Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование профессиональных компетенций у обучающихся спортивного вуза на занятиях по плаванию средствами водных видов спорта (Елецкий государственный университет)

Работа №176308

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура в избранном виде спорта

Объем работы76
Год сдачи2025
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина.
Выборка: 20 человек (возраст от 18 до 20 лет).

Введение 3
Глава 1. Профессиональная подготовка будущих специалистов в области физической культуры6
1.1. Профессиональные компетенции у обучающихся спортивного вуза 6
1.2. Профессиональные компетенции у обучающихся спортивного вуза на учебных занятиях по плаванию 14
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 22
2.1. Методы исследования 22
2.2. Организация исследования 35
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 47
3.1. Плавательная подготовленность обучающихся спортивного вуза 47
3.2. Сформированность познавательного компонента 54
3.3. Оценка сформированности профессиональных компетенций у обучающихся спортивного вуза на учебных занятиях по плаванию средствами водных видов спорта 59
Заключение 72
Список использованных источников 75

Современные условия развития системы высшего образования в области физической культуры и спорта характеризуются возрастающими требованиями к качеству подготовки специалистов, ориентированных на реализацию профессиональной деятельности в динамично меняющейся социальной и педагогической среде. В этом контексте особую актуальность приобретает проблема формирования профессиональных компетенций у обучающихся спортивного вуза, так как именно компетентностный подход позволяет обеспечить целостное развитие будущего специалиста, сочетающее в себе теоретические знания, практические умения и личностные качества, необходимые для эффективного функционирования в профессиональной сфере. Не вызывает сомнений, что профессиональные компетенции являются неотъемлемым элементом профессионализма педагога, тренера, методиста, а также любого иного специалиста в области физической культуры, от которого общество ожидает высокого уровня ответственности, гибкости мышления, способности к саморазвитию и адаптации к новым образовательным реалиям.
В данной работе особое внимание уделяется исследованию процесса формирования профессиональных компетенций у студентов вуза физкультурного профиля на учебных занятиях по плаванию, так как именно водные виды спорта, будучи уникальным педагогическим и оздоровительным ресурсом, позволяют не только развивать физические качества, но и формировать ряд ключевых профессионально значимых компетентностей, включая педагогическую наблюдательность, умение управлять двигательной активностью, оценивать уровень физического развития, прогнозировать результаты тренировочного процесса, а также осуществлять коррекцию поведения обучающихся в воде. Выбор плавания как базы для исследования обусловлен его высокой методической вариативностью, доступностью, универсальностью и научно обоснованной эффективностью в развитии функциональных и моторных способностей.
Объектом настоящего исследования являются профессиональные компетенции обучающихся вуза физической культуры. Предметом — процесс формирования профессиональных компетенций средствами водных видов спорта на учебных занятиях по плаванию.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверке эффективности процесса формирования профессиональных компетенций у студентов спортивного вуза на занятиях по плаванию.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
-проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования профессиональных компетенций и использования водных видов спорта в образовательном процессе;
- выявить особенности структуры и содержания профессиональных компетенций обучающихся спортивного вуза;
- определить педагогические условия, способствующие их формированию на занятиях по плаванию;
-разработать и реализовать педагогический эксперимент;
-оценить результаты проведённого исследования и их значимость для практики профессионального образования.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования профессиональных компетенций у обучающихся спортивного вуза будет более эффективным, если в структуру учебных занятий по плаванию будут целенаправленно интегрированы педагогические условия, активизирующие развитие профессионально значимых умений и навыков средствами водных видов спорта. Методологическую основу исследования составили положения системного, деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов, раскрывающих закономерности построения образовательного процесса в высшей школе. Научная новизна работы заключается в уточнении структуры профессиональных компетенций студентов физкультурного профиля и обосновании педагогических условий их формирования на основе включения в процесс обучения элементов плавательной подготовки. Теоретическая значимость состоит в расширении научных представлений о возможностях использования водных видов спорта как средства профессиональной подготовки специалистов в сфере физической культуры. Практическая значимость определяется тем, что результаты исследования могут быть применены в системе вузовского образования при проектировании учебных программ, организации занятий и реализации практико-ориентированных компонентов подготовки студентов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Заключение настоящей выпускной квалификационной работы подводит итоги проведённого теоретико-экспериментального исследования, направленного на обоснование, разработку и опытную проверку педагогической модели формирования профессиональных компетенций у студентов спортивного вуза в процессе учебных занятий по плаванию средствами водных видов спорта. Выполненное исследование позволило не только подтвердить выдвинутую гипотезу о высокой эффективности компетентностно ориентированного подхода, реализуемого через специально организованные занятия в водной среде, но и выработать конкретные педагогические условия, способствующие достижению высокого уровня профессиональной готовности обучающихся к будущей деятельности в сфере физической культуры.
