Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНЫХ УЕЗДОВ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ)

Работа №176310

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы137
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Становление и развитее системы городского самоуправления в городах юга Курской губернии в конце XIX - начале ХХ вв 178
1.1. Внедрение Городового положения 1870 года в практику работы городских дум и управ 178
1.2. Структура и функции органов городского самоуправления по Городовому положению 1892 года 347
Глава 2. Основные направления хозяйственной деятельности органов городского самоуправления 571
2.1. Деятельность городского самоуправления в сфере развития благоустройства 571
2.2. Меры органов городского самоуправления по развитию пожарной части 773
2.3 Развитие средств связи на территории уездов 101
Заключение 120
Источники и исследования 126


Актуальность исследования связана с возросшим интересом исследователей к проблемам экономического развития российских регионов. В настоящее время одной из центральных задач России является создание развитой системы самоуправления, являющейся одним из признаком современного демократического государства. Многочисленные кризисные явления в городском хозяйстве, возникающие в разных российских регионах, вызывают недовольство городского социума.
В этой ситуации важен учет исторического опыта развития городского хозяйства, который позволил бы выявить роль местного управления. Изучение хозяйственной деятельности городского самоуправления Курской губернии конца XIX - начала XX веков, как одного из крупнейших российских регионов, в данном контексте приобретает особое значение.
Г орода в России в XIX столетии, имели расположение близь сел и за частую играли важную роль в социальном и культурном развитии общества. Развитие городов играло важную роль, так как все процессы развития городов были тесно связанны с развитием села. В данном случае развитие городов связывалось с властью и рассматривалось как место присутствия администрации.
Исследование развития местного городского самоуправления играет важную роль для воссоздания истории Курской губернии, в том числе и истории городского самоуправления на ее территории. Изучение развития городов и хозяйственной деятельности местного самоуправления в конце XIX- начале XX вызвано интересом истории нашего времени. С развитием самоуправления идет как и культурное развитее города, так и социальное и экономическое. Таким образом, без глубокого изучения некоторых факторов развития в провинциальном городе нельзя сделать вывод в целом системе городского самоуправления Курской губернии.
Объектом исследования является система органов городского самоуправления в Курской губернии в конце XIX - начале XX века.
Предмет исследования - наиболее существенные и актуальные аспекты хозяйственной деятельности органов городского самоуправления южных уездов Курской губернии в конце XIX - начале XX века.
Хронологические рамки исследования. Работа охватывает период с 1870 г. и до 1914 г. таким образом нижнюю границу определяют введением в действие Городского положения 1870 г. Увеличение верхней границы до 1914 г. позволяет просмотреть работу органов городского самоуправления в годы Первой мировой войны.
Географические рамки исследования очерчены территорией Курской губернии, а точнее, ее южными уездами, представляющие собой типичный аграрный регион Центрального Черноземья.
Методологической основой являются основные принципы исторических исследований: историзма и научной объективности, а также необходимый в данном случае принцип системности, принцип сравнительно¬исторического метода, а также метод структурно-функционального анализа. В работе используются сравнительно-исторический, проблемно¬хронологический, структурно-функциональные методы, что позволяет достаточно полно достоверно реконструировать процесс создания и функционирования органов городского самоуправления Курской губернии в исследуемый период.
Степень изученности темы. Изучение проблемы городского самоуправления можно условно разделить на три периода: дореволюционный, советский и постсоветский. Изучение русского города XIX века имеет достаточно обширную литературу, причем в основном она касается дореформенного времени. История же городского самоуправления России конца XIX - начале XX века в небольших регионах остается малоизученной. Среди всего обильного многообразия работ можно выделить историков, занимавшихся историей городского самоуправления на общероссийском и на региональном уровнях.
Среди работ, посвященным вопросам работы органов городского самоуправления, изданным в конце XIX - начале ХХ века, следует отметить таких авторов как: С.М. Василевский, Г.А. Джаншиев, Е.В. Демидов, А.Г. Михайловский, К.А. Пажитнов, Г.И. Шрейдер, М.П. Щепкин и др. Наиболее крупным исследованием этого периода является работа Г.А. Джаншиева, где рассматривается процесс подготовки проекта «Городового положения» 1870 года, а также его влияние на условия жизни в российских городах. Автор, в основном, обращает внимание на положительные достижения городской реформы.
