Конструктор фраз «Кубики» как средство развития фразовой речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития (Пермский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАДОУ «Детский сад "Электроник» г. Перми.
Выборка: 18 детей в возрасте от 2,1 до 2,8 лет.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме развития детей раннего возраста c задержкой речевого развития 7
1.1. Задержка речевого развития. 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста с задержкой речевого развития 9
1.3. Обзор методик логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития 14
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Исследование состояния речи и неречевых функций у детей раннего возраста с задержкой речевого развития 19
2.1. Организация и методика логопедического обследования детей в возрасте от 2 до 3 лет 19
2.2. Анализ результатов обследования речи детей 2 - 3 лет с задержкой речевого развития 24
Выводы по второй главе 28
Глава 3. Разработка и апробация логопедического пособия «Конструктор фраз «Кубики» для развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития 29
3.1. Технологические аспекты разработки пособия «Конструктор фраз «Кубики» для развития фразовой речи у детей раннего возраста.. 29
3.2. Методические аспекты применения пособия «Конструктор фраз «Кубики» для развития фразовой речи у детей раннего возраста с с задержкой речевого развития…35
3.3. Формирующий этап эксперимента по развитию фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.40
3.4. Контрольный этап эксперимента и анализ его результатов.… 45
Выводы по третьей главе 51
Заключение 53
Библиографический список 55
База исследования: МАДОУ «Детский сад "Электроник» г. Перми.
Выборка: 18 детей в возрасте от 2,1 до 2,8 лет.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме развития детей раннего возраста c задержкой речевого развития 7
1.1. Задержка речевого развития. 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста с задержкой речевого развития 9
1.3. Обзор методик логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития 14
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Исследование состояния речи и неречевых функций у детей раннего возраста с задержкой речевого развития 19
2.1. Организация и методика логопедического обследования детей в возрасте от 2 до 3 лет 19
2.2. Анализ результатов обследования речи детей 2 - 3 лет с задержкой речевого развития 24
Выводы по второй главе 28
Глава 3. Разработка и апробация логопедического пособия «Конструктор фраз «Кубики» для развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития 29
3.1. Технологические аспекты разработки пособия «Конструктор фраз «Кубики» для развития фразовой речи у детей раннего возраста.. 29
3.2. Методические аспекты применения пособия «Конструктор фраз «Кубики» для развития фразовой речи у детей раннего возраста с с задержкой речевого развития…35
3.3. Формирующий этап эксперимента по развитию фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.40
3.4. Контрольный этап эксперимента и анализ его результатов.… 45
Выводы по третьей главе 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Задержка речевого развития (далее ЗРР) - это отставание развития речи от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с таким диагнозом овладевают речью значительно позже, рамки их речевого развития сдвинуты. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий патология будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка [3].
О проблеме ранней диагностики и последующей коррекции речевых нарушений писали такие выдающиеся ученые как: Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, О. Е. Громова, Л.М. Гладковская и др.
Основными симптомами задержки речевого развития у детей раннего возраста являются выраженная дефицитарность экспрессивного словаря ребенка и позднее появление фразы.
Формирование грамматически правильной фразовой речи занимает особое место среди многих теоретически и методически значимых проблем речевого развития. Только овладев законами построения различных типов фраз, ребёнок способен успешно контактировать с окружающей действительностью и познавать ее.
Как считает А.Н. Леонтьев, развитие фразовой речи – это необходимое условие для того, чтобы ребенок правильно формулировал свою мысль. По мнению ученного, это своего рода коррекция способов языковой реализации коммуникативных задач [24].
На проблему развития фразовой речи детей обращали внимание такие ученые, как Л.С. Выготский Т.В. Ахутина, Т.А. Ладыженская, А.С. Герасимова, Н.А. Одинокова, Л.М.Чудинова, Л.В. Ковригина и другие.
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной изучению развития фразовой речи, выявил недостаточную изученность особенностей развития фразовой речи у детей раннего возраста в процессе коррекционно-развивающих занятий.
