Лингвокультурологическая специфика концепта «beauty/красота» в английском и русском языках
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. КОНЦЕПТ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ 8
1.1. Языковая картина мира как взаимосвязь языка и культуры в аспекте
лингвокультурологии 8
1.2. Термин «концепт» в рамках современной лингвистики и лингвокультурологии 15
1.3. Признаки и типы лингвокультурологического концепта 22
1.4. Характеристика структурных составляющих термина «концепт» с точки зрения
современной лингвистики 29
1.5. Основные подходы к изучению концепта в современной лингвистике 34
1.6. Классификация переводческих трансформаций, используемых при переводе
лингвокультурологического концепта 39
Выводы по Главе 1 42
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНЦЕПТА “BEAUTY” (НА МАТЕРИАЛЕ ЖУРНАЛА COSMOPOLITAN НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ) 45
2.1. Краткая характеристика англоязычного онлайн-журнала Cosmopolitan 45
2.2. Мотивирующие признаки концепта “beauty” и их репрезентация в журнале
Cosmopolitan 46
2.3. Понятийные признаки концепта “beauty” и их репрезентация в журнале
Cosmopolitan 55
2.4. Образные признаки концепта “beauty” и их репрезентация в журнале
Cosmopolitan 72
2.5. Символические признаки концепта “beauty” и их репрезентация в журнале
Cosmopolitan 76
2.6. Перевод статей журнала Cosmopolitan и лингвистический комментарий 80
Выводы по Главе 2 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99
Глава 1. КОНЦЕПТ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ 8
1.1. Языковая картина мира как взаимосвязь языка и культуры в аспекте
лингвокультурологии 8
1.2. Термин «концепт» в рамках современной лингвистики и лингвокультурологии 15
1.3. Признаки и типы лингвокультурологического концепта 22
1.4. Характеристика структурных составляющих термина «концепт» с точки зрения
современной лингвистики 29
1.5. Основные подходы к изучению концепта в современной лингвистике 34
1.6. Классификация переводческих трансформаций, используемых при переводе
лингвокультурологического концепта 39
Выводы по Главе 1 42
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНЦЕПТА “BEAUTY” (НА МАТЕРИАЛЕ ЖУРНАЛА COSMOPOLITAN НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ) 45
2.1. Краткая характеристика англоязычного онлайн-журнала Cosmopolitan 45
2.2. Мотивирующие признаки концепта “beauty” и их репрезентация в журнале
Cosmopolitan 46
2.3. Понятийные признаки концепта “beauty” и их репрезентация в журнале
Cosmopolitan 55
2.4. Образные признаки концепта “beauty” и их репрезентация в журнале
Cosmopolitan 72
2.5. Символические признаки концепта “beauty” и их репрезентация в журнале
Cosmopolitan 76
2.6. Перевод статей журнала Cosmopolitan и лингвистический комментарий 80
Выводы по Главе 2 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99
В аспекте современного языкознания лингвисты уделяют большой интерес изучению взаимосвязи языка и культуры. Исследование специфики концепта, представляющего собой совокупность языка и культуры, имеет важное значение для определения особенностей, присущих тому или иному сообществу (общности). На современном этапе этот вопрос является предметом изучения таких научных дисциплин, как лингвокультурология, литературоведение, когнитология и др.
Этими факторами обусловлен повышенный интерес к исследованию семантического наполнения языковых единиц. В современной научной литературе проводится активный анализ лексического состава языка в его неразрывной связи с человеческим сознанием, мышлением и культурой. В лексике языка особое место «занимают образные языковые единицы, в которых наблюдается наиболее точное отражение культурных ценностей» [Абатуров 2018, с. 4].
На современном этапе развития языкознания антропоцентрическое видение данной проблемы признается доминирующей. Исследования ученых прежде всего направлены на определение и описание не только структуры языка и ее функций, но и на выявление механизмов того, как указанная структура представлена в человеческом сознании, что именно является причиной подобной ее организации в языке. В связи с данным обстоятельством такая дисциплина, как когнитивная лингвистика, получила мощный толчок к своему развитию. Ведущим направлением данной области является рассмотрение номинативных единиц с точки зрения представления ими концептуальных структур, маркированных национально-культурными особенностями. На основе данного подхода понятие концепта выходит на первый план.