Статья С.М. Василевского посвящена рассмотрению такого аспекта городского самоуправления как хозяйственная работа2. Представляет интерес труд М.П. Щепкина, основанный на собственном опыте в должности гласного московского городского общественного управления, где он дает обзор ведения городского хозяйства, взимания городских налогов Москвы и других городовЗ.
Данные авторы анализируют законодательную базу и структуру управления в разные периоды российской истории, останавливаясь на реализации «Городового положения» 1870 и 1892 годов, частично касаясь состояния городского хозяйства.
Во многих дореволюционных работах уделено внимание хозяйственной деятельности городских дум и прав. Так, например, это можно увидеть в работах Семенова Д.Д. и Пажитнова К.А.
В период подготовки и реализации Городовых положений 1870 года и 1892 года появляются работы, посвященные проблемам городского самоуправления. Так, особый интерес представляют работы Г.И. Шрейдера, который впервые применил термин «контрреформа»1. Так же он выступал с критикой ограничения компетенции органов городского самоуправления.
Одним из немногих исследователей, занимавшихся проблемами городоведения и региональной спецификой развития местного самоуправления, был И. Кулегаев . Его важной заслугой является правильная постановка вопроса как же все таки надо изучать город XIX века и как привлечь внимание исследователей к этой проблеме. Он рассматривал развитие водопровода в городах, железных дорог и инфраструктуру в целом.
В советский период история единственной работой, посвященной городскому самоуправлению, стала книга А. Велихова «Основы городского хозяйства» .
Из наиболее значимых работ по истории городского самоуправления можно выделить, вышедшей в 1970 году, труд П.А. Зайончковского «Российское самодержавие в конце XIX столетия» . В этой работе автор подробно остановился на изучении Городового Положения 1892 года, на причинах проведения новой реформы и на основных отличиях Положения 1870 и 1892 годов.
Большая работа по исследованию городского самоуправления была сделана в начале 80-х годов ХХ века в работе В.А. Нардовой - «Городское самоуправление в России в 60-х - начале 90-х годов» .
Так же проблемой изучения развития городов занимался А.М. Дренякин1. Он изучал развитие средств связи и инфраструктуры города.
Сборник трудов «Великие реформы в России» посвящен исследованию Великих реформ 60-х - 70-х гг. XIX века, в котором часть отведена исследованию Городового Положения .
В.А. Нардова в своем исследовании «Самодержавие и городские думы в России в конце XIX - начале ХХ века» вышедшем в 1994 году, в данной работе автор прибегает к сравнительному анализу числа избирателей к численности городского населения при двух законодательствах в городах европейской России . Новшеством в данном исследовании будет изучение расширения темы городского самоуправления социально-экономическими аспектами. Ученый приводит сведения по благоустройству различных городов. В своей работе В.А. Нардова в своих работах применяет закрепившееся ранее в историографии слово «контрреформы», всеми путями старается подчеркнуть, что «каждый их шаг фактически оказывается под контролем администрации» и заключает, что в новом Городовом положении «были подвергнуты ревизии кардинальные принципы, на которых строилась реформа 1870 года».
Историографический интерес для изучения города XIX века - начала ХХ века, особенно его общественно-культурной жизни, представляет работа Н.В. Щербаковой, Е.С. Егоровой «Местное самоуправление в России», где исследуются вопросы истории и теории местного самоуправления в различные периоды истории России .
В последнее время значительно возрос интерес в изучении русского города. Авторы многих исследований прибегнут к региональному и временному подходу для изучения истории развития городов. Но интерес к данному вопросу будет вызван не только у историков, но и географов, архитекторов. Появится огромное множество местных исследований, данный вопрос чаще начинают рассматривать в научных работах. Таким образом, стоит отметить работы посвященные истории русского города XIX века, следует обратить внимание на диссертацию кандидата исторических наук Гусевой Н.Б., Городское самоуправление Самаро-Саратовского Поволжья в 1892-1917 гг.»1
В 90-е годы появились научные публикации историков Гильченко Л.В. «Из истории становления местного самоуправления в России» ; «Кривое зеркало российского парламентаризма» , в которых рассматриваются различные аспекты реформы, проведенные в области городского самоуправления.