В ходе анализа научной и методической литературы было выявлено, что проблема формирования профессиональных компетенций в современной педагогике рассматривается как центральная, так как именно компетенции представляют собой целостную характеристику профессиональной зрелости, включающую в себя знания, умения, личностные качества, профессионально значимые установки и способности к решению практико-ориентированных задач. Важное значение при этом имеет интегративный подход, предполагающий неразрывную связь между когнитивным, деятельностным и личностно-рефлексивным компонентами. На основе изучения литературы были выделены основные направления формирования компетенций у обучающихся спортивного вуза, а также обоснована значимость использования водных видов спорта, в частности плавания, как содержательно насыщенного педагогического ресурса, способного одновременно развивать двигательную культуру, методические умения и рефлексивное сознание будущих специалистов.
Опытно-экспериментальная часть работы была проведена в естественных условиях учебного процесса на базе ЕГУ им. И. А. Бунина с участием студентов первого и второго курсов факультета физической культуры. Реализация экспериментальной программы продемонстрировала, что при наличии определённых педагогических условий — таких как индивидуализация заданий, организация рефлексии, моделирование профессиональных ситуаций и активное включение студентов в педагогическую практику — занятия по плаванию становятся не только средством физического развития, но и мощным инструментом формирования профессиональных компетенций. Данные педагогического тестирования, экспертной оценки, анкетирования и наблюдения показали статистически значимые различия между контрольной и экспериментальной группами как в области технической и теоретической подготовки, так и по критериям педагогической зрелости, инициативности, коммуникативности и способности к рефлексии.
Итогом проведённого анализа стала интегральная оценка уровня профессиональной компетентности, по результатам которой обучающиеся экспериментальной группы продемонстрировали высокие показатели по всем компонентам, в отличие от студентов контрольной группы, чей уровень остался в пределах среднего. Это позволяет сделать обоснованный вывод о том, что использование водных видов спорта в учебном процессе при соблюдении компетентностно ориентированных методических условий способствует целенаправленному и эффективному формированию профессиональной готовности будущих специалистов в области физической культуры. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная модель может быть использована в практике вузовского образования для повышения качества подготовки студентов, а также как основа для дальнейших разработок в области интеграции предметной и профессионально-педагогической подготовки.
Таким образом, в результате проведённой работы была решена поставленная цель, достигнуты исследовательские задачи и подтверждена гипотеза, что свидетельствует о теоретической и практической состоятельности представленного научного подхода. Перспективами дальнейших исследований являются разработка углублённых программ подготовки по водным видам спорта с акцентом на профессиональные компетенции, а также расширение диагностического инструментария, позволяющего более детально отслеживать динамику профессионального развития студентов в процессе обучения в спортивном вузе.



1. Булдакова Н.Б. Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза посредством внедрения проектной деятельности в процесс обучения // Наука и образование: новые времена. 2022. №3. С. 45–50.
2. Белкина В.Н. Методика преподавания: оценка профессиональных компетенций у студентов: учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2023. 212 с.
