ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ
КОНСТРУКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Формирование лексико- грамматических конструкций в
онтогенезе 7
1.2 Особенности развития речи у детей с задержкой психического
развития 11
1.3 Анализ эффективных методов формирования лексико¬
грамматических конструкций у старших дошкольников с задержкой психического развития 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
2.1 Организация, содержание и методика констатирующего эксперимента по изучению лексико-грамматическихконструкций у старших дошкольников с задержкой психического развития на примере
прилагательных 24
2.2Методические рекомендации по формированию лексико- грамматических конструкций у старших дошкольников с задержкой психического развития на примере прилагательных 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
У дошкольников с задержкой психического развития отмечаются отставания в развитии познавательных процессов в разнообразных сочетаниях и различной степени проявления. В большей степени отмечены нарушения в развитии и формировании мыслительных операций, а именно обобщение, анализ, генерализация. В исследованиях многих психологов, психолингвистов и лингвистов отмечено то, что из-за недостаточности сформированности мыслительных операций происходит и нарушения процесса овладения грамматическим строем речи. В свою очередь приводящие к трудностям в обучении в школе и в дальнейшем формирует проблемы в коммуникации и формирования личности в целом.
В трудах ряда ученых (Н.Ю.Боряковой, Г.А.Власовой, Т.Н.Волковской, Г.И.Жаренковой, К.С.Лебединской, И.Ю.Левченко, В.И.Лубовского, И.Ф.Марковской, М.С.Певзнер, Е.С.Слепович, У.В.Ульенковой,
С.Г.Шевченко и др.), рассмотрены особенности формирования и развития высших психических функций у детей с задержкой психического развития . В работах Н.Ю.Боряковой, Е.В.Мальцевой, Е.С.Слепович, З.Тржесоглавой, С.Г.Шевченко и др. раскрыты особенности формирования и развития лексики и грамматики у дошкольников с задержкой психического развития, а именно авторы указывали на бедность словаря, связанные с его активизацией и пополнением, неправильное применение слов,
несформированность обобщающих понятий.
Кроме того, Л.С.Волкова, С.В.Зорина, Р.И.Лалаева, Т.А.Матросова, Е.Ф.Соботович, Р.Д.Триггер указывают на наличие у них разнообразных аграмматизмов при словоизменении и словообразовании; неправильное употребление предлогов и трудности в понимании логико-грамматических конструкций; затруднения в построении фразы и её стереотипность; проблемы при составлении рассказа и пересказа; отсутствие логической связности и «соскальзывание» с главной мысли на второстепенные элементы. Вышесказанное, а также большое количество появление детей с задержкой психического развития указывает на то, что формирования лексико-грамматических конструкций у старших дошкольников с задержкой психического развития является актуальной...
Анализ специальной литературы по проблеме исследования позволил нам определить то, что нарушения речи у детей с задержкой психического развития носит системный характер и затрагивает все стороны формирования речи, так как нарушения высших психических функций у данной категории детей влияет на общее развитие детей, в том числе и на формирование лексико-грамматических конструкций. В результате чего детям старшего дошкольного возраста свойственнопостоянноеперемещение от состояния активности к пассивности, смене рабочих и нерабочих нестроений, которые связаны с нервно-психическим состояниям. Либо внешние обстоятельства,которые выводят детей из равновесия, заставляют нервничать, волноваться. Как отмечено учеными одной из особенностей детей с задержкой психического развития является неравномерность формирования разнообразных сторон психической деятельности, особенно в возникают трудности в процессе выполнения заданий, направленных на словесно-логическое мышление, им присуще недостаточность подвижности образов-представлений. Данные особенности налаживают отпечаток и на развитие речевой деятельности, а именно у них отмечается значительное сужение активного словаря, недостаточность понятий о многих слов, многие грамматические категории в их речевой деятельности отсутствуют.
Кроме того, ученными, которые занимались проблемой формирования лексико-грамматических конструкций у дошкольников данной категории отмечено то, что процесс нарушения механизмов возникновения высказываний на всех этапах порождений речи: мотив - замысел - внутреннее программирование - грамматическое структурирование - громкая речь, у них нарушен и имеет свои специфические особенности. Приводящие к трудностям построения связных высказываний. Выше сказанное указывает на то, что формирование лексико-грамматических конструкций и речи в целом у детей с задержкой психического развития зависит от уровня сформированности познавательных процессов...
1. Александрова, Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. - СПб.: Детство - пресс, 2017. - 48 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 400 с.
3. Алексеева, М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. сред.пед. заведений. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 500 с.
4. Арушанова, А. Г. Дошкольный возраст: формирование
грамматического строя речи / А. Г. Арушанова. // Дошкольное воспитание. -
2003. - № 9. - с. 58.
5. Арушанова, А. Г. Грамматические игры и упражнения (дошкольный возраст) / А. Г. Арушанова, Г. И. Николайчук. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 2
6. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: учебное пособие для студентов пед. вузов / Л. Н. Блинова. - М.: НЦ ЭНАС,
2012. - 134 с.
7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей: учеб.пособие для студентов пед. инст. по спец. «Дошкол. педагогика и психология» / А. М. Бородич. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 255 с.: ил.
8. Борякова, Н. Ю. Дети с ЗПР / Н. Ю. Борякова. - М., 2014. -230 с.
9. Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний шестилетних детей с ЗПР / Н. Ю. Борякова. // Дефектология. -
2013. - № 3. - С. 9 -15.
10. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. - СПб.: Детство, 2014. - 130 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М., 1961.
12. Дети с ЗПР//Под ред.Власовой Т.В. -М.: Просвещение,2010.-115с.
13. Зорина С. В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. В. Зорина. - СПб., 2008.
14. Игры в логопедической работе с детьми / под ред. В. И. Селиверстова. - М., 2007. - 80с.
15. Ковшиков, В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных / В. А. Ковшиков. - СПб.: КАРО, 2006. - 80 с.: ил...30