ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Концептуальная метафора в лингвистике 6
1.1. Когнитивная (концептуальная) метафора, ее природа и
свойства 6
1.2. Когнитивная метафора в текстах периодических изданий 21
1.3. Функциональная значимость концептуальной метафоры в
публицистике 30
Выводы по ГЛАВЕ 1 38
ГЛАВА II. Функционирование когнитивной (концептуальной) метафоры Way в англоязычных СМИ 40
2.1. Репрезентация концептуальной модели «Way - Career-Success».. .40
2.2. Репрезентация концептуальной модели «Way - Life» 53
2.4. Репрезентация концептуальной модели «Way - Journey» 63
2.5. Репрезентация концептуальной модели «Way - Love» 68
Выводы по ГЛАВЕ II 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 88
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 89
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению концептуальной метафоры Way в современной англоязычной периодике. В ходе исследования концептуальной метафоры Way анализируются ближние и дальние периферии данной метафоры. В настоящей работе рассматривается функционирование концептуальной метафоры в текстах англоязычных СМИ, а также её репрезентация в разных концептуальных моделях.
Актуальность исследования связана, прежде всего, с тем, что когнитивные (концептуальные) метафоры являются одним из способов познания и объяснения окружающего нас мира; существует потребность в изучении недостаточно изученных концептуальных метафор жизненного пути, а также неотъемлемый интерес в изучении функционирования когнитивной (концептуальной) метафоры в англоязычных текстах СМИ. Метафоры относятся к тем объектам научных исследований, природа которых дает постоянный импульс для разработок в разных областях. В рамках когнитивного подхода метафора рассматривается как общий когнитивный механизм, дающий возможность изучать ненаблюдаемые явления, происходящие в сознании человека и связанные с отражением и осмыслением окружающей действительности. Изучение метафоры открывает доступ к концептуальным системам, складывающимся в сознании людей и отражающим реальный мир, системам, которые образуют концептуальные картины мира, в достаточной мере общие для носителей одной и той же культуры, с тем, чтобы обеспечить необходимую меру взаимопонимания.
Объект исследования - когнитивная (концептуальная) метафора Way.
Предмет исследования - особенности функционирования когнитивной (концептуальной) метафоры Way в англоязычных текстах СМИ.
Цель данной работы заключается в исследовании репрезентации когнитивной (концептуальной) метафоры Way...
В нашем обществе функционирование массовой информации опирается не на реальность, а на ее интерпретацию, оценку, комментарий и способствует формированию идеологического фона. В этом случае когнитивная/концептуальная метафора занимает одно из верхних ступеней по частотности использования.
Для формирования определенной картины мира, именно термин «концептуальная метафора» дает нам понять насколько она часто используется в СМИ. Концептуальная метафора, используемая в текстах средств массовой информации, позволяет нам рассуждать о метафоре как о недосягаемом продукте наших размышлений и опыте человека, о когнитивных манипуляций с метафорами.
Мы можем сделать вывод о том, что концептуальные метафоры остаются в сознаниях людей, в понимании особенностей нашего мира проявляются в виде логических рассуждений.
Для решения задачи «функциональной значимости концептуальной метафоры в публицистике и СМИ» был проведен анализ научной литературы по данному вопросу, метафорические тексты были взяты в диапазоне 2016 - 2018 гг. В результате исследования полученных данных было установлено, что концептуальная метафора обладает рядом некоторых функций, а именно:
• когнитивная,
• коммуникативная,
• эмотивная,
• прагматическая,
• социопрагматическая.
Мы можем сделать вывод о том, что на определенном уровне порождения данного явления есть определенный набор функций метафор. В
77
речевом акте концептуальные метафоры проявляются на уровне реализации
метафоры, т.е. уровне восприятия метафоры реципиентом.
В результате чего, мы можем считать, что в коммуникативном акте со стороны реализации функций метафор в языке необходимо изучать и описывать концептуальные метафоры...