Использование технологии проблемного обучения на уроках истории при изучении темы «Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 годы (Московский городской педагогический университет)
|
Есть приложения.
Введение 3
Глава I Первая российская революция
1.1. Причины, основные события, результаты, последствия революции 9
1.2. Подходы к пониманию Первой российской революции как исторического события 29
Глава II Психолого-педагогические основы технологии проблемного обучения
2.1. Проблема развития УУД у учащихся 9 класса в процессе реализации технологии проблемного обучения 46
2.2. Урок как средство развития УУД у обучающихся 65
2.3.Анализ современных подходов к реализации технологии проблемного обучения в средней школе 72
Глава III Применение технологии проблемного обучения на уроках истории при изучении темы «Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.»
3.1.Сущностно-содержательная характеристика урока с применением технологии проблемного обучения 79
3.2.Проектирование серии уроков с использованием технологии проблемного обучения по теме «Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.» в контексте линеек УМК ИКС 97
Заключение 122
Список источников и литературы 125
Приложения 134
Введение 3
Глава I Первая российская революция
1.1. Причины, основные события, результаты, последствия революции 9
1.2. Подходы к пониманию Первой российской революции как исторического события 29
Глава II Психолого-педагогические основы технологии проблемного обучения
2.1. Проблема развития УУД у учащихся 9 класса в процессе реализации технологии проблемного обучения 46
2.2. Урок как средство развития УУД у обучающихся 65
2.3.Анализ современных подходов к реализации технологии проблемного обучения в средней школе 72
Глава III Применение технологии проблемного обучения на уроках истории при изучении темы «Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.»
3.1.Сущностно-содержательная характеристика урока с применением технологии проблемного обучения 79
3.2.Проектирование серии уроков с использованием технологии проблемного обучения по теме «Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.» в контексте линеек УМК ИКС 97
Заключение 122
Список источников и литературы 125
Приложения 134
«Если вы не будете заниматься политикой, то политика займется вами». Эти слова принадлежат французскому писателю и политическому деятелю Шарлю де Монталамберу. Их суть заключается в том, что человек не может быть оторван от политики. Политическая сфера общества включает в себя власть и управление, и если мы говорим о государстве – то управление всеми, кто составляет это государство, его гражданами. Интерес и участие в политике гражданам позволяет отстаивать свои права. На протяжении истории государство либо стремилось путём реформ предоставить права, либо, под напором революций права приобретались людьми самостоятельно.
Более века назад произошло знаковое событие в истории российского парламентаризма. В ходе Первой российской революции в Российской империи была создана Государственная Дума – первый высший орган законодательной власти. Конечно, завоевания революции в дальнейшем будет утеряно, и возродиться лишь в конце XX века. Зачем нам обращаться к событию, произошедшему свыше 100 лет назад? Затем, что уроки прошлого могут стать фундаментом будущего.
Сегодня востребована социально активная личность, готовая к самосовершенствованию и саморазвитию, что отражено в цели ФГОС [ФГОС основного общего образования]. Задача общего образования состоит в обеспечении условий для социализации личности, в том числе – развития ее новых качеств и свойств, востребованных на рынке труда и социальной жизни, в процессе использования учителем новых способов организации образовательного процесса.
Конструирование содержания образования с учетом новой цели, планирование и отбор соответствующих методов и технологий образования сегодня представляют серьёзную проблему для системы школьного образования в контексте новых целей и задач, обозначенных ФГОС. Причем потребность,
рекомендации использования педагогических технологий были обозначены около двух десятков лет назад. Развитие системы образования «во многом связано с тем, насколько эффективно будет сокращаться нарастающее несоответствие качества образования предъявляемым к нему требованиям работодателей»1.
Курс «История России» и входящие в его состав тема «Первая российская революция 1905-1907 гг. и политические реформы» влияют непосредственно на развитие личности. Благодаря ней личность приобщается к политическим реалиям прошлого и настоящего, познаёт существенный пласт политических норм, формирует свою политическую культуру.
Именно поэтому изучение этих тем способствует социализации личности. На уроке это реализуется через погружение в события вековой давности, через осознание роли Первой российской революции в политической истории России.
В образовательной практике педагоги сталкиваются с необходимостью пересмотра традиционных подходов к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. Более того в соответствии с новым стандартом была пересмотрена традиционная структура урока и изменились типы уроков.
