Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функции художественной детали в романтических повестях А.Погорельского

Работа №176282

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы51
Год сдачи2022
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Художественная деталь в романтической повести 6
1.1. Понятие «художественная деталь» в литературоведении 6
1.2. Виды художественных деталей 11
1.3. Функции художественной деталей в романтической повести 16
Глава 2. Анализ семантики и функций художественной детали в в романтических повестях А. Погорельского 22
2.1. Русская романтическая повесть первой трети XIX в 22
2.2 Детали в романтических повестях А.А. Погорельского 25
2.3 Функции художественных деталей в повестях А. Погорельского
«Лафертовская маковница» 37
Заключение 44
Список использованной литературы 47

Актуальность исследования обусловлена тем, что художественная деталь выполняет в художественном произведении очень важную роль, отражая выбранный автором фрагмент внешнего мира или внутреннего мира героя. Деталь, отражая на первый взгляд что-то несущественное играет огромную роль в создании художественного, так как именно детали позволяют автору создать глубокий и насыщенный художественный образ. Деталь выполняет в художественном произведении множество функций, одна из которых дать читателю более полное понимание описываемых событий, явлений или героев. Художественные детали в произведении выполняют очень важную функцию для создания определенного настроения, ощущения впечатления читателя.
Очевидно, что одно и то же событие, описанное при помощи разных деталей, совершенно по-разному отразится во внутреннем восприятии читателя. Детали в произведении играют очень важное значение, так как детали и создают повествование. Художественные детали, хотя кажутся порой мелкими и незначительными, выстраивают картину, задуманную автором, и позволяют читателю раскрыть авторский замысел. При этом детали направлены на уточнение и дополнение создаваемой автором произведения картины действительности. Детали содержат дополнительную информацию о героях произведения, о времени, о событиях, о социальном контексте и др.
Художественные детали в романтических повестях несут дополнительную нагрузку, так как позволяют автору более глубоко передать психологическое состояние героя. Детали позволяют автору повести более точно охарактеризовать персонажей и раскрыть особенности внутреннего мира, что создает определенное восприятие и настроение у читателя. Кроме того, при помощи художественных деталей автору произведения удается передать само ощущение определенной исторический эпохи, подчеркнуть яркость и необычность, какого-либо события, подчеркнуть социальные особенности, повлиявшие на действия главных героев и на их поведение и др.
Теоретическая актуальность исследования обусловлена недостаточно полным изучением художественной детали и функциями детали при создании художественных образов в романтической повести. Следует отметить, что несмотря на перечисленные ранее очень важные функции, которые автор художественного произведения может выполнить при помощи художественных деталей, само понятие художественной детали в настоящее время остается недостаточно изученной и в лингвистических, и в литературоведческих работах. В имеющихся работах можно заметить недостаточную точность в терминологии, в определении самого понятия «художественная деталь» в определении специфики и границ детали, в определении семантики и функций детали.
Практическая актуальность обусловлена возможность подробно раскрыть и проанализировать семантику и функции художественной детали в романтических повестях на примере повестей А. Погорельского. В настоящей работе проводится анализ семантики и функции художественной детали в романтических повестях А. Погорельского, в качестве материала исследования выступают такие произведения, как - «Черная курица, или Подземные жители», «Лафертовская маковница», «Мои вечера в Малороссии», «Двойник».
Вопросами исследования художественной детали в художественных произведениях занимались многие ученые, в работе были изучены работы таких авторов, как Арнольд И.В., Березняк М.А., Добин Е.С., Долинин К.А., Еранова Ю.И., Есаулов И.А., Есин А.Б., Катаев В.Б., Кожинов В., Кухаренко А.А., Лазарева Т.И., Лазутина Т.В., Левитан Л.С, Лихачев Д.С., Михайлов А.В., Пелевина Н.Ф., Потебня А.А., Рябинина Н.В., Фадеева И.Е., Фесенко Э.Я., ХализевВ.Е., Чернец Л.В., Шеинина Е.Я., Щеглов М.А. и др.
Объектом работы выступают романтические повести и произведения А. Погорельского.
Предметом работы являются художественные детали в романтических повестях А. Погорельского.