В своей работе Л.Е. Лаптева «Региональное и местное управление в России (вторая половина XIX в.)» рассматривает систему органов городского общественного управлении и их работу .
В данной работе автором будет представлен большой объем статистического материала, который в свою очередь касается изменений избирательной системы Городового Положения 1870 года в городах европейской России. В.А. Народова в своей работе дала анализ социальному и профессиональному составу избирательных собраний городских дум. В работе рассматривается пожалуй одна из важных проблем это проблема взаимодействия местного представительства с местным административным и высшими органами власти.
Вопрос о степени влияния Положения 1892 года на городское управление так же играет немаловажную роль - так как согласно закону самоуправления в России функционируют на протяжении четверти века вплоть до революционных изменений в государстве в 1917 года. В отечественной историографии встречаются две оценки городской реформы 1892 года:
1) это одна из реакционных «контрреформ», главным вопросом которой была необходимость максимальной подчиненности общественных учреждений бюрократическому аппарату;
2) данная реформа, хоть и вызвает некоторое ограничение самостоятельности органов самоуправления, но основная ее цель все же иная - улучшение системы самоуправления, устранение несовершенства Городского Положения 1870 года путем его коррекции. Можно сказать, что до 1990-х гг. преобладает первое мнение по данному вопросу в научных кругах, но в настоящее время все больше приобретает авторитет в научной среде вторая точка зрения.
Разница в оценке Городового Положения 1892 г. прослеживается в двух основных трудах по истории городского самоуправления в период конца XIX - начала ХХ в. - в работах В.А. Нардовой1 и Л.Ф. Писарьковой .
В историографическом очерке нельзя не остановиться только на исследованиях, в которых рассматриваются отдельные проблемы русского города XIX века, важными для понимания общественно-культурной жизни. Среди них развитие городского самоуправления. Данный вопрос достаточно хорошо был изучен в трудах дореволюционных исследователей, но он же и продолжает интересовать ученых и в настоящее время. В данном вопросе мы можем отметить Л.Ф. Писарькова автор в совей работе выделяет особенности эволюции московского самоуправления периода «Жалованной грамоты городам» до его реформирования при Временном правительстве. Важное место в работе отводится анализу городского самоуправления как общественно-политического явления. Анализируя законодательства 1892 года, автор на примере московского городского самоуправления как общественно-политического явления. Анализируя законодательства 1892 года, автор на примере московского городского самоуправления приходит к выводу о его исторической обусловленности. Л.Ф. Писарькова считает, что внесенные в Городовое положение 1892 года «изменения еще не дают оснований для противопоставления его закону 1870» 1.
Автор другой работы по истории городского самоуправления в России А.М. Блудов видит в законе 1892 года некоторые элементы контрреформы, но в целом все же считает его новой редакцией прежнего Городового Положения. .
Исследователь А.К. Семенов считает, что «Городового положение 1892 года не более реакционно, чем его первое издание, т.к. изменения городского законодательства носили частный, реорганизационный характер, не затрагивая основополагающих принципов местного самоуправлении: выборности и децентрализации местного управления» .
Не мало важным в вопросе изучения хозяйственной функции городов Курской губернии стала работа А.А. Терещенко. В рамках его научного исследования он поднимает вопрос о процессе становления органов городского самоуправления по Городовым положениям 1870 и 1892 года, а также анализирует хозяйственную деятельность и бюджетную политику городских дум и управ .
Наиболее полную информацию о социальных и культурных аспектах жизни и функционирования города можно найти в работе Кошмана Л.В. «Г ороди городская жизнь в России в XIX столетии» -
В XXI веке появилось много работ, рассматривающих проблемы процесса становления городского самоуправления Центрально -
Черноземного региона, на уровне глубокого осмысления: К.А.
Краснобородько, И.М. Плаксин, А.К. Семенов, М.А. Сергиенко и др.
В работах этих авторов широко представлены данные социально-экономического развития, становления и развития промышленности, специализации кустарных промыслов, аграрного рынка Курской губернии.
Однако, в настоящее время степень изученности уровня благоустройства, а также положения местного хозяйства в губернских и уездных городах является недостаточной. Работы перечисленных авторов не содержат анализа развития хозяйственной сферы южных уездов Курской губернии. Это обстоятельство и обусловило необходимость выбора темы нашей работы.
