Формирование профессиональных компетенций у обучающихся спортивного вуза на занятиях по плаванию средствами водных видов спорта (Елецкий государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина.
Выборка: 20 человек (возраст от 18 до 20 лет).
Введение 3
Глава 1. Профессиональная подготовка будущих специалистов в области физической культуры6
1.1. Профессиональные компетенции у обучающихся спортивного вуза 6
1.2. Профессиональные компетенции у обучающихся спортивного вуза на учебных занятиях по плаванию 14
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 22
2.1. Методы исследования 22
2.2. Организация исследования 35
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 47
3.1. Плавательная подготовленность обучающихся спортивного вуза 47
3.2. Сформированность познавательного компонента 54
3.3. Оценка сформированности профессиональных компетенций у обучающихся спортивного вуза на учебных занятиях по плаванию средствами водных видов спорта 59
Заключение 72
Список использованных источников 75
База исследования: Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина.
Выборка: 20 человек (возраст от 18 до 20 лет).
Введение 3
Глава 1. Профессиональная подготовка будущих специалистов в области физической культуры6
1.1. Профессиональные компетенции у обучающихся спортивного вуза 6
1.2. Профессиональные компетенции у обучающихся спортивного вуза на учебных занятиях по плаванию 14
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 22
2.1. Методы исследования 22
2.2. Организация исследования 35
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 47
3.1. Плавательная подготовленность обучающихся спортивного вуза 47
3.2. Сформированность познавательного компонента 54
3.3. Оценка сформированности профессиональных компетенций у обучающихся спортивного вуза на учебных занятиях по плаванию средствами водных видов спорта 59
Заключение 72
Список использованных источников 75
Современные условия развития системы высшего образования в области физической культуры и спорта характеризуются возрастающими требованиями к качеству подготовки специалистов, ориентированных на реализацию профессиональной деятельности в динамично меняющейся социальной и педагогической среде. В этом контексте особую актуальность приобретает проблема формирования профессиональных компетенций у обучающихся спортивного вуза, так как именно компетентностный подход позволяет обеспечить целостное развитие будущего специалиста, сочетающее в себе теоретические знания, практические умения и личностные качества, необходимые для эффективного функционирования в профессиональной сфере. Не вызывает сомнений, что профессиональные компетенции являются неотъемлемым элементом профессионализма педагога, тренера, методиста, а также любого иного специалиста в области физической культуры, от которого общество ожидает высокого уровня ответственности, гибкости мышления, способности к саморазвитию и адаптации к новым образовательным реалиям.
В данной работе особое внимание уделяется исследованию процесса формирования профессиональных компетенций у студентов вуза физкультурного профиля на учебных занятиях по плаванию, так как именно водные виды спорта, будучи уникальным педагогическим и оздоровительным ресурсом, позволяют не только развивать физические качества, но и формировать ряд ключевых профессионально значимых компетентностей, включая педагогическую наблюдательность, умение управлять двигательной активностью, оценивать уровень физического развития, прогнозировать результаты тренировочного процесса, а также осуществлять коррекцию поведения обучающихся в воде. Выбор плавания как базы для исследования обусловлен его высокой методической вариативностью, доступностью, универсальностью и научно обоснованной эффективностью в развитии функциональных и моторных способностей.
Объектом настоящего исследования являются профессиональные компетенции обучающихся вуза физической культуры. Предметом — процесс формирования профессиональных компетенций средствами водных видов спорта на учебных занятиях по плаванию.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверке эффективности процесса формирования профессиональных компетенций у студентов спортивного вуза на занятиях по плаванию.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
-проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования профессиональных компетенций и использования водных видов спорта в образовательном процессе;
- выявить особенности структуры и содержания профессиональных компетенций обучающихся спортивного вуза;
- определить педагогические условия, способствующие их формированию на занятиях по плаванию;
-разработать и реализовать педагогический эксперимент;
-оценить результаты проведённого исследования и их значимость для практики профессионального образования.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования профессиональных компетенций у обучающихся спортивного вуза будет более эффективным, если в структуру учебных занятий по плаванию будут целенаправленно интегрированы педагогические условия, активизирующие развитие профессионально значимых умений и навыков средствами водных видов спорта. Методологическую основу исследования составили положения системного, деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов, раскрывающих закономерности построения образовательного процесса в высшей школе. Научная новизна работы заключается в уточнении структуры профессиональных компетенций студентов физкультурного профиля и обосновании педагогических условий их формирования на основе включения в процесс обучения элементов плавательной подготовки. Теоретическая значимость состоит в расширении научных представлений о возможностях использования водных видов спорта как средства профессиональной подготовки специалистов в сфере физической культуры. Практическая значимость определяется тем, что результаты исследования могут быть применены в системе вузовского образования при проектировании учебных программ, организации занятий и реализации практико-ориентированных компонентов подготовки студентов.