Целью исследования является анализ семантики художественной детали в романтических повестях А. Погорельского.
Задачи исследования
1. Изучить художественную деталь в романтической повести, рассмотреть понятие «художественная деталь» в литературоведении.
2. Изучить виды художественных деталей
3. Выделить функции художественной деталей в романтической повести.
4. Провести анализ семантики и функций художественной детали в романтических повестях А. Погорельского «Мои вечера в Малороссии», «Черная курица», «Лафертовская маковница», «Двойник».
5. Проанализировать вункции художественных деталей в романтических повестях А. Погорельского
Методы исследования. В работе применялся метод целостного анализа художественного произведения с целью выявления и анализа художественных деталей в произведениях Погорельского А.
Структура исследования обусловлена целью и задачами исследования. Настоящая работа содержит введение, две главы по теме исследования, заключение и список использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие основные выводы. Художественная деталь представляет собой выразительную подробность, при помощи которого создается художественный образ. Художественная деталь помогает читателю художественного произведения представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя в неповторимой индивидуальности. Деталь в художественном произведении может воспроизводить черты внешности, особенности обстановки, предметов, одежды, внутренних переживаний или поступков героев произведения.
Деталь представляет собой значимую подробность изображенного в художественном произведении мира персонажей, облика и внутренней жизни.
В рамках эстетической целостности художественного произведения все детали функционируют не по отдельности, но в строго упорядоченной системе художественных значимостей. Именно система деталей, как художественных значимостей, образует объектную организации текста художественного произведения, называемую детализацией. В основе целостной системы деталей, образующих детализацию художественного текста, представлены протяженные и разветвленные цепочки деталей - лейтмотивы, формирующие текст.
Сущность художественной детали в тексте заключается в том, что без конкретной детали или при помощи другой детали впечатление от прочитанного было бы совершенно другим. Отличием детали является неприметность, деталь всегда означает нечто несущественное, мелочь, которая в общем контексте играет очень важную роль. Художественная деталь представляет собой фрагмент внутреннего мира литературного персонажа или внешнего мира.
Художественные детали играют важную роль в романтической повести и выполняют несколько ключевых функций: не просто подчеркивают, но создают психологическое состояние героев произведения; более ярко и точно характеризуют персонажа, раскрыть особенности внутреннего мира; создают у читателя необходимое автору произведения впечатление, настроение, ощущение, подчеркивают особенности и дух времени, социальные особенности; способствуют раскрытию системы образов художественного произведения.
Автор романтических повестей А.А. Погорельский используют различные виды деталей - предметные, интерьерные, костюмные, психологические, другие виды. Художественные детали играют важную роль в романтической повести и выполняют несколько ключевых функций:
1. Художественные детали не просто подчеркивают, но создают психологическое состояние героев произведения (употребление деталей позволяет создать определенное состояние, которое без применения художественных деталей было бы неполным).
2. Художественные детали позволяют более ярко и точно охарактеризовать персонажа, раскрыть особенности внутреннего мира.
3. Художественные детали позволяют создавать у читателя необходимое автору произведения впечатление, настроение, ощущение.
4. Художественные детали позволяют подчеркнуть особенности и колорит эпохи, передать дух времени, социальные особенности.
5. Художественные детали способствуют раскрытию системы образов произведения.
Художественная деталь представляет собой запоминающуюся, выразительную подробность, которая помогает автору романтической повести раскрыть образ героя, создать визуализацию сцены или атмосферу повествования. Художественная деталь представляет выразительное средство, работающее на замысел автора. Деталь поэтому и имеет особенные свойства, так как является чем-то мелки и может мелькнуть в тексте всего пару раз, однако такая мелкая деталь может создать гораздо более сильный и запоминающийся образ, чем многословные и подробные описания.
Грамотное сочетание различных деталей позволяет А.А. Погорельскому существенно усиливать выразительность повествования. Перечисление нескольких деталей, как будто «нанизывание» выстраивает общую картину. Функцией художественных деталей является повышение образности.
Функциями художественных деталей в романтических повестях А.А. Погорельского является создание у читателей такого психологического состояния, которое входит в авторский замысел.
