Введение 5
1 Интернет-журналистика: определение, типологические признаки,классификация 8
1.1 Журналистика в эпоху веб 2.0 - мультимедийность, интерактивность и
гипертекстуальность. Типология Интернет-журналистики 8
1.1.1 Понятие веб 2.0 и причины его возникновения 8
1.1.2 Конвергенция как начало мультимедийности Интернет-журналистики ... 10
1.1.3 Интерактивность как свойство Интернет-СМИ 12
1.1.4 Гипертекст как свойство Интернет-СМИ 13
1.1.5 Мультимедийность как свойство Интернет-СМИ 14
1.2 Типология Интернет-СМИ 14
1.2.1 Журналистика данных 15
1.2.2 Гражданская журналистика 16
2 «АгитПробег Бумеранг» как опыт создания сайта 18
2.1 Подготовительный этап работы над созданием сайта 19
2.1.1 Выбор темы сайта 19
2.1.2 Выбор платформы для создания сайта 20
2.1.3 Сбор данных для сайта 21
2.2 Этап создания сайта 21
2.2.1 Состав сайта 22
2.2.2 Главная страница 25
2.2.3 История 26
2.2.4 Хочу в пробег 27
2.2.5. Фотогалерея 29
2.2.6 Контакты 30
2.2.7 СМИ о пробеге 31
2.2.8 Пробег в соц.сетях 31
2.3 Сайт лыжного агитационного пробега «Бумеранг»: анализ работы 32
Заключение 34
Список использованных источников 37
Современная журналистика с переходом на новый виток развития интернета в web 2.0 претерпевает глобальные изменения. Стремительное развитие информационных технологий диктует новые условия для журналистов, а также для содержания их материалов. В частности, происходит цифровизация контента.
У интернет-СМИ, помимо общих наборов качеств, свойственных всем медиа (наличие профессиональной редакции, регулярный и уникальный контент, массовость аудитории, использование традиционных жанров журналистики), можно выделить и специфические свойства, такие как гипертекстуальность, мультимедийность и интерактивность.
Опираясь на эту уникальность, интернет-издание даёт возможность журналисту делать абсолютно новые и уникальные мультимедийные проекты, а, самое главное, видеть отклик на его материал в режиме реального времени.
В связи с переходом из web 1.0 в версию 2.0 в интернете стало производиться всё больше и больше информации. Переход ознаменован развитием такой компании, как Google, с её ориентацией на пользовательские сервисы и блоги. Основной заработок в интернете ведётся с помощью рекламных блоков. Делая упор на развитие личностного потенциала не знакомого им пользователя, Google со своим сервисом YouTube дал возможность любому завести свой канал и зарабатывать на нём. В данный момент только ленивый ещё не завёл свой блог.
Известная во всём мире торговая площадка Ebay, также ориентируясь на рядового пользователя, разрешила единичные транзакции между людьми. Исходя из всего этого, в новой версии web 2.0 всё было направлено на взаимодействие с пользователем и создание контента самостоятельно для самого же себя.
Повышенный интерес к блогам двояко отразился на журналистской практике: с одной стороны, теперь появляется огромное количество контента, с другой стороны, контент этот далеко не высшего качества, тогда как интернет- СМИ и делают ставку на качество своего материала. Потребность пользователя в фильтрации огромных потоков информации, зачастую ложной или непроверенной, теперь может взять на себя интернет-СМИ.
Все вышеизложенные факты отразились на поиске нового инструмента для создания материала - наглядного, качественного и простого для восприятия.
В рамках данной работы мы будем рассматривать создание сайта для агитационного лыжного оздоровительно пробега «Бумеранг» Сибирского федерального университета. Если раньше информацию о пробеге приходилось искать на различных разроненных сайтах и страницах в соцсетях, теперь её будет легко найти на отдельном сайте, который в дальнейшем перейдёт в пользование командиру и организатору пробега.
