Развитие скоростных способностей легкоатлетов на этапе начальной подготовки (Московский государственный университет спорта и туризма)
|
Проведен педагогический эксперимент.
База исследования: СШОР ЦСКА по легкой атлетике имени первой олимпийской чемпионки СССР Н. А. Пономаревой.
Выборка: 40 легкоатлетов группы начальной подготовки.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ………………………………………………………………... 6
1.1 Характеристика скоростных способностей6
1.2 Особенности развития скоростных способностей легкоатлетов на этапе начальной подготовки……………………………………………… 9
1.3 Средства и методы развития скоростных способностей, используемые на учебно-тренировочных занятиях по легкой атлетике11
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ16
2.1 Методы исследования...16
2.1.1 Анализ научно-методической литературы………………………… 16
2.1.2 Педагогическое тестирование...16
2.1.3 Педагогический эксперимент...18
2.1.4 Методы математической статистики...19
2.2 Организация исследования...21
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……22
3.1 Результаты проведенного исследования.22
3.2 Сравнительный анализ результатов тестирования.......... 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………36
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… 41
Приложение А. Комплекс специальных беговых упражнений………… 41
Приложение Б. Пример основной части тренировочного занятия…….. 43
Приложение В. Результаты педагогического тестирования обучающихся 9-10 лет в ходе эксперимента…………………………….. 46
База исследования: СШОР ЦСКА по легкой атлетике имени первой олимпийской чемпионки СССР Н. А. Пономаревой.
Выборка: 40 легкоатлетов группы начальной подготовки.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ………………………………………………………………... 6
1.1 Характеристика скоростных способностей6
1.2 Особенности развития скоростных способностей легкоатлетов на этапе начальной подготовки……………………………………………… 9
1.3 Средства и методы развития скоростных способностей, используемые на учебно-тренировочных занятиях по легкой атлетике11
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ16
2.1 Методы исследования...16
2.1.1 Анализ научно-методической литературы………………………… 16
2.1.2 Педагогическое тестирование...16
2.1.3 Педагогический эксперимент...18
2.1.4 Методы математической статистики...19
2.2 Организация исследования...21
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……22
3.1 Результаты проведенного исследования.22
3.2 Сравнительный анализ результатов тестирования.......... 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………36
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… 41
Приложение А. Комплекс специальных беговых упражнений………… 41
Приложение Б. Пример основной части тренировочного занятия…….. 43
Приложение В. Результаты педагогического тестирования обучающихся 9-10 лет в ходе эксперимента…………………………….. 46
Эксперты различных видов спорта уделяют колоссальное внимание развитию скоростных способностей [8, 14]. Особенно обширный опыт по совершенствованию этого качества накоплен в легкой атлетике [16, 29, 32]. Опыт в развитии скоростных способностей, накопленный в легкой атлетике, является ценным и может быть применен в других видах спорта для достижения успеха.
«Легкая атлетика – это вид спорта, включающий в себя соревнования по бегу, ходьбе, прыжкам, метанию и другим дисциплинам, основанным на проявлении быстроты, силы, выносливости и координации. Занятия легкой атлетикой способствуют физическому развитию человека, укреплению его здоровья и формированию личностных качеств» [31, с. 236-237].
«Бег является основой, главным видом легкой атлетики. Он входит составной частью во многие легкоатлетические упражнения. Бег в зависимости от его характера различно влияет на организм человека» [17, с. 659].
В мире легкой атлетики различают несколько видов бега, каждый из которых требует уникальных навыков и физической подготовки [3, c. 269]:
- «бег на короткие дистанции – требует максимальной скорости и взрывной силы;
- бег на средние дистанции – сочетает в себе элементы скорости и выносливости;
- бег на длинные дистанции – проверяет выносливость и стойкость спортсмена;
- бег с препятствиями – кроме скорости, требует ловкости и координации движений;
- бег с барьерами – добавляет элемент техники и преодоления препятствий;
- эстафетный бег – командное упражнение, где передача эстафеты требует точности и синхронизации».
«Под скоростными способностями спортсмена следует понимать комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальное время. Существует большое количество видов скоростных способностей. Одни из них связаны с быстротой реакции, другие – со скоростью передвижения или выполнения различных двигательных действий» [21, с. 423].
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет [4]. По федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика», утвержденному приказом Минспорта России от 16 ноября 2022 г. № 996, этап начальной подготовки приходится на возраст от 9 до 12 лет, что частично соответствует периоду максимально высокого темпа прогресса развития скоростных способностей [26].