Актуальность выбора темы заключается в недостаточной разработанности дидактических пособий для развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Таким образом, проблема использования авторских пособий в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития приобретает все большее значение. Исходя из актуальности, мы определили тему нашей работы «Конструктор фраз "Кубики"» как средство развития фразовой речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Проблема исследования связана с процессом развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития и обоснованием применения авторского пособия «Конструктор фраз "Кубики"» в процессе коррекционно-развивающей работы.
Противоречие: теоретический анализ исследований данной проблемы позволил выделить противоречие между потребностью в развитии фразовой речи детей 2-3 лет с задержкой речевого развития и недостаточной разработанностью соответствующих пособий.
Цель исследования: разработка и апробация логопедического пособия «Конструктор фраз "Кубики"» в процессе коррекционно-развивающих занятий для развития фразовой речи у детей раннего возраста с ЗРР.
Объект исследования: процесс коррекционно-развивающей работы по развитию фразовой речи c детьми раннего возраста с ЗРР на логопедических занятиях с применением пособия «Конструктор фраз "Кубики"».
Предмет исследования: применение пособия «Конструктор фраз "Кубики"» как средство развития фразовой речи детей раннего возраста с ЗРР.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать состояния речи и неречевых функций у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
3. Разработать 3D-модель дидактического пособия для развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в программе Tinkercad и распечатать пособие на 3D-принтере.
4. Описать технологическое и методические аспекты разработки пособия «Конструктор фраз "Кубики"» для развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
5. Провести апробацию пособия «Конструктор фраз "Кубики"» в процессе коррекционно-развивающей работы по развитию фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
6. Определить эффективность применения пособия «Конструктор фраз "Кубики"» как средства развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Гипотеза: применение пособия «Конструктор фраз "Кубики"» будет способствовать развитию фразовой речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития при соблюдении следующих условий:
- систематическое проведение коррекционно-развивающих занятий;
- использование пособия в индивидуальной форме работы с ребёнком;
- использование кубов после предварительной работы по пополнению пассивного и активного словаря, появления первых слов;
- использования специфических приёмов развития речи детей раннего возраста;
- учёт возрастных и индивидуальных способностей ребёнка.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- диагностика речевой и интеллектуальной недостаточности у детей 2-3 лет;
- изучение 3D-моделирования;
- разработка 3D-модели пособия;
-проведение констатирующего, формирующего, контрольного экспериментов;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Электроник" г. Перми. В эксперименте приняли участие 10 детей (6 девочек и 4 мальчика) с двух до трёх лет, которые имели задержку речевого развития.
Теоретическая значимость исследования заключается, в систематизации и теоретико-методологическим обоснованием проблемы развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе описан процесс создания дидактического пособия «Конструктор фраз "Кубики"», которое может быть использовано в коррекционных занятиях учителей – логопедов, педагогов групп раннего возраста, а также родителями в процессе домашних игр и занятий с детьми. К тому же, было определено содержание коррекционно-развивающей работы по формированию фразовой речи у дошкольников 2-3 лет, с применением пособия «Конструктор фраз "Кубики"». Приложенные конспекты коррекционно-развивающей работы могут быть полезны логопедам и воспитателям, а также родителям.
Структура работы: состоит из введения, трёх глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка.
О проблеме ранней диагностики и последующей коррекции речевых нарушений писали такие выдающиеся ученые как: Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, О. Е. Громова, Л.М. Гладковская и др.
Основными симптомами задержки речевого развития у детей раннего возраста являются выраженная дефицитарность экспрессивного словаря ребенка и позднее появление фразы.
Формирование грамматически правильной фразовой речи занимает особое место среди многих теоретически и методически значимых проблем речевого развития. Только овладев законами построения различных типов фраз, ребёнок способен успешно контактировать с окружающей действительностью и познавать ее.
Как считает А.Н. Леонтьев, развитие фразовой речи – это необходимое условие для того, чтобы ребенок правильно формулировал свою мысль. По мнению ученного, это своего рода коррекция способов языковой реализации коммуникативных задач [24].
На проблему развития фразовой речи детей обращали внимание такие ученые, как Л.С. Выготский Т.В. Ахутина, Т.А. Ладыженская, А.С. Герасимова, Н.А. Одинокова, Л.М.Чудинова, Л.В. Ковригина и другие.
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной изучению развития фразовой речи, выявил недостаточную изученность особенностей развития фразовой речи у детей раннего возраста в процессе коррекционно-развивающих занятий.
Актуальность выбора темы заключается в недостаточной разработанности дидактических пособий для развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Таким образом, проблема использования авторских пособий в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития приобретает все большее значение. Исходя из актуальности, мы определили тему нашей работы «Конструктор фраз "Кубики"» как средство развития фразовой речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Проблема исследования связана с процессом развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития и обоснованием применения авторского пособия «Конструктор фраз "Кубики"» в процессе коррекционно-развивающей работы.
Противоречие: теоретический анализ исследований данной проблемы позволил выделить противоречие между потребностью в развитии фразовой речи детей 2-3 лет с задержкой речевого развития и недостаточной разработанностью соответствующих пособий.
Цель исследования: разработка и апробация логопедического пособия «Конструктор фраз "Кубики"» в процессе коррекционно-развивающих занятий для развития фразовой речи у детей раннего возраста с ЗРР.
Объект исследования: процесс коррекционно-развивающей работы по развитию фразовой речи c детьми раннего возраста с ЗРР на логопедических занятиях с применением пособия «Конструктор фраз "Кубики"».
Предмет исследования: применение пособия «Конструктор фраз "Кубики"» как средство развития фразовой речи детей раннего возраста с ЗРР.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать состояния речи и неречевых функций у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
3. Разработать 3D-модель дидактического пособия для развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в программе Tinkercad и распечатать пособие на 3D-принтере.
4. Описать технологическое и методические аспекты разработки пособия «Конструктор фраз "Кубики"» для развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
5. Провести апробацию пособия «Конструктор фраз "Кубики"» в процессе коррекционно-развивающей работы по развитию фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
6. Определить эффективность применения пособия «Конструктор фраз "Кубики"» как средства развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Гипотеза: применение пособия «Конструктор фраз "Кубики"» будет способствовать развитию фразовой речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития при соблюдении следующих условий:
- систематическое проведение коррекционно-развивающих занятий;
- использование пособия в индивидуальной форме работы с ребёнком;
- использование кубов после предварительной работы по пополнению пассивного и активного словаря, появления первых слов;
- использования специфических приёмов развития речи детей раннего возраста;
- учёт возрастных и индивидуальных способностей ребёнка.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- диагностика речевой и интеллектуальной недостаточности у детей 2-3 лет;
- изучение 3D-моделирования;
- разработка 3D-модели пособия;
-проведение констатирующего, формирующего, контрольного экспериментов;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Электроник" г. Перми. В эксперименте приняли участие 10 детей (6 девочек и 4 мальчика) с двух до трёх лет, которые имели задержку речевого развития.
Теоретическая значимость исследования заключается, в систематизации и теоретико-методологическим обоснованием проблемы развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе описан процесс создания дидактического пособия «Конструктор фраз "Кубики"», которое может быть использовано в коррекционных занятиях учителей – логопедов, педагогов групп раннего возраста, а также родителями в процессе домашних игр и занятий с детьми. К тому же, было определено содержание коррекционно-развивающей работы по формированию фразовой речи у дошкольников 2-3 лет, с применением пособия «Конструктор фраз "Кубики"». Приложенные конспекты коррекционно-развивающей работы могут быть полезны логопедам и воспитателям, а также родителям.
Структура работы: состоит из введения, трёх глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка.
Целью нашего исследования являлась разработка и апробация логопедического пособия «Конструктор фраз "Кубики"» в процессе коррекционно-развивающих занятий для развития фразовой речи у детей раннего возраста с ЗРР.
В связи с этим в первой главе мы раскрыли суть термина «задержка речевого развития», раскрыли виды, причины, признаки и специфику проявления нарушения, дали исчерпывающую психолого-педагогическую характеристику детей раннего возраста с задержкой речевого развития, сделали обзор методик логопедической работы с детьми данной категории.
Вторая глава была посвящена оценке речевых и неречевых умений детей раннего возраста. Для решения данной задачи нами была выбрана экспресс-диагностика Н.В. Верещагиной. По данной методике были обследовано 18 детей в возрасте 2,1 до 2,8 лет: 4 мальчика и 6 девочек. Для участия в форматирующем этапе исследования в экспериментальную группу нами были выбраны 5 детей с вероятной задержкой речевого развития. В контрольную группу были отобраны 1 ребёнок с ЗРР и 4 ребёнка с нижней границей нормативного варианта возрастного психоречевого развития.
В целях развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития нами было разработано и апробировано логопедическое пособие «Конструктор фраз "Кубики"» в ходе формирующего эксперимента в период с февраль по апрель 2024 года на базе МАДОУ «Детский сад "Электроник» г. Перми.
Поскольку дети в раннем возрасте преимущественно занимаются предметно-манипулятивной деятельностью, мы разработали пособие, включающее в себя использование практических действия с предметами, а не простое проговаривание слов по предметным картинкам.
Эффективность применения нашего пособия была подтверждена результатами контрольного эксперимента: дети из экспериментальной группы продемонстрировали прирост на 15-20% по всем обследованным параметрам развития (психического, речевого, игрового, двигательного, эмоционально-волевого). Дети стали использовать в речи двух- и трехсловные фразы, более эмоционально реагировать на обращения, лучше понимать значения существительных и глаголов, их речь стала включать простые предложения из двух слов. Показатели контрольной группы также увеличились, но не более чем на 5-10% в каждой оцениваемой сфере.
Пособие «Конструктор фраз "Кубики"» может быть использовано на коррекционно-развивающих занятиях учителей-логопедов, педагогов групп раннего возраста, а также родителями в процессе домашних игр и занятий с детьми.
Таким образом, цель исследования достигнута.
В связи с этим в первой главе мы раскрыли суть термина «задержка речевого развития», раскрыли виды, причины, признаки и специфику проявления нарушения, дали исчерпывающую психолого-педагогическую характеристику детей раннего возраста с задержкой речевого развития, сделали обзор методик логопедической работы с детьми данной категории.
Вторая глава была посвящена оценке речевых и неречевых умений детей раннего возраста. Для решения данной задачи нами была выбрана экспресс-диагностика Н.В. Верещагиной. По данной методике были обследовано 18 детей в возрасте 2,1 до 2,8 лет: 4 мальчика и 6 девочек. Для участия в форматирующем этапе исследования в экспериментальную группу нами были выбраны 5 детей с вероятной задержкой речевого развития. В контрольную группу были отобраны 1 ребёнок с ЗРР и 4 ребёнка с нижней границей нормативного варианта возрастного психоречевого развития.
В целях развития фразовой речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития нами было разработано и апробировано логопедическое пособие «Конструктор фраз "Кубики"» в ходе формирующего эксперимента в период с февраль по апрель 2024 года на базе МАДОУ «Детский сад "Электроник» г. Перми.
Поскольку дети в раннем возрасте преимущественно занимаются предметно-манипулятивной деятельностью, мы разработали пособие, включающее в себя использование практических действия с предметами, а не простое проговаривание слов по предметным картинкам.
Эффективность применения нашего пособия была подтверждена результатами контрольного эксперимента: дети из экспериментальной группы продемонстрировали прирост на 15-20% по всем обследованным параметрам развития (психического, речевого, игрового, двигательного, эмоционально-волевого). Дети стали использовать в речи двух- и трехсловные фразы, более эмоционально реагировать на обращения, лучше понимать значения существительных и глаголов, их речь стала включать простые предложения из двух слов. Показатели контрольной группы также увеличились, но не более чем на 5-10% в каждой оцениваемой сфере.
Пособие «Конструктор фраз "Кубики"» может быть использовано на коррекционно-развивающих занятиях учителей-логопедов, педагогов групп раннего возраста, а также родителями в процессе домашних игр и занятий с детьми.
Таким образом, цель исследования достигнута.