Если раньше у пробега «Бумеранг» была только страница в социальной сети «ВКонтакте», которая больше ставила своей задачей неформальный диалог со школьниками, которые уже знакомы с пробегом, и на которой не было какой-то официальной и проверенной информации о том, чем занимается пробег и для чего он вообще нужен, теперь же, после пяти лет успешного существования, перед нами встала необходимость создания отдельного сайта.
Такая необходимость была вызвана тем, что в последний пробег «Бумеранг» был приглашён Григорий Тарасевич - главный редактор журнала «Кот Шрёдингера». По прибытии в Красноярск из Москвы, он в разговоре с «пробеговцами» не раз высказывался, что никакой дельной информации о пробеге ему найти не удалось.
Актуальность дипломной работы связана с успешным существованием агитационного лыжного пробега «Бумеранг» на протяжении пяти лет и ростом его популярности, как в Красноярском крае, так и на территории России.
Цель дипломной работы - создание сайта «АгитПробег Бумеранг» на основе общедоступных средств систем управления с открытым исходным кодом.
В качестве основных задач работы были выделены следующие:
1 Изучить понятие Интернет-журналистики, ее специфику и отличительные черты.
2 Изучить существующий материал о пробеге «Бумеранг».
3 Разработать концепцию сайта.
4 Определить целевую аудиторию сайта.
5 Выбрать платформу для создания сайта.
6 Встретиться с участниками «Пробега», определить рубрики, которые необходимо разметить на сайте.
7 Наполнить сайт выбранным контентом.
8 Оптимизация сайта для различных браузеров и платформ.
9 Интеграция сайта с социальными сетями.
10 Настройка блока обратной связи администратора сайта с потенциальными участниками пробега.
11 Индексация и SEO-продвижение сайта в поисковых сетях Google и Яндекс.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы: анализ, синтез, дискурс-анализ, сравнение, моделирование.
Также для создания сайта мы провели анализ документов и взяли интервью у тех, кто ходил в пробег.
В исследовании теоретического аспекта журналистики в цифровую эпоху мы будем опираться на труды следующих исследователей Tim O'Reilly and John Battelle [O'Reilly and Battelle 2005], Акопов А.И. [Акопов 2000; 2004], Вартанова Е.Л. [Вартанова 2003], Засурский И. [Засурский 1999], Калмыков А.А. [Калмыков 2005; 2009], Лукина М.М. [Лукина 2005; 2010], Шилина М.Г. [Шилина 2009; 2012].
Наш сайт - это мультимедийный проект, который представляет собой пример возможностей для журналиста в цифровом пространстве в эпоху web 2.0. Для создания сайта была выбрана платформа WordPress с открытым исходным кодом.
Целью бакалаврской работы было создание сайта, на основе самостоятельно собранной информации об агитационном лыжном пробеге «Бумеранг». Благодаря чётко поставленным нами задачам в начале работы, в конечном итоге мы, как нам кажется, получили достойный продукт, который удовлетворяет нас и как потребителей, и как исследователей.
В теоретической части исследования мы дали определения ключевым понятиям, которые соответствовали специфике нашей работы:«мультимедийность», «интерактивность», «гипертекстуальность», «Веб 2.0», «медиапродукт», «конвергенция».
Конвергенция разных жанров и форм в интернет-журналистике привела к созданию уникального формата подачи контента для журналиста - мультимедйного текста. Мультимедийный текст - это журналисткий текст, в котором определённая тематика раскрыта путём внедрения в текст различных материалов - аудио-, видео-материалы, фотографии, графики, карты, инфографики. Использование такой богатой палитры возможностей в создании контента помогает журналисту создать объёмную картину событий, освещённую в его материале. Отсюда можно сделать вывод, что в журналистском мире меняются способы подачи и «упаковки» контента, который становятся мультимедийным.
В результате таких изменений появилась потребность в новых инструментах для создания текста - интерактивного, простого и понятного для читателя. На помощь журналистам пришли различные платформы, которые помогают приукрасить контент различными графиками, фотографиями, видео.
Контент сайта узкоспециализирован, из-за чего перед нами встала задача донести до посетителя сайта информацию о лыжном агитационном пробеге как можно ярче и доступнее, чтобы вызвать интерес к деятельности «Бумеранга».