Актуальность исследования. В настоящей работе исследуется специфика концепта “beauty”, представленного в статьях англоязычного журнала Cosmopolitan. Данный концепт является одним из ключевых показателей поведения человека, будучи включенным в состав эстетики в качестве ее основного научного концепта (под названием «прекрасное»). Также следует отметить, что особенности понимания красоты с точки зрения популярного издания (журнала Cosmopolitan) до сих пор вообще не рассматривались в отечественной и зарубежной лингвистике, что обусловливает актуальность данного исследования. Анализ характеристик концепта “beauty” на понятийном, мотивирующем и образном уровнях позволяет более четко определить систему культурных ценностей современного английского общества.
Научная гипотеза данного исследования заключается в том, что эстетическая оценка представляет собой комплексное явление, находящее свое выражение в языке с помощью различных средств, обладающее при этом определенной структурой. Также предполагается, что имеют место специфические свойства эстетической оценки, которые могут быть выделены и классифицированы с помощью методов лингвистического анализа. Предполагается, что этнокультурные особенности эстетической оценки обусловлены лингвокультурологическими приоритетами поведения.
Объект исследования - английский концепт “beauty” в современной английской лингвокультуре.
Предмет исследования заключается в изучении лексической специфики данного концепта на мотивирующем, понятийном, образном и символическом уровнях его структуры в рамках его репрезентации в англоязычном журнале Cosmopolitan.
Цель исследования состоит в комплексном анализе концепта “beauty” в английском языковом сознании.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
1) провести теоретический обзор языковой картины мира с точки зрения взаимосвязи языка и культуры в аспекте лингвокультурологии;
2) дать определение термина «концепт» в рамках современной лингвистики и лингвокультурологии;
3) выделить мотивирующие признаки английского концепта “beauty”;
4) охарактеризовать понятийные признаки в структуре английского концепта “beauty”;
5) описать образные признаки в структуре английского концепта “beauty”;
6) определить символические образные признаки в структуре английского концепта “beauty”;
6) проанализировать когнитивные признаки в структуре концепта “beauty” в мотивирующем, понятийном, образном и символическом аспектах на базе актуализации его признаков в журнале Cosmopolitan;
7) сформулировать выводы, основываясь на полученных в ходе исследования данных.
Теоретической базой исследования послужили работы таких ученых в области лингвистики и лингвокультурологии, как С.А. Аскольдов, В.П. Белянин, Н.Н. Болдырев, А.П. Бабушкин, И.В. Варух, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, В.В. Красных, Г.А. В.В. Колесов, Крюкова, Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачев, В.А. Маслова, О.В. Орлова, М.В. Пименова, Н.В. Телия, С.Г. Тер- Минасова, Л.О. Чернейко, А.П. Чудинов, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов, А. А. Худяков и др.
Практический материал исследования представлен лексическими единицами с репрезентацией концепта “beauty”, полученными в ходе сплошной выборки из статей популярного журнала Cosmopolitan на английском языке (за 2020-2021гг.).
В ходе работы использовались следующие методы исследования: описательный, сравнительно-сопоставительный, интерпретативный, метод компонентного анализа словарных дефиниций, индуктивный метод обобщения информации и дедуктивный метод формулирования выводов, метод сплошной выборки, концептуальный метод, статистический метод.
Научная новизна исследования заключается в выделении конститутивных особенностей англоязычного концепта “beauty”, в определении универсальных и специфических признаков данного концепта в английской лингвокультуре в сопоставлении актуализации его структурных признаков на материале мотивирующей, понятийной, образной и символической групп с учетом специфики выражения этого концепта в статьях журнала Cosmopolitan.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что данное исследование вносит определенный вклад в такие области знания, как когнитивная лингвистика и лингвокультурология, уточняя особенности теоретических представлений о природе английского концепта “beauty”.
Практическая ценность проведенного исследования заключается в возможности применения его результатов в лекционных курсах общего языкознания, стилистики, лексикологии, психолингвистики, страноведения, в спецкурсах по лингвокультурологии, когнитивной лингвистике, социологии, а также на семинарских занятиях учащихся средних и высших гуманитарных учебных заведений.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком научной литературы.
Во введении дается обоснование актуальности данной работы, выделяются предмет и объект исследования, определяется цель исследования и формулируются задачи, обусловленные указанной целью, а также перечисляются научные методы, использованные в ходе работы, формулируются теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе рассматривается понятие языковой картины мира, дается определение термина «концепт», выделяются основные признаки, типы, структурные составляющие концепта как лингвокультурологического феномена; также описываются основные подходы к изучению концепта в рамках современного языкознания.
Во второй главе на базе словарей и практического анализа статей журнала Cosmopolitan выявляются мотивирующие, понятийные и образные признаки, входящие в состав структуры концепта “beauty”.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Этими факторами обусловлен повышенный интерес к исследованию семантического наполнения языковых единиц. В современной научной литературе проводится активный анализ лексического состава языка в его неразрывной связи с человеческим сознанием, мышлением и культурой. В лексике языка особое место «занимают образные языковые единицы, в которых наблюдается наиболее точное отражение культурных ценностей» [Абатуров 2018, с. 4].
На современном этапе развития языкознания антропоцентрическое видение данной проблемы признается доминирующей. Исследования ученых прежде всего направлены на определение и описание не только структуры языка и ее функций, но и на выявление механизмов того, как указанная структура представлена в человеческом сознании, что именно является причиной подобной ее организации в языке. В связи с данным обстоятельством такая дисциплина, как когнитивная лингвистика, получила мощный толчок к своему развитию. Ведущим направлением данной области является рассмотрение номинативных единиц с точки зрения представления ими концептуальных структур, маркированных национально-культурными особенностями. На основе данного подхода понятие концепта выходит на первый план.
Актуальность исследования. В настоящей работе исследуется специфика концепта “beauty”, представленного в статьях англоязычного журнала Cosmopolitan. Данный концепт является одним из ключевых показателей поведения человека, будучи включенным в состав эстетики в качестве ее основного научного концепта (под названием «прекрасное»). Также следует отметить, что особенности понимания красоты с точки зрения популярного издания (журнала Cosmopolitan) до сих пор вообще не рассматривались в отечественной и зарубежной лингвистике, что обусловливает актуальность данного исследования. Анализ характеристик концепта “beauty” на понятийном, мотивирующем и образном уровнях позволяет более четко определить систему культурных ценностей современного английского общества.
Научная гипотеза данного исследования заключается в том, что эстетическая оценка представляет собой комплексное явление, находящее свое выражение в языке с помощью различных средств, обладающее при этом определенной структурой. Также предполагается, что имеют место специфические свойства эстетической оценки, которые могут быть выделены и классифицированы с помощью методов лингвистического анализа. Предполагается, что этнокультурные особенности эстетической оценки обусловлены лингвокультурологическими приоритетами поведения.
Объект исследования - английский концепт “beauty” в современной английской лингвокультуре.
Предмет исследования заключается в изучении лексической специфики данного концепта на мотивирующем, понятийном, образном и символическом уровнях его структуры в рамках его репрезентации в англоязычном журнале Cosmopolitan.
Цель исследования состоит в комплексном анализе концепта “beauty” в английском языковом сознании.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
1) провести теоретический обзор языковой картины мира с точки зрения взаимосвязи языка и культуры в аспекте лингвокультурологии;
2) дать определение термина «концепт» в рамках современной лингвистики и лингвокультурологии;
3) выделить мотивирующие признаки английского концепта “beauty”;
4) охарактеризовать понятийные признаки в структуре английского концепта “beauty”;
5) описать образные признаки в структуре английского концепта “beauty”;
6) определить символические образные признаки в структуре английского концепта “beauty”;
6) проанализировать когнитивные признаки в структуре концепта “beauty” в мотивирующем, понятийном, образном и символическом аспектах на базе актуализации его признаков в журнале Cosmopolitan;
7) сформулировать выводы, основываясь на полученных в ходе исследования данных.