Автору нужно было передать такой сильный ужас героя произведения, от которого «волосы поднимаются дыбом». Для передачи такой сильной эмоции создается целая система художественных деталей, дополняющих друг друга - неприятный голос, злобная усмешка, красный плащ. Все детали вместе дополняют повествование и усиливают переживание ужаса героя.
Художественные детали часто используются для описания интерьера, не просто описания, но создания определенной атмосферы места.
В работе был сделан общий вывод о том, что А.А. Погорельский в своих романтических повестях редко использует одну художественную деталь. Практически всегда Погорельский использует целую систему деталей, грамотно соединяя детали между собой, формируя целую систему деталей.
Анализ романтических повестей показал, что А.А. Погорельский использует прием - перечисление деталей, где каждая следующая деталь сильнее и ярче предыдущей. В результате к концу перечисления художественных деталей формируется очень сильное и яркое впечатление. Причем данная система повторения деталей применяется и в отношении описания места, и в описании внешнего вида, и в описании чувств и переживаний героев повести.
Особенности использования художественных деталей А.А. Погорельским:
- практически всегда применяется не одна художественная деталь, применяется создание системы образов, посредством повторения и усиления художественных деталей, что существенно усиливает впечатление;
- образ человека, места или предмета создается А.А. Погорельским при использовании нескольких художественных деталей, взаимосвязанных между собой, детали всегда дополняют друг друга;
- ощущение или настроение, которое создавал автор посредством использования деталей, обычно усиливается описанием переживания (художественная деталь в произведении подкрепляется другими средствами).



1. Арнольд, И.В. Импликация как прием построения текста и предмет филологического изучения / И. В. Арнольд // Вопросы языкознания. - 1982. - №4. - С.83-91.
2. Березняк, М.А. Типы и функции художественной детали в
англоязычной прозе / Автореф. дис. канд. филол. наук. - Одесса, 1985. - 16 с.
3. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: учебное пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С. Н. Бройтман и др.; Под ред. Л. В. Чернец. - Москва: Высшая школа; Академия, 1999. - 556 с.
4. Добин, Е. С..Сюжет и действительность. Искусство детали / Е. С. Добин. - Ленинград: Советский писатель, 1981. - 431 с.
5. Долинин, К.А. Интерпретация текста: учебное пособие / К. А. Долинин
- М.: Просвещение, 1985. - 288с.
6. Еранова, Ю.И. Уровни художественной символики в прозе А. П. Чехова // Вестник ТГУ. - 2015. - №8. - С. 64-68.
7. Есаулов, И. А. Литературный текст как конструктивное целое // И. А. Есаулов // Историческое развитие форм художественного целого в классической русской и зарубежной литературе. - Кемерово, 1991. С.4-19.
8. Есин, А. Б. Русская литература и литературоведение: учебное пособие / А. Б. Есин.- Москва: 2013. - 281 с.
9. Игнатов С.С. А. Погорельский и Э. Гофман. Русский филологический вестник // С.С. Игнатов. - 1914. - №3-4. - С.249-278.
10. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации / В.Б. Катаев - М: Издательство Московского университета, 1979. - 326 с.
11. Кожинов В. Сюжет, фабула, композиция / В. Кожинов // Теория литературы. Книга 1. Роды и жанры литературы. - Москва, 1964. - С.694-696.
12. Корман Б. О. Практикум по изучению художественного произведения. Лирическая система. Ижевск, 1978.
13. Кропоткин П. Русская литература. Идеал и действительность / П. Кропоткин. - Москва: 2003. - 173 с.
14. Кухаренко, А.А. Лингвистическое исследование английской
художественной речи / А.А. Кухаренко. -Одесса: Одесский университет, 1973.
- 60 с.
15. Лазарева, Т.И. Роль портретной и предметной детали в раскрытии образа персонажа в социально-психологическом аспекте // Вестник НГУ. - 2011. -№7. - С. 89-93.
16. Лазутина, Т.В. Символизм как миропонимание // Культурология. - 2016. -№4. - С. 28-32.
17. Левитан Л. С, Цилевич Л. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990.
18. Лихачев Д. С. Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе // Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. С. 96-112.
