Объект исследования - ООО «Таможенно-логистический контейнерный терминал» (г. Москва).
Вид деятельности - услуги в области транспортировки, хранения и таможенного оформления товаров.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ЭТАП УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ: ПРОЦЕССЫ ИНИЦИАЦИИ 10
1.1. Общая постановка проблемы 10
1.1.1 Анализ структуры и нормативной документации, регламентов подразделения маркетинга и рекламы 10
1.1.2 Анализ слабых мест модели AS IS 13
1.1.3 Анализ потребностей конечного пользователя 23
1.2. Анализ научных и практических методов решения проблемы 26
1.3. Анализ рынка ИТ-решений автоматизации бизнес-процесса учета создания рекламных продуктов 29
1.4. Анализ возможных угроз безопасности и способов их предотвращения 33
1.5. Сравнительный анализ и выбор методологии разработки ПО 39
1.6. Выводы по разделу 45
2. ЭТАП УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ: ПРОЦЕССЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 46
2.1. Настройка процессов управления проектом по каскадной методологии 46
2.2. Разработка модели TO BE 47
2.3. Планирование ресурсов 50
2.3.1 Определение потребностей в материальных ресурсах 50
2.3.2 Определение потребности в человеческих ресурсах 50
2.4. Планирование управления рисками 51
2.5. Оценка стоимости и разработка бюджета 52
2.6. Разработка плана проекта 62
2.7. Структурирование требований к разрабатываемой системе 62
2.7.1 Техническое задание на разработку корпоративной информационной системы 62
2.7.2 Моделирование бизнес-процессов 62
2.8. Выводы по разделу 65
3. ЭТАП УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ: ПРОЦЕССЫ ИСПОЛНЕНИЯ 66
3.1. Проектирование базы данных 66
3.2. Разработка интерфейса приложения 67
3.3. Разработка базовой логики и алгоритмов работы приложения 73
3.4. Программная реализация функциональных модулей приложения 77
3.5. Обеспечение информационной безопасности 79
3.6. Оптимизация управления проектом 80
3.7. Выводы по разделу 81
4. ЭТАП УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ: ПРОЦЕССЫ ЗАКРЫТИЯ 83
4.1. Проверка и тестирование конечного продукта 83
4.2. Внедрение и развертывание 89
4.2.1 Составление плана внедрения и развертывания 89
4.2.2 Составление руководств пользователей по работе в системе 89
4.2.3 Составление программы обучения сотрудников работе в системе 89
4.3. Формирование модели обновлений и технической поддержки 90
4.4. Выводы по разделу 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 102
Приложение 1. Сравнение существующих на рынке решений 102
Приложение 2. Расчет затрат на обработку информации 103
Приложение 3. План проекта 105
Приложение 4. Техническое задание 109
Приложение 5.Функции системы 121
Приложение 6. Описание функций ИС 122
Приложение 7. Варианты использования ИС 124
Приложение 8. Диаграмма деятельности 126
Приложение 9. Диаграмма последовательности 127
Приложение 10. ER-диаграмма 129
Приложение 11. Схема базы данных 130
Приложение 12. Разработка руководства по типографическому стилю интерфейса и цветовой палитры 131
Приложение 13. Исходный код модуля системы автоматизации процесса учета создания рекламных продуктов 135
Приложение 14. Общий план тестирования 139
Приложение 15. Описание процесса тестирования 141
Приложение 16. План внедрения и развертывания системы автоматизации маркетинга для ООО «ТЛКТ» 146
Приложение 17.Руководство администратора 148
Приложение 18. Руководство пользователя 152
Приложение 19. Программа обучения сотрудников работе с системой 159
Приложение 20. Сертификаты участника конференции 161
Реализация проектов автоматизации бизнес-процессов является необходимостью для любого предприятия. В основном автоматизация бизнес-процессов организации позволяет получить такой результат, как:
существенное уменьшение трудозатрат и увеличение производительности труда;
возрастание скорости решения задач, относящихся к различному учету;
сокращение числа ошибок в отчетах, документах и т.п.;
увеличение эффективности учета и, как следствие, возрастание рентабельности компании;
комфортная организация документооборота и бизнес-процессов.
Все эти результаты – значительные причины для принятия решения об автоматизации бизнес-процессов предприятия.
Естественным образом, при реализации этих пунктов компания строит надежный фундамент для успешной деятельности.