Теоретической базой исследования послужили работы таких ученых в области лингвистики и лингвокультурологии, как С.А. Аскольдов, В.П. Белянин, Н.Н. Болдырев, А.П. Бабушкин, И.В. Варух, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, В.В. Красных, Г.А. В.В. Колесов, Крюкова, Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачев, В.А. Маслова, О.В. Орлова, М.В. Пименова, Н.В. Телия, С.Г. Тер- Минасова, Л.О. Чернейко, А.П. Чудинов, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов, А. А. Худяков и др.
Практический материал исследования представлен лексическими единицами с репрезентацией концепта “beauty”, полученными в ходе сплошной выборки из статей популярного журнала Cosmopolitan на английском языке (за 2020-2021гг.).
В ходе работы использовались следующие методы исследования: описательный, сравнительно-сопоставительный, интерпретативный, метод компонентного анализа словарных дефиниций, индуктивный метод обобщения информации и дедуктивный метод формулирования выводов, метод сплошной выборки, концептуальный метод, статистический метод.
Научная новизна исследования заключается в выделении конститутивных особенностей англоязычного концепта “beauty”, в определении универсальных и специфических признаков данного концепта в английской лингвокультуре в сопоставлении актуализации его структурных признаков на материале мотивирующей, понятийной, образной и символической групп с учетом специфики выражения этого концепта в статьях журнала Cosmopolitan.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что данное исследование вносит определенный вклад в такие области знания, как когнитивная лингвистика и лингвокультурология, уточняя особенности теоретических представлений о природе английского концепта “beauty”.
Практическая ценность проведенного исследования заключается в возможности применения его результатов в лекционных курсах общего языкознания, стилистики, лексикологии, психолингвистики, страноведения, в спецкурсах по лингвокультурологии, когнитивной лингвистике, социологии, а также на семинарских занятиях учащихся средних и высших гуманитарных учебных заведений.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком научной литературы.
Во введении дается обоснование актуальности данной работы, выделяются предмет и объект исследования, определяется цель исследования и формулируются задачи, обусловленные указанной целью, а также перечисляются научные методы, использованные в ходе работы, формулируются теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе рассматривается понятие языковой картины мира, дается определение термина «концепт», выделяются основные признаки, типы, структурные составляющие концепта как лингвокультурологического феномена; также описываются основные подходы к изучению концепта в рамках современного языкознания.
Во второй главе на базе словарей и практического анализа статей журнала Cosmopolitan выявляются мотивирующие, понятийные и образные признаки, входящие в состав структуры концепта “beauty”.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Данная магистерская диссертация посвящена исследованию специфики лингвокультурологической структуры английского концепта “beauty”. В ходе анализа научных работ современных ученых-языковедов (В .И. Карасик, В. А. Маслова, З.Д. Попова, И.А. Стернин и др.) по вопросу изучения особенностей концепта в рамках современной лингвокультурологии, было выявлено, что языковая картина мира, заключая в себе многоуровневую структуру культурных достижений народа, представляет собой способ концептуализации его мировоззрения, формирование которого в сознании определенного языкового сообщества обусловлено исторически, с отражением в языке всей приобретенной данным сообществом информации об окружающем мире. Детальное изучение проблемы ключевых подходов к исследованию теории рассматриваемого концепта дало возможность выделить два основных на данный момент направления, а именно: лингвокультурологическое направление и когнитивное.
В рамках настоящей работы английский концепт “beauty” рассматривается в качестве сложной ментальной единицы, которая, обладая различными аспектами когнитивного свойства, в процессе функционирования воссоздает свои семантические слои и разнообразные признаки. В соответствии с методикой, разработанной известным отечественным лингвистом, профессором Кемеровской школы концептуальных исследований М.В. Пименовой, было рассмотрено проявление лингвокультурологического концепта на базе выделения его основных признаков, таких, как: а) мотивирующие, б) понятийные, в) образные, г) символические.
