ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ 7
1.1. Детская инвалидность в России 7
1.2. Классификация нарушений интеллекта. Психолого-педагогическая
характеристика учащихся 10
1.3. Специальное образование детей с нарушениями интеллекта 15
1.4. Физическое воспитание учащихся с интеллектуальными нарушениями 17
1.5. Роль подвижных игр в развитии детей с нарушением интеллекта 19
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 30
2.3. Описание экспериментальной методики 31
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 37
3.1. Результаты анализа медицинских карт 37
3.2. Анализ физической подготовленности школьников в начале
эксперимента 37
3.3. Анализ физической подготовленности школьников по окончанию
эксперимента 40
ВЫВОДЫ 46
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Актуальность. По данным Росстата, на 1 января 2018 года в России зарегистрировано 12,1 млн человек всех групп инвалидности (8,2% населения России). Из них мужчин — 5,2 млн человек, женщин — 6,9 млн. Детей инвалидов до 18 лет в РФ насчитывается 655 000, что составляет 5,6 % от общего числа инвалидов. (сайт Коммерсантъ от 05.05.2018)
https://www.kommersant.ru/doc/3622120)
При реализации задачи развития двигательных возможностей в процессе физического воспитания ребенка с нарушением интеллекта педагог должен обладать особыми образовательными навыками и умениями. По мнению Дворкиной Н.И., Дворкина Л.С., Попова А.И. (2017), это связано с реализацией качества жизни инвалидов, появлением новых смыслов и актуализацией содержания, включающего побуждения, переживания, ощущения и отношения. Это происходит параллельно с ростом способности к самообслуживанию, формированием культурного поведения детей, что приводит к повышению качества их жизни. С.П. Евсеев (2000) утверждает, что физическое воспитание такого ребенка является средством коррекции двигательной сферы, основой проявления адаптационных возможностей, сохранения и укрепления здоровья.
Ряд специалистов (Шипицына Л.М., 2005; В.М. Мозговой, 2007; Березкин Д.Д., 2012; Дворкин Л.С., Никитина Я.А., 2018; Кошкин В.В., 2012) определяют процесс физического воспитания индивидов с данной
нозологией как важную и определяющую часть индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Особое внимание акцентируется на наличие хорошей физической подготовленности, которая является базисом высокой работоспособности во всех видах физической активности, трудовой и спортивной деятельности ребенка с нарушениями интеллекта.
Физкультурно-оздоровительная деятельность с детьми, имеющими нарушения интеллекта (умственно отсталые), требует научно-методической основы для организации и проведения занятий, которые призваны обеспечить оптимальное развитие физических способностей учащихся специальной коррекционной школы восьмого вида. Учителя и воспитатели, получившие дефектологическое образование и имеющие соответствующую подготовку, медицинские работники и обслуживающий персонал специального (коррекционного) учреждения VIII вида выступают как участники педагогического процесса. Работая в коллективе, они способны решать социально-правовые, развивающие, образовательные,
воспитательные и коррекционные задачи олигофренопедагогики (Чермит К.Д., 2005; Исаев Д. Н., 2007)...
1. Анализ научной, учебно-методической литературы и специальной литературы, посвященной развитию физических качествам детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, позволил сделать вывод о том. что большое значение для умственно отсталых детей представляют подвижные игры, положительно воздействующие на моторную и психическую сферы детей.
2. Установлено, что введение подвижных игр в каждую часть урока (примерно 20% от всей продолжительности урока) оказалась более эффективным для развития физических качеств у детей с нарушениями интеллекта, чем проведение урока в соответствии с установленными программами обучения для данной категории детей.
Эффективность введения подвижных игр подтверждена статистически достоверным увеличением большинства показателей, характеризующих развитие скоростно-силовых и скоростных качеств участников экспериментальных групп по сравнению с контрольными (Р<0,05).
В тестах «Метание малого мяча», «Наклон вперед из положения стоя» и « Прыжок в длину с места» показатели статистически достоверно выше у представителей обеих экспериментальных групп по сравнению со сверстниками контрольных групп.
3. При сравнении результатов проведенного итогового тестирования и нормативных требований ВФСК ГТО для участников от 11 до 12 лет (III ступень ГТО), установлено, что представители экспериментальной группы выполнили нормативы, соответствующие бронзовому знаку отличия в упражнении «Наклон вперед». Школьники 6-Б (экспериментального) класса выполнили данный норматив в упражнении «Метание мяча 150 г».
1. Астафьев Н. В. Концепция дополнительного образования умственно отсталых школьников [Текст]/ Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев. — Омск, 1997.-240 с.
2. Бекмансуров Х.А. Паспорт здоровья: мониторинг физического развития и физической подготовленности школьников [Текст]/ Х.А. Бекмансуров.- М.: Принт-Мастер, 2007. -248 с.
3. Березкин Д.Д. Динамика показателей физических способностей у детей с нарушением интеллекта [Текст] // Адаптивная физическая культура, Выпуск:2 (50) 2012.- С.35-36.
4. Березкин Д.Д. Динамика показателей физических способностей у детей с нарушением интеллекта [Текст]/ Д.Д. Березкин // Адаптивная физическая культура. Выпуск:2 (50) 2012.- С.35-36.
5. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению детей с ЗПР [Текст]/ Н.Ю. Борякова. - М., 2003. - 135 с.
6. Бутин И.М. Физическая культура в начальных классах. Библиотека учителя начальной школы. [Текст]/ И.М Бутин., Т.Н. Бутина-Леонтьева, С.М. Масленников.- М.: Владос-Пресс, 2000.- 176 с.
7. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей [Текст]/ Н. П. Вайзман. - М.: Мир, 1997.- 330 с.
8. Веневцев С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития учащихся начальных классов в процессе обучения физическим упражнениям [Текст]/ С.И Веневцев: Автореф. дис. к. пед. наук.- М:МГУ, 2000. - 22 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений [Текст]: Л.С. Выготский.- Т. 5. М.: Педагогика, 1983 - 367 с.
10. Дворкин Л.С. Формирование двигательной активности школьников младших классов с нарушениями интеллекта как эффективное средство повышения их физической подготовленности. [Текст]/ Л.С Дворкин, Я.А. Никитина //Культура физическая и здоровье. - №2, 2018 .- С.26-28.
11. Дворкина Н.И. Возрастная динамика морфологической зрелости школьников 7-16 лет, занимающихся различными видами двигательной активности [Текст] / Н.И. Дворкина, Л.С. Дворкин, А.И. Попов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 3. - С. 5-8.
12. Дмитриев А. А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательной школы средствами физического воспитания [Текст] / А.А. Дмитриев. — Красноярск,1987.- 430 с.
13. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. [Текст] / А.А. Дмитриев.- М.: АКАДЕМИЯ, 2002.- 176 с.
14. Долгачева А. В. Инновационная методика физического воспитания детей с задержкой психического развития [Текст] / Долгачева А. В. // Физическая культура. - 2007. - №2. - С.78-79.]
15. Евсеев СП. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст] / СП. Евсеев. - М.: Спорт, 2016. - 448 с...48