При этом стоит подчеркнуть, что скоростные способности в целом трудно поддаются развитию, и возможность их быстрого совершенствования в циклических видах спорта довольно ограничена. Поэтому крайне важно изучить закономерности развития скоростных способностей юных легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
Развитие скоростных способностей является неотъемлемой частью тренировочного процесса в легкой атлетике, поскольку высокая скорость играет ключевую роль в достижении успеха во многих дисциплинах. Тщательное планирование и индивидуализация тренировочных программ, а также учет физиологических и психологических аспектов, позволяют тренерам-преподавателям эффективно развивать скоростные качества у своих спортсменов.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в поиске наиболее эффективных средств и наилучших методов развития скоростных способностей легкоатлетов на этапе начальной подготовки. Факторы, описанные выше, определили выбор темы, обусловили постановку цели и обозначили спектр задач данной выпускной квалификационной работы.
Гипотеза: предполагается, что использование игрового метода в совокупности со средствами специальных беговых упражнений скажется на развитии скоростных способностей у легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования: методика развития скоростных способностей легкоатлетов.
Цель исследования: повысить уровень развития скоростных способностей легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи исследования:
1. На основе анализа научно-методической литературы изучить теоретические и методические основы развития скоростных способностей легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
2. Разработать и применить в учебно-тренировочном процессе методику развития скоростных способностей легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
3. Оценить эффективность разработанной методики развития скоростных способностей легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 40 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 36 источников.
«Легкая атлетика – это вид спорта, включающий в себя соревнования по бегу, ходьбе, прыжкам, метанию и другим дисциплинам, основанным на проявлении быстроты, силы, выносливости и координации. Занятия легкой атлетикой способствуют физическому развитию человека, укреплению его здоровья и формированию личностных качеств» [31, с. 236-237].
«Бег является основой, главным видом легкой атлетики. Он входит составной частью во многие легкоатлетические упражнения. Бег в зависимости от его характера различно влияет на организм человека» [17, с. 659].
В мире легкой атлетики различают несколько видов бега, каждый из которых требует уникальных навыков и физической подготовки [3, c. 269]:
- «бег на короткие дистанции – требует максимальной скорости и взрывной силы;
- бег на средние дистанции – сочетает в себе элементы скорости и выносливости;
- бег на длинные дистанции – проверяет выносливость и стойкость спортсмена;
- бег с препятствиями – кроме скорости, требует ловкости и координации движений;
- бег с барьерами – добавляет элемент техники и преодоления препятствий;
- эстафетный бег – командное упражнение, где передача эстафеты требует точности и синхронизации».
«Под скоростными способностями спортсмена следует понимать комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальное время. Существует большое количество видов скоростных способностей. Одни из них связаны с быстротой реакции, другие – со скоростью передвижения или выполнения различных двигательных действий» [21, с. 423].
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет [4]. По федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика», утвержденному приказом Минспорта России от 16 ноября 2022 г. № 996, этап начальной подготовки приходится на возраст от 9 до 12 лет, что частично соответствует периоду максимально высокого темпа прогресса развития скоростных способностей [26].
При этом стоит подчеркнуть, что скоростные способности в целом трудно поддаются развитию, и возможность их быстрого совершенствования в циклических видах спорта довольно ограничена. Поэтому крайне важно изучить закономерности развития скоростных способностей юных легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
Развитие скоростных способностей является неотъемлемой частью тренировочного процесса в легкой атлетике, поскольку высокая скорость играет ключевую роль в достижении успеха во многих дисциплинах. Тщательное планирование и индивидуализация тренировочных программ, а также учет физиологических и психологических аспектов, позволяют тренерам-преподавателям эффективно развивать скоростные качества у своих спортсменов.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в поиске наиболее эффективных средств и наилучших методов развития скоростных способностей легкоатлетов на этапе начальной подготовки. Факторы, описанные выше, определили выбор темы, обусловили постановку цели и обозначили спектр задач данной выпускной квалификационной работы.
Гипотеза: предполагается, что использование игрового метода в совокупности со средствами специальных беговых упражнений скажется на развитии скоростных способностей у легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования: методика развития скоростных способностей легкоатлетов.
Цель исследования: повысить уровень развития скоростных способностей легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи исследования:
1. На основе анализа научно-методической литературы изучить теоретические и методические основы развития скоростных способностей легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
2. Разработать и применить в учебно-тренировочном процессе методику развития скоростных способностей легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
3. Оценить эффективность разработанной методики развития скоростных способностей легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 40 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 36 источников.
В ходе анализа существующих научных работ различных авторов, проведенного для подготовки к защите выпускной квалификационной работы, выявилась тенденция: с увеличением физических возможностей человека, особенно в контексте легкой атлетики и спорта в целом, на первый план выходит необходимость развития скоростных способностей у начинающих легкоатлетов. Подчеркивается, что начальный этап спортивной подготовки играет ключевую роль в формировании основы для достижения высоких спортивных результатов в будущем, особенно в плане развития скоростных способностей.
Из анализа научно-методической литературы можно сделать вывод, что большинство исследователей считают, что с целью развития скоростных способностей у занимающихся младшего школьного возраста следует упражнять занимающихся в скоростных двигательных действиях и совершенствовать быстроту двигательных реакций. В данном возрасте наиболее эффективен игровой метод тренировки.
В результате теоретического анализа была разработана методика по развитию скоростных способностей, в которой их развитие достигалось при помощи внедрения комплекса специальных беговых упражнений и применения игрового метода тренировки.
Формирующий эксперимент показал эффективность экспериментальной методики по развитию скоростных способностей среди легкоатлетов в возрасте 9-10 лет. Достоверные различия обнаружены в показателях: бег на 30 метров с высокого старта; челночный бег 3х10 м и прыжок в длину с места. В упражнении «Бег на 30 метров» показатель прироста результата в контрольной и экспериментальной группе мальчиков и группе девочек, до и после проведения педагогического эксперимента составил 6,56 % и 13,92 %, 8,67 % и 10,8 % соответственно. В упражнении «Челночный бег на 3х10 м» показатель прироста результата в контрольной и экспериментальной группе мальчиков и группе девочек, до и после проведения педагогического эксперимента составил 1,69 % и 5,19 %, 2,87 % и 4,49 % соответственно. В упражнении «Прыжок в длину с места» показатель прироста результата в контрольной и экспериментальной группе мальчиков и группе девочек, до и после проведения педагогического эксперимента составил 1,81 % и 4,33 %, 1,81 % и 4,22 % соответственно. Проведенный педагогический эксперимент позволяет сделать вывод о эффективности разработанной методики, направленной на развитие скоростных способностей среди легкоатлетов в возрасте 9-10 лет.
Таким образом, развитие скоростных способностей легкоатлетов на этапе начальной подготовки является важным аспектом легкоатлетической подготовки. Для достижения высоких результатов необходимо учитывать теоретические аспекты развития скоростных способностей, использовать различные методы и средства тренировки, а также организовывать тренировочный процесс с учетом особенностей молодых спортсменов. Экспериментальная методика развития скоростных способностей может быть использована тренерами-преподавателями и спортсменами для достижения высоких результатов в легкой атлетике.
Из анализа научно-методической литературы можно сделать вывод, что большинство исследователей считают, что с целью развития скоростных способностей у занимающихся младшего школьного возраста следует упражнять занимающихся в скоростных двигательных действиях и совершенствовать быстроту двигательных реакций. В данном возрасте наиболее эффективен игровой метод тренировки.
В результате теоретического анализа была разработана методика по развитию скоростных способностей, в которой их развитие достигалось при помощи внедрения комплекса специальных беговых упражнений и применения игрового метода тренировки.
Формирующий эксперимент показал эффективность экспериментальной методики по развитию скоростных способностей среди легкоатлетов в возрасте 9-10 лет. Достоверные различия обнаружены в показателях: бег на 30 метров с высокого старта; челночный бег 3х10 м и прыжок в длину с места. В упражнении «Бег на 30 метров» показатель прироста результата в контрольной и экспериментальной группе мальчиков и группе девочек, до и после проведения педагогического эксперимента составил 6,56 % и 13,92 %, 8,67 % и 10,8 % соответственно. В упражнении «Челночный бег на 3х10 м» показатель прироста результата в контрольной и экспериментальной группе мальчиков и группе девочек, до и после проведения педагогического эксперимента составил 1,69 % и 5,19 %, 2,87 % и 4,49 % соответственно. В упражнении «Прыжок в длину с места» показатель прироста результата в контрольной и экспериментальной группе мальчиков и группе девочек, до и после проведения педагогического эксперимента составил 1,81 % и 4,33 %, 1,81 % и 4,22 % соответственно. Проведенный педагогический эксперимент позволяет сделать вывод о эффективности разработанной методики, направленной на развитие скоростных способностей среди легкоатлетов в возрасте 9-10 лет.
Таким образом, развитие скоростных способностей легкоатлетов на этапе начальной подготовки является важным аспектом легкоатлетической подготовки. Для достижения высоких результатов необходимо учитывать теоретические аспекты развития скоростных способностей, использовать различные методы и средства тренировки, а также организовывать тренировочный процесс с учетом особенностей молодых спортсменов. Экспериментальная методика развития скоростных способностей может быть использована тренерами-преподавателями и спортсменами для достижения высоких результатов в легкой атлетике.