На основе ключевых положений методики М.В. Пименовой, позволяющей рассмотреть особенности изучаемого концепта в полном объеме, была выявлена совокупность групп концептуальных признаков, составляющих структуру данного концепта.
В ходе анализа примеров было выделено три мотивирующих признака концепта “beauty”, таких как “physical attractiveness” (физическая привлекательность), “goodness” (доброта, совершенство), “courtesy” (вежливость, любезность). Было определено, что наибольшей частотностью репрезентации в статьях журнала Cosmopolitan характеризуется признак “Physical attractiveness” (физическая привлекательность) с выражением значения «физическая привлекательность человека», вторым по частотности реализации выступает мотивирующий признак “Physical attractiveness” (физическая привлекательность) с выражением значения «физическая привлекательность предмета», третье место по частотности репрезентации в английской языковой картине мира занимает мотивирующий признак “goodness” (доброта, совершенство)” с выражением значения «побуждение к действию». Такие мотивирующие признаки как “goodness” (доброта, совершенство)” с выражением значения «благотворного стимула», «вдохновения красотой» «дружеское предложение, участие» и «прекрасный (совершенный) дар» занимают четвертое, пятое и шестое место соответственно.
Репрезентация в английской языковой картине мира мотивирующего признака “courtesy” (вежливость, любезность), выражающий значение «стимулирующего описания красоты другого человека» составила 1,0%, что обусловлено ориентированием издателей журнала Cosmopolitan прежде всего, на внешнее, физическое проявление понятия “beauty” (красота).
В ходе практического анализа примеров было выявлено шесть следующих понятийных признаков концепта “beauty”: “The quality of being beautiful (attractive)”, “Beauty (person, woman), beautiful thing”, “A product or treatment that can make a person more attractive (beautiful)”, “Something that is a best (excellent) model of its type”, “A combination of qualities that gives the aesthetic emotions (pleases the mind)”, “Something is a beauty when it looks out good”. На базе исследования современных толковых словарей было определено, что ряд указанных выше признаков не зафиксирован в изученных словарях, что связано с появлением данных признаков концепта в более поздний период истории развития языка. Также было выяснено, что наибольшей частотностью реализации в статьях журнала Cosmopolitan отличается понятийный признак “A product or treatment that can make a person more attractive (beautiful)”, что указывает на формирование тенденции современной индустрии красоты в частности, и английского общества в целом превратить красоту (физическую, внешнюю) в бизнес, который приносит значительную прибыль.
Анализ современной научной литературы по проблеме структуры концепта показал, что в образный компонент английского концепта “beauty” включены следующие признаки: перцептивные (зрительные, тактильные, звуковые, вкусовые, обонятельные), когнитивные (плантоморфные или ботанические), антропоморфные (человек, особенности человека), бытийные (жизненная цель, мировоззрение, ответственность, выбор, (принятие правильного решения). В ходе проведенного анализа было установлено, что наибольшей частотностью по репрезентации в статьях журнала Cosmopolitan характеризуются перцептивный (зрительный) и антропоморфный признаки концепта “beauty”, поскольку красота, в соответствии с представлениями современных британцев, это, прежде всего, привлекательный внешне, красивый человек (мужчина или женщина).
