ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Особенности стилистических средств выразительности песенного дискурса 7
1.1 Понятие «дискурс» 7
1.2 Понятие «песенный дискурс» 10
1.3. Различные взгляды ученых на классификацию стилистических
выразительных средств 15
1.4 Творческий путь Фрэнка Оушена 19
Глава II. Анализ стилистических особенностей текстов песен Фрэнка
Оушена 28
2.1 Стилевые особенности текстов Фрэнка Оушена 28
2.2 Отклонения от грамматической нормы в текстах песен Фрэнка
Оушена 33
2.3 Фонетические средства выразительности в текстах Фрэнка
Оушена 37
2.4 Синтаксические средства выразительности в текстах Фрэнка
Оушена 41
2. 5 Лексические средства выразительности в текстах Фрэнка
Оушена 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
Список использованной литературы 67
Стилистика является разделом прикладной лингвистики, целью которой является изучение средств выразительности языка. Стилистика занимает особое место в ряде других дисциплин языкознания. Ее отличие от других дисциплин заключается в том, что их задачей является анализ наличного состава единиц и категорий конкретного языка, системы их взаимосвязей и соотношений, то есть изучение «что есть» в языке, а стилистика отвечает на вопрос «как?»: как используются единицы и категории данного языка для выражения мысли. Она исследует аспекты «языкового употребления». Также она изучает и интерпретирует тексты всех типов и/или разговорного языка с точки зрения их лингвистического и тонального стиля, где стиль - это особое разнообразие языка, используемого разными людьми в разных ситуациях и условиях. Например, разговорный или повседневный язык может использоваться среди случайных друзей, в то время как более формальный язык в отношении грамматики, произношения или акцента, а также лексики или выбора слов, часто используется в сопроводительном письме и резюме, во время разговора, во время собеседования.
Стилистические средства выразительности как наиболее значимые способы улучшения выразительности речи известны в языкознании с античных времен, а их определением и классификацией занимались множество исследователей на протяжении многих столетий: Аристотель, Сократ, М.В. Ломоносов и др.
Многие авторы текстов музыкальных произведений используют те или иные языковые конструкции, руководствуясь своими методами, разобравшись в которых слушатель сможет лучше понимать творчество своих любимых артистов.
Донесение до слушателя своих переживаний и идей, оказание на слушателя эмоционального воздействия является главными целями песенного дискурса.
Объектом данного исследования являются стилистические фигуры и англоязычный песенный дискурс.
Предметом - стилистические фигуры в текстах музыкального исполнителя Фрэнка Оушена.
Актуальность работы заключается в том, что песенный дискурс является малоизученным понятием. В данной работе впервые проанализировано творчество американского исполнителя Фрэнка Оушена с позиции содержания и количества концептов, актуализируемых в музыкальных произведениях исполнителя; описаны различные стилистические средства выразительности репрезентации данных концептов.
Цель исследования - изучить современный англоязычный песенный дискурс и дать комплексную характеристику системы стилистических фигур, которые активно используются исполнителем, а также выявить специфику их функционирования в творчестве Фрэнка Оушена.
Поставленная цель предполагает решения ряда задач:
1. Раскрыть сущность понятий «дискурс» и «песенный дискурс»;
2. Рассмотреть понятие стилистических средств выразительности языка;
3. Познакомиться с различными видами классификаций стилистических средств;
4. Изучить функционирование стилистических фигур в музыкальных альбомах Фрэнка Оушена;
5. Определить и изучить те ключевые стилистические позиции, которые делают тексты музыкального исполнителя уникальными.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по теории дискурса (Т.А. ванн Дейка, В.А. Звегинцева,
Э. Бенвениста, Дж. Куртэ, Г.А. Орлова, В.И. Карасика, Н.Д. Арутюновой, В.З. Демьянкова, Ю.С. Степанова и др.), по стилистике языка (И.Р. Гальперина, В.А. Кухаренко, З.И. Хованской, И.В. Арнольд и др.)
В качестве фактического материала были использованы тексты песен Фрэнка Оушена с интернет-ресурса Genius.
В данном исследовании применялись следующие методы:
• метод изучения и анализа научной литературы по заявленной проблематике;
• метод лингвистического анализа текстов песен;
• метод контекстуального анализа;
• метод концептуального анализа;
• метод культурологического анализа;
Теоретическая значимость данной работы определяется тем, что результаты исследования помогут расширить представления об англоязычном песенном дискурсе.
Практическая значимость исследования определяется вероятностью использования полученных результатов в изучении англоязычного песенного дискурса, а также при написании диссертационных и магистерских работ.
Структура и объем работы. Дипломная работа общим объемом 72 страницы состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы и Списка источников фактического материала.
Во Введении определяется объект и предмет исследования, обосновывается актуальность и научная новизна работы, формулируются ее основные задачи, перечисляются основные исследовательские методы и указывается практическая значимость полученных результатов, а также обозначается объем и структура дипломной работы.
Первая глава носит теоретико-образный характер. В ней рассматриваются вопросы, связанные с определением понятия «дискурс» и «песенный дискурс», его определенными особенностями, классификацией стилистических средств выразительности языка.
Вторая глава носит практический характер. В ней были найдены и изучены стилистические средства выразительности в рамках англоязычного песенного дискурса в текстах песен Фрэнка Оушена.