Актуальность исследования. С введением историко-культурного стандарта в общеобразовательных школах и появлением 3-х линеек учебников Истории России возможны разные подходы к трактовке исторических событий. При помощи технологии проблемного обучения учащийся сможет приобщиться к политическим реалиям прошлого и настоящего, познать существенный пласт политических норм, начать формирование своей политической культуры.
В современной России продолжается совершенствование государственного строительства и управления. Происходит эволюция государственного строя и политической системы. Государственная Дума, и законодательная вертикаль власти не являются исключением. В этой связи
1 Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев. – М.: Владос, 1994. – с. 23
уроки прошлого тех событий могут быть показательны, востребованы и актуальны.
Первая российская революция является важным событием в истории нашей страны. Это время зарождения многопартийности и парламентаризма, первых шагов по пути становления гражданского общества1.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом учащийся должен стать социально активной личностью, готовой к самосовершенствованию и саморазвитию. Этому может способствовать технология проблемного обучения.
Степень научной разработанности темы. Российская (а ранее – советская) историография никогда не обделяла вниманием Первую российскую революцию. Условно можно выделить три этапа изучения: дореволюционный, советский, современный2. К дореволюционному этапу относятся попытки осмыслить революцию, которые осуществлялись её современниками – В. И. Лениным, Л. Д. Троцким, Н. А. Гредескулом, П. Н. Милюковым, Е. К. Брешко- Брешковской и др. В советский период доминирует ленинские оценки революции, как «генеральной репетиции» Октябрьской революции, особенно повлиявшей на круг «юбилейных» работ 1925 г. (Исаев Г., Марков Н.). «История ВКП (б). Краткий курс» И. В. Сталина стал в дальнейшем ориентиром по изучению революции на основе теории классовой борьбы. Эта парадигма преобладала вплоть до распада Советского Союза. На современном этапе многие научные труды и учебники истории представляют Первую российскую революцию как событие, давшее кратковременный рывок для будущей модернизации России, или как борьбу рабочего класса за свои права. Среди современных учёных, занимающихся оставшимися проблемами революции
1 Малышева О. Г. «Нет нужды перечёркивать все историографические достижения прошлого» // Российская История. 2018. № 6. С. 29.
2 Зарождение российского парламентаризма в начале XX века: Обзор литературы и источников./ Научное издание – Малышева О.Г.. – М.: Социум. С. 4 – 5.
можно выделить В.П. Булдакова, Е.Я. Слепцова, А. П. Корелина, С. В. Тютюкина, В. В. Шелохаева и др.
Проблемное обучение базируется на теоретических положениях американского философа Дж. Дьюи, и впоследствии развивалось в нашей стране в 50-е гг. XX в. под руководством известных психологов А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна. Дидактические элементы технологии проблемного обучения обрели обоснование в работах И. Л. Лернера, М. Н. Скаткина, М. И. Махмутова, А. М. Матюшкина. Продолжают изучение проблемного обучения в наши дни Д. В. Вилькеев, А. Б. Воронцова, А. П. Панфилова, Н. Ф. Талызина. На сегодняшний день проблемное обучение – одна их наиболее эффективных технологий для достижения различных образовательных результатов.
С 2016 г. в российских школах ведётся преподавание истории по учебникам, разработанными в соответствии с Историко-культурным стандартом. Т.к. эти учебники используются сравнительно недавно, то и разработок по ним сравнительно немного. Особенно это касается проблемного обучения. Единственные представленные работы – это уроки, с элементами проблемного обучения, и посвящены они, как правило, Февральской и Октябрьской революциям, но не Первой Российской.
Объект исследования – проблемная технология как средство развития личности в условиях ФГОС.
Предмет исследования – применение технологии проблемного обучения на уроках «Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.».
Цель работы – разработка серии уроков с применением технологии проблемного обучения по теме «Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.».
Для реализации указанной цели, необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме применения технологии проблемного обучения в условиях ФГОС и историческую литературу;
2. Проанализировать оценки событий Первой российской революции;
3. Спроектировать серию уроков по истории России на тему «Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.» в условиях применения проблемной технологии на основании 3-х линеек УМК в соответствии с ИКС.
4. Сравнить потенциал 3-х линеек УМК ИКС для проблемного обучения на уроках, посвящённых Первой Российской революции.
Ресурсно-информационная база исследования
Базу исследования составляют источники (в основном документальные) и литература, соответственно делящаяся на учебно-методическую и научную.