В процессе исследования было выделено шесть символических признаков концепта “beauty”, таких как: мода, здоровье, комфорт, престиж, богатство (роскошь), тщеславие. Наибольшая частотность реализации в английской языковой картине мира принадлежит символическому признаку здоровье, в который входят такие компоненты как кожа, волосы, зубы. Данный факт свидетельствует о повышенном интересе деятелей индустрии красоты и потребителей к поддержанию внешней (физической) привлекательности человека. Вторым по частотности репрезентации в английской языковой картине мира символическим признаком является комфорт, поскольку, как полагают производители и потребители красоты, красивая вещь (одежда) должна быть не только привлекательной, но и удобной. Третье место по частотности реализации в статьях журнала Cosmopolitan занимает символический признак богатство, что обусловлено высокой оценкой красоты, представлением о ней как о явлении/предмете роскоши, доступных состоятельным людям. Четвертое, пятое и шестое место по частотности репрезентации в статьях журнала Cosmopolitan занимают такие символические признаки концепта “beauty” как мода, престиж и тщеславие, что свидетельствует о тесной взаимосвязи понятия «красота» в современной английской языковой картине мира с необходимостью учета модных тенденций, касающихся предметов одежды, интерьера/экстерьера, аксессуаров и т.д. В ходе изучения примеров также было выяснено, что понятие о красоте неразрывно связано с понятием «престиж», так как, по мнению деятелей индустрии красоты, самих потребителей и людей, обладающих высоким социальным статусом, быть красивым - это престижно.
При переводе статей журнала Cosmopolitan, содержащих английский концепт “beauty”, было выявлено, что наиболее частотными переводческими приемами являются лексическая замена и транскрипция / транскрибирование Использование приема лексической замены связано с тем, что авторы статей часто при описании того или иного продукта / услуги индустрии красоты прибегают к использованию каламбуров, необычному сочетанию слов или созданию неологизмов, для которых бывает сложно найти соответствующий эквивалент в целевом языке. Использование приема транскрипции / транскрибирования предполагает выбор в языке перевода интернационального слова с идентичным значением. Наименее частотными по использованию при переводе статей журнала Cosmopolitan стали такие переводческие трансформации, как калькирование (8,0%), компенсационная замена (2,0%) и членение предложения (1,0%).
В рамках настоящей работы английский концепт “beauty” рассматривается в качестве сложной ментальной единицы, которая, обладая различными аспектами когнитивного свойства, в процессе функционирования воссоздает свои семантические слои и разнообразные признаки. В соответствии с методикой, разработанной известным отечественным лингвистом, профессором Кемеровской школы концептуальных исследований М.В. Пименовой, было рассмотрено проявление лингвокультурологического концепта на базе выделения его основных признаков, таких, как: а) мотивирующие, б) понятийные, в) образные, г) символические.
На основе ключевых положений методики М.В. Пименовой, позволяющей рассмотреть особенности изучаемого концепта в полном объеме, была выявлена совокупность групп концептуальных признаков, составляющих структуру данного концепта.
В ходе анализа примеров было выделено три мотивирующих признака концепта “beauty”, таких как “physical attractiveness” (физическая привлекательность), “goodness” (доброта, совершенство), “courtesy” (вежливость, любезность). Было определено, что наибольшей частотностью репрезентации в статьях журнала Cosmopolitan характеризуется признак “Physical attractiveness” (физическая привлекательность) с выражением значения «физическая привлекательность человека», вторым по частотности реализации выступает мотивирующий признак “Physical attractiveness” (физическая привлекательность) с выражением значения «физическая привлекательность предмета», третье место по частотности репрезентации в английской языковой картине мира занимает мотивирующий признак “goodness” (доброта, совершенство)” с выражением значения «побуждение к действию». Такие мотивирующие признаки как “goodness” (доброта, совершенство)” с выражением значения «благотворного стимула», «вдохновения красотой» «дружеское предложение, участие» и «прекрасный (совершенный) дар» занимают четвертое, пятое и шестое место соответственно.
Репрезентация в английской языковой картине мира мотивирующего признака “courtesy” (вежливость, любезность), выражающий значение «стимулирующего описания красоты другого человека» составила 1,0%, что обусловлено ориентированием издателей журнала Cosmopolitan прежде всего, на внешнее, физическое проявление понятия “beauty” (красота).