В данной работе особое внимание уделяется исследованию процесса формирования профессиональных компетенций у студентов вуза физкультурного профиля на учебных занятиях по плаванию, так как именно водные виды спорта, будучи уникальным педагогическим и оздоровительным ресурсом, позволяют не только развивать физические качества, но и формировать ряд ключевых профессионально значимых компетентностей, включая педагогическую наблюдательность, умение управлять двигательной активностью, оценивать уровень физического развития, прогнозировать результаты тренировочного процесса, а также осуществлять коррекцию поведения обучающихся в воде. Выбор плавания как базы для исследования обусловлен его высокой методической вариативностью, доступностью, универсальностью и научно обоснованной эффективностью в развитии функциональных и моторных способностей.
Объектом настоящего исследования являются профессиональные компетенции обучающихся вуза физической культуры. Предметом — процесс формирования профессиональных компетенций средствами водных видов спорта на учебных занятиях по плаванию.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверке эффективности процесса формирования профессиональных компетенций у студентов спортивного вуза на занятиях по плаванию.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
-проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования профессиональных компетенций и использования водных видов спорта в образовательном процессе;
- выявить особенности структуры и содержания профессиональных компетенций обучающихся спортивного вуза;
- определить педагогические условия, способствующие их формированию на занятиях по плаванию;
-разработать и реализовать педагогический эксперимент;
-оценить результаты проведённого исследования и их значимость для практики профессионального образования.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования профессиональных компетенций у обучающихся спортивного вуза будет более эффективным, если в структуру учебных занятий по плаванию будут целенаправленно интегрированы педагогические условия, активизирующие развитие профессионально значимых умений и навыков средствами водных видов спорта. Методологическую основу исследования составили положения системного, деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов, раскрывающих закономерности построения образовательного процесса в высшей школе. Научная новизна работы заключается в уточнении структуры профессиональных компетенций студентов физкультурного профиля и обосновании педагогических условий их формирования на основе включения в процесс обучения элементов плавательной подготовки. Теоретическая значимость состоит в расширении научных представлений о возможностях использования водных видов спорта как средства профессиональной подготовки специалистов в сфере физической культуры. Практическая значимость определяется тем, что результаты исследования могут быть применены в системе вузовского образования при проектировании учебных программ, организации занятий и реализации практико-ориентированных компонентов подготовки студентов.
Заключение настоящей выпускной квалификационной работы подводит итоги проведённого теоретико-экспериментального исследования, направленного на обоснование, разработку и опытную проверку педагогической модели формирования профессиональных компетенций у студентов спортивного вуза в процессе учебных занятий по плаванию средствами водных видов спорта. Выполненное исследование позволило не только подтвердить выдвинутую гипотезу о высокой эффективности компетентностно ориентированного подхода, реализуемого через специально организованные занятия в водной среде, но и выработать конкретные педагогические условия, способствующие достижению высокого уровня профессиональной готовности обучающихся к будущей деятельности в сфере физической культуры.
В ходе анализа научной и методической литературы было выявлено, что проблема формирования профессиональных компетенций в современной педагогике рассматривается как центральная, так как именно компетенции представляют собой целостную характеристику профессиональной зрелости, включающую в себя знания, умения, личностные качества, профессионально значимые установки и способности к решению практико-ориентированных задач. Важное значение при этом имеет интегративный подход, предполагающий неразрывную связь между когнитивным, деятельностным и личностно-рефлексивным компонентами. На основе изучения литературы были выделены основные направления формирования компетенций у обучающихся спортивного вуза, а также обоснована значимость использования водных видов спорта, в частности плавания, как содержательно насыщенного педагогического ресурса, способного одновременно развивать двигательную культуру, методические умения и рефлексивное сознание будущих специалистов.
