Реализация права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (Поволжский государственный университет сервиса)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В РОССИИ 6
1.1 Понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь по российскому законодательству 6
1.2 Принципы реализации и предоставления права на охрану 14
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ 22
2.1 Гарантии права на получение медицинской помощи бесплатно 22
2.2 Предоставление платной медицинской помощи как реализация права на охрану здоровья 29
ГЛАВА 3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НЕКАЧЕСТВЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 34
3.1 Защита субъективного права на медицинскую помощь 34
3.2 Ответственность лечебных организаций за ненадлежащее оказание медицинских услуг 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В РОССИИ 6
1.1 Понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь по российскому законодательству 6
1.2 Принципы реализации и предоставления права на охрану 14
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ 22
2.1 Гарантии права на получение медицинской помощи бесплатно 22
2.2 Предоставление платной медицинской помощи как реализация права на охрану здоровья 29
ГЛАВА 3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НЕКАЧЕСТВЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 34
3.1 Защита субъективного права на медицинскую помощь 34
3.2 Ответственность лечебных организаций за ненадлежащее оказание медицинских услуг 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что здоровье является основой благополучного существования человека и гражданина, и, как следствие, необходимостью поддерживать здоровье в пределах медицинской нормы посредством оказания медицинской помощи.
Оценивая состояние здоровья населения России, а значит и реализацию (обеспечение) права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, необходимо указать, что, по имеющимся данным Росстата «по итогам 2024 года естественная убыль населения России, то есть превышение числа умерших над числом родившихся, составила 596,2 тыс. человек. Результат оказался на 20,4% выше аналогичных данных за 2023 год — тогда естественная убыль была на уровне 495,2 тыс. человек. Рекорд по естественной убыли за новейшую историю страны был установлен в пандемийном 2021 году, когда она достигла 1,04 млн человек» [45].
Связь между уровнем смертности и реализацией права на охрану здоровья и медицинскую помощь очевидна: чем лучше данное право реализовано, тем дольше человек живёт.
Относительно оказания обязательной бесплатной медицинской помощи как одной из основных гарантий реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи, отмечается, что её уровень во многом зависит от одного-единственного показателя – размера финансирования. «В целом, расходы федерального бюджета в разделе «Здравоохранение» в 2024 году составят более 1,62 трлн. рублей, в 2025-м — 1,63 трлн., в 2026 году — 1,6 трлн. По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов этого раздела составит в 2024 году — 0,9%, в 2025 и 2026 годах — 0,9% и 0,8% соответственно. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2024 году по сравнению с 2023 годом уменьшится с 5,2% до 4,4%. В 2025 и 2026 годах она составит 4,9% и 4,8% соответственно» [43].
Однако, несмотря на наличие обозначенных концептуальных проблем, решение которых во многом зависит не от возможностей права и законотворчества, остаётся несовершенным и правовое регулирование, прежде всего - реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом рациональное и эффективное правовое регулирование способно качественно изменить медицинскую отрасль, прежде всего, в вопросах взаимоотношения между пациентами, потребителями медицинских услуг и медицинскими работниками, государством как гарантом реализации рассматриваемого права, в целом.
Таким образом, актуальность темы исследования заключается в необходимости совершенствования правового регулирования обеспечения и защиты права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, поиска путей и способов разрешения возникающих проблем в данной сфере посредством возможностей права.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие соответствующие общественные отношения по вопросам здоровья граждан.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу здоровья и медицинского благополучия населения.
Целью данной работы является исследование вопросов правового регулирования обеспечения и защиты права человека на охрану здоровