Языковые средства создания комического эффекта в сериале «The Office»
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОМИЧЕСКОГО
ЭФФЕКТА В ЛИНГВИСТИКЕ 6
1.1 Лингвистические подходы к изучению комического эффекта 6
1.1.1 Виды комического эффекта 12
1.1.2 Функции комического эффекта 15
1.2 Виды языковых средств 17
1.2.1 Языковые средства создания комического эффекта 24
1.2.2 Классификация языковых средств создания комического эффекта .... 26
1.3 Место ситкома в медиапространстве 29
1.3.1 Ситком как киножанр 31
1.3.2 Языковые особенности комедийного киножанра 33
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В АНГЛОЯЗЫЧНОМ СЕРИАЛЕ THE OFFICE 36
2.1 Виды и функции комического эффекта в сериале 36
2.2 Анализ языковых средств создания комического эффекта в сериале .... 40
Выводы по второй главе 45
Заключение 47
Библиографический список 50
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОМИЧЕСКОГО
ЭФФЕКТА В ЛИНГВИСТИКЕ 6
1.1 Лингвистические подходы к изучению комического эффекта 6
1.1.1 Виды комического эффекта 12
1.1.2 Функции комического эффекта 15
1.2 Виды языковых средств 17
1.2.1 Языковые средства создания комического эффекта 24
1.2.2 Классификация языковых средств создания комического эффекта .... 26
1.3 Место ситкома в медиапространстве 29
1.3.1 Ситком как киножанр 31
1.3.2 Языковые особенности комедийного киножанра 33
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В АНГЛОЯЗЫЧНОМ СЕРИАЛЕ THE OFFICE 36
2.1 Виды и функции комического эффекта в сериале 36
2.2 Анализ языковых средств создания комического эффекта в сериале .... 40
Выводы по второй главе 45
Заключение 47
Библиографический список 50
Юмор можно отнести к одному из важнейших элементов бытовой сферы общения. Комическое - то, что всегда присутствовало в человеческих жизнях, и оно, несомненно, является его неотъемлемой частью. Современная медиасфера, включающая в себя огромное количество различного материала, также является полноценной частью общественной жизни. Несмотря на огромное количество жанров кинолент, именно фильмы и сериалы юмористического характера являются самыми востребованными во всём мире.
Хоть комическое и привлекало внимание учёных с древнейших времен, затрагивалось данное понятие лишь в рамках эстетики и стилистики. Глобальное рассмотрение данного явления, в которое входит и лингвистическая сторона исследования, началось относительно недавно. Специалисты со всех уголков мира вносят огромный вклад в изучение такого непростого явления как юмор, который развивается вместе с языковой средой субъекта. На данный момент существуют пробелы в области исследования комического, которые современные лингвисты пытаются закрыть. Это и обусловило актуальность представленного исследования и его специфику.
Целью данного исследования является выявление и описание основных языковых средств создания комического эффекта на примере американского ситкома.
Для достижения цели дипломной работы ставятся следующие задачи:
1. Проанализировать различные лингвистические подходы к изучению комического в научных работах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Определить виды комического и их функции.
3. Проклассифицировать языковые средства создания комического эффекта.
4. Рассмотреть жанровые особенности ситкома.
5. Определить виды и функции комического, используемые в сериале «The Office».
6. Описать и проанализировать языковые средства создания комического эффекта в ситкоме.
Объектом исследования является комический эффект в сценарном языке англоязычных ситкомов.
Предметом исследования являются языковые средства способствующие созданию комического эффекта в англоязычных ситкомах.
Материалом данного исследования послужили 42 единицы языковых средств, проанализированных на основе кинотекста популярного американского ситкома «The Office».
В работе будут использоваться такие методы исследования как метод контекстуального анализа, описательно-аналитический метод, системно-функциональный анализ языковых единиц и метод сплошной выборки.