3. Скрынникова Н.Г., Маряничева Е.Г., Пигида К.С. Ускоренное обучение плаванию студентов физкультурных вузов с применением опорного гребка // Современные вопросы биомедицины. 2024. Т. 8, №2. С. 32–38.
4. Погребной А.И., Маряничева Е.Г., Скрынникова Н.Г., Малявин С.Д. Пути повышения плавательной подготовленности студенческой молодежи с ориентацией на выполнение норматива комплекса ГТО // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2024. №2. С. 65–71.
5. Дукальский В.В., Маряничева Е.Г., Скрынникова Н.Г. Игры на воде при обучении плаванию: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Краснодар: Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, 2020. 78 с.
6. Разуменко И.А. Формирование профессиональных компетенций студентов художественных направлений методом проектов // Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна. 2022. №1. С. 60–64.
7. Шакирова Н.В., Булдакова Н.Б. Исследование уровня готовности будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся основной школы // Вестник Вятского государственного университета. 2022. №2. С. 85–90.
8. Ложкина Н.П. Плавание в системе физического воспитания студентов в вузе // Молодой ученый. 2019. №52(290). С. 446–448.
9. Качалова Л.П., Качалов Д.В., Качалов А.В. Технология формирования творческой самостоятельности у студентов педвуза // Современные проблемы науки и образования. 2009. №6. С. 52–53.
10. Скрынникова Н.Г. Совершенствование старта с тумбочки на этапе начальной подготовки пловцов // Современные вопросы биомедицины. 2022. №3. С. 45–49.
11. Солдатова Г.У., Шадриков В.Д. Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза средствами интерактивной тетради // Современные проблемы науки и образования. 2021. №6. С. 102–107.
12. Погребной А.И., Маряничева Е.Г. Методика обучения плаванию: биомеханические основы и педагогические подходы. — М.: Научная электронная библиотека, 2020.
13. Семенов В.А. Методика обучения плаванию глухих и слабослышащих студентов в рамках дисциплины "Физическая культура и спорт". — М.: КиберЛенинка, 2021.
14. Сазонов И.Ю., Тарасевич И.В. Особенности формирования профессиональных компетенций у студентов вуза физкультурно-спортивного профиля // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. №1. С. 45–50.
15. Мельникова О.А., Шевелева И.Н. Формирование компетенций в сфере физического воспитания у студентов технического вуза: монография. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2014. – 124 с.
16. Сидоров Д.Г., Лузинов Ю.М., Андрианов М.В., Афоньшин В.А., Погодин А.В., Щукин В.М. Плавание в вузе: методическое пособие по организации и проведению индивидуальных и групповых занятий со студентами. — Нижний Новгород: Дятловы горы, 2017. – 160 с.
17. Платонова В.Н. Формирование профессиональных компетенций студенток на занятиях плаванием средствами водных видов спорта: диссертация канд. пед. наук. — Москва, 2013.
18. Гасилина О. Оздоровительное плавание в системе физической реабилитации и адаптации студентов вузов // Управление человеческими ресурсами в сфере образования. 2024. №2. С. 35–40.
19. Бершанский И.С. Плавание: учебное пособие. Ч. II. — Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2005. – 112 с.
20. Манжелей И.В. Воспитательный потенциал спортивной среды вуза // Теория и практика физической культуры. 2019. №5. С. 12–15.
21. Качуровский Д.О. Актуальные проблемы плавания в Украине // Физическое воспитание студентов. 2009. №3. С. 41–45.
22. Смирнов А.М. Теория и методика обучения плаванию студентов высших учебных заведений: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2009. – 200 с.
23. Ганчар И.П. Технология обучения плаванию: учебное пособие для студентов вузов физической культуры. — М.: Просвещение, 2002. – 200 с.
24. Булгакова Н.Ж. Плавание: пособие для инструктора-общественника. — М.: Физкультура и спорт, 1984. – 160 с.