Цель исследования - комплексный анализ процесса становления и деятельности системы органов городского самоуправления в Курской губернии в конце XIX - начале XX века.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
-изучить становление и развитие органов городского самоуправления южных уездов Курской губернии в конце XIX - начале XX века;
-проанализировать основные направления деятельности органов городского самоуправления в сфере благоустройства города;
-охарактеризовать деятельность органов общественного управления по развитию пожарной части;
-проследить развитие городской инфраструктуры и средств связи.
Источниковую базу исследования составляют комплекс опубликованных и архивных материалов. Основную массу источниковой базы составляют неопубликованные документы Государственного архива Белгородской области (ГАБО) и Государственного архива Курской области (ГАКО). Материалы из архивов в данной работе являются основным источником, расширяющим и уточняющим сведения статистики и отдельных публикаций по данному вопросу.
Основные источники для данного исследования содержатся в фондах Курского губернского по городским делам присутствия1 и Курского губернского по земским и городским делам присутствия . Основные фонды составляют делопроизводственная и распорядительная документация, главным образом, протоколы заседаний присутствия, переписка с городскими думами и управами, а также циркуляры Министерства внутренних дел по хозяйственным вопросам и распоряжения курского губернатора.
Фонды Г ородских дум и управ дают нам представление об основном направлении их деятельности и включают в основном журналы заседаний. Некоторые из них содержат также переписку с губернскими властями, сметы городских доходов и расходов .
Так, в деле 522. «Копии отчетов о деятельности городских управ Курской губернии за 1897 год» содержится информация о деятельности местного самоуправления в 1897 году, а именно доходы расходы местного бюджета на нужды благоустройства Курской губернии.
Дело 1022 «О рассмотрении и ходатайства Курской городской думы о разрешении устройства водопровода в городе Короча», содержит сведения о деятельности городских дум и управ по вопросам водоснабжения в городе Короча, а также эту информацию содержит дело № 1979 «Циркуляры Главного управления по делам местного хозяйства МВД о сообщении сведений о водоснабжении городов, об устройстве канализации и сведения городских управ».
Дело 8 «Журналы заседаний Курского городского по земским и городским делам присутствия» информирует о деятельности органов
городского самоуправления в сфере развития пожарной части,
благоустройства.
Интерес для более детального исследования хозяйственной деятельности органов городского самоуправления провинциальных городов в дореформенное и пореформенное время представляют документы из фондов Государственного архива Белгородской области (ГАБО). Но стоит отметить что при выявлении новых фактов стоит так же и не забыть про обобщение и осмысление опубликованного материала.
Важным является фонд Белгородской городской управы (Ф.22) . Изучая данный фонд, стоит отметить, что в фонде сохранились документы которые раскрывают факты формирования городского самоуправления и его деятельность. В своем большинстве дынные документы связанны непосредственной практической деятельностью, к ним же прилагаются и предписания правительства и администрации и различные выписки из протоколов и постановлений. Кроме того, можно найти и сборники повесток дня думы. В фондах управы можно встретить ряд документов, которые в свою очередь связанны с хозяйственной деятельностью самоуправления в решении финансовых и социальных вопросов. Главный плюс этих документов: это раскрытие реального результата деятельности думы и управы во многих социокультурных вопросах.
В деле 49А «Отчет о деятельности Белгородской городской управы за 1911 год», показан личный состав городской управы в 1911 году, а также распределение дел городского общественного управления между личным составом управы. Освещена деятельность отделений управы: 1) по взиманию государственного налога; 2) воинского и мещанского; 3) думского и архива; 4) бухгалтерского; 5) хозяйственного и 6) смешанного.
В деле 59 «Выписки из постановлений городской думы» содержатся постановления Белгородской городской Думы по вопросам благоустройства города (по электрическому освещению, отоплению, по улучшению противопожарных мероприятий и т.д.).
Дело 74 «О причислении разных лиц к Белгородскому городскому сословию и исключении из него» содержит информацию о причисленных к мещанам города Белгорода, об исключенных из белгородского купечества и т.д.