Методы и методология исследования
Для достижения цели и решения поставленных задач в ходе исследования необходимо будет использовать следующие принципы: историзм, объективность, системность. Для обзора проблемы в её целостности и многообразности потребуется применение следующих общенаучных методов: анализ, синтез, логический метод, описательный метод.
Особенности задач, поставленных в исследовании, вызывают необходимость использования и специальных исторических методов. Это сравнительно-сопоставительный и проблемно-хронологический методы.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые рассматривается применение технологии проблемного обучения при изучении в школьном курсе темы «Первая российская революция».
Практическая значимость данного исследования заключается в разработке уроков в соответствии с учебно-методическим комплексом,
разработанным в соответствии с историко-культурным стандартом. Уроки могут применяться для изучения темы «Первая российская революция» в основной школе для достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, раскрыты задачи, поставлена цель, определены объект и предмет исследования.
Глава 1 посвящена истории Первой российской революции, её причинам, основным событиям, роли личности и последствиям. Особый акцент делается на политические последствия, зарождение парламентаризма в России и роль партий в государственном управлении.
Глава 2 посвящена общим понятиям, связанным с основами формирования новых способов действия у обучающихся 9 класса. Раскрыты особенности формирования новых способов действия у обучающихся 9 класса в процессе образовательных отношений, проведен анализ современных педагогических технологий по формированию у них новых способов действия.
Глава 3 посвящена исследованию условий формирования новых способов действия у обучающихся 9 класса с в условиях реализации требований ФГОС в процессе образовательных отношений в практике основного общего образования.
В заключении работы приведены основные теоретические и практические выводы, полученные в результате проведённого исследования.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, исследовательский метод, наблюдение.
База исследования:
Исследование проводилось на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 192». В экспериментальном исследовании принимали участие обучающиеся 9-х классов.
Более века назад произошло знаковое событие в истории российского парламентаризма. В ходе Первой российской революции в Российской империи была создана Государственная Дума – первый высший орган законодательной власти. Конечно, завоевания революции в дальнейшем будет утеряно, и возродиться лишь в конце XX века. Зачем нам обращаться к событию, произошедшему свыше 100 лет назад? Затем, что уроки прошлого могут стать фундаментом будущего.
Сегодня востребована социально активная личность, готовая к самосовершенствованию и саморазвитию, что отражено в цели ФГОС [ФГОС основного общего образования]. Задача общего образования состоит в обеспечении условий для социализации личности, в том числе – развития ее новых качеств и свойств, востребованных на рынке труда и социальной жизни, в процессе использования учителем новых способов организации образовательного процесса.
Конструирование содержания образования с учетом новой цели, планирование и отбор соответствующих методов и технологий образования сегодня представляют серьёзную проблему для системы школьного образования в контексте новых целей и задач, обозначенных ФГОС. Причем потребность,
рекомендации использования педагогических технологий были обозначены около двух десятков лет назад. Развитие системы образования «во многом связано с тем, насколько эффективно будет сокращаться нарастающее несоответствие качества образования предъявляемым к нему требованиям работодателей»1.
Курс «История России» и входящие в его состав тема «Первая российская революция 1905-1907 гг. и политические реформы» влияют непосредственно на развитие личности. Благодаря ней личность приобщается к политическим реалиям прошлого и настоящего, познаёт существенный пласт политических норм, формирует свою политическую культуру.
Именно поэтому изучение этих тем способствует социализации личности. На уроке это реализуется через погружение в события вековой давности, через осознание роли Первой российской революции в политической истории России.
В образовательной практике педагоги сталкиваются с необходимостью пересмотра традиционных подходов к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. Более того в соответствии с новым стандартом была пересмотрена традиционная структура урока и изменились типы уроков.
Актуальность исследования. С введением историко-культурного стандарта в общеобразовательных школах и появлением 3-х линеек учебников Истории России возможны разные подходы к трактовке исторических событий. При помощи технологии проблемного обучения учащийся сможет приобщиться к политическим реалиям прошлого и настоящего, познать существенный пласт политических норм, начать формирование своей политической культуры.
В современной России продолжается совершенствование государственного строительства и управления. Происходит эволюция государственного строя и политической системы. Государственная Дума, и законодательная вертикаль власти не являются исключением. В этой связи
1 Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев. – М.: Владос, 1994. – с. 23
уроки прошлого тех событий могут быть показательны, востребованы и актуальны.