В ходе практического анализа примеров было выявлено шесть следующих понятийных признаков концепта “beauty”: “The quality of being beautiful (attractive)”, “Beauty (person, woman), beautiful thing”, “A product or treatment that can make a person more attractive (beautiful)”, “Something that is a best (excellent) model of its type”, “A combination of qualities that gives the aesthetic emotions (pleases the mind)”, “Something is a beauty when it looks out good”. На базе исследования современных толковых словарей было определено, что ряд указанных выше признаков не зафиксирован в изученных словарях, что связано с появлением данных признаков концепта в более поздний период истории развития языка. Также было выяснено, что наибольшей частотностью реализации в статьях журнала Cosmopolitan отличается понятийный признак “A product or treatment that can make a person more attractive (beautiful)”, что указывает на формирование тенденции современной индустрии красоты в частности, и английского общества в целом превратить красоту (физическую, внешнюю) в бизнес, который приносит значительную прибыль.
Анализ современной научной литературы по проблеме структуры концепта показал, что в образный компонент английского концепта “beauty” включены следующие признаки: перцептивные (зрительные, тактильные, звуковые, вкусовые, обонятельные), когнитивные (плантоморфные или ботанические), антропоморфные (человек, особенности человека), бытийные (жизненная цель, мировоззрение, ответственность, выбор, (принятие правильного решения). В ходе проведенного анализа было установлено, что наибольшей частотностью по репрезентации в статьях журнала Cosmopolitan характеризуются перцептивный (зрительный) и антропоморфный признаки концепта “beauty”, поскольку красота, в соответствии с представлениями современных британцев, это, прежде всего, привлекательный внешне, красивый человек (мужчина или женщина).
В процессе исследования было выделено шесть символических признаков концепта “beauty”, таких как: мода, здоровье, комфорт, престиж, богатство (роскошь), тщеславие. Наибольшая частотность реализации в английской языковой картине мира принадлежит символическому признаку здоровье, в который входят такие компоненты как кожа, волосы, зубы. Данный факт свидетельствует о повышенном интересе деятелей индустрии красоты и потребителей к поддержанию внешней (физической) привлекательности человека. Вторым по частотности репрезентации в английской языковой картине мира символическим признаком является комфорт, поскольку, как полагают производители и потребители красоты, красивая вещь (одежда) должна быть не только привлекательной, но и удобной. Третье место по частотности реализации в статьях журнала Cosmopolitan занимает символический признак богатство, что обусловлено высокой оценкой красоты, представлением о ней как о явлении/предмете роскоши, доступных состоятельным людям. Четвертое, пятое и шестое место по частотности репрезентации в статьях журнала Cosmopolitan занимают такие символические признаки концепта “beauty” как мода, престиж и тщеславие, что свидетельствует о тесной взаимосвязи понятия «красота» в современной английской языковой картине мира с необходимостью учета модных тенденций, касающихся предметов одежды, интерьера/экстерьера, аксессуаров и т.д. В ходе изучения примеров также было выяснено, что понятие о красоте неразрывно связано с понятием «престиж», так как, по мнению деятелей индустрии красоты, самих потребителей и людей, обладающих высоким социальным статусом, быть красивым - это престижно.
При переводе статей журнала Cosmopolitan, содержащих английский концепт “beauty”, было выявлено, что наиболее частотными переводческими приемами являются лексическая замена и транскрипция / транскрибирование Использование приема лексической замены связано с тем, что авторы статей часто при описании того или иного продукта / услуги индустрии красоты прибегают к использованию каламбуров, необычному сочетанию слов или созданию неологизмов, для которых бывает сложно найти соответствующий эквивалент в целевом языке. Использование приема транскрипции / транскрибирования предполагает выбор в языке перевода интернационального слова с идентичным значением. Наименее частотными по использованию при переводе статей журнала Cosmopolitan стали такие переводческие трансформации, как калькирование (8,0%), компенсационная замена (2,0%) и членение предложения (1,0%).
Подобные работы
- СПОСОБЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА PHYSICAL BEAUTY / ФИЗИЧЕСКАЯ КРАСОТА СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Лингвокультурологические особенности английского концепта «beauty»
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЗВИЩ АМЕРИКАНСКИХ ШТАТОВ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2013