После того, как мы определили целевую аудиторию сайта, мы приступили к опросам самих участников пробега, для того чтобы понять, что именно они хотят видеть на сайте лыжного агитационного пробега «Бумеранг». В ходе опроса родилась концепция сайта и его предварительное меню, которое включало в себя:
1 «Главная» - на этой странице посетителю предоставляется общая информация о целях и задачах пробега;
2 «История» - лонгрид, рассказывающий о пятилетней истории пробег;
3 «Хочу в пробег» - инструкция для желающих пойти в пробег,
которая впоследствии была переделана в электронную форму в связи с пожеланиями командира пробега;
4 «Контакты» - форма обратной связи с командиром пробега;
5 «СМИ о пробеге» - страница, на которой предоставлены журналисткие материалы местных СМИ о лыжном агитационном пробеге «Бумеранг»;
6 «Пробег в соц. сетях» - ссылки на страницы лыжного агитационного пробега «Бумеранг» в социальных сетях;
7 «Фотогалерея» - была добавлена позже остальных страниц, так как идея о создании пришла во время работы над сайтом. На этой странице для посетителя были собраны фотографии, показывающие повседневный быт в условиях пробега.
При написании сайта мы столкнулись с некоторыми трудностями, в том числе: не было возможности зарегистрировать отдельное уникальное имя сайта, так как место на сервере нам предоставили на бесплатных условиях, что отразилось и на дальнейшей работе сайта. Платформа WordPress, которая была выбрана нами для создания сайта, подразумевала SEO продвижение только с ведущими зарубежными поисковыми системами такими, как Google, Bing, Yahoo, а из российских поисковых систем был только Yandex. Исходя из этого, на данный момент сайт добавлен только в поисковые системы Yandex и Google. Учитывая, что сайт наполнен узкоспециализированным контентом особой заинтересованности продвигать сайт в поисковых системах перед нами не стояло.
Сайт предоставляет возможность посетителям лично ознакомиться с деятельностью пробега, а также наладить контакт с организаторами пробега, если такая потребность вдруг понадобится.
Наш сайт как пример мультимедийной журналистики отчетливо показывает, насколько огромные возможности есть, как у любого СМИ, в том числе и местного уровня, так и у конкретного журналиста, делать свой контент качественнее и красочнее, используя доступные в Интернете платформы.
1 Акопов, А. И. Взгляд на проблемы сетевой журналистики изнутри и снаружи Интернета [Электронный ресурс] / А. И. Акопов // Научно-культурологический жунрал. - 2000. - №15 [45]. - Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObj ects/tgu-
www.woa/wa/Main?textid=1451&leyel1=main&leyel2=articles.
2 Акопов, А. И. Текст как сущность и форма сетевой коммуникации. /А. И.
Акопов [Электронный ресурс] // Научно-культурологический журнал. - 2004. - №7 [97]. - Режим доступа: http: //www.rel ga.ru/Enyiron/WebObj ects/tgu-
www.woa/wa/Main?textid=223&level1=main&level2=articles.
3 Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции / Г. П. Бакулев. - Аспект-пресс, 2005. - 176 с.
4 Баранова, Е. А. Конвергенция СМИ глазами российских журналистов- практиков / Е. А. Баранова // Медиаконвергенция. - 2010. - №4.
5 Вартанова, Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран : учебное пособие / Е. Л. Вартанова. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 335 с.
6 Вейлер, К., Маурер, Р. И. Сетевые СМИ - другая журналистика? [Электронный ресурс] / К. Вейлер, Р. И. Маурер. - Режим доступа: http: //www.mediasprut.ru/jour/theorie/online/webj our. shtml.
7 Верховская, А. И. На пути к гражданскому обществу: проблемы трансформации СМИ // Средства массовой информации и формирование гражданского общества / под ред. А.И. Верховской. - М., 2010. - С. 107.
8 Годик, Ю. О. «Цифровое поколение» и новые медиа / Ю. О.Годик // Интернет-журналистика. - 2011. - №2.