Первая российская революция является важным событием в истории нашей страны. Это время зарождения многопартийности и парламентаризма, первых шагов по пути становления гражданского общества1.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом учащийся должен стать социально активной личностью, готовой к самосовершенствованию и саморазвитию. Этому может способствовать технология проблемного обучения.
Степень научной разработанности темы. Российская (а ранее – советская) историография никогда не обделяла вниманием Первую российскую революцию. Условно можно выделить три этапа изучения: дореволюционный, советский, современный2. К дореволюционному этапу относятся попытки осмыслить революцию, которые осуществлялись её современниками – В. И. Лениным, Л. Д. Троцким, Н. А. Гредескулом, П. Н. Милюковым, Е. К. Брешко- Брешковской и др. В советский период доминирует ленинские оценки революции, как «генеральной репетиции» Октябрьской революции, особенно повлиявшей на круг «юбилейных» работ 1925 г. (Исаев Г., Марков Н.). «История ВКП (б). Краткий курс» И. В. Сталина стал в дальнейшем ориентиром по изучению революции на основе теории классовой борьбы. Эта парадигма преобладала вплоть до распада Советского Союза. На современном этапе многие научные труды и учебники истории представляют Первую российскую революцию как событие, давшее кратковременный рывок для будущей модернизации России, или как борьбу рабочего класса за свои права. Среди современных учёных, занимающихся оставшимися проблемами революции
1 Малышева О. Г. «Нет нужды перечёркивать все историографические достижения прошлого» // Российская История. 2018. № 6. С. 29.
2 Зарождение российского парламентаризма в начале XX века: Обзор литературы и источников./ Научное издание – Малышева О.Г.. – М.: Социум. С. 4 – 5.
можно выделить В.П. Булдакова, Е.Я. Слепцова, А. П. Корелина, С. В. Тютюкина, В. В. Шелохаева и др.
Проблемное обучение базируется на теоретических положениях американского философа Дж. Дьюи, и впоследствии развивалось в нашей стране в 50-е гг. XX в. под руководством известных психологов А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна. Дидактические элементы технологии проблемного обучения обрели обоснование в работах И. Л. Лернера, М. Н. Скаткина, М. И. Махмутова, А. М. Матюшкина. Продолжают изучение проблемного обучения в наши дни Д. В. Вилькеев, А. Б. Воронцова, А. П. Панфилова, Н. Ф. Талызина. На сегодняшний день проблемное обучение – одна их наиболее эффективных технологий для достижения различных образовательных результатов.
С 2016 г. в российских школах ведётся преподавание истории по учебникам, разработанными в соответствии с Историко-культурным стандартом. Т.к. эти учебники используются сравнительно недавно, то и разработок по ним сравнительно немного. Особенно это касается проблемного обучения. Единственные представленные работы – это уроки, с элементами проблемного обучения, и посвящены они, как правило, Февральской и Октябрьской революциям, но не Первой Российской.
Объект исследования – проблемная технология как средство развития личности в условиях ФГОС.
Предмет исследования – применение технологии проблемного обучения на уроках «Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.».
Цель работы – разработка серии уроков с применением технологии проблемного обучения по теме «Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.».
Для реализации указанной цели, необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме применения технологии проблемного обучения в условиях ФГОС и историческую литературу;
2. Проанализировать оценки событий Первой российской революции;
3. Спроектировать серию уроков по истории России на тему «Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.» в условиях применения проблемной технологии на основании 3-х линеек УМК в соответствии с ИКС.
4. Сравнить потенциал 3-х линеек УМК ИКС для проблемного обучения на уроках, посвящённых Первой Российской революции.
Ресурсно-информационная база исследования
Базу исследования составляют источники (в основном документальные) и литература, соответственно делящаяся на учебно-методическую и научную.
Методы и методология исследования
Для достижения цели и решения поставленных задач в ходе исследования необходимо будет использовать следующие принципы: историзм, объективность, системность. Для обзора проблемы в её целостности и многообразности потребуется применение следующих общенаучных методов: анализ, синтез, логический метод, описательный метод.
Особенности задач, поставленных в исследовании, вызывают необходимость использования и специальных исторических методов. Это сравнительно-сопоставительный и проблемно-хронологический методы.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые рассматривается применение технологии проблемного обучения при изучении в школьном курсе темы «Первая российская революция».