Работа по разработке проекта автоматизации бизнес-процессов отдела маркетинга и рекламы предприятия по своему содержанию является научно-исследовательской, то есть носит творческий характер, и обуславливает необходимость выбора более гибких и устойчивых к изменениям методологий разработки программного обеспечения (ПО).На сегодняшний день наиболее распространенными и популярными методологиям являются каскадная, инкрементная, V-модель, иттерационная, спиральная, RAD, XP и MSF.
Автоматизируя различные маркетинговые задачи, компании могут сэкономить время, улучшить привлечение и обучение потенциальных клиентов, улучшить взаимодействие и удержание клиентов, принимать решения на основе данных, достичь экономической эффективности.
Кроме того, автоматизация рутинных операций отдела маркетинга позволяет повысить качество их выполнения и качество обслуживания клиентов.
Все это возможно реализовать при эффективном управлении проектом автоматизации. Именно поэтому тема данного исследования весьма актуальна.
Современный рынок информационных технологий предлагает большой выбор продуктов для автоматизации учета создания рекламных продуктов. Наиболее широкоиспользуемыми продуктами являются FreshOffice CRM, Битрикс24, amoCRM, Monitor CRM.
Целью исследования является повышение эффективности управления проектом автоматизации службы маркетинга и рекламы путем разработки информационной системы (ИС) учета создания рекламных продуктов.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
провести анализ состояния ООО «ТЛКТ»;
выполнить аналитический обзор научных работ и практических разработок по проблеме управления проектами автоматизации деятельности отдела маркетинга и рекламы предприятия;
выявить теоретические основы и предпосылки решения проблемы автоматизации деятельности отдела маркетинга и рекламы предприятия;
изучить современные методы и инструменты управления проектами, выяснить их преимущества и недостатки, особенности применения в сфере автоматизации бизнес-процессов маркетинга и рекламы;
проанализировать существующие информационные системы по управлению проектами автоматизации бизнес-процессов отдела маркетинга и рекламы предприятия;
проанализировать содержание деятельности проектной команды, созданной для управления проектом автомтаизации бизнес-процессов отдела маркетинга и рекламы в процессе создания программного продукта, предназначенного для автоматизации учета создания рекламных продуктов;
выяснить особенности управления проектами автоматизации бизнес-процессов в сфере маркетинга и рекламы, применяемые методологии и инструменты управления проектами автоматизации бизнес-процессов в сфере маркетинга и рекламы;
проанализировать организационную структуру управления проектами в сфере маркетинга и рекламы в компании, оценить возможности усовершенствования процесса управления проектами;
выполнить проектирование и разработать ИС для автоматизации бизнес-процессов отдела маркетинга и рекламы.
Положения, выносимые на защиту:
автоматизация бизнес-процессов отдела маркетинга и рекламы позволяет сократить затраты рабочего времени сотрудников данного отдела на их реализацию;
автоматизация бизнес-процессов отдела маркетинга и рекламы зачительно снижает финансовые затраты на обработку информации при реализации данных бизнес-процессов.
Теоретическая значимость работы состоит в рассмотрении теоретических основ управления проектом автоматизации бизнес-процессов отдела маркетинга и рекламы, что позволяет на более качественном теоретическом уровне проводить исследования, посвященные управления проектом автоматизации бизнес-процессов отдела маркетинга и рекламы.
Практическая значимость данного исследования заключается в использовании разработанной ИС в реальной деятельности ООО «ТЛКТ», что позволяет сократить затраты рабочего времени менеджеров отдела маркетинга и рекламы на выполнение рутинных операций и больше времени уделять разработке рекламных кампаний и иных способов привлечения клиентов, что, в свою очередь, дает возможность увеличить доходы компании. Кроме того, разработанную ИС можно развивать дальше, охватывая не только деятельность отдела маркетинга и рекламы, но и остальных подразделений компании. К тому же она может применяться в работе и другими предприятиями в службах маркетинга и рекламы.
Информационная база исследования включает в себя следующие информационные источники:
Научная монографиия Ильиной О.Н. «Методология управления проектами: становление современное состояние и развитие;
Статьи: Ханаевой Г.А. (»Экономическая эффективность информационной системы»), Бунова Е.В. и Буслаевой О.С. («Оценка эффективности внедрения информационных систем»), Чижовой А. А. («Результативность внедрения цифровых технологий автоматизации маркетинга») и др.;
Нормативные документы: Федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон №98-ФЗ «О коммерческой тайне» и др.;
Литература по разработке и внедрению информационных систем;
Сведения о деятельности ООО «ТЛКТ».
Структура магистерской диссертации:
Введение отражает актуальность темы, определяет объект, предмет, цель, задачи, методы и научную новизну исследования;
В первой главе рассматриваются основные понятия и методы предметной области; представлен научные подходы и методы к решению проблемы управления проектами автоматизации бизнес-процессов отдела маркетинга и рекламы предприятия. Также представлены результаты анализа данных бизнес-процессов.
Во второй главе представлено проектирование бизнес-процесса отдела маркетинга и рекламы по учету создания рекламных продуктов TO BE, разработан бюджет проекта.
В третьей главе отражены проектирование базы данных, интерфейса системы, ее базовой логики и алгоритмов работы.
В четвертой главе представлено тестирование разработанной системы, а также руководства администратора и пользователя, программа обучения сотрудников работе с системой.
Исследование проводилось на основе данных общества с ограниченной ответственностью «Таможенно-логистический контейнерный терминал» (ООО «ТЛКТ»).
Средством разработки ИС учета создания рекламных продуктов выбрано 1С: Предприятие. Выбор использования системы 1С: Предприятие в качестве инструмента разработки обусловлен рядом преимуществ, реализованных разработчиками, за счет чего возможна более эффективная разработка конфигурации.
К тому же это позволит без проблем выполнить интеграцию разрабатываемой ИС с 1С: Бухгалтерия. А так как, программное обеспечение компании 1С уже имеются на предприятии, для функционирования ИС достаточно будет приобрести дополнительные лицензии 1С: Предприятие для сотрудников отдела маркетинга и рекламы.
При проведении исследования использовались следующие методы: анализ учебной и научной литературы, сравнение, моделирование, описание, измерение, анализ полученных данных.
Ссылка на репозиторий Gitflic проекта: https://gitflic.ru/project/alexylauhin/adcreate.
В рамках подготовки данной магистерской диссертации было выполнено управление проектом автоматизации бизнес-процессов службы маркетинга и рекламы.
Исследование проводилось по материалам ООО «ТЛКТ», специализирующегося на оказании услуг в области транспортировки, хранения и таможенного оформления товаров.
По результатам проведенного в работе исследования уточнены теоретические и практические положения в области управления проектами автоматизации в отделе маркетинга и рекламы.
В первой главе работы был проведен анализ технико-экономической характеристики предметной области и предприятия. В результате было выявлено, что деятельность отдела маркетинга и рекламы, а именно учет создания рекламной продукции, совершенно не автоматизирована. При этом компания недавно внедрила новую услугу – рекламные услуги, размещаемые на объектах МТБ ООО «ТЛКТ».
Все операции по учету создания рекламных продуктов: учет данных клиентов, заключаемых с ними договоров, управление процессом разработки рекламных продуктов, осуществлялись сотрудниками отдела маркетинга и рекламы вручную. Из-за этого на выполнение рутинных операций уходила большая часть их рабочего времени. Кроме того, это сказывалось и на качестве работы, регулярно возникали ошибки в данных, документы, такие как например, договор на оказание услуг, обрабатывались длительное время. Все это приводило к недовольству клиентов, ухудшению репутации компании и снижению ее доходов. Именно поэтому в качестве объекта автоматизации был выбран бизнес-процесс учета создания рекламных продуктов в отделе маркетинга и рекламы.
Было выполнено моделирование данного бизнес-процесса «как есть», что позволило более четко понять, как данный процесс реализуется в ООО «ТЛКТ» и увидеть его недостатки.
Кроме того, в данной главе был проведен анализ готовых решений для автоматизации работы отдела маркетинга и рекламы и сформированы требования к разрабатываемой системе. Также было определено, что в рамках данного исследования для ООО «ТЛКТ» будет разрабатываться ИС, а не внедряться готовое решение. Это позволит значительно сократить затраты на реализацию проекта. К тому же в этом случае система будет иметь только те функции, что необходимы именно данной компании. В качестве средства разработки было выбрано 1С: Предприятие.
Во второй главе работы было выполнено моделирование бизнес-процесса «TO BE». Благодаря автоматизации бизнес-процесса снизилось количество ошибок и уменьшилось время выполнения операций, поскольку сотрудникам не нужно каждый раз заполнять все документы вручную, тратить время на поиск данных на бумажных носителях. То есть была выполнена минимизация устной информации и оптимизированы формы сбора и передачи информации.
Кроме того, в данной главе был разработан бюджет проекта, который составил 1094931 рублей. Бюджет включает в себя расходы на оплату труда сотрудника ИТ-отдела, входящего в команду проекта, страховые отчисления, накладные расходы, куда входит сопровождение системы и приобретение лицензий, материальные ресурсы. При этом годовой экономический эффект составит 4728936,25 рублей, а срок окупаемости – менее года.
В третьей главе спроектирована структура базы данных, включающая в себя 16 сущностей, разработан интерфейс системы. Поскольку разработка осуществлялась в 1С: Предприятие, то интерфейс выполнен в привычном для пользователей продуктов 1С стиле.
Далее была выполнена непосредственно разработка системы: созданы все необходимые справочники, документы, разработаны отчеты.
В четвертой главе показано тестирование системы. По результатам проведенных тестов было определено, что в целом система соответствует предъявляемым к ней требованиям. Также были составлены руководства администратора и пользователя, программа обучения сотрудников работе с системой. Это позволит сотрудникам быстро и эффективно начать работать с созданной ИС.
Таким образом, в выпускной квалификационной работе, были выполнены все поставленные задачи исследования и представлены следующими результатами:
произведён анализ литературы по предмету исследования, доказавший актуальность темы данной работы, посвященной управлению проектом автоматизации бизнес-процессов отдела маркетинга и рекламы;
произведён анализ существующих аналогов ПО и технологических решений , определены преимущества и недостатки их использования при решении проблемы автоматизации процесса учета создания рекламных продуктов;
предложена разработка собственной системы для ООО «ТЛКТ» в качестве способа автоматизации бизнес-процессов отдела маркетинга и рекламы;
разработана ИС для учета создания рекламных продуктов в отделе маркетинга и рекламы.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи, поставленные перед исследованием решены.
По теме исследования автором выпускной квалификационной работы были опубликованы следующие научные статьи:
- «Особенности проектирования средств автоматизации деятельности таможенно-логистического терминала»: (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67311177);
- «Управление проектом автоматизации бизнес-процессов службы маркетинга и рекламы» (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=76067179&pff=1).
«Особенности программной реализации управления проектом автоматизации бизнес-процессов службы маркетинга и рекламы»
«Принципы формирования прототипа интерфейса ИС для службы маркетинга и рекламы в 1С:Предприятие 8.3»
Результаты исследования были представлены на следующих конференциях:
VII Всероссийская научно-практическая конференция «Устойчивое развитие России – 2024»: программа конференции – https://disk.yandex.ru/i/Rs_yY12qiALITQ;
II научно-практической конференция «Устойчивое развитие России – 2024»: программа конференции - https://disk.yandex.ru/i/r8Y5I7Ic2WSiZg.
LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки» программа конференции - https://nauchforum.ru/conf/tech/lxxxiv
Всероссийская научно-практическая конференция ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ – 2025 программа конференции – https://disk.yandex.ru/i/pkasc_uC1BLP2Q.
1. Алешин А.В., Багратиони К.А. и др. Управление проектами: фундаментальный курс / учебник. – 2-е изд., Алешин А.В., Багратиони К.А. и др.; под ред. Аньшина В.М., Ильиной О.Н. - М.: Издательский Дом Высшей школы экономики, 2023. – 800 c. - ISBN 978-5-7598-4002-2. – Текст: непосредственный
2. Бурков В.Н., Заложнев А.Ю., Новиков Д.А. Теория графов в управлении организационными системами / В.Н. Бурков, А.Ю. Заложнев, Д.А. Новиков. - М.: Синтег, 2001. – 124 с. – ISBN:5-89638-55-0 – Текст: непосредственный
3. Грекул В.И. Проектирование информационных систем / В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина. – М.: Юрайт, 2020. – 385 с. - ISBN 978-5-94774-817-8. – Текст: непосредственный
4. Голдратт Элияху М. Критическая цепь. / Пер. с англ. - М.: ТОС Центр. - 2006, 272 c. - ISBN. 978-985-15-1959-6, 978-985-15-2826-0. – Текст: непосредственный
5. Демидов А.В. Оценка экономической эффективности ИТ-проектов / А.В. Демидов. – М.: Прометей, 2023. - 122 с. - ISBN 978-5-00172-455-1. – Текст: непосредственный
6. Долганова О.И. Бизнес-процессы. Анализ, моделирование, технологии совершенствования / О.И. Долганова. – М.: Кнорус, 2022. – 324 с. ISBN – 978-5-406-09453-2. – Текст: непосредственный
7. Журавлев П.В. Современный системный менеджмент. / Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Кокорев И.А., Катабай П.Х., Ураев Н.Н. - М., 2023. – 248 c. – ISBN: 5-472-01871-4. – Текст: непосредственный
8. Зуева, А. Н. Моделирование бизнес-процессов в нотации BPMN 2.0 / А. Н. Зуева. – М.: МИРЭА, 2021. – 105 с. - ISBN 978-5-7339-1550-0. – Текст: непосредственный
9. Ильина О.Н. Методология управления проектами: становление современное состояние и развитие. / О.Н. Ильина. -Вузовский учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. - ISBN 978-5-16-019624-4. - Текст: непосредственный
10. Каменнова, М. С. Моделирование бизнес-процессов. Учебник и практикум / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. – М.: Юрайт, 2023. – 534 с. - ISBN 978-5-534-16845-7. - Текст: непосредственный
11. Кулапов М. Н., Одегов Ю. Г., Никулин Л. Ф. О некоторых взглядах на «менеджмент 3.0» (новая редакция) // Управленец. – 2011. – № 5-6. – c. 26–31.
12. Лобанова Н.М., Алтухова Н.Ф. Эффективность информационных технологий. Учебник и практикум для вузов / Н.М. Лобанова, Н.Ф. Алтухова. – М.: Юрайт, 2023. – 237 с. – ISBN 978-5-534-00222-5. - Текст: непосредственный
13. Мазур И.И. Управление проектами. / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. - М.: Омега-Л, 2014. – 664 c. – ISBN: 978-5-370-02800-7. - Текст: непосредственный
14. Стеблякова Л.П., Петренко Е.С., Алешникова В.И. Проектный подход к управлению маркетинговой деятельностью / Л.П. Стеблякова, Е.С. Петренко, В.И. Алешникова. - Экономика и управление: проблемы, решения, 2023. – № 10 (139). – c. 154-166.
15. Филимонова Е.В. Разработка и реализация конфигураций в системе 1С: Предприятие / Е.В. Филимонова. – М.: издат. дом Университета Синергия, 2020. – 208 с. – ISBN 978-5-4257-0502-0. - Текст: непосредственный
16. Филлипс Дж. Управление проектами в области информационных технологий / Дж. Филлипс. - М.: Лори, 2006. – 377 c. – ISBN 978-5-85582-396-7. - Текст: непосредственный
17. Ханаева Г.А. Экономическая эффективность информационной системы / Г.А. Ханаева. – М.: Инновации и инвестиции, 2020. – с.140-143. – Текст: непосредственный
18. Чекмарев, А.В. Управление ИТ-проектами и процессами: учеб. для вузов / А.В. Чекмарев. – Москва : Изд. Юрайт, 2021. – 228 с. – ISBN 978-5-534-18522-5. - Текст: непосредственный
19. Бабенко А.С. Эволюция теоретических подходов к управлению проектами в экономике / Текст: электронный // URL: https://novainfo.ru/article/19597 (дата обращения 15.04.2025)
20. Битрикс24 – подробное описание системы и особенности испоьзования / Текст: электронный // URL: https://cetera.ru/about/articles/bitrix-24-description-of-system/ (дата обращения 22.03.2025)
21. Бронникова Т. Оценка эффективности внедрения информационной системы управления предприятием. Измеримые цели и контроль их достижения / Т. Бронникова. – Текст: электронный // URL: https://www.topsbi.ru/about-the-company/press-centr/publikacii/ocenka_effektivnosti_vnedreniya_informacionnoy_sistemy_upravleniya_predpriyatiem/ (дата обращения 27.03.2025)
22. Бунова Е.В., Буслаева О.С. Оценка эффективности внедрения информационных систем / Е.В. Бунова, О.С. Буслаева. – Текст: электронный // Астрахань: Вестник астраханского технического государственного университета. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-vnedreniya-informatsionnyh-sistem (дата обращения 27.03.2025)
23. Лаухин А.А. Особенности проектирования средств автоматизации деятельности таможенно-логистического терминала / А.А. Лаухин. – Текст: электронный // Устойчивое развитие России – 2024: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции / Международный центр научного партнерства «Новая наука». – Петрозаводск: ИП Ивановская И.И., 2024. – 82-88. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67311177 (дата обращения 11.04.2025)
24. Лаухин А.А. Управление проектом автоматизации бизнес-процессов службы маркетинга и рекламы / А.А. Лаухин. – Текст: электронный // Устойчивое развитие России – 2024: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции / Международный центр научного партнерства «Новая наука». – Петрозаводск: ИП Ивановская И.И., 2024. – с. 98-106. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=76067179&pff=1 (дата обращения 11.03.2025)
25. Нехорошкова, Л. Г. Информационное моделирование и анализ требований: учебное пособие: [16+] / Л. Г. Нехорошкова; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2020. – 146 с.: ил., табл., схем. – ISBN 978-5-8158-2209-2. – Текст: электронный – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=615678. (дата обращения 24.03.2025) - Режим доступа: по подписке
26. Онлайн-уроки 1С: Предприятие 8 / Текст: электронный // URL: http://1c-uroki.ru/ (дата обращения 25.03.2025)
27. Оценка эффективности информационных систем / Текст: электронный // URL: https://bcoll.ru/1242-otsenka-effektivnosti-informatsionnyh-sistem/ (дата обращения 25.03.2025)
28. Практика CRM. Описание системы Fresh Office CRM / Текст: электронный // URL: http://www.crm-practice.ru/crm-systems/294/4521/ (дата обращения 22.03.2025)
29. Практика CRM. Описание системы Monitor CRM / Текст: электронный // URL: http://www.crm-practice.ru/crm-systems/294/4521/ (дата обращения 22.03.2025)
30. Проектирование диаграммы деятельности UML (ACTIVITY DIAGRAM) / Текст: электронный // URL: https://nationalteam.worldskills.ru/skills/proektirovanie-diagrammy-deyatelnosti-uml-activity-diagram/ (дата обращения 26.03.2025)
31. Романова И.П., Романов П.С. Базы данных: работа с PostgreSQL: учебное пособие - М.: Московский университет имени С.Ю. Витте, 2023. - 193 c. – [Электронный ресурс] – ISBN 978-5-9580-0705-97. – https://e.muiv.ru/local/library/library.php?book_id=148859 (дата обращения 23.03.2025)
32. Самоучитель 1С Предприятие / Текст: электронный // URL: https://sitis.com.ua/about/articles/samouchitel_1s_predpriyatie/ (дата обращения 21.03.2025)
33. Техническое задание: как и зачем его писать, и почему без него не обойтись / Текст: электронный // URL: https://habr.com/ru/articles/772732/ (дата обращения 22.03.2025)
34. ТЛКТ / Текст: электронный // URL: https://zollru.ru/dokumenty/51-tlkt (дата обращения: 11.03.2025)
35. Файоль А. Общее и промышленное управление. / Перевод на русский язык: Б. В. Бабина-Кореня. М., 1923. Центр гуманитарных технологий. -Электронный ресурс // URL: https://gtmarket.ru/library/basis/5783 (дата обращения 30.03.2025)
36. Что такое CRM простыми словами: виды и как выбрать CRM-систему, лучшие CRM-системы в 2025 году / Текст: электронный // URL: https://craftum.com/blog/crm/ (дата обращения 24.03.2025)
37. Чепурнова Д. Просто о сложном: что такое маркетинг, какие у него задачи и как узнать о нем больше / Д. Чепурнова. – Текст: электронный // URL: https://skillbox.ru/media/marketing/prosto-o-slozhnom-chto-takoe-marketing-kakie-u-nego-zadachi-i-kak-uznat-o-nyem-bolshe/ (дата обращения 26.03.2025)
38. Чурсина В. Что такое маркетинг простыми словами: цели, виды, задачи / В. Чурсина. – Текст: электронный // URL: https://kokoc.com/blog/chto-takoe-marketing/ (дата обращения 25.03.2025)
39. amoCRM / Текст: электронный // URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82:AmoCRM (дата обращения 22.03.2025)
40. amoCRM – Что это такое? / Текст: электронный // URL: https://crm.ru/blog/amocrm-chto-eto-takoe/ (дата обращения 22.03.2025)
41. DFD: примеры и правила построения диаграмм потоков данных / Текст: электронный // URL: https://practicum.yandex.ru/blog/diagramma-potokov-dannyh-dfd/#:~:text=DFD%20(%D0%BE%D1%82%20%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB.,%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B8%20%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B0%20%D1%8D%D1%82%D0%B8%D1%85%20%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85. (дата обращения 26.03.2025)
42. Clark, Wallace The Gantt chart, a working tool of management..
43. Gulick Luther Halsey Papers on the science of administration. - New York, Institute of Public Administration, Columbia University, 1937. – 195 p.