19. Лотман Ю. М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973. С. 20¬36.
20. Минералова, И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма / И. Г. Минералова. - Москва: Флинта: Наука, 2013. - 172 с.
21. Михайлов А. В. Роман и стиль // Теория литературных стилей: современные аспекты изучения. М., 1982. С. 137-203.
22. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка / Под общ. ред. Б.А. Серебренникова. - Москва: Наука, 1970. - 604 с.
23. Пелевина, Н.Ф. Стилистический анализ художественного текста: учебное пособие / Н. Ф. Пелевина . - Ленинград: Просвещение, 1980. - 271 с.
24. Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы / Пер. с англ. С.И. Кайдановой, И.М. Тонконогого. - Ленинград.: Медицина, 1964. - 264 с.
25. Погорельский, А.А. «Черная курица, или подземные жители» / А. Погорельский. - Ленинград: художник РСФСР, 1989. - 64 с.
26. Погорельский, А.А. Лафертовскаямаковница / А.А. Погорельский // Русская романтическая повесть. - Москва: Советская Россия, 1980. - С.135-156.
27. Погорельский, А.А. Двойник, или Мои вечера в Малороссии / А. А. Погорельский. -Москва : Книга, 1987. - 363 с.
28. Погорельский, А.А. Двойник / А. Погорельский // Избранные произведения [Сост.З. В. Кирилюк]. - Киев: Днепр., 1985 - 365 с.
29. Погорельский, А.А. Избранное. - Москва: Советская Россия, 2005. - 180 с.
30. Потебня, А.А. Эстетика и поэтика / А. А. Потебня. - Москва.: Искусство, 1976. - 614 с.
31. Потемкина, О. Ф., Потемкина, Е. В. Психологический анализ рисунка и текста / О. Ф. Потемкина, Е. В. Потемкина. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 524 с.
32. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. — 358 с.
33. Русская фантастическая проза эпохи романтизма 1820-1840 гг. / Сборник. Сост. М.Н. Виролайнен. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1990. - 667 с.
34. Рябинина, Н.В. Портрет как средство психологической
характеристики персонажа // Вестник МГУ. - 2013. -№8. - С. 75-80 .
35. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. - Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1962. - 452 с.
36. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. - Москва: Наука, 1964. - 484 с.
37. Фадеева, И.Е. Художественный текст как феномен культуры. Введение в литературоведение: учебное пособие / И. Е. Фадеева. - Сыктывкар: Коми государственный педагогический институт, 2006. - 160 с.
38. Федосюк, Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта. - Москва: Флинта, 2006. - 220 с.
39. Фесенко, Э.Я. Теория литературы: учебное пособие / Э. Ф. Фесенко. - Москва, 2008. - 780 с.
40. Хализев, В.Е. Теория литературы: учебное пособие / В. Е. Хализев. - Москва, 2002. - 216 с.
41. Хализев, В.Е. Введение в литературоведение. - Москва: Высшая школа, 2002. - 438 с.
42. Хализев, В.Е. Ценностные ориентации русской классики. - Москва: Гнозис, 2005. - 376 с.
43. Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина». - Москва: Высшая школа, 1989. - 80 с.
44. Чернец, Л.В. Деталь / Л. В. Чернец // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: учебное пособие / Под ред. Л.В. Чернец. -Москва: Высшая школа; Академия, 1999. -С.42-50.
45. Шейнина, Е.Я. Энциклопедия символов: учебное пособие / Е. Я. Шейнина. - Москва, 2011. - 591 с.
46. Шкловский, В. Искусство как прием. - Москва, 1993. - 198 с.
47. Шкловский, В. О теории прозы. - Москва: Советский писатель, 1983. - 382 с.
48. Щеглов, М.А. Верность деталей / М. А. Щеглов // На полдороге: слово о русской литературе. - Москва: Прогресс-Плеяда, 2001. - С. 129-171.
49. Якобсон, Р. Работы по поэтике. - Москва: Прогресс. - 463 с.
50. Яковлева, М.В. Эпическое сознание А.С. Пушкина в «Повестях Белкина»// Проблемы метода и жанра. Томск, 1983. Вып. 10. - 114 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