Введение 3
1. Теоретические основы музейного продукта в российском
социокультурном пространстве 8
1.1. Понятие и структурно-функциональные особенности музейного
продукта 8
1.2. Видовая спецификация музейного продукта 23
1.3. Эволюция музейной деятельности и ее особенности на современном
этапе 35
2. Анализ развития музейной деятельности в Российской Федерации 43
2.1. Оценка показателей деятельности музеев в Российской Федерации 43
2.2. Анализ рынка музейных услуг Белгородской области 53
2.3. Исследование предпочтений потребителей музейных услуг 65
3. Разработка концепции по совершенствованию организации
обслуживания посетителей путем дигитализации музейной сферы 74
3.1. Актуализация музейного продукта средствами информационных
технологий 74
3.2. Разработка рекомендаций по реализации маркетинговой функции
в деятельности музеев 82
3.3. Использование цифровых инструментов в построении коммуникации
музея с аудиторией 91
Заключение 107
Список использованных источников 110
Приложения 117
В контексте современной модернизации огромное значение приобретает вопрос о сохранении национальных традиций и этнокультурной идентичности. В условиях постоянно нарастающего культурного многообразия решение данного вопроса берут на себя в том числе и музеи, выступая как медиаторы, обеспечивающие не только и не столько продуктивность культурных связей, сколько возможность их адекватного переосмысления в современном мире.
Состояние транзитивности, переживаемое современным обществом, обусловливает необходимость пересмотра модели культурного времени, воплощением которой еще сравнительно недавно выступали музеи. Современные музеи перестают быть репрезентантами только модуса прошлого, беря на себя новую функцию - оперирование настоящим и овладение будущим. С этим связано появление новых принципов проектирования музеев, создания и распространения культурного продукта, которые практически не исследованы в рамках современной науки.
В современных условиях происходит выраженная трансформация музейного продукта, сопряженная с появлением принципиально новой музейной среды. Резко меняются подходы к отбору музейных предметов, принципы их экспонирования, критерии экспертных оценок, правила комплектования музейных коллекций, отношение к культурному наследию и воплощенным в нем культурным традициям, методы включения музейного продукта в актуальную социальную среду. Все больше специалистов говорят о феномене «музеефикации культуры» и о резком изменении механизмов функционирования музейного продукта в современном обществе...
В соответствии с целью исследования были изучены новые тенденции в развитии современного музея и сделано научное обоснование трансформации музейного продукта как направления совершенствования организации обслуживания посетителей.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования были решены следующие взаимосвязанные задачи:
- изучены теоретические основы музейного продукта в российском социокультурном пространстве;
- исследовано понятие и структурно-функциональные особенности музейного продукта;
- выявлены этапы эволюции музейной деятельности;
- проведен анализ развития музейной деятельности в Российской Федерации;
- дана оценка рынка музейных услуг Белгородской области;
- проведено исследование предпочтений потребителей музейных услуг;
- разработана концепция по совершенствованию организации обслуживания посетителей путем дигитализации музейной сферы;
- сформулированы рекомендации по реализации маркетинговой функции в деятельности музеев;
- выявлены направления использования цифровых инструментов в построении коммуникации музея с аудиторией...
1. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: федер. Закон РФ от 26 мая 1996 г. №54-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 апр. 1996 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
2. Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014-2020 годы: Государственная программа Белгородской области: Утверждена постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 г. N 526- пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
3. Аксенова А. Музейный сервис - в интересах посетителей / А. Аксенова // Музей. 2014. №5. С. 31-37.
4. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. М.: Финпресс, 2012. 320 с.
5. Бутиков Г.П. Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. СПб., 2015. 87 с.
6. Гафарт Т.В. Образовательный проект как способ актуализации деятельности музея // Справочник руководителя учреждения культуры. 2017. №8. С. 50-59
7. Глушкова П.В. Музеи под открытым небом: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2015. 152 с.
8. Гордин В.Э. Управление социальной сферой: учеб. пособие. СПб.: СПбГУЭФ, 2014. 289 с.
9. Государственный доклад о состоянии культуры в РФ в 2017 году.
URL: https://www.mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2017_new/Gosudarstvennyj -
doklad-o-sostojanii-kultury-v-Rossijskoj-Federacii-v-2016-godu.pdf (дата обращения: 25.11.2018)
10. Грибков Д.Н. Электронное информационное пространство в куль-
111
турно-образовательной сфере: учебное пособие. Орел: Орловский государст-
венный институт искусств и культуры, 2013. 92 с.
11. Гринева О.О. Совершенствование деятельности музеев на основе применения концепции маркетинга: автореферат диссертации ... кандидата Экономических наук: 08.00.05; [Место защиты: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова]. М., 2015. 16 с.
12. Грусман В.М. Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев: дис. . канд. пед. наук: 13.00.05. СПб.: СПбГУ- КИ, 2014. 237 с.
13. Денисов Н.А. Ресурсное обеспечение отраслей социальнокультурного комплекса // Общество и экономика : сб. ст. М., 2016. № 3-4. С. 109-145.
14. Добрынина.Е.Б. Программно-проектные методы управления музейной деятельностью: опыт музея-заповедника «Кижи» по развитию традиций и внедрению инноваций // Справочник руководителя учреждения культуры. 2018. №2. С. 68-74
15. Дунаева, С. В. Музей как социокультурный туризм // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2013. № 6. С. 61-63...84