В данном фонде рассматривается вопрос финансово-хозяйственных отчетов управы то они не сохранились по годам. Представленные фрагменты некоторых думских заседаний, недостаточно отражают ход думских дебатов.
В фонде 121. «О деятельности почтово-телеграфных контор»1 содержится информация о деятельности Белгородской почтово-телеграфной конторы за 1894 г., а также имеются циркулярные распоряжения начальника Харьковского почтово-телеграфного округа о мерах против проникновения из-за границы нелегальных брошюр, о содержании писем с вложением революционных воззваний, о наблюдении за корреспонденцией, направляемой за границу.
Привлечение массовых опубликованных источников связано с большими хронологическими рамками исследуемой проблемы.
Среди официальных материалов следует выделить памятные книжки Курской губернии . Опубликованные источники можно разделить на следующие группы: законодательные акты; делопроизводственная
документация городского самоуправления; другие отчетные и справочные материалы.
Из законодательных актов наиболее важны общегосударственные законы и законы, они в свою очередь определяют функционирование органов городского самоуправления. Таким образом, к ним можно относить и Городовое положение 16 июня 1870 года. Оно заменяет сословно бюрократические органы городского управления всесословными органами, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза1. Так же оно предусматривает создание системы городского самоуправления, включающего следующие институты: городское избирательное собрание, городская дума городская управа. Далее источником станет Городовое положение 11 июня 1892 года , согласно данному положению трехклассная система была заменена одним избирательным собранием, существенно ограничило пассивное избирательное право, значительно увеличился имущественный ценз и т.д. Вторая группа источников это статистические сборники и справочные издания. К данной группе относятся «Обзоры» и «Памятные книжки» губернии , содержащие сведения по истории губернии, а также отражающие динамику развития городов.
Среди делопроизводственной документации стоит отметить публиковавшиеся «Журналы Белгородской городской думы» , ту можно встретить протоколы заседаний думы, завершающиеся постановлениями, что играет не мало важную роль для написания нашей работы . К данную группу источников можно отнести отчеты самоуправления (в основном годовые финансовые отчеты управы) и отдельные доклады. Благодаря этим документам мы можем заполнить пробелы которые нас интересуют по данному вопросу вызнанные недостаточной сохранностью архивных документов.
Таким образом, отбор и анализ используемых источников позволяет решить нам поставленные задачи в выпускной квалификационной работе.
Научная новизна. В работе основное внимание обращено не только на хозяйственную деятельность местного самоуправления, но и на результат ее деятельности как на основной критерий для оценки эффективности работы самоуправлений. При изучении данного вопроса деятельность самоуправления раскрывается в месте с законодательной базой и другими общероссийскими условиями функционирования системы самоуправления. В оборот вводится множество информации из архивных источников, которая в свою очередь раскрывает деятельность органов городского самоуправления Курской губернии.
Практическая значимость. Данный материал может
использоваться как дополнительный материал для внеурочной деятельности старшеклассников в школе, как краеведческий материал для детей среднего звена, в университете для младших курсов, так как данный материал расширяет и углубляет знания по истории городов Курской губернии. Так же данный материал может быть полезен для создания музейных выставок и при проведении экскурсий по городам бывшей губернии.
Апробация диплома. Материалы данной дипломной работы были использованы для проведения внеклассных мероприятий для учащихся старших классов в ФГКОУ «СОШ № 155» г. Белгород 22 на тему «История Курской Губернии», а также в интеллектуальной игре «Знаешь ли ты историю своей области?».
Структура диплома.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, реализация городских реформ на территории Курской губернии в конце XIX - начале ХХ вв. протекала в русле общероссийского законодательства. Городовое положение 1870 года стало важным этапом в истории городского самоуправления. Его прогрессивная значимость состояла в устранении сословного принципа в формировании общественного представительства, введение в его структуру принципа разделения властей - исполнительной и распорядительной. Кроме того городу была представлена финансовая независимость в виде права взимания оценочного сбора с недвижимых имуществ, определена компетенция общественного управления. Реализация реформы началась с губернского города в 1871 году. Реформирование структуры городского управления на территории губернии в целом завершилось только в 1875 году. Подводя итог исследованию истории, хозяйственной деятельности городского самоуправления в Курской губернии в конце XIX - начале ХХ века, можно сделать следующие выводы. Во-первых, следует сказать, что муниципальное хозяйство в городах Курской губернии в указанный период находилось в ведении выборных общественных органов - дум и управ. Дума была распределительным органом. Она контролировала действии исполнительного органа-управы и занималась обсуждением вопросов по благоустройству города, выносила различного рода постановления.
