ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПОЛИСЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ 7
1.1. Понятие «связное высказывание». Развитие связного высказывания
в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития связного высказывания у старших
дошкольников с нарушениями речевого развития 15
1.3. Использование полисенсорного восприятия в развитии связного
высказывания у старших дошкольников с нарушениями речевого развития 23 ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПОЛИСЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ 31
2.1. Анализ уровня развития связного высказывания у старших
дошкольников с нарушениями речевого развития 31
2.2. Основные направления логопедической работы по развитию связного высказывания у старших дошкольников с нарушениями речевого
развития на основе использования полисенсорного восприятия 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
К числу важнейших задач логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речевого развития, относится формирование у них связных высказываний. Уровень развития связной речи является показателем готовности к обучению в школе, так как к этому моменту связное высказывание ребенка должно иметь самостоятельный, логичный, последовательный характер. Только обладая хорошо развитым навыком использования связных высказываний, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы школьной программы, логично и полно излагать свои собственные суждения, пересказывать содержание текстов из учебников, художественных произведений.
Развитие связной речи является объектом исследования психолингвистов (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба), лингвистов (В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев, А.М. Пешковский), психологов (А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), педагогов (А.М. Бородич, Е.И. М.М. Конина, Т.А. Ладыженская, А.М. Леушина, О.И. Соловьева, Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, В.И. Яшина), логопедов (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, О.С. Ушакова, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова).
В.П. Глухов определял, что связное высказывание - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания, это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Ученые обращали внимание на то, что для успешного овладения связными высказываниями необходимо наличие специальных условий: своевременное развитие как вербальной стороны речи (фонетических, фонематических процессов речи, развитие лексической стороны речи (объем словаря) и развитие грамматической стороны речи (умение согласовывать разные части речи; усложнение структуры предложений), так и невербальной (развитие мышления, памяти, внимания, восприятия ребенка)...
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. Связные высказывания у старших дошкольников могут развиваться только с нормальным развитием как вербальной (фонетических, фонематических процессов речи, развитие лексической стороны речи, развитие грамматической стороны речи) так и невербальной стороны речи (развитие памяти, мышления, внимания, восприятия).
2. У старших дошкольников с нарушениями речевого развития имеются
трудности в использовании связного высказывания. Это обусловлено тем, что, особенности развития ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) ограничивают нормальное овладение связной речью. У детей с ОНР наблюдается значительное снижение слуховой памяти, что приводит к ухудшению запоминания инструкций, в результате чего ребенок не может верно выполнить задание. Низкий уровень произвольного внимания приводит к быстрой утомляемости ребенка в процессе деятельности, к неспособности длительное время удерживать внимание на задании, быстрой отвлекаемости и рассеянности. А в силу особенностей развития пространственных представлений, дети с ОНР нередко не понимают предлоги, наречия, отражающие пространственные представления.
Несформированность связных высказываний проявляется в отсутствии четкости, последовательности изложения, выделении внешних, поверхностных впечатлений, а не на причинно-следственные взаимоотношения.
3. Коррекция речи для старших дошкольников с нарушениями речевого развития - длительный процесс, который необходимо строить на базе личностно ориентированного подхода. Это значит, что обязательным условием является учет личностных психических особенностей ребенка (учет ведущей модальности восприятия), так как связи между полисенсорным восприятием и речью оказывают значительное положительное влияние на развитие связных высказываний...
1. Алексеева, М.М. Развитие связной речи у дошкольника. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей / М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Просвещение, 2000. - 400 с
2. Андреева М.В. Состояние полимодального восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи / М.В. Андреева // Право. Экономика. Общество: м-лы науч.-прак. конференции. - Иркутск. : ООО «СИДПО», 2017. - С. 19-21. (руководитель - Л.А. Самойлюк).
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика - Синтез, 2002. 272 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2011.-255с.- - 390000 экз.
5. Ванюхина, Г.А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Г.А. Ванюхина Екатеринбург, 2001. 171 с.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: Астрель, 2006. 328 с.
7. Воробьева, В.К. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной алалией / В.К. Воробьева // Недоразвитие и утрата речи / Под ред. Л.И. Беляковой. - М.: Изд-во МГПИ им. Ленина, 1985. с. 80 - 88.
8. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1999. - 420 с.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - 5-е изд., испр. М.: Национальное образование, 2019. 368 с.
10. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса / А. Н. Гвоздев. - М.: Ком -Книга, 2006. - 320 с.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М., 2011. - 255 с.
12. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.П. Глухов М., 2004. 19 с.
13. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - М.:АРКТИ, 2012144с.
14. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - М.: 2003. 378 с.
15. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. // Книга для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2013. - 320 с...54