9 Засурский, И. Масс-медиа второй республики [Электронный ресурс] / И. Засурский. - 1999. - Режим доступа: http: //evartist.narod.ru/text3/34. htm.
10 Информационно-аналитический бюллетень «МедиаТренды» факультета журналистики МГУ «СМИ в цифровую эпоху» [Электронный ресурс]. - 2009. - №1. - Режим доступа: http: //www.j ourn.msu.ru/about/mediatrends/2045/.
11 Информационно-аналитический бюллетень «МедиаТренды» факультета
журналистики МГУ «Журналистика в условиях мультимедийности» [Электронный ресурс]. - 2011. - №19. - Режим доступа:
http: //www.j oum.msu.ru/about/mediatrends/2045/.
12 Информационно-аналитический бюллетень «МедиаТренды» факультета
журналистики МГУ «Журналист завтрашнего дня» [Электронный ресурс]. - 2013. - № 41. - Режим доступа:
http: //www.j oum.msu.ru/about/mediatrends/10239/.
13 Информационно-аналитический бюллетень «МедиаТренды» факультета журналистики МГУ «Медиатекст» [Электронный ресурс]. - 2014. - №48. - Режим доступа: http: //www.joum.msu.ru/about/mediatrends/13856/.
14 Калмыков, А. А., Коханова, Л. А. Интернет-журналистика / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 383 с.
15 Калмыков, А. А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ : науч. изд. / А.А. Калмыков, под ред. В.С. Хелемендика. - М : Издательство ИПК работников ТВ и РВ, 2009.
16 Качкаева, А. Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. - М.:, 2010. - 200 с.
17 Корконосенко, С. Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко. - М., 2011. - 351 с.
18 Лукина, М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета : учеб. пособие / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. - МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с.
19 Лукина, М. М. Интернет - СМИ: Теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов / М.М. Лукина. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 348 с.
20 Хлебникова, Н. В., Гражданская журналистика: к истории становления термина / Н. В. Хлебникова // Теория СМИ и массовой коммуникации. - 2011. -
21 Оганджанян, С. Л. Национальное общественное радио США и новые технологии: угроза или возможность развития / С. Л. Оганджанян // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2010. - №2. - C. 114¬120.
22 Сафина, А. Р. Особенности жанров Интернет-СМИ Известия / А. Р. Сафина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - № 2-1, том 15.
23 Тертычный, А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие / А. А.
Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 с.
24 Шевченко, В. Э. Теоретические основы визуальной коммуникации / В. Э. Шевченко // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. -№20.
25 Шилина, М. Г. Медиакоммуникация: тенденции трансформации. Новые парадигмы исследований массовых коммуникаций / М. Г. Шилина // Теория СМИ и массовой коммуникации. - 2009. - №3.
26 Шилина, М. Г. Текстогенность интернет-коммуникации: к вопросу гуманитарного измерения технологий / М. Г Шилина // Теория СМИ и массовой коммуникации. - 2012. - №1.
27 Шилина, М.Г. Текстогенные трансформации инфосферы. Методологический эскиз становления Интернета: монография / М. Г. Шилина. — РИЦ "Северо-Восток" Москва, 2012. - 750 с.
28 Шилина, М. Г. Data Journalism - дата-журналистика, журналистика метаданных - в структуре медиакоммуникации: к вопросу формирования теоретических исследовательских подходов / М. Г. Шилина // Теория СМИ и массовой коммуникации. - 2013. - №1.
29 Шилина, М. Г. Медиатекст в Интернете: теоретико-методологические подходы к исследованию [Электронный ресурс] / М. Г. Шилина. - Режим доступа: http://www.ncfu.ru/uploads/doc/shilina_konfmt.pdf.
30 Bowman, S., Willis, C. We Media: How Audiences are Shaping the Future of News and Information / S. Bowman, C. Willis. - 2003.
31 Manoyich, L. The Anti-Sublime Ideal in Data Art / L. Manoyich. - 2002. - 15 с.
32 O'Reilly, T., Battelle J., What's next for Web 2.0 / T. O'Reilly , J. Battelle. - Web 2.0 summit, 2005.