Введение
1 Лингвометодические основы работы над традиционными написаниями в
начальных классах 8
1.1 Принципы русской орфографии 8
1.2 Понятие «орфограмма» 16
2 Обучение младших школьников традиционным написаниям на уроках
русского языка 24
2.1 Обзор методической литературы, анализ программы и учебников по русскому языку образовательной системы «Перспективная начальная школа»
в аспекте работы с традиционными написаниями 24
2.2 Опытно-экспериментальная работа и её результаты 40
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение А Работы учащихся на констатирующем этапе эксперимента 61
Приложение Б Фрагмент урока русского языка №1 62
Приложение В Работы учащихся на контрольном этапе эксперимента 66
Актуальность исследования. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является формирование орфографической грамотности - это часть языковой культуры.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, определяет следующие основные предметные результаты в сфере русского и родного языка: «должно быть сформировано позитивное отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета [35]».
Очевидно, что основы грамотной речи и письма закладываются в начальной школе. В силу неразвитости словаря младших школьников традиционные написания являются для них трудными в их усвоении. В связи с этим усвоение традиционных написаний младшими школьниками является одной из главных проблем методики обучения орфографии.
В научной методической литературе имеется немало работ, посвященных проблеме усвоения традиционных написаний. Особенно важными являются работы, раскрывающие теоретические аспекты проблемы усвоении традиционных написаний при формировании орфографической грамотности младших школьников (М.Р. Львов, В.Ф. Иванова, Т.М. Баранов, М.С. Соловейчик, Т.И. Зиновьева).
Цель исследования: выявить, отобрать и апробировать приёмы работы с традиционными написаниями.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников правописанию слов с непроверяемыми орфограммами на уроках русского языка.
Предмет исследования: приёмы работы по усвоению традиционных написаний младшими школьниками на уроках русского языка.
Гипотеза исследования. Если в работе с традиционными написаниями на уроках русского языка систематически применять такие приёмы, как орфографическое проговаривание, этимологический анализ и мнемотехнические приёмы, то они будут способствовать прочному усвоению младшими школьниками их правильного написания.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1) рассмотреть лингвометодические основы работы над традиционными написаниями в начальных классах: принципы орфографии, понятие «орфограмма»;
2) произвести обзор методической литературы, анализ программы и учебников по русскому языку образовательной системы «Перспективная
начальная школа» в аспекте работы с традиционными написаниями;
3) провести опытно-экспериментальную работу в соответствии с гипотезой исследования.
Методологическую основу исследования составили научные работы по лингвистике М.Н. Черкасовой, Н.В. Кузнецовой, В.В. Бабайцевой, М.Х. Шхапацевой, О.Г. Терентьевой и др.; научные работы по методике русского М.Т. Баранова, О.Н. Лёвушкиной, Л.М. Пазовой, Р.Г. Чураковой и др.
Методы исследования: анализ лингвистической, методической и учебной литературы; эксперимент; анализ письменных работ учащихся.
Практическая значимость исследования. Фрагменты уроков, в которых представлена работа со словами с традиционными на писаниями с использованием приёмов, апробированных на практике, могут быть использованы учителями начальных классов и студентами, обучающимися по профилю «Начальное образование» для проведения уроков русского языка.
Экспериментальная база исследования. Опытно экспериментальная работа на базе 2 класса МБОУ «СОШ №4» г. Лесосибирска.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и трёх приложений.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет, что у выпускников начальной школы должна быть сформирована орфографически грамотная письменная речь.
В связи с этим нам было важно выявить, отобрать и апробировать приёмы по усвоению традиционных написаний на уроках русского языка, так как именно такие написания являются сложными для усвоения школьниками и вызывают трудности при письме.
Рассмотрев лингвометодические основы работы над традиционными написаниями, мы приходим к пониманию, что традиционные написания основываются на традиционном принципе русской орфографии, согласно которому слова пишутся так, как их писали раньше, т.е. традиционно. Поэтому такие написания нужно запоминать.
При обзоре методической литературы и анализа программы, учебников по русскому языку образовательной системы «Перспективная начальная школа» в аспекте работы с традиционными написаниями было выявлено, что в начальной школе предусмотрена словарно-орфографическая с первого по четвёртые классы. Работа над такими словами должна быть систематической, целенаправленной и носить творческий характер. При таком подходе их запоминание является более успешным и интересным как для обучающихся, так и для самого учителя.