Выборы в думу происходили раз в четыре года. Но участвовать в выборах могли лишь, владельцы недвижимой собственности, платившие налог в пользу города, а также лица, уплачивающие определенные торгово¬промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица пользовались разные учреждения, церкви, монастыри. Принимать участие в голосовании могли только мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Женщины, обладающие необходимым имущественным цензом, могли участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц.
Российские законодатели, определяя порядок выборов, взяли за образец немецкое буржуазное законодательство, где степень участия лица в общественном управлении зависела от его материального состояния и определялась суммой вносимых им налогов. Так ограничивалось влияние самой многочисленной, но наиболее неимущей группы избирателей и одновременно предполагалось, что лица с достатком - лучше образованное, более компетентные.
Список избирателей составлялся в порядке убывания уплачиваемых ими городских сборов и затем делился на три разряда так, чтобы в каждом разряде оказались лица, уплачивающие треть общей суммы сборов. Каждый разряд в своем собрании избирал в думу одинаковое количество гласных и, таким образом, зажиточная прослойка городского общества получала явное преимущество в думе.
Таким образом, появляются новые органы управления - городские думы и городские управы. В состав думы входили: городской голова, гласные и председатель уездной земской управы. Епархия могла назначить своего депутата в думу. Думы заседали значительно чаще, чем земские собрания. Что же касается взаимоотношений между думой управой, то городская управа в меньшей степени зависела от думы, чем земская - от земского собрания.
Например, в уездном Белгороде, как и в других городах Российской империи, по новому Городовому Положению 1870 года была учреждена «всесословная» городская дума, которая на деле перешла в руки небольшой группы, избираемой из наиболее состоятельных купцов, фабрикантов и крупных домовладельцев, а также дворян, владевших в городе недвижимой собственностью, Городская беднота и те собственники, за которыми числились недоимки, от участия в выборах в городские думы устранялись. Городская дума действовала под надзором губернатора и градоначальника, являлись по существу подсобными органами государственных учреждений в административно-полицейских делах и в управлении городским хозяйством.
Городовое положение 1892 года стало очередным этапом в развитии городского самоуправления. Одним из существенных преобразований в данной области было изменение избирательной системы. Повышение имущественного ценза значительно сократило доступ населения к выборам в местные органы власти. Между тем как показывает анализ избирательной активности, новый закон привел в существенному повышению данного показателя. Все это позволяет расширить взгляд на закон 1892 года. Возможно, Городовое положение 1892 года было не столько проявлением реакционного курса правительства, сколько реформой, поставившей задачу скорректировать устройство городского самоуправления на основе двадцатилетнего практического опыта.
Но, несмотря на происходившие изменения в законодательстве, целом, можно сказать, что деятельность городских дум в обозначенный период велась достаточно активно, о чем свидетельствует архивные документы. Городские органы власти города Белгорода занимались разноплановой хозяйственной деятельностью. Так, в области развития инфраструктуры местное самоуправление занималось строительством дорог, замощением улиц, улучшением внешнего облика городов, устройством водопроводов и т.д. Дело в том, что развитие капиталистических отношений на территории Курской губернии в конце XIX - начале ХХ вв. выдвинуло на первый план такую проблему, как создание принципиально новой системы коммуникацией. В уездных городах жители использовали для хозяйственных и бытовых нужд речную воду и воду из артезианских колодцев. Тем не менее, органы городского самоуправления уездных городов продолжали предпринимать попытки сооружения водопроводной сети. Но отсутствие необходимых инвестиций тормозило инициативу органов городского самоуправления. Рост территории и городского населения потребовал обратить внимание на расширение уже имеющихся и введение в эксплуатацию новых водопроводов и электростанций. И хотя были достигнуты незначительные успехи - к концу исследуемого периода частично удалось решить проблему электрификации лишь губернского города, а водопровод функционировал только в Курске, Короче и Белгороде - но в условиях ограниченного финансирования Курской губернии активно использовали право издавать обязательные постановления для горожан, связанные с вопросами городского благоустройства.