Практическая значимость данного исследования заключается в разработке уроков в соответствии с учебно-методическим комплексом,
разработанным в соответствии с историко-культурным стандартом. Уроки могут применяться для изучения темы «Первая российская революция» в основной школе для достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, раскрыты задачи, поставлена цель, определены объект и предмет исследования.
Глава 1 посвящена истории Первой российской революции, её причинам, основным событиям, роли личности и последствиям. Особый акцент делается на политические последствия, зарождение парламентаризма в России и роль партий в государственном управлении.
Глава 2 посвящена общим понятиям, связанным с основами формирования новых способов действия у обучающихся 9 класса. Раскрыты особенности формирования новых способов действия у обучающихся 9 класса в процессе образовательных отношений, проведен анализ современных педагогических технологий по формированию у них новых способов действия.
Глава 3 посвящена исследованию условий формирования новых способов действия у обучающихся 9 класса с в условиях реализации требований ФГОС в процессе образовательных отношений в практике основного общего образования.
В заключении работы приведены основные теоретические и практические выводы, полученные в результате проведённого исследования.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, исследовательский метод, наблюдение.
База исследования:
Исследование проводилось на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 192». В экспериментальном исследовании принимали участие обучающиеся 9-х классов.
Изменение цели образования, повлекшее смену образовательной парадигмы (с традиционной – на развивающую), обусловило обновление структуры урока, как основной формы организации образовательной деятельности в общем образовании. Эти перемены предусматривают развитие личности выпускника общего образования с новыми характеристиками, востребованными в профессиональной среде.
2020 год является очередным юбилейным годом события, которое стало основополагающим в становлении гражданского общества в России и её первым шагом на пути к демократическому устройству – Первой российской революции.
Подводя итоги исследовательской работы, мы можем прийти к следующим выводам.
Особенность развития новых способов действия на уроке истории у обучающихся 9 класса в процессе изучения темы «Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.» с учетом требований ФГОС заключается в том, что занятия проводятся на основе диалогового обучения, предполагающего реализацию ведущих принципов развивающего обучения - проблемности и интерактивности, так как диалог всегда ситуативен и, как правило, предусматривает проблематизацию (противоречивость отношений). Работа в группах и интерактивная стратегия обучения также необходимо применять для успешного формирования новых способов действия у обучающихся 9 класса. Исследование проблемы по формирования новых способов действия на уроках открытия нового знания показывает, что главной задачей в образовательных отношениях является создание условий для совершенствования УУД и тех умений и способностей, на которые они опираются, путем активизации процесса активной самостоятельной деятельности учащихся.
Анализ исторической литературы и источников позволил представить многогранную картину Первой российской революции как важного события
истории России. Были рассмотрены оценки этой революции современниками и историками советского и российского (современного) периода. Современники событий расценивали революцию в зависимости от своих политических предпочтений: консерваторы – как происки внутренних и внешних врагов, либералы – как результат отсутствия диалога власти и общества, эсеры – как попытку решения аграрного вопроса, социал-демократы – как буржуазную (меньшевики) и буржуазно-демократическую (большевики). В советский период Первая российская революция рассматривалась в макрсистко-ленинских позиций и прочно закрепила за собой статус «репетиция Октября». Такая трактовка привела к замалчиванию многих событий, но тем не менее позволила накопить огромный пласт источников по изучению революции. В современный период интерес к изучению проблем Первой российской революции значительно спал. Считается, что революция – это событие, давшее кратковременный импульс к модернизации России.
С опорой на выявленные условия проблематизации учебного материала и необходимые элементы технологии проблемного обучения а также принципы современного конструирования урока соответствующего ФГОС были спроектированы уроки тематики Первой российской революции на основании трёх основных и наиболее распространённых линеек УМК – «Просвещение»,
«Дрофа», «Русское слово».
По результатам апробации было выявлено, что изучение материала на основе технологии проблемного обучения УМК «Просвещение» является удобным вариантом, поскольку обозревает за одну тему все события революции. Начиная с причин, и заканчивая итогами революции представлена вся картина произошедшего. Присутствует и вопрос к началу параграфа, и источники для анализа, высказывания историков для построения дискуссии и заданий повышенной сложности в рубрике «Думаем, сравниваем, размышляем». Но при этом такое большое количество материала ставит в затруднение учащегося и учителя при подготовке урока по технологии проблемного обучения. УМК
«Дрофа» представляет революцию более детально. В нём представлена
своеобразная схема в начале темы, позволяющая обратить внимание на изучаемый материал и обозначить минимум необходимых знаний, а развитию умений служат также вопросы к каждому подпункту текста параграфа. Его содержание позволяет удобно выстроить проблемный урок. УМК «Русское слово» выделяется на фоне других наличием чётко обозначенным проблемным вопросом в методическом аппарате, сопровождающим каждый параграф, и при этом, содержит в себе все элементы предыдущих линеек, но в меньшем количестве. Но всё же для полноценной реализации технологии проблемного обучения учителю желательно использовать потенциал всех учебно- методических комплексов, дополняя материал линейки, по которой ведётся преподавание, материалами из других учебников, соответствующих историко- культурному стандарту.
