Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конструктор фраз «Кубики» как средство развития фразовой речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития (Пермский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет)

Работа №175953

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы60
Год сдачи2024
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАДОУ «Детский сад "Электроник» г. Перми.
Выборка: 18 детей в возрасте от 2,1 до 2,8 лет.

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме развития детей раннего возраста c задержкой речевого развития 7
1.1. Задержка речевого развития. 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста с задержкой речевого развития 9
1.3. Обзор методик логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития 14
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Исследование состояния речи и неречевых функций у детей раннего возраста с задержкой речевого развития 19
2.1. Организация и методика логопедического обследования детей в возрасте от 2 до 3 лет 19
2.2. Анализ результатов обследования речи детей 2 - 3 лет с задержкой речевого развития 24
Выводы по второй главе 28
Глава 3. Разработка и апробация логопедического пособия «Конструктор фраз «Кубики» для развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития 29
3.1. Технологические аспекты разработки пособия «Конструктор фраз «Кубики» для развития фразовой речи у детей раннего возраста.. 29
3.2. Методические аспекты применения пособия «Конструктор фраз «Кубики» для развития фразовой речи у детей раннего возраста с с задержкой речевого развития…35
3.3. Формирующий этап эксперимента по развитию фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.40
3.4. Контрольный этап эксперимента и анализ его результатов.… 45
Выводы по третьей главе 51
Заключение 53
Библиографический список 55

Задержка речевого развития (далее ЗРР) - это отставание развития речи от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с таким диагнозом овладевают речью значительно позже, рамки их речевого развития сдвинуты. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий патология будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка [3].
О проблеме ранней диагностики и последующей коррекции речевых нарушений писали такие выдающиеся ученые как: Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, О. Е. Громова, Л.М. Гладковская и др.
Основными симптомами задержки речевого развития у детей раннего возраста являются выраженная дефицитарность экспрессивного словаря ребенка и позднее появление фразы.
Формирование грамматически правильной фразовой речи занимает особое место среди многих теоретически и методически значимых проблем речевого развития. Только овладев законами построения различных типов фраз, ребёнок способен успешно контактировать с окружающей действительностью и познавать ее.
Как считает А.Н. Леонтьев, развитие фразовой речи – это необходимое условие для того, чтобы ребенок правильно формулировал свою мысль. По мнению ученного, это своего рода коррекция способов языковой реализации коммуникативных задач [24].
На проблему развития фразовой речи детей обращали внимание такие ученые, как Л.С. Выготский Т.В. Ахутина, Т.А. Ладыженская, А.С. Герасимова, Н.А. Одинокова, Л.М.Чудинова, Л.В. Ковригина и другие.
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной изучению развития фразовой речи, выявил недостаточную изученность особенностей развития фразовой речи у детей раннего возраста в процессе коррекционно-развивающих занятий.
Актуальность выбора темы заключается в недостаточной разработанности дидактических пособий для развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Таким образом, проблема использования авторских пособий в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития приобретает все большее значение. Исходя из актуальности, мы определили тему нашей работы «Конструктор фраз "Кубики"» как средство развития фразовой речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Проблема исследования связана с процессом развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития и обоснованием применения авторского пособия «Конструктор фраз "Кубики"» в процессе коррекционно-развивающей работы.
Противоречие: теоретический анализ исследований данной проблемы позволил выделить противоречие между потребностью в развитии фразовой речи детей 2-3 лет с задержкой речевого развития и недостаточной разработанностью соответствующих пособий.
Цель исследования: разработка и апробация логопедического пособия «Конструктор фраз "Кубики"» в процессе коррекционно-развивающих занятий для развития фразовой речи у детей раннего возраста с ЗРР.
Объект исследования: процесс коррекционно-развивающей работы по развитию фразовой речи c детьми раннего возраста с ЗРР на логопедических занятиях с применением пособия «Конструктор фраз "Кубики"».
Предмет исследования: применение пособия «Конструктор фраз "Кубики"» как средство развития фразовой речи детей раннего возраста с ЗРР.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать состояния речи и неречевых функций у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
3. Разработать 3D-модель дидактического пособия для развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в программе Tinkercad и распечатать пособие на 3D-принтере.
4. Описать технологическое и методические аспекты разработки пособия «Конструктор фраз "Кубики"» для развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
5. Провести апробацию пособия «Конструктор фраз "Кубики"» в процессе коррекционно-развивающей работы по развитию фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
6. Определить эффективность применения пособия «Конструктор фраз "Кубики"» как средства развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Гипотеза: применение пособия «Конструктор фраз "Кубики"» будет способствовать развитию фразовой речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития при соблюдении следующих условий:
- систематическое проведение коррекционно-развивающих занятий;
- использование пособия в индивидуальной форме работы с ребёнком;
- использование кубов после предварительной работы по пополнению пассивного и активного словаря, появления первых слов;
- использования специфических приёмов развития речи детей раннего возраста;
- учёт возрастных и индивидуальных способностей ребёнка.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- диагностика речевой и интеллектуальной недостаточности у детей 2-3 лет;
- изучение 3D-моделирования;
- разработка 3D-модели пособия;
-проведение констатирующего, формирующего, контрольного экспериментов;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Электроник" г. Перми. В эксперименте приняли участие 10 детей (6 девочек и 4 мальчика) с двух до трёх лет, которые имели задержку речевого развития.
Теоретическая значимость исследования заключается, в систематизации и теоретико-методологическим обоснованием проблемы развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе описан процесс создания дидактического пособия «Конструктор фраз "Кубики"», которое может быть использовано в коррекционных занятиях учителей – логопедов, педагогов групп раннего возраста, а также родителями в процессе домашних игр и занятий с детьми. К тому же, было определено содержание коррекционно-развивающей работы по формированию фразовой речи у дошкольников 2-3 лет, с применением пособия «Конструктор фраз "Кубики"». Приложенные конспекты коррекционно-развивающей работы могут быть полезны логопедам и воспитателям, а также родителям.
Структура работы: состоит из введения, трёх глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования являлась разработка и апробация логопедического пособия «Конструктор фраз "Кубики"» в процессе коррекционно-развивающих занятий для развития фразовой речи у детей раннего возраста с ЗРР.
В связи с этим в первой главе мы раскрыли суть термина «задержка речевого развития», раскрыли виды, причины, признаки и специфику проявления нарушения, дали исчерпывающую психолого-педагогическую характеристику детей раннего возраста с задержкой речевого развития, сделали обзор методик логопедической работы с детьми данной категории.
Вторая глава была посвящена оценке речевых и неречевых умений детей раннего возраста. Для решения данной задачи нами была выбрана экспресс-диагностика Н.В. Верещагиной. По данной методике были обследовано 18 детей в возрасте 2,1 до 2,8 лет: 4 мальчика и 6 девочек. Для участия в форматирующем этапе исследования в экспериментальную группу нами были выбраны 5 детей с вероятной задержкой речевого развития. В контрольную группу были отобраны 1 ребёнок с ЗРР и 4 ребёнка с нижней границей нормативного варианта возрастного психоречевого развития.
В целях развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития нами было разработано и апробировано логопедическое пособие «Конструктор фраз "Кубики"» в ходе формирующего эксперимента в период с февраль по апрель 2024 года на базе МАДОУ «Детский сад "Электроник» г. Перми.
Поскольку дети в раннем возрасте преимущественно занимаются предметно-манипулятивной деятельностью, мы разработали пособие, включающее в себя использование практических действия с предметами, а не простое проговаривание слов по предметным картинкам.
Эффективность применения нашего пособия была подтверждена результатами контрольного эксперимента: дети из экспериментальной группы продемонстрировали прирост на 15-20% по всем обследованным параметрам развития (психического, речевого, игрового, двигательного, эмоционально-волевого). Дети стали использовать в речи двух- и трехсловные фразы, более эмоционально реагировать на обращения, лучше понимать значения существительных и глаголов, их речь стала включать простые предложения из двух слов. Показатели контрольной группы также увеличились, но не более чем на 5-10% в каждой оцениваемой сфере.
Пособие «Конструктор фраз "Кубики"» может быть использовано на коррекционно-развивающих занятиях учителей-логопедов, педагогов групп раннего возраста, а также родителями в процессе домашних игр и занятий с детьми.
Таким образом, цель исследования достигнута.



1. Абрамова Н.А., Захарова В.И. Особенности развития словаря у детей раннего возраста с задержкой речевого развития // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 73-75; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2066
2. Абрамова Н.А., Софронова С.М. Роль логопеда в развитии детей раннего возраста с ОВЗ в системе комплексного сопровождения // Мир науки, культуры, образования – 2023 - №3 (100) – с.278-279. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-logopeda-v-razvitii-detey-rannego-vozrasta-s-ovz-v-sisteme-kompleksnogo-soprovozhdeniya
3. Авсейчикова А. Е., Гостищева Е. С. Коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников // Актуальные исследования. 2022. №13 (92). С. 73-76. - URL: https://apni.ru/article/3923-korrektsiya-i-profilaktika-rechevikh-narushen
4. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. – Ростов н / Д.: Феникс, 2018. – 141 с.
5. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ, 2019. – 168 с.
6. Бобылова М.Ю., Браудо Т.Е. Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию // Русский журнал детской неврологии – 2017 - №1 – с.56-61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detey-vvedenie-v-terminologiyu
7. Верещагина Н. В. Дифференциальная экспресс-диагностика речевой и интеллектуальной недостаточности у детей 2—3 лет. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 12 стр.
8. Гирилюк Т. Н. Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста [Электронный ресурс]. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2011. – 180 с. – (Университетская библиотека онлайн). – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32054.html
9. Гирилюк, Т.Н. Технология преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: дисс.…канд. пед. наук / Т.Н. Гирилюк. – Екатеринбург, 2010
10. Голубева С. А., Чаркина Н. В. Исследование уровня развития речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития // ЖУРНАЛ Гуманитарные науки – 2019 - № 2 (62) – с.133-137.
11. Городилова С. А., Ульянова А. Ю. Теоретическое изучение проблемы задержки речевого развития у детей раннего возраста // Современные образовательные практики в студенческих исследованиях – 2023 - №1 – с. 406-410.
12. Громова, О.Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. – М.: Сфера, 2008
13. Датешидзе, Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития / Т.А. Датешидзе. – СПб.: Речь, 2014.
14. Ефимова, А. В. Особенности психологического развития детей раннего возраста и педагогические методы раннего развития. Современный подход : практическое пособие / А. В. Ефимова. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 119 c. — ISBN 978-5-4497-1325-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/110121.html
15. Заваденко, Н.Н. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение / Н.Н. Заваденко, Н.Ю. Суворинова // Русский медицинский журнал. - 2016 - №6. - С. 362-366.
16. Заваденко, Н.Н. и др. Отставание развития речи в практике педиатра идетского невролога. Вопросы современной педиатрии, 2015; 14(1): с.132-139
17. Каменев Р.В. Применение 3D-принтеров в образовании [Текст] // Р. В. Каменев, А. М. Лейбов, О. М. Осокина ‒ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» ‒ 2014 ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-3d-printerov-v-obrazovanii
18. Капланова И.С. Формирование речи у детей раннего возраста / И.С. Капланова, Т.И. Олешко // Студенческая наука XXI века. – 2017. - № 1. – С. 94-96. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://interactive-plus.ru/e-articles/334/Action334-115605.pdf
19. Капралова Е. Г., Колодовская Е. А. Некоторые аспекты стимуляции речевой активности детей раннего возраста // Colloquium-journal - №10 (62) – с. 157-158. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-stimulyatsii-rechevoy-aktivnosti-detey-rannego-vozrasta
20. Кацко, С. Ю. Мультимедийные технологии : учебное пособие / С. Ю. Кацко. — Новосибирск : СГУГиТ, 2015. — ISBN 978-5-87693-860-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/157305 (дата обращения: 29.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 92.
21. Климонтович, Е.Ю. Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь. Для детей 2,5–4 лет [Электронный ресурс]/ Климонтович Е.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Теревинф, 2015.— 87 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46115.— ЭБС «IPRbooks»
22. Козырева, О. А. Задержка речевого развития детей раннего возраста: учебное пособие для вузов / О. А. Козырева, А. О. Быкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 80 с. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 18 — URL: https://urait.ru/bcode/477546/p.18
23. Кравец, О.Ю. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ О.Ю. Кравец [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2014.— 104 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39667.— ЭБС «IPRbooks».
24. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев ; под редакцией и с предисловием Д. А. Леонтьева. - 5-е, испр. и доп. изд. - Москва: Смысл, 2020. – 526 с.
25. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. — М.: ПАРАДИГМА, 2015. – 128 с.
26. Лынская, М. И. Неговорящий ребенок. Инструкция по применению. —М.: ПАРАДИГМА, 2015 — 32 с.
27. Макарова,Н.В. Основные направления логопедической работы с детьми раннего возраста/Н.В. Макарова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. -2013. -№2. -С.76 -79.
28. Манеркина А. И., Хмелькова Е. В. Теоретическое изучение проблемы фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития // Современные образовательные практики в студенческих исследованиях – 2023 - №1- с.419-422, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-izuchenie-problemy-frazovoy-rechi-u-detey-rannego-vozrasta-s-zaderzhkoy-rechevogo-razvitiya
29. Матвеева Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2 – 3 лет. Пособие для психологов, воспитателей и родителей. – М.: АРКТИ, 2015. – 96 с.
30. Меженин А.В. Технологии разработки 3D-моделей. Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2018 – 100 с.
31. Меркучева В.В. Рекомендации для родителей по предупреждению и преодолению ЗРР // Наука и образование сегодня – 2024 – №1 (78) - с.27-30, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rekomendatsii-dlya-roditeley-po-preduprezhdeniyu-i-preodoleniyu-zrr
32. Мертвищева, К. З. Задержка речевого развития детей младшего дошкольного возраста: основные аспекты, диагностика и основные способы коррекции / К. З. Мертвищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 342-344. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80547/
33. Метляева, Ю. В. Система логопедической работы по преодолению задержки речевого развития / Ю. В. Метляева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15207
34. Нищева Н. В. «Расти, малыш!». Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) с расстройствами речевого и интеллектуального развития. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019 — 96 с.
35. Нищева Н. В. Вызывание простых звуков, звукоподражаний и первых слов у неговорящего ребенка. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022. — 48 с.
36. Нищева Н. В. Методический комплект программы «Расти, малыш!» Подгрупповые занятия учителя логопеда с детьми раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет). Календарное планирование. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 160 с.
37. Новрузова Гюнель Сиявуш Кызы Внедрение 3d моделирования в учебный процесс различные взгляды на определение и объяснение понятий модель и моделирование // Архивариус. 2021. №7 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-3d-modelirovaniya-v-uchebnyy-protsess-razlichnye-vzglyady-na-opredelenie-i-obyasnenie-ponyatiy-model-i-modelirovanie
38. Пазухина И.А. Вместе весело играть. Учебная программа психологического сопровождения де- тей 2—4 лет в период адаптации к условиям ДОУ. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТС ТВО-ПРЕСС», 2020 — 112 с.
39. Покровская Ю.А. Дефиниция "задержка речевого развития" в современной логопедии // Специальная педагогика и специальная психология. Сборник научных статей участников V международного теоретико-методологического семинара 08 – 09 апреля 2013 года, ИСОиКР ГБОУ ВПО МГПУ. В 2 – х томах. Том 1 Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии. М.: ЛОГОМАГ, 2013- 284с.-с.211-218.
40. Прусова О. Н., Меженцева Г. Н. Формирование сенсорных эталонов как основа развития речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития // ЖУРНАЛ COLLOQUIUM-JOURNAL – 2020 - № 13-3 (65) – 56-58 с.
41. Рыжова Н.В. Логопедические занятия с детьми 2-3 лет. ФГОС ДО [Текст] : автор-составитель Н. В. Рыжова. - Волгоград : Учитель, 2020 - 66 с.
42. Тарасова, К. С. Алгоритм коррекционно-логопедической работы по развитию речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития с использованием приемов нейрокоррекции / К. С. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100959/
43. Уклейкина И. Ю., Пайдимирова Т. П. Логопедическая работа с детьми раннего возраста, имеющими 1 уровень речевого развития // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskaya-rabota-s-detmi-rannego-vozrasta-imeyuschimi-i-uroven-rechevogo-razvitiya (дата обращения: 27.06.2023).
44. Хвостикова, А. А. Причины задержки развития речи (ЗРР) в дошкольном возрасте / А. А. Хвостикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 29-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4847/
45. Хохрякова, Ю. М. Педагогика раннего возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. М. Хохрякова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 262 с. — URL: https://urait.ru/bcode/515175
46. Цидина О.В. Диагностические и коррекционные методики по выявлению и преодолению нарушений речевого развития // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-6.
47. Чеканова М. В. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой речевого развития // Журнал «Профессиональное образование в России и за рубежом». – 2016 – № 4(24) – 151-154с.
48. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019 — 457 с.
49. Шемякина, О.В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. Диагностическая и коррекционно-воспитательная работа логопеда ДОУ / О.В. Шемякина. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020. – 168 с.
50. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5- 3 лет / Е.А. Янушко. – М.: Теревинф, 2014г.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