Теоретическую базу исследования составили труды различных отечественных и зарубежных учёных. Изучением комического эффекта занимались такие исследователи как: М. М. Бахтин, В. В. Раскин, М. Дайнел, Б. Дземидок, Ю. Б. Борев, С. Аттардо, Л. В. Карасёв, Т. Б. Любимова. Языковые средства, способствующие созданию комического эффекта, в свою очередь, представляли особый интерес для Е. Е. Жук, О. В. Мишиной, М. А. Паниной, Л. М. Васильева, В. В. Виноградова, И. В. Арнольд, Т. А. Знаменской. И, наконец, теоретической основой для изучения характеристических особенностей ситкомов послужили работы И. А. Книгина, Ю. М. Беленького, Ю. А. Загороднюк, Б. Миллса.
Теоретическая значимость проведённого исследования определена представленным в нём анализом языковых средств, способствующих достижению комического эффекта в английском языке, их особенностей. Приведенные в данной работе языковые средства, а также конкретные примеры, иллюстрирующие теоретические положения, могут быть использованы в качестве иллюстративного материала при изучении особенностей английского языка.
Практическое же значение настоящего исследования заключается в возможности использования результатов нашей работы для подготовки студентов к семинарам, для написания ими различных работ научной направленности, например, статей и рефератов.
Структура и содержание работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Основное содержание работы изложено на 57 страницах. Библиографический список содержит 62 источника, из них 12 на иностранном языке.
Апробация данного исследования проходила на студенческой научной конференции 22 апреля 2022 года в Российском Государственном Гидрометеорологическом университете вместе с докладом на тему «Лексика создания комического эффекта в англоязычной киносказке».
Хоть комическое и привлекало внимание учёных с древнейших времен, затрагивалось данное понятие лишь в рамках эстетики и стилистики. Глобальное рассмотрение данного явления, в которое входит и лингвистическая сторона исследования, началось относительно недавно. Специалисты со всех уголков мира вносят огромный вклад в изучение такого непростого явления как юмор, который развивается вместе с языковой средой субъекта. На данный момент существуют пробелы в области исследования комического, которые современные лингвисты пытаются закрыть. Это и обусловило актуальность представленного исследования и его специфику.
Целью данного исследования является выявление и описание основных языковых средств создания комического эффекта на примере американского ситкома.
Для достижения цели дипломной работы ставятся следующие задачи:
1. Проанализировать различные лингвистические подходы к изучению комического в научных работах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Определить виды комического и их функции.
3. Проклассифицировать языковые средства создания комического эффекта.
4. Рассмотреть жанровые особенности ситкома.
5. Определить виды и функции комического, используемые в сериале «The Office».
6. Описать и проанализировать языковые средства создания комического эффекта в ситкоме.
Объектом исследования является комический эффект в сценарном языке англоязычных ситкомов.
Предметом исследования являются языковые средства способствующие созданию комического эффекта в англоязычных ситкомах.
Материалом данного исследования послужили 42 единицы языковых средств, проанализированных на основе кинотекста популярного американского ситкома «The Office».
В работе будут использоваться такие методы исследования как метод контекстуального анализа, описательно-аналитический метод, системно-функциональный анализ языковых единиц и метод сплошной выборки.
Теоретическую базу исследования составили труды различных отечественных и зарубежных учёных. Изучением комического эффекта занимались такие исследователи как: М. М. Бахтин, В. В. Раскин, М. Дайнел, Б. Дземидок, Ю. Б. Борев, С. Аттардо, Л. В. Карасёв, Т. Б. Любимова. Языковые средства, способствующие созданию комического эффекта, в свою очередь, представляли особый интерес для Е. Е. Жук, О. В. Мишиной, М. А. Паниной, Л. М. Васильева, В. В. Виноградова, И. В. Арнольд, Т. А. Знаменской. И, наконец, теоретической основой для изучения характеристических особенностей ситкомов послужили работы И. А. Книгина, Ю. М. Беленького, Ю. А. Загороднюк, Б. Миллса.
Теоретическая значимость проведённого исследования определена представленным в нём анализом языковых средств, способствующих достижению комического эффекта в английском языке, их особенностей. Приведенные в данной работе языковые средства, а также конкретные примеры, иллюстрирующие теоретические положения, могут быть использованы в качестве иллюстративного материала при изучении особенностей английского языка.
Практическое же значение настоящего исследования заключается в возможности использования результатов нашей работы для подготовки студентов к семинарам, для написания ими различных работ научной направленности, например, статей и рефератов.
Структура и содержание работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Основное содержание работы изложено на 57 страницах. Библиографический список содержит 62 источника, из них 12 на иностранном языке.
Апробация данного исследования проходила на студенческой научной конференции 22 апреля 2022 года в Российском Государственном Гидрометеорологическом университете вместе с докладом на тему «Лексика создания комического эффекта в англоязычной киносказке».
Целями данной выпускной квалификационной работы были поставлены выявление и описание основных языковых средств создания комического эффекта на примере американского ситкома «The Office». В результате исследования были решены следующие задачи:
1. Проанализированы различные лингвистические подходы к изучению комического в научных работах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Определены виды комического и их функции.
3. Проклассифицированы языковые средства создания комического эффекта.
4. Рассмотрены жанровые особенности ситкома.
5. Определены виды и функции комического, используемые в сериале «The Office».
6. Описаны и проанализированы языковые средства создания комического эффекта в ситкоме.
Изучение теоретической составляющей нашего исследования позволило прийти к следующим выводам.
Комическое - сложное понятие, рассматриваемое в различных гуманитарных науках. Истоки изучения данного явления восходят к античным временам, именно тогда Аристотелем и далось первое и самое ёмкое определение комического. Рассмотрением явления комического занимаются многие известные учёные, благодаря рефлексии и жажде в философских рассуждениях, ими до сих пор продолжают создаваться различные теории юмора. Однако знаковыми считаются теории несоответствия, превосходства и освобождения комического.
В связи с субъективностью понятия комического, в его изучении до сих пор ведутся споры различных направленностей. В нашей работе мы выявили пробел в классификации видов комического эффекта. За основные формы принято считать юмор и сатиру, в то время как ирония, чёрный юмор, гротеск и абсурд одновременно рассматриваются научным сообществом и как самостоятельные виды комического, и как средства создания комического.
Мы определили, что комическое обладает множеством функций, которые напрямую зависят от закладываемого смысла в высказывание. Выделяются терапевтическая, воспитательная, людическая, социально - критическая, дискредитирующая и остальные функции комического.
В современном языкознании выделяют фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические уровни языковых средств. Достижению комического эффекта могут способствовать языковые средства различных групп, при умении ими грамотно оперировать.
Как мы уже выяснили ранее, ситком является самостоятельным комедийным подвидом, со своими характерными особенностями, к числу которых мы можем отнести: непродолжительность серий, неизменных на протяжении всего сериала главных героев, особенный сюжет каждой серии, обязательно подходящий к своему логичному завершению к концу серии. Юмор, используемый в ситкомах, универсален для понимания в связи со своей ориентацией на мирового зрителя.
Исследуемый нами американский сериал «Офис» не стал исключением. Как мы уже отметили ранее, у ситкома был прародитель в лице британской версии. Однако это не помешало ему стать популярнее оригинала в разы, благодаря своему универсальному языку, проработанными персонажами и позитивной атмосфере. Исследуя основные функции и виды комического в ситкоме, мы выявили, что комическое явление в нём выражается путём использования чёрного юмора и сатиры, данные виды комического высмеивают социальные проблемы, существующие в американском обществе. Основным видом комического эффекта в сериале, несомненно, является юмор с его лёгкостью и ненавязчивостью в высказываниях. Ирония и сарказм нашли своё применение для выражения чувств героев по отношению друг к другу, к враждебному миру. А абсурд комического 48
явления в ситкоме представлен в большинстве своём невербальными способами: через мимику, жесты, различные комические ситуации, происходящие в офисе. Главными функциями в сериале, на наш взгляд, являются терапевтическая, развлекательная и девиативная. Данные функции используются не только в межличностных отношениях героев, но и запросто могут проецироваться на зрителя.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в исследуемом нами сериале средствами создания комического эффекта могут служить языковые единицы различных групп. На фонетическом уровне мы отметили использование намеренных оговорок, замену фонем, а также пародию на чужую манеру общения, говор, диалект. Стилистическую группу нашего исследования представила амплификация. Как было нами выявлено, большинство комических явлений в сериале создаётся путем применения лексических языковых средств. Среди данного уровня мы выделили такие средства достижения комического эффекта как: метафоры, сравнения, гиперболы, омонимы, идиомы, каламбуры, а также использование определенной терминологии, аббревиатур, сленга. Все перечисленные выше средства помогают не только в достижении комического эффекта, но и в раскрытии персонажа сериала, его характера.
Суммируя всё вышесказанное, мы можем утверждать, что поставленными нами цели были выполнены.
1. Проанализированы различные лингвистические подходы к изучению комического в научных работах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Определены виды комического и их функции.
3. Проклассифицированы языковые средства создания комического эффекта.
4. Рассмотрены жанровые особенности ситкома.
5. Определены виды и функции комического, используемые в сериале «The Office».
6. Описаны и проанализированы языковые средства создания комического эффекта в ситкоме.
Изучение теоретической составляющей нашего исследования позволило прийти к следующим выводам.
Комическое - сложное понятие, рассматриваемое в различных гуманитарных науках. Истоки изучения данного явления восходят к античным временам, именно тогда Аристотелем и далось первое и самое ёмкое определение комического. Рассмотрением явления комического занимаются многие известные учёные, благодаря рефлексии и жажде в философских рассуждениях, ими до сих пор продолжают создаваться различные теории юмора. Однако знаковыми считаются теории несоответствия, превосходства и освобождения комического.
В связи с субъективностью понятия комического, в его изучении до сих пор ведутся споры различных направленностей. В нашей работе мы выявили пробел в классификации видов комического эффекта. За основные формы принято считать юмор и сатиру, в то время как ирония, чёрный юмор, гротеск и абсурд одновременно рассматриваются научным сообществом и как самостоятельные виды комического, и как средства создания комического.
Мы определили, что комическое обладает множеством функций, которые напрямую зависят от закладываемого смысла в высказывание. Выделяются терапевтическая, воспитательная, людическая, социально - критическая, дискредитирующая и остальные функции комического.
В современном языкознании выделяют фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические уровни языковых средств. Достижению комического эффекта могут способствовать языковые средства различных групп, при умении ими грамотно оперировать.
Как мы уже выяснили ранее, ситком является самостоятельным комедийным подвидом, со своими характерными особенностями, к числу которых мы можем отнести: непродолжительность серий, неизменных на протяжении всего сериала главных героев, особенный сюжет каждой серии, обязательно подходящий к своему логичному завершению к концу серии. Юмор, используемый в ситкомах, универсален для понимания в связи со своей ориентацией на мирового зрителя.
Исследуемый нами американский сериал «Офис» не стал исключением. Как мы уже отметили ранее, у ситкома был прародитель в лице британской версии. Однако это не помешало ему стать популярнее оригинала в разы, благодаря своему универсальному языку, проработанными персонажами и позитивной атмосфере. Исследуя основные функции и виды комического в ситкоме, мы выявили, что комическое явление в нём выражается путём использования чёрного юмора и сатиры, данные виды комического высмеивают социальные проблемы, существующие в американском обществе. Основным видом комического эффекта в сериале, несомненно, является юмор с его лёгкостью и ненавязчивостью в высказываниях. Ирония и сарказм нашли своё применение для выражения чувств героев по отношению друг к другу, к враждебному миру. А абсурд комического 48
явления в ситкоме представлен в большинстве своём невербальными способами: через мимику, жесты, различные комические ситуации, происходящие в офисе. Главными функциями в сериале, на наш взгляд, являются терапевтическая, развлекательная и девиативная. Данные функции используются не только в межличностных отношениях героев, но и запросто могут проецироваться на зрителя.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в исследуемом нами сериале средствами создания комического эффекта могут служить языковые единицы различных групп. На фонетическом уровне мы отметили использование намеренных оговорок, замену фонем, а также пародию на чужую манеру общения, говор, диалект. Стилистическую группу нашего исследования представила амплификация. Как было нами выявлено, большинство комических явлений в сериале создаётся путем применения лексических языковых средств. Среди данного уровня мы выделили такие средства достижения комического эффекта как: метафоры, сравнения, гиперболы, омонимы, идиомы, каламбуры, а также использование определенной терминологии, аббревиатур, сленга. Все перечисленные выше средства помогают не только в достижении комического эффекта, но и в раскрытии персонажа сериала, его характера.
Суммируя всё вышесказанное, мы можем утверждать, что поставленными нами цели были выполнены.



