ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования 8
1.1 Организация физического воспитания в специальных медицинских
группах (СМГ) в школе 8
1.2 Принципы комплектования медицинских групп 12
1.3 Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к
специальной медицинской группе 17
1.4 Влияние подвижных игр при основных отклонениях в состоянии здоровья
младших школьников 18
1.5 Особенности структуры урока физической культуры в СМГ 20
1.6 Врачебно-педагогические наблюдения 26
1.7 Сроки возобновления занятий физическими упражнениями после
перенесённых заболеваний 29
Глава 2 Организация и методы исследования 36
2.1 Организация исследования 36
2.2 Методы исследования 37
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждения 41
3.1 Анализ медицинских карт участниц эксперимента 41
3.2 Динамика уровня физической и функциональной подготовленности
детей отнесенных по состоянию здоровья к СМГ 42
ВЫВОДЫ 49
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни ребёнка, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. Здоровье детей вызывает обоснованную тревогу. По данным учёных Федерации Здравоохранения в настоящее время среди учащихся в структуре заболеваний преобладают нарушения костно-мышечной системы, кровообращения, пищеварения, органов дыхания, нарушения зрительного анализатора, эндокринной системы [5].
Подвижные игры и упражнения являются универсальным и незаменимым средством укрепления здоровья школьников и их физического воспитания. В играх в ненавязчивой, развлекательной форме используются естественные движения, свойственные человеку: ходьба, бег, прыжки, метания и т.д. Игры и упражнения являются лучшим «лекарством» для детей от двигательного голода — гиподинамии, так как дети основную часть времени проводят в статическом сидячем положении. Об этом в своих работах говорили врачи, психологи, физиологи и многие специалисты по физическому воспитанию.
А. И. Белоусов (2006 г.) в своих работах говорит, что состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает обоснованную тревогу у многих специалистов, в том числе педагогов.
По данным Минздрава РФ, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза. Сейчас только 10% школьников можно назвать здоровыми, 50% имеют ту или иную патологию, а 40% относятся к группе риска. Около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми [13,24]...
В результате исследования и проведения педагогического эксперимента были сделаны следующие выводы:
1. При анализе литературных источников выяснилось, что развивающееся противоречие между ростом заболеваемости и средствами реабилитации, которые используются в образовательных учреждениях, вызывает необходимость обоснования внедрения оздоровительных методик. Среди технологий различной направленности (гигиенический, лечебных, экологических и др.) особое место занимают технологии физического воспитания, которые оказывают не только оздоровительный эффект, но и повышают у детей интерес к физической культуре.
2. В работе была разработана методика применения спортивных и подвижных игр малой и средней интенсивности на занятиях физической культурой в группе школьников, занимающихся по состоянию здоровья в специальной медицинской группе. Основная нозология- нарушение функций дыхательной системы.
3. Методика представлена в виде комплекса специальных упражнений, и игр используемых в определённой последовательности. Последовательность была сформирована от лёгкого к сложному.
4. Эффективность разработанной методики подтверждают
результаты, полученные в ходе математическая обработка результатов исследования.
В показателях физической подготовленности при окончании педагогического исследования достоверные результаты отмечались в тестах: «6-ти минутный бег», в «челночный бег 3 х 10 м». Наибольшая разница
результатов участников контрольной и экспериментальной групп
установлена в тесте, характеризующем активную гибкость «наклон вперед». Результаты не достигли достоверных различий в тестах «прыжок в длину с места», «поднимание и опускание туловища». Это свидетельствует о том, что в обеих группах достаточно эффективно были применены методы воспитания силовых и скоростно-силовых качеств.
В показателях функционального состояния дыхательной системы школьниц, участвующих в исследовании, появились достоверные различия между девочками контрольной и экспериментальной групп.
1. Адаптивная физическая культура [Текст] / под ред. Н. Н. Чеснокова. - М., 2001. — 285с.
2. Абысова Г. А. Влияние занятий физической культурой на здоровье школьников [Текст] / Г. А. Абысова Н. Я. Эглит — М., 1992, — 152 с.
3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой [Текст] : Книга для учителя / Н, П. Аникеева. - М., 1987. — 178 с.
4. Антропова М. В. Учебная нагрузка остается доминирующим фактором риска для здоровья учащихся начальных классов [Текст] / М. В. Антропова Л. М. Кузнецова. — М., 2002. — 144 с.
5. Апанасенко Г. А. Физическое развитие детей и подростков [Текст] / Г. А. Апанасенко. - Киев : Здоровье, 1985. - 80 с.
6. Ахундов Р. А. Исследование двигательной активности учащихся начальной школы [Текст] / Р. А. Ахундов. - М. : Педагогика, 1999. - 134 с.
7. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] :Учебн. для студ. фак. физ. культуры пед. ин - тов / Б. А. Ашмарин. — М. : Просвещение, 1990. — 287 с.
8. Ашмарин Б. А. Педагогический контроль за физической подготовленностью [Текст] : Учеб. пособие / Б. А. Ашмарин,Л. К. Завьялов. - М. : Педагогика, 1998. — 164 с.
9. Белоусов А. И. Физическое воспитание в специальных медицинских группах [Текст] : учебно-методическое пособие для учителей физической культуры общеобразовательных учреждений и студентов педагогических колледжей / А. И. Белоусов. - Екатеринбург : Центр « Учебная книга», 2006. - 128с.
10. Бутин И. М. Развитие физических способностей [Текст] / И. М. Бутин А. Д. Викулов. - М., 2002. - 250 с.
11. Булич Б. Г. Физическое воспитание в специальной медицинской группе [Текст] / Б. Г. Булич. — М., 1993. - 237 с.
12. Былеева Л. В. Подвижные игры [Текст] :учебн. пособие для ин-тов физической культуры / Л. В. Былеева И. М. Коротков В. Г. Яковлев. — 4-е изд., перераб. и дополн. — М. : Физкультура и спорт, 1994. — 208 с.
13. Велитченко В. К. Физкультура для ослабленных детей [Текст] / В. К. Велитченко. — 2-е изд., перераб и доп. — М. :ФиС, 1999. — 210 с.
14. Войнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников [Текст] / Я. С. Войнбаум. - М. : Просвещение, 2002. - 245с.
15. Волков В. Н. Пути повышения эффективности системы внеурочных занятий учащихся оздоровительной физической культурой [Текст] / В. Н. Волков. —Мурманск, 1993, — 242 с...63