В пореформенном городе на улицах появляются электрические фонари. Так, в 1895 году белгородское городское общественное управление провело реконструкцию уличного освещения. Прежний способ освещения, керосиновый, был заменен новым - электрическим. Электрические фонари были на порядок экономичнее. Такие частные домовладельцы города Белгорода как Авилов, Недригайлов и другие в 1895 году ходатайствовали о необходимости замены керосиновых фонарей электрическими.
Одним из сложных и болезненных вопросов являлось поддержание чистоты на городских улицах и другие вопросы в области благоустройства.
Активно проводилось замощение улиц, особенно в губернском городе. Благоустройство городов губернии напрямую зависело от состояния бюджетов. Вместе с тем, требовалось сотрудничество населения и городских властей, так как штрафные санкции не всегда носили успешный характер.
Более пристального внимания требовали вопросы противопожарной безопасности, так как городское хозяйство сильно страдало от возникающих пожаров. Поэтому учреждение общественной пожарной команды являлось насущной необходимостью. Для более продуктивной деятельности требовалось расширение состава городских пожарных команд и усиление технического оснащения пожарных обозов, что напрямую было связано с увеличением доли расходов на противопожарные мероприятия.
Улучшение в деятельности пожарной команды стало возможным с 1905 г., когда команда перешла в ведение городского управления. Удалось достичь заметных успехов в финансировании расходов на содержание пожарной части, которые увеличились на 25 %. Большее число средств на содержание пожарной части уходило в Белгороде, хотя по количеству ведер, труб и т.д. опережал все же Курск. Так же мы видим, что достаточно большие средства уходили на содержание пожарной части в Курске. Например, в Короче по сравнению с Курском уходило 11 % денежных средств, в Белгороде - 31 %, в Новом Осколе - 7 %, в Грайвороне 13%, и в Обояни - 12 %. Но дело в том, что сумма затрачиваемых денежных средств зависела от развитости города, количества жителей в нем и от многих других факторов. Поэтому картина выглядела таким образом. Курск и Белгород являлись наиболее развитыми городами Курской губернии. Кадровый состав пожарной команды включал брандмейстера, помощника брандмейстера, вахмистра, двух трубников, семнадцать служителей и одного коваля.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что пожарные команды в Курской губернии получили достаточное развитие, и городским управлением был сделан шаг вперед в сторону совершенствования и повышения эффективности их работы. Был сделан большой толчок в направлении борьбы с пожарами. Тратились достаточно большие средства на содержание противопожарной части в городе. Получило также развитие различного рода страхование движимого и недвижимого имущества. Это способствовало повышению безопасности, надежности за сохранение имущества граждан.
Информационная система в России включала такие составные элементы, как почта, телеграф и телефон. Роль центра информационной системы выполнял город: в нем были сосредоточены трансляционные средства, из которых основным оставалась почта. Телефон медленно входил в повседневную жизнь горожан. Стоит отметить, что стремительный скачок в развитии средств связи, в том числе и культурно-информационной системы, происходит в России в ХХ столетии. И несмотря на то, что к компетенции городских учреждений, в отличие от земских, не были отнесены попечение о содержании почт, но перечень был дополнен попечением об устройстве библиотек, музеев, театров и т.п., тем не менее, городское самоуправление всячески старалось способствовать развитию средств связи. Скорость почтового обслуживания на протяжении столетия выросла довольно значительно. Если в начале XIX века письмо было в пути 5 суток, то в конце - между этими же городами - только 12 часов. Показателем развития почты была интенсивность обмена. Почтовые тракты, ямская гоньба долго сохранялись, несмотря на развитие железнодорожного транспорта.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что деятельность городских органов власти сыграла исключительно позитивную роль для благоустройства и развития городов Курской губернии.



1.1.1. Государственный архив Белгородской области (ГАБО)
1.1.1.1 Белгородская городская управа. Оп. 1. Д. 5. Журнал Белгородской городской управы по бухгалтерскому столу за 1894 год. 45 л.
1.1.1.2. Д. 9. Журнал заседания городской управы за 1903 год. 105 л.
1.1.1.3. Д. 23. Дело о содержании пожарной команды в Белгородском уезде. 34 л.