В Заключении формулируются выводы, полученные в результате проведенного исследования.
В нашей дипломной работе мы рассмотрели особенности стилистических средств выразительности текстов песен Фрэнка Оушена.
В современной лингвистике стилистика занимает особое место в ряде других дисциплин, особое внимание уделяется использованию стилистических средств в различных видах дискурса. Несмотря на существование нескольких подходов к пониманию термина «дискурс», важно отметить, что дискурс - это явление, включающее в себя динамический процесс языковой деятельности и ее результат. Дискурс - это текст, который погружен в ситуацию общения. Песенный дискурс является одной из разновидностей дискурса. Под песенным дискурсом мы понимаем совмещение музыкального и языкового компонента, для которого характерны определенные тематические, лексические, грамматические и синтаксические особенности. Характерными чертами англоязычного песенного дискурса являются: идеалогичность, субъективность,
креолизованность, авторитарность, дистанцированность, аксиологичность, интертектсуальность, ритуальность и полифункциональность.
В песенном дискурсе значительную роль играют стилистические средства выразительности, которые делятся на: фонетические
(орфографические ошибки, курсив, заглавные буквы, курсив, слогоделение, подчеркивание, ассонанс, ритм, аллитерация, ритма, ономатопея, ритм), синтаксические (инверсия, риторический вопрос, эллипс, саспенс, повторы, параллельные конструкции, хиазм, многосоюзие, бессоюзие) и лексические (метафора, олицетворение, метонимия, ирония, гипербола, эпитет, зевгма, игра слов, аллегория, антитеза).
Стилистические средства, связанные с определенными уровнями стилистики связаны между собой и не могут существовать друг без друга. Разные ученые-лингвисты классифицируют одни и те же стилистические приемы по-разному, приравнивая их к разным уровням стилистики.
Наибольшее влияние на современный англоязычный песенный дискурс оказывает разговорный стиль и молодежный сленг языка. Подтверждением этому служат характерные нарушения грамматических правил в текстах песен.
Анализ текстов песен Фрэнка Оушена позволяет выделить наличие таких явлений как преобладание сленговой лексики, использование разговорных междометий и сокращений, наличие вопросительных предложений, предполагающих наличие адресата общения, использование ain’t, неправильное употребление глагольных форм, употребление was вместо were, сокращение в написании и произношении.
Текст современного песенного дискурса содержит, как правило, большинство фонетических, синтаксических, и лексических средств выразительности языка. В текстах песен Фрэнка Оушена отмечается употребление фонетических средств выразительности (аллитерация, ассонанс, омофон), синтаксических средств выразительности (анафора, повтор) и лексических средств выразительности (гипербола, аллюзия, метафора, сравнение, антитеза, аллегория), благодаря которым его творчество становится интересным и привлекает множество поклонников.
1) Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов / И.В. Арнольд. - М.: Наука, 2004. - 384 с.
2) Арутюнова Н.Д. Дискурс / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - Москва: Сов. Энциклопедия, 1990. - С. 136-137.
3) Астафурова Т.Н. Англоязычный песенный дискурс / Т.Н. Астафурова, О. В. Шевченко // Дискурс-Пи. - 2006. - № 2. - Т. 13. - С. 98-101.
4) Бахтин М.М. Проблема речевых жанров: монография /
М.М. Бахтин. - Москва: Академия, 1979. - 424 с.
5) Бенвенист Э. Общая лингвистика. 3-е изд.: монография / Э. Бенвенист. - Москва: Эдиториал УРСС, 2009. - 448 с.
6) Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация: монография / Т.А. Ван Дейк. - Москва: Прогресс, 1989. -312 с.
7) Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка: учебник / И.Р. Гальперин. - М.: Высшая школа, 1958. - 459 с.
8) Гальперин И.Р. Стилистика английского языка: учебное
пособие / И.Р. Гальперин. - М.: Высшая школа, 1981. - 334 с.
9) Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века / В.З. Демьянков // Язык и наука конца XX века: сб. статей. - Москва: Ин-т языкознания РАН, 1995. - С. 239-320.
10) Дуняшева Л. Г. Концепт «свобода» в афроамериканском песенном дискурсе / Л. Г. Дуняшева // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. - Т. 153. - Книга 6. - Казань, 2011. - С. 158-167.
11) Дуняшева Л.Г. Песенный дискурс как объект изучения
лингвокультурологии / Л.Г. Дуняшева // Актуальные проблемы романских языков и современные методики их преподавания: Материалы
Международной научно-практической конференции (22-23 октября 2015 года). - Казань, 2015. - С. 190-197.
12) Звегинцев В.А. О цельнооформленности единиц текста / В.А. Звегинцев // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. - 1980. - Т. 39. - № 1. - С. 13-21.
13) Карасик В.И. О типах дискурса / В.И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 2000 (а). - С. 5-20.
14) Ковтунова И. И. Поэтическая речь как форма коммуникации: монография / И. И. Ковтунова. - Москва: Академия, 1986. - 246 с.
15) Кузнец М.Ю. Стилистика английского языка: пособие для студентов педагогических институтов / М.Ю.Кузнец, Ю.М. Скребнев. - Л., 1960. - 175 с...64