В экспериментальной части исследования на констатирующем этапе была проведена диагностика учащихся второго класса МБОУ «СОШ № 4» г. Лесосибирска для выявления усвоения традиционных написаний на примере словарного диктанта. Было выявлено, что больше половины школьников допускают ошибки при написании слов с непроверяемыми орфограммами, причиной этого является то, что словарно-орфографическая работа носит не всегда систематический характер, предлагаемые задания часто имеют характер механического запоминания.
На формирующем этапе нами были отобраны и апробированы такие приёмы, как орфографическое проговаривание, этимологический анализ и мнемотехнические приёмы.
Результаты словарного диктанта на контрольном этапе эксперимента показали, что большинство детей, участвовавших в формирующем этапе эксперимента, проявили положительную динамику в усвоении традиционных
на писаний.
Следовательно, мы можем говорить о том, что систематическое проведение словарно-орфографической работы, с использованием указанных приёмов является эффективной.
В ходе нашей работы цель была достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукина. - Москва: Икар, 2009. - 448 с.
2. Акимова, Д. А. Формирование орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка / Д.А. Акимова, Н.Н. Веселова // Вестник научных конференций. - 2016. - №3-5(7). - С. 6-10
3. Амосова, И.Ю. Как запомнить словарные слова / И. Ю. Амосова // Начальная школа. - 2014. - № 5. - С. 69-70
4. Арефьева, C. А. Методика обучения орфографии: страницы истории / C. А. Арефьева // Вестник научных конференций. - 2016. - №3-3(7). - С. 11¬12
5. Бабайцева, В.В. Принципы русской орфографии / В.В. Бабайцева // Русский язык в школе. - 2009. - №3. - С. 33-38
6. Бессонова, Н.В. Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе / Н.В. Бессонова // Педагогический опыт: теория, методика, практика / Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». - Чебоксары, 2016. - № 4(9). - С. 142-144
7. Борисова, Л. Формирование орфографических умений и навыков / Л. Борисова // Начальная школа / Первое сентября. - 2009. - № 16.
8. Бронникова, Ю. О. Использование этимологической справки при работе со словами с непроверяемыми написаниями / Ю. О. Бронникова // Вестник современной науки. - 2015. - № 7. - С. 120-122
9. Голованёва, М.А. О некоторых мнемонических приёмах работы со словами традиционного принципа написания в начальной школе / М.А. Голованёва, К.Р. Доспаева // Международный научный журнал «Символ науки». - 2016. - № 3. - С. 134-136
10. Желтова, И. П. Формирование представлений об орфограмме у младших школьников / И.П. Желтова // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире / Информационный издательский учебный центр «Стратегия будущего». - Санкт-Петербург, 2013. - Т. 3, № 4(04). - С. 166-170
11. Иванова, В.Ф. Современная русская орфография: учеб. пособие для филол. вузов. - спец. вузов / В.Ф. Иванова. - Москва: высш. шк., 1991. - 192с.
12. Каленчук, М.Л. Русский язык : 2 класс : учебник в 3 ч. / О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова, М.Л. Каленчук. - Изд. 2-е, испр. - Москва: Академкнига, 2012. -Ч. 2. - 160 с.
13. Каленчук, М.Л. Русский язык : 3 класс : учебник в 3 ч. / Т.А. Байкова, Н.А. Чуракова, М.Л. Каленчук. - Изд. 3-е. - Москва: Академкнига, 2013. -Ч. 1. - 160 с.
14. Каленчук, М.Л. Русский язык : 3 класс : учебник в 3 ч. / О.В. Малоховская, Н.А. Чуракова, М.Л. Каленчук. - Изд. 3-е. - Москва: Академкнига, 2013. -Ч. 2. - 192 с.
15. Каленчук, М.Л. Русский язык : 4 класс : учебник в 3 ч. / Т.А. Байкова, Н.А. Чуракова, М.Л. Каленчук. - Изд. 3-е. - Москва: Академкнига, 2013. -Ч. 1. - 176 с.
16. Каленчук, М.Л. Русский язык : 4 класс : учебник в 3 ч. / О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова, М.Л. Каленчук. - Изд. 3-е. - Москва: Академкнига, 2013. -Ч. 2. - 192 с.