Опытно-экспериментальная часть работы была проведена в естественных условиях учебного процесса на базе ЕГУ им. И. А. Бунина с участием студентов первого и второго курсов факультета физической культуры. Реализация экспериментальной программы продемонстрировала, что при наличии определённых педагогических условий — таких как индивидуализация заданий, организация рефлексии, моделирование профессиональных ситуаций и активное включение студентов в педагогическую практику — занятия по плаванию становятся не только средством физического развития, но и мощным инструментом формирования профессиональных компетенций. Данные педагогического тестирования, экспертной оценки, анкетирования и наблюдения показали статистически значимые различия между контрольной и экспериментальной группами как в области технической и теоретической подготовки, так и по критериям педагогической зрелости, инициативности, коммуникативности и способности к рефлексии.
Итогом проведённого анализа стала интегральная оценка уровня профессиональной компетентности, по результатам которой обучающиеся экспериментальной группы продемонстрировали высокие показатели по всем компонентам, в отличие от студентов контрольной группы, чей уровень остался в пределах среднего. Это позволяет сделать обоснованный вывод о том, что использование водных видов спорта в учебном процессе при соблюдении компетентностно ориентированных методических условий способствует целенаправленному и эффективному формированию профессиональной готовности будущих специалистов в области физической культуры. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная модель может быть использована в практике вузовского образования для повышения качества подготовки студентов, а также как основа для дальнейших разработок в области интеграции предметной и профессионально-педагогической подготовки.
Таким образом, в результате проведённой работы была решена поставленная цель, достигнуты исследовательские задачи и подтверждена гипотеза, что свидетельствует о теоретической и практической состоятельности представленного научного подхода. Перспективами дальнейших исследований являются разработка углублённых программ подготовки по водным видам спорта с акцентом на профессиональные компетенции, а также расширение диагностического инструментария, позволяющего более детально отслеживать динамику профессионального развития студентов в процессе обучения в спортивном вузе.
В ходе анализа научной и методической литературы было выявлено, что проблема формирования профессиональных компетенций в современной педагогике рассматривается как центральная, так как именно компетенции представляют собой целостную характеристику профессиональной зрелости, включающую в себя знания, умения, личностные качества, профессионально значимые установки и способности к решению практико-ориентированных задач. Важное значение при этом имеет интегративный подход, предполагающий неразрывную связь между когнитивным, деятельностным и личностно-рефлексивным компонентами. На основе изучения литературы были выделены основные направления формирования компетенций у обучающихся спортивного вуза, а также обоснована значимость использования водных видов спорта, в частности плавания, как содержательно насыщенного педагогического ресурса, способного одновременно развивать двигательную культуру, методические умения и рефлексивное сознание будущих специалистов.
Опытно-экспериментальная часть работы была проведена в естественных условиях учебного процесса на базе ЕГУ им. И. А. Бунина с участием студентов первого и второго курсов факультета физической культуры. Реализация экспериментальной программы продемонстрировала, что при наличии определённых педагогических условий — таких как индивидуализация заданий, организация рефлексии, моделирование профессиональных ситуаций и активное включение студентов в педагогическую практику — занятия по плаванию становятся не только средством физического развития, но и мощным инструментом формирования профессиональных компетенций. Данные педагогического тестирования, экспертной оценки, анкетирования и наблюдения показали статистически значимые различия между контрольной и экспериментальной группами как в области технической и теоретической подготовки, так и по критериям педагогической зрелости, инициативности, коммуникативности и способности к рефлексии.
Итогом проведённого анализа стала интегральная оценка уровня профессиональной компетентности, по результатам которой обучающиеся экспериментальной группы продемонстрировали высокие показатели по всем компонентам, в отличие от студентов контрольной группы, чей уровень остался в пределах среднего. Это позволяет сделать обоснованный вывод о том, что использование водных видов спорта в учебном процессе при соблюдении компетентностно ориентированных методических условий способствует целенаправленному и эффективному формированию профессиональной готовности будущих специалистов в области физической культуры. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная модель может быть использована в практике вузовского образования для повышения качества подготовки студентов, а также как основа для дальнейших разработок в области интеграции предметной и профессионально-педагогической подготовки.
Таким образом, в результате проведённой работы была решена поставленная цель, достигнуты исследовательские задачи и подтверждена гипотеза, что свидетельствует о теоретической и практической состоятельности представленного научного подхода. Перспективами дальнейших исследований являются разработка углублённых программ подготовки по водным видам спорта с акцентом на профессиональные компетенции, а также расширение диагностического инструментария, позволяющего более детально отслеживать динамику профессионального развития студентов в процессе обучения в спортивном вузе.



