы совершенствования документооборота в таможенных органах.
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию документооборота в таможенных органах Российской Федерации.
Задачи дипломного исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы документооборота в таможенных органах.
2. Изучить нормативно-правовое обеспечение документооборота в таможенных органах.
3. Проанализировать документооборот в Белгородской таможне.
4. Предложить методы совершенствования документооборота в таможенных органах (на примере Белгородской таможни).
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения количественного подхода, которые изложены в исследованиях и научных трудах: Д.Г. Зеркина, М.В. Какорина, Т.В. Кузнецовой, М.В. Лариным, В.В. Макрусев, М.А. Месяц, В.Н. Пчелинцева, Д.А. Романов, Л.В. Санкиной, Г.В. Элова, И.Н. Шеян и др. , которые рассмотрели процесс документооборота как целостную систему, что изменяется из-за взаимодействия отдельных элементов со внешней средой.
При проведении исследования были использованы такие научные методы как: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, наблюдение и аналогия, а так же системный анализ и конкретизация.
Эмпирической базой исследования послужили:
- федеральные нормативно-правовые акты ;
- постановления Правительства РФ ;
- приказы Федеральной таможенной службы .
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что все выводы, полученные в результате исследования, могут использоваться в управленческой деятельности таможенных органов Российской Федерации, а также в совершенствовании документооборота в таможенных органах.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка источников и литературы.
Однако на международном уровне признано, что документ - это записанная информация, используемая как единица в документационном процессе. Такое определение было создано и принято Международной организацией по стандартизации. Информация может быть записана не только с помощью знаков письма, но и изображения и звука. Именно поэтому такое определение причисляет к документам все материальные объекты, используемые для передачи информации.
Признаками документа служат:
1) наличие информации;
2) материальная форма, которая позволяет сохранить информацию;
3) использование информации в коммуникационных каналах.
Носителем информации или материальным объектом принято называть материальный объект, на котором хранится информация. Без носителя информации документ существовать не может.
Приемником информации является как человек, так и техническое устройство (ЭВМ, контрольно-измерительные приборы и т.д.), из этого можно сделать вывод, что понятие информации довольно субъективно, ведь без субъекта, который бы ее воспринимал, информация бы не реализовывалась, а оставалась «вещью в себе».
Именно в сфере управления создается огромное количество документов. Но их нужно не только правильно составить и оформить, но и передать по назначению, сохранить, передать в архив или уничтожить. В наше время большинство работ по составлению и оформлению документов проводятся с использованием компьютерных технологий.
Таможенное делопроизводство - это деятельность, которая отвечает за создание официальных документов. Такая деятельность обеспечивается системой взаимосвязанной управленческой документации, состав которой определяется компетенцией таможенных органов, объемом и характером взаимодействия таможенных органов.
Управление - бесконечный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, в целях целенаправленного достижения целей, путем принятия решений. Из-за того, что управленческое решение всегда основывается на информации и на служебном документе, то необходимо уделять достаточное внимание совершенствованию работы с документами, для достижения наибольшей эффективности.
Документ, который был составлен с целью оформить управленческое решение обладает юридической силой, т.е. он может считаться доказательством хранящейся в нем информации. Юридическая сила такого документа предполагает под собой его обязательность для всех, кто участвует в управленческой деятельности и основывают свою деятельность на документе.
Информация, закрепленная в документах, является основой управления. А эффективность управления базируется на производстве и потреблении информации. В наши дни информация это полноценный ресурс производства, важный элемент в жизни общества. Именно ее качество определяет качество управления, ведь информация пронизывает все органы управления, подводя ее в нужное направление, на достижение целей.
Организация документооборота имеет свои принципы: прохождение документов должно быть быстрым; любое перемещение документа должно иметь цель; порядок прохождения и обработки основных документов должен быть единообразным. Основная задача организации документооборота - это сделать так, чтоб документы обрабатывались лишь однократно.
Объем документооборота представляет собой общее количество документов, которые были созданы и получены за конкретный промежуток времени. Регистрация документов — это фиксация сведений о документах в отчетной форме, чтоб обеспечить их сохранность. Существует две формы регистрации документов: картотечная и журнальная.
Обязательной регистрации подлежат документы, которые поступают из вышестоящих организаций; корреспонденция ценная и заказная и, которая требует ответа; материалы постоянного срока хранения; внутренняя документация.