1.1.1.4. Д. 21. Дело в передаче Белгородской городской полиции в ведение городского общественного управления. 10 л.
1.1.1.5. Д. 37А. Отчет о деятельности Белгородской городской управы за 1910 год. 132 л.
1.1.1.6. Д. 49А. Отчет о деятельности Белгородской городской управы за 1911 год. 63 л.
1.1.1.7. Д. 59. Выписки из постановлений городской думы. 25 л.
1.1.1.8. Д. 70. Журнал «Городское дело» 82 л.
1.1.1.9. Ф. 121. О деятельности почтово-телеграфных контор. Оп. 1. Д. 1. Дело Белгородской почтово-телеграфной конторы о годовом отчете и почтово-телеграфной статистики за 1894 г. 32 л.
1.1.1.10. Оп. 18. Д. 1. Циркулярные распоряжения начальника Харьковского почтово-телеграфного округа о мерах против проникновения из-за границы нелегальных брошюр, о задержании писем с вложением революционных воззваний, о наблюдении за корреспонденцией, направляемой за границу. 56 л.
1.1.1.11. Оп. 27. Д. 8 Белгородская почтово-телеграфная контора о лицах, изучающих почтово-телеграфную службу. 28 л.
1.1.2. Государственный архив Курской области (ГАКО)
1.1.2.1. Ф. 1. Канцелярия курского губернатора. Оп. 1. Д. 8049. Дело о числе пожаров, бывших в курской губернии за июль, август, сентябрь 1909 года. 75 л.
1.1.2.2. Ф. 48. Курская городская дума. Оп. 1. Д. 2. Журналы заседаний думы. Доклады городской управы, переданные на рассмотрении думы. 249 л.
1.1.2.3. Д. 4. Журналы заседаний думы. Доклады городской управы, переданные на рассмотрении думы. 313 л.
1.1.2.4. Ф. 54. Курское губернское по земским и городским делам присутствие. Оп. 1. Д. 522. Копии отчетов о деятельности городских управ Курской губернии за 1897 год. 60 л.
1.1.2.5. Д. 685. Отчеты городских управ за 1898 год. 63 л.
1.1.2.6. Д. 819. Дело о рассмотрении ходатайства Щигровской городской думы о замощении улиц и тротуаров города. 8 л.
1.1.2.7. Д. 1022. Дело о рассмотрении ходатайства Курской городской думы о разрешении устройства водопровода в городе Короча. 28 л.
1.1.2.8. Д. 1235. Об отмене приговора Обоянской городской думы об изменении ныне действующих обязательных постановлений о содержании в чистоте улиц, канав и тротуаров. 17 л.
1.1.2.9. Д. 1236. Дело об отмене Суджанской городской думой об установлении сбора для устройства в городе Судже тротуаров. 32 л.
1.1.2.10. Д. 1301. Переписка с Главным управлением по делам местного хозяйства МВД курской городской управы о ходатайстве думы о замене полицейской пожарной команды городской общественной командой. 13 л.
1.1.2.11. Д. 1979. Циркуляры Главного управления по делам местного хозяйства МВД о сообщении сведений о водоснабжении городов, об устройстве канализации и сведения городских управ. 49 л.
1.1.2.12. Ф. 1589. Курское губернское по городским делам присутствие. Оп. 1. Д. 8. Журналы заседаний Курского городского по земским и городским делам присутствия. 145 л.
1.2. Опубликованные источники
1.2.1. Законодательные и нормативные документы
1.2.1.1. Высочайше утвержденное 16-го июня 1870 года Городовое положение с объяснениями. - Санкт-Петербург: Хоз. деп. МВД., 1870. - 241 с.
1.2.1.2. История государственного управления в России (X-XXI вв.): Хрестоматия / под ред. Р. Г Пихои. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 590 с.
1.2.1.3. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). - Собрание 3-е. - № 8708 от 11 июня 1892 г. Городовое положение. Т. XII. - С. 430-456.
1.2.1.4. Обязательные постановления Курской городской думы за 1913 год. Курск, 1913. - 77 с.
1.2.1.5. Реформы Александра II [Сборник]. - М.: «Юридическая
литературы», 1998. - 464 с..73



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