2020 год является очередным юбилейным годом события, которое стало основополагающим в становлении гражданского общества в России и её первым шагом на пути к демократическому устройству – Первой российской революции.
Подводя итоги исследовательской работы, мы можем прийти к следующим выводам.
Особенность развития новых способов действия на уроке истории у обучающихся 9 класса в процессе изучения темы «Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.» с учетом требований ФГОС заключается в том, что занятия проводятся на основе диалогового обучения, предполагающего реализацию ведущих принципов развивающего обучения - проблемности и интерактивности, так как диалог всегда ситуативен и, как правило, предусматривает проблематизацию (противоречивость отношений). Работа в группах и интерактивная стратегия обучения также необходимо применять для успешного формирования новых способов действия у обучающихся 9 класса. Исследование проблемы по формирования новых способов действия на уроках открытия нового знания показывает, что главной задачей в образовательных отношениях является создание условий для совершенствования УУД и тех умений и способностей, на которые они опираются, путем активизации процесса активной самостоятельной деятельности учащихся.
Анализ исторической литературы и источников позволил представить многогранную картину Первой российской революции как важного события
истории России. Были рассмотрены оценки этой революции современниками и историками советского и российского (современного) периода. Современники событий расценивали революцию в зависимости от своих политических предпочтений: консерваторы – как происки внутренних и внешних врагов, либералы – как результат отсутствия диалога власти и общества, эсеры – как попытку решения аграрного вопроса, социал-демократы – как буржуазную (меньшевики) и буржуазно-демократическую (большевики). В советский период Первая российская революция рассматривалась в макрсистко-ленинских позиций и прочно закрепила за собой статус «репетиция Октября». Такая трактовка привела к замалчиванию многих событий, но тем не менее позволила накопить огромный пласт источников по изучению революции. В современный период интерес к изучению проблем Первой российской революции значительно спал. Считается, что революция – это событие, давшее кратковременный импульс к модернизации России.
С опорой на выявленные условия проблематизации учебного материала и необходимые элементы технологии проблемного обучения а также принципы современного конструирования урока соответствующего ФГОС были спроектированы уроки тематики Первой российской революции на основании трёх основных и наиболее распространённых линеек УМК – «Просвещение»,
«Дрофа», «Русское слово».
По результатам апробации было выявлено, что изучение материала на основе технологии проблемного обучения УМК «Просвещение» является удобным вариантом, поскольку обозревает за одну тему все события революции. Начиная с причин, и заканчивая итогами революции представлена вся картина произошедшего. Присутствует и вопрос к началу параграфа, и источники для анализа, высказывания историков для построения дискуссии и заданий повышенной сложности в рубрике «Думаем, сравниваем, размышляем». Но при этом такое большое количество материала ставит в затруднение учащегося и учителя при подготовке урока по технологии проблемного обучения. УМК
«Дрофа» представляет революцию более детально. В нём представлена
своеобразная схема в начале темы, позволяющая обратить внимание на изучаемый материал и обозначить минимум необходимых знаний, а развитию умений служат также вопросы к каждому подпункту текста параграфа. Его содержание позволяет удобно выстроить проблемный урок. УМК «Русское слово» выделяется на фоне других наличием чётко обозначенным проблемным вопросом в методическом аппарате, сопровождающим каждый параграф, и при этом, содержит в себе все элементы предыдущих линеек, но в меньшем количестве. Но всё же для полноценной реализации технологии проблемного обучения учителю желательно использовать потенциал всех учебно- методических комплексов, дополняя материал линейки, по которой ведётся преподавание, материалами из других учебников, соответствующих историко- культурному стандарту.
Подобные работы
- Особенности изучения темы местного самоуправления Западной Сибири в конце XIX - начале XX в., в рамках элективного курса в общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