Существует три формы процесса осуществления делопроизводства: централизованная, децентрализованная и смешанная. Совершение операций, которые связанны с обработкой документов, сосредотачивающихся в последствии в канцелярии, являются централизованной формой организации документооборота. Децентрализованная форма организации документооборот представляет собой разделение делопроизводственных операций между структурными подразделениями. Смешанная форма — это операции и централизованные, и децентрализованные.
В Белгородской таможне технологии ДОУ это важная часть системы информационного обеспечения. Это связано в первую очередь с тем, что поток информации, как правило, слишком большой и необходимо быстро обработать ее. От этого зависит функциональность самой таможни.
Благодаря централизованной системе регистрации, можно достичь максимально высокой эффективности, потому что все операции, связанные с регистрацией документов, хранятся в одном месте.
При регистрации документов вся необходимая информация вносится в КПС «УКИД-Р». Он включает в себя электронные картотеки баз данных по входящим документам (например «Документы вышестоящих таможенных органов», «Обращения граждан»), исходящим и внутренним документам («Переписка», «Приказы, распоряжения»).
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично или же отправить обращения в органы власти. Это право важное средство охраны прав личности.
Обращения граждан могут выражаться как в устной, так и в письменной форме. Существуют предложения, заявления и жалобы.
Поисковая система была создана в таможне для быстрого и эффективного использования информации. В такой информационно - поисковой системе содержится информация обо всех документах, что хранятся в таможне.
Номенклатура и формирование дел являются основными видами работ, которые обеспечивают правильную организацию документов в делопроизводстве. Они служат для быстрого поиска и использования документов.
Для сгруппирования исполненных документов в дела необходима номенклатура дел. Также она используется в систематизации и учете дел и является основой для составления описей дел, которые помещены в архив на хранение. Номенклатура дел отдела документационного обеспечения Белгородской таможни относится к числу индивидуальных номенклатур, потому как составлена только по отделу. Данная номенклатура составляется на основе вида, состава и содержания документа, которые в результате деятельности ОДО. Дела в таможне формируются децентрализовано в структурных подразделениях. В соответствии с номенклатурой, дела распределяют, а правильное распределение дает возможность быстрого поиска документов.
С момента создания дела и до его передачи в архив безопасность документов обеспечивается руководителями отделов. В ОДО некоторые дела располагаются в горизонтальном положении в запертых шкафах, что должно не только обеспечить их полную безопасность, но и защитить их от пыли и воздействия солнечного света.
Инструкция по делопроизводству регламентирует организацию, правила и процессы создания документов, осуществляет контроль за их исполнением. Она должна быть разработана в соответствии с основными положениями «Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива таможенных органов», должна учитывать все особенности работы Белгородской таможни. Составлена она должна быть максимально конкретно и должна фиксировать все основные моменты работы с документами.
Ознакомление с технологией документооборота, а также анализ, что последовал за ним, позволили сделать ряд выводов по совершенствованию организации делопроизводственного обслуживания таможни:
1. Переработать и скорректировать нормативные документы, регулирующие делопроизводство, с учетом требований широкого применения информационных технологий.
2. Организовать хранение дел недействительных вариантов документов отдельной папкой, а если же нумерация неверна, то следовать правилам и требованиям нормативных документов.
3. Довести техническую оснащенность рабочих мест сотрудников до уровня, отвечающего требованиям цифровой экономики.
4. Повысить квалификацию работников отдела документационного обеспечения Белгородской таможни в сфере осуществления претензионной работы.
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. с изменениями от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - №31. - 4 августа.
2. О государственной тайне [Электронный ресурс] : федер. закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (ред. от 20.07.2018) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 03.07.2018) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. 01.05.2019) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Об обязательном экземпляре документов [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ (ред. от 03.06.2016) // Справочно¬правовая система «КонсультантПлюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. Об утверждении примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях [Электронный ресурс] : федер. закон от 22 июня 2016 г. № 293-ФЗ (ред. от 20.08.2018) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. Об электронной цифровой подписи [Электронный ресурс] : федер. закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ (ред. от 18.11.2007) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 (ред. от 22.12.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
9. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 (ред. от 07.05.2012) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
10. О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 (ред. от 15.07.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
11. О некоторых вопросах противодействия коррупции [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 120 (ред. от 15.07.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
12. О внесении дополнения в Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 854 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
13. О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г .№ 30 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
14. Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти использования электронной цифровой подписи [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 30 мая 2003 г. № 313 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
15. Об утверждении Положения о системе показателей работы
таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга [Электронный ресурс] : Постановление Правительства
Российской Федерации от 29 сентября 2012 г. № 994 (ред. от 29.09.2012) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство»..57