Введение 3
Глава 1. Роль менеджмента в деятельности людей 6
1.1. Характеристика современного менеджмента 6
1.2. Портрет современного руководителя 12
Глава 2. Особенности личности современного менеджера 18
2.1. Менеджер: профессия, должность, призвание. Требования, предъявляемые к менеджеру 18
2.2. Жизненные стимулы менеджера 26
2.3. Личностная модель современного менеджера 31
Заключение 35
Список используемой литературы 36
С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины «менеджмент» и «менеджер», быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор». Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин «управление» имеет более широкий смысл. Вообще, «управление» – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.
Выбранная тема курсовой работы, несомненно, актуальна в настоящее время. Актуальность темы проявляется в необходимости изучения аспектов менеджмента, роли менеджера в современных организациях, его социального статуса и значения.
Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, который повседневно управляет функциями фирмы с целью сохранения её основных пропорций; это также человек, наделённый полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Целью менеджера является обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы. В компании он занимает, по сути, положение человека, нанятого на работу, выполняющего кропотливую и методичную работу, но никак не владельца, как некоторые думают.
Роль менеджера в системе менеджмента широка и многообразна. Менеджер собирает разнообразную информацию специализированного характера о внешней и внутренней среде организации, которую использует в интересах своего дела, выступает как нервный центр внутренней и внешней информации, поступающей в организацию. Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации. Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.
Менеджер – символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового и социального характера. Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор, подготовку работников. Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги.
Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа.
Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи, в наименее благоприятных условиях.
Актуальность указанных вопросов определила выбор темы курсовой работы, ее цель и круг решаемых в процессе ее написания задач.
Цель курсовой работы. Всесторонне изучить личность современного менеджера в деятельности предприятий и организаций, раскрыв аспекта категории «менеджер».
Исходя из цели курсовой работы были определены следующие задачи:
- изучить роль менеджмента в деятельности людей;
- раскрыть основные черты и особенности российского менеджмента;
- показать портрет современного руководителя;
- выявить требования, предъявляемые к менеджменту;
- охарактеризовать должность менеджера на примере HR-менеджера;
- разработать общую модель современного менеджера.
Слово «профессия» (лат. «объявляю своим делом») означает, что для каждого человека труд выступает в виде ограниченной сферы деятельности, требующей определенной подготовки. Из ряда факторов, определяющих выбор профессии: наличие способностей и индивидуальная склонность к определенному виду деятельности, высокая оплата, престиж профессии, семейные традиции, социальная среда, — любой может стать решающим, а понятие «призвание» является синтетической характеристикой, выражающей степень удовлетворенности своим делом. Макс Вебер определял призвание как такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью…
Впервые понятие «призвание» в светском значении применил Мартин Лютер при переводе «Книги Премудростей Иисуса, сына Сирахова». Здесь и речи нет о свободном выборе профессии и ответственности за этот выбор, являющийся божественным промыслом. Для Лютера отношение к труду как призванию противоположно бессмысленным аскетическим монашеским упражнениям. «Каждый должен быть послушен тем трудом, которым покарал его Господь». Однако призвание — это не только смирение со своей участью, но прежде всего добросовестный труд, и ответственность за отношение к труду полностью лежит на самом человеке.
Структурно, курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Менеджеры — это люди, которые достигают цели, стоящие перед организацией, посредством других людей. Менеджеры принимают решения, аккумулируют ресурсы, координируют деятельность других и направляют ее на достижение целей организации (иногда их называют администраторами, особенно если речь идет о некоммерческих организациях).
Умение анализировать и прогнозировать поведение работников в организации всегда было исключительно важным качеством для эффективной работы менеджера.
В современных условиях искусство управления людьми становится решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и стабильность их предпринимательского успеха.
Руководителю следует всегда помнить, что реализация задач предприятия в рыночной среде не занимает должного места в системе ценностей его работников и, следовательно, цели работников не совпадают с предпочтениями руководства.
Успех организации часто связан с доброжелательной и спокойной обстановкой в его коллективе. Такая ситуация возникает при ясном понимании правил работы, обслуживания клиентов, при принятии и четком соблюдении этих правил всеми сотрудниками, внимательном отношении к пожеланиям и претензиям клиентов.
Знание побудительных мотивов сотрудника дает возможность руководителю создать гибкую и почти индивидуальную систему стимулирования. Для успешного мотивирования сотрудника, прежде всего, необходимо ясно знать и понимать, что дает ему работа на вашем предприятии. Успех сотрудничества возможен только при внимательном и детальном рассмотрении выгод каждой из сторон.
1. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.: Наука, 2004.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. — М.: МГУ, 2007.
3. Грачев М.В. Суперкадры. — М.: Дело, 2003.
4. Грейсон Дж.К. мл; 0'Делл К. Американский менеджмент XXI века. — М.: Экономика, 2010.
5. Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент. — М., 2008.
6. Дарендорф Р. Конфликт и свобода// Реферативный журнал. 2005.
7. Десслер Г. Управление персоналом. — М.: Бином, 2008.
8. Дизель П.М., Раньян У.М-К. Поведение человека в организации. — М, 2006.
9. Дизель Пол-М., Мак-Кинли У. Поведение человека в организации: Пер. с англ. — М.: Фонд за экономическую грамотность, 2006.
10. Дэнэ Д. Примирение разногласий. Как создать оптимальные взаимоотношения на работе и дома. — М., 2003.
11. Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами// Стратегия развития персонала (Материалы конференции). Нижний Новгород, 2004.
12. Еремин Б.Л. Выбор путей преодоления конфликтов // Реформа. №1. 2007.
13. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М., 2009.
14. Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 2008.
15. Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. — М.: ИНФРА-М, 2009.