25. Петрова В.В., Бобкова Е.Н. Плавание как возможность формирования дополнительных профессиональных компетенций студентов вузов направления «Адаптивная физическая культура» // Современные проблемы науки и образования. 2018. №6.
26. Гурина В.В., Карпова Ю.В. Перспективные направления повышения эффективности формирования профессиональных компетенций студентов физкультурного вуза // Наука и спорт: современные тенденции. 2023. №8. С. 21–30.
27. Куликова Л.М. Компетентностный подход к профессиональной подготовке студентов вуза физической культуры // Наука и спорт: современные тенденции. 2014. №1.
28. Карпов В.Ю., Савельева О.Ю., Сибгатулина Ф.Р., Федорова Т.Ю. Место и значение учебной практики в подготовке студентов факультетов физической культуры к педагогической деятельности // Наука и спорт: современные тенденции. 2017. №3.
29. Монахова Е.Г. Аквааэробика как средство повышения мотивации обучающихся вузов к занятиям плаванием // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020.
30. Малашенко С.А. Проблема преодоления водобоязни у студентов, не умеющих плавать // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018.
31. Савельева О.Ю., Карпов В.Ю., Михайлов А.А., Гладких А.М., Зайцев А.И. Дисциплина "Плавание" в системе высшего педагогического образования в советский период развития общества // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018.
32. Маметова О.Б., Титаренко А.А., Хрипунова Л.Д., Косячук Н.Л., Слепченко С.П. Плавание в учебной программе по дисциплине "Физическая культура" для студентов неспециализированного вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017.
33. Баламутова Н.М., Кожух Н.Ф., Шейко Л.В., Олейников И.П. Исследование связи показателей физического развития и физической подготовленности студенток с исходным уровнем умения плавать // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008.
34. Макаренко Л.П. Техника спортивного плавания: Пособие для тренеров / Л.П. Макаренко. — М.: Всероссийская федерация плавания, 2000. — 136 с., ил.
35. Меныиуткина Т.Г., Литвинов А.А., Орехова А.В. Техника спортивных способов плавания, старта и поворота: Учебно-методическое пособие. — СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. — 29 с.
36. Меныиуткина Т.Г. Теория и методика преподавания в системе оздоровительно-спортивных технологий: Учебно-методическое пособие / Т.Г. Меныиуткина, А.А. Литвинов, О.В. Новосельцев, М.Г. Непочатых, А.В. Орехова. — СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. — 122 с.
37. Мулер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А., Близневский А.Ю., Рябинина С.К. Физическая культура: учебник для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 424 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.
38. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Н.Ж. Булгаковой. — М.: Академия, 2005. — 432 с.
39. Орехова А.В. Дифференцированный подход при изучении дисциплины «Плавание» студентами различных спортивных специализаций: Автореф. дис. канд. пед. наук. — СПб., 2002. — 21 с.
40. Осипов Г.В., Леонтюк Л.М., Храпов В.И. Основы организации учебного процесса в спортивном учебном отделении по водному поло в вузе: Учебное пособие. — СПб.: СПГУТД, 1997. — 60 с.
41. Спортивное и военно-прикладное плавание: Учебник / Под ред. проф. О.В. Новосельцева. — СПб.: ВИФК, 2005. — 584 с., ил.
42. Терентьева Л.А. Методика обучения плаванию на основном отделении в вузе: Учебное пособие. — СПб.: СПбГУЭФ, 2003. — 77 с.
43. Хорольская И.Р. Методика применения традиционных и нетрадиционных средств в процессе занятий плаванием: Автореф. дис. канд. пед. наук. — СПб., 1997. — 25 с.
44. Шибалкина М.Г. Занятия гидроаэробикой с женщинами зрелого возраста: Учебное пособие. — СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. — 39 с.
45. Шмелева Л.В., Сидорова Т.Ю. Методика обучения плаванию студентов вуза: Учебное пособие. — СПб.: СПбГУЭФ, 2005. — 122 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