17. Каленчук, М.Л. Русский язык : 4 класс : учебник в 3 ч. / Т.А. Байкова, Н.А. Чуракова, М.Л. Каленчук. - Изд. 3-е. - Москва: Академкнига, 2013. -Ч. 3. - 192 с.
18. Кекош, Е.И. Формы работы над словарными словами / Е.И. Кекош // Начальная школа. - 2012. - № 1. - С. 88-89
19. Кирилина, Г.В. Развитие познавательных и творческих способностей при запоминании словарных слов / Г.В. Кирилина // Начальная школа. - 2015. - № 5. - С. 41-45
20. Князев, С.В. Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, графика и орфография : учебное пособие для вузов / С.В. Князев, С.К. Пожарицкая. - 2 - е изд., перераб. и доп. - Москва: Академический проект; Гаудеамус, 2012. - 430 с.
21. Комиссарова, Л.Ю. Содержание и организация словарно-орфографической работы в непрерывном курсе русского языка / Л. Ю. Комиссарова // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - №6. - С. 84 - 88
22. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник / Н.В. Кузнецова. - 3 - е изд. - Москва: Форум: ИНФРА- М, 2013. - 368 с.
23. Кулакова, Н.В. Словарная работа на уроках русского языка / Н.В. Кулакова, Л.И. Автушко, М.В. Веккессер, С.В. Мамаева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№4. - С. 53-60
24. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах : пособие для учителя / О.Н. Лёвушкина. - Гуманит. Владос, 2008. - 96 с.
25. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 7-е изд., испр. - Москва: Академия, 2012. - 464 с.
26. Львов М.Р. Правописание в начальных классах: пособие для учителей. - изд. 2 - е, испр. и доп. - Москва: Флинта, Наука, 1998. - 208 с.
27. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : Учебник и практикум для академического бакалавриата / под. ред. Т.И. Зиновьевой. - Москва: Юрайт, 2016. - 468 с.
28. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под. ред. М. Т. Баранова. - Москва: Академия, 2001.
- 368 с.
29. Пазова, Л. М. Нетрадиционные формы работы над словарными словами в начальной школе : уч. метод. пособие / Л. М. Пазова, А. В. Бережная.- Майкоп: АГУ, 2013. - 69 с.
30. Программа по учебным предметам. Примерный учебный план с 1-4 кл. в 3 ч. : учебник / сост. Р.Г. Чуракова 2-е изд. - Москва: Академкнига, 2013. - ч. 1. -320 с.
31. Савельева, Л.В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе / Л.В. Савельева // Начальная школа. - 2008. - №1. - С. 66 - 71
32. Солдатова, Е. Словарные слова / Е. Солдатова // Начальная школа / Первое сентября. - 2006. - № 23
33. Соловейчик, М.С. Русский язык и начальных классах: Теория и практика обучения : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др. - 3-е изд. - Москва: Академия, 1997. - 302 с.
34. Тереньтьева, О.Г. О необходимости выделения традиционных написаний при обучении русской орфографии / О.Г Тереньтьева // Инновации в медицине, психологии, и педагогике материалы VII Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 200-202
35. ФГОС НОО 15785 - 2009 Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. - Введ. 6.10.2009. - Москва: Минобрнауки России, 2009. - 29 с.
36. Черкасова, М.Н. Русский язык и культура речи : учебное пособие / М.Н. Черкасова, Л.Н. Черкасова. - Москва: «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука - Пресс, 2008. - 352 с.
37. Чуракова, Н.А. Русский язык : 2 класс : учебник в 3 ч. / Н.А. Чуракова; под общ. ред. М.Л. Каленчук. - Изд. 2-е, испр. - Москва:Академкнига, 2012. - Ч.1. - 176 с.
38. Чуракова,Н.А. Русский язык : 2 класс : учебник в 3 ч. / Н.А. Чуракова; под общ. ред. М.Л. Каленчук. - Изд. 2-е, испр. - Москва:Академкнига, 2012. - Ч.3. - 160 с.
39. Шхапацева, М.Х. Современный русский язык : учебник для педагогических факультетов высших учебных заведений (уровень подготовки - бакалавр) / М.Х. Шхапацева. - Майкоп, АГУ, 2013. - 475 с.
40. Юрина, Т.А. Принципы русской орфографии в аспекте их мотивированности языковыми законами / Т.А. Юрина // Сибирский педагогический журнал - 2007. - №11. - С. 139 - 146