Разработка мероприятий по улучшению системы финансового планирования предприятия сферы гостеприимства (на примере гостиницы «Афродита» ИП Триандофилиди Георгий Александрович»)
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии 6
1.1 Понятие, содержание, назначение, состав и задачи финансового планирования 6
1.2 Виды финансового планирования и их характеристика 9
1.3 Особенности финансового планирования в индустрии туризма и гостеприимства 14
Глава 2 Анализ и оценка системы финансового планирования в учреждении сферы гостеприимства (на примере гостиницы «Афродита» ИП Триандофилиди Георгий Александрович) 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования 21
2.2 Анализ финансово-экономических результатов деятельности гостиницы 24
2.3 Оценка системы финансового планирования предприятия 31
Глава 3 Разработка мероприятий по улучшению системы финансового планирования гостиницы «Афродита» ИП Триандофилиди Георгий Александрович 39
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Переход на рыночные отношения потребовал от предприятий и учреждений внедрения значительно более высокого уровня менеджмента, так как изменились условия, в которых функционируют предприятия. На первый план вышли проблемы обеспечения конкурентоспособности, особенно ярко это проявилось в одной из отраслей туризма - санаторно-курортном обслуживании. Одним из факторов повышающих конкурентоспособность является обновление материально-технической базы, что необходимо для улучшения качества сервиса, ведь современный рекреант стал более требователен к условиям проживания и отдыха, поскольку у него есть возможности сравнить качество предоставления услуг на отечественных и зарубежных курортах. Обновление материально-технической базы и решение ряда других задач невозможно без привлечения дополнительных финансовых ресурсов и их рационального использования в ходе реализации инвестиционных программ. За прошедшие годы реформирования российской экономики кардинально изменились характер и источники финансирования: резко сократились централизованные капитальные вложения в индустрию туризма, своевременно не были отработаны нормативные и законодательные рычаги, не создана необходимая инфраструктура : специальные банки, залоговые фонды, страховые компании. Будучи во всем мире одной из наиболее быстроокупаемых и привлекательных для инвестирования отраслей, туризм в нашей стране не получил инвестиционной поддержки. Наряду с внешними причинами, которые неподвластны влиянию отраслевого уровня, существует и несколько факторов внутреннего характера, которые делают отрасль непривлекательной для инвесторов [21, с.8].
По мнению ряда исследователей, а именно, Виноградовой М.В., Панина З.И. одной из таких причин является отсутствие достаточного количества высокопрофессиональных специалистов, знакомых с современными методами финансово-экономического анализа конкретного туристического предприятия, технологиями инвестирования с учетом кредитно -финансовой ситуации в стране. Недостаточно адаптированы методологии финансово -экономического анализа применительно к конкретным российским условиям, региональным и отраслевым особенностям [4, с.18].
Эффективность формирования и использования финансовых ресурсов предприятия зависит от организации и методов финансового планирования. Удачный финансовый план - это главное условие успеха любого предприятия. Выходить на рынок со своей продукцией, не имея четко разработанного плана действий - это гарантированный провал.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях ведения хозяйствования в России проблема безубыточности и достижение максимальной прибыльности компании является насущной для многих предприятий. Именно поэтому, экономисты пытаются создавать такой финансовый план, который будет учитывать внешние и внутренние факторы влияния экономической среды.
Объектом исследования является гостиница «Афродита» ИП Триандофилиди Георгий Александрович.
Предмет исследования - финансовое планирование деятельности гостиничного комплекса .
Целью данной работы является исследование особенностей организации финансового планирования действующего гостиничного комплекса «Афродита» и обоснование возможных направлений совершенствования его функционирования. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
— изучить теоретические аспекты финансового планирования на предприятии;
— рассмотреть виды и особенности финансового планирования в индустрии туризма и гостеприимства.
— провести анализ системы финансового планирования в учреждении сферы гостеприимства;
— разработать мероприятия по улучшению системы финансового планирования гостиницы.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе рассматриваются теоретические основы финансового планирования на предприятии. Во второй главе проводится анализ и дается оценка системы финансового планирования в учреждении сферы гостеприимства (на примере гостиницы «Афродита» ИП Триандофилиди Георгий Александрович). В третьей главе рассматриваются мероприятия по улучшению системы финансового планирования гостиницы.
В заключении подводятся итоги работы, формируются предложения по использованию новых систем планирования и формирования прибыли на предприятии.
Проанализировав финансовое планирование действующего гостиничного комплекса можно будет выявить как его преимущества, так и недостатки, и предложить пути решения последних. Данной проблемой занимались такие ученые, как: Кирейцев Г. Г., Бандурка А. М., Славюк Р. А., Загородний А.Г., Василенко Л.П. и др. Данные сборники и учебные пособия составили составили теоретическую часть выпускной квалификационной работы.
Методическую базу исследования составил системный подход. В зависимости от решаемых задач применялись следующие научные методы исследования: абстрактно - логический, расчетно - конструктивный , исторический, статистический, монографический, что позволило глубоко изучить финансовые результаты деятельности предприятия сферы торговли.
Объем работ ы изложен на 56 листах печатного текста и включает в себя 5 рисунков, 9 таблиц и 2 формулы.
В выпускной квалификационной работе было проведено исследование по определению теоретических и практических аспектов относительно финансового планирования, выделено его значение для предприятия сферы гостеприимства и определены пути совершенствования на перспективу.
По мнению известных финансистов, а именно Панин З.И., Ковалева В.В. было дано определение финансовому планированию, которое представляет собой процесс разработки и утверждения финансовых планов как средства сбалансирования финансовых потребностей и возможностей. Финансовый план того или иного субъекта отражает его финансовую деятельность, т.е. процесс формирования доходов и осуществление расходов. Их состав и структура, а также сбалансированность определяются задачами, направлениями и методами реализации финансовой политики. Финансовые планы является как отражением определенной политики, так и ее обоснованием. Одновременно ни один вариант финансового плана не может рассматриваться как оптимальный, если он не обеспечивает реализацию соответствующих целей и задач финансовой политики.
Анализ деятельности гостиницы «Афродита» ИП Триандофилиди Георгий Александрович позволил сделать следующие выводы: выручка от реализации услуг на конец 2016 года заметно выросла на 107 % по сравнению с прошлым 2015 годом. Данный факт можно прокомментировать сдачей в эксплуатацию SPA-комплекса и оказание услуг, не проживающим в гостинице. Увеличение прибыли также прослеживается в динамике в сопоставление с 2015 годом на 108 % или 621 тыс.руб. Увеличение процентного содержания в выручке доказывает, что темп роста выручки превышает темп роста себестоимости услуг, а увеличение доли прибыли от продаж в выручке так же свидетельствует о сокращении коммерческих расходов гостиницы «Афродита».
Проведенный агрегированный баланс гостиницы показывает, что предприятие не несет убытки, но и не получает хорошую прибыль. Гостинице «Афродита» следует активизировать свою деятельность для получения прибыли. Анализ финансово-экономических результатов показывает, что за 2016 год произошло уменьшение кредиторской задолженности в 1,8 раза (с 292 тыс. руб. на начало года до 165 тыс. руб. на конец года). Доля кредиторской задолженности в пассивах также уменьшилась в 1,7 раза и составила 1,4%. Коэффициенты оборачиваемости кредиторской задолженности за 20 16 год в оборотах увеличился в 1,0 раза, а коэффициент оборачиваемости в днях уменьшился в 1,0 раза. Уменьшение кредиторской задолженности и сроков ее оборачиваемости положительно сказывается на показателях платежеспособности и ликвидности гостиницы.
Как было выявлено в ходе анализа гостиничного комплекса система планирования как элемента в управлении финансовой стратегией отсутствует.
В ходе аналитической работы были проведены исследования относительно степени отклонения плановых показателей выручки от фактических. Положительное значение отклонения фактической выручки от бюджетной говорит о недооцененности плановой выручки, в свою очередь, отрицательное значение ошибки - о переоцененности. Это негативная характеристика системы финансового планирования, так как при столь сильных отклонениях факта от плана формируются сложности с планирование м расходной части бюджета гостиницы «Афродита» , как следствие, формирование недостатка или избыточного объема товарно-материальных ценностей, повышения затрат на их хранение или списания и т.д.
Таким образом, прогнозирование продаж, проводимое в гостиничном комплексе «Афродита» имеет некоторые недостатки, в частности: неверная оценка сезонности и относительно высокие отклонения фактических данных от прогнозных. Наблюдается перерасход средств на содержание номерного фонда, который составил 17,63%, хотя социальные выплаты в фактическом измерении не совпали с планом на 4,44 %. Анализ плановых и фактических расходов на содержание зданий и помещений в 201 6 г., указал на экономию средств, которая составила 8,07 %. При этом видно, что в план закладывались расходы на текущий ремонт гостиницы, но данные работы не были проведены. Существенная экономия наблюдается по статьям «заработная плата» и « прочие расходы на содержание зданий и территории». Завышение плановых показателей по ряду статей усложняет планирование работ по другим статьям расходов. Также видно, что по ряду статей не было запланировано расходов. В частности, на технический осмотр охранных систем, АПС. При отсутствии бюджета на данные расходы гостиница вынуждена в текущей ситуации изыскивать свободные средства, урезая расходы по другим статьям.
Проведенный анализ системы планирования гостиничного комплекса позволяет сделать вывод, что достижение целей эффективного планирования может обеспечиваться эффективным оперативным менеджментом, хорошей мотивацией труда ответственных работников, разработкой и внедрением автоматизированной системы финансового планирования. Это позволило предложить следующие основные меры по совершенствованию системы финансового планирования в гостинице «Афродита» ИП Триандофилиди Георгий Александрович: необходимо осуществить внедрение системы финансового контроллинга в деятельность гостиницы «Афродита», рассмотрев несколько вариантов автоматизированных программ. Простой и однозначный выбор был сделан в пользу Excel-программы «Финансовый план», который позволяет на перспективу систематизировать весь процесс финансового планирования, сократить несовпадения в плановых и фактических результатах, а так же улучшить финансовые показатели деятельности всего гостиничного комплекса, дав экономический эффект от предложенных мероприятий в сумме 9 430 870 (руб.).
Финансовое планирование дает возможность определить, насколько перспективен тот или иной проект, новое направление деятельности. Именно очень важным является использование финансового планирования, всех его видов. Постепенное продвижение от большого к малому, конкретизация финансовых показателей, контроль за исполнением финансовых планов являются залогом процветания и устойчивости гостиницы «Афродита».
1. Баринов В.А. Бизнес-планирование: учеб. пособие.- М.: Форум, 2013.-556 c.
2. Бабич Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб.
- М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.
3. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 461 c.
4. Виноградова М.В. Панин З.И. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2013. - 280 c.
5. Горбунов В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 248 c.
6. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: «Финансы и статистика», 2013. - 302 с.
7. Ковалёва А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: учеб. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 496 с.
8. Морошкин В.А., Сенчук В.В. Бизнес-планирование: учеб. пособие. - М.: Форум, 2012. - 288 c.
9. Меркулова Ю.В. Ситуационно - стратегическое планирование в экономике. - М.: Экономика, 2015. - 480 c.
10. Орлова Е.Р. Бизнес-план: методика составления и анализ типовых ошибок. - М.: Омега-Л, 2013. - 168 c.
11. Орлова П.И. Бизнес-планирование. - М.: Дашков и К, 2013. - 284 c.
12. Олейник П.П. Организация планирование и управление: учеб. / П.П. Олейник. - М.: АСВ, 2015. - 200 c.
13. Панин З.И. Организация и планирование деятельности предприятия сферы сервиса. - М.: Дашков и К, 2013. - 244 c.
14. Петухова С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект. - М.: Омега-Л, 2013. - 171 c.
15. Романова М.В. Бизнес-планирование: учеб.пособие. - М.:ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 240 c.
16. Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: учеб. для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2016. - 240 c.
17. Стрелкова Л.В. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 367 c.
18. Слак Н. Организация, планирование и проектирование производства. Операционный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 790 c.
19. Тихолазова Е.Н. Основы планирования в индустрии гостеприимства. - М.Е Спектр, 2014. - 610 с.
20. Ушаков Д.С. Стратегическое планирование в туризме. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 285 c.
21. Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации: учеб. - М.: Дашков и К, 2015. - 488 c.
22. Ширшиков Б.Ф. Организация, планирование и управление предприятием в условиях рынка: учеб. для вузов. - М.: АСВ, 2012. - 528 c.
23. Энтони Р. Бизнес-планирование: учеб. / Р.Энтони, Д. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 816 c.
24. Янковская В.В. Планирование на предприятии: учеб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 425 c.
25. Янковская В.В. Планирование на предприятии: учеб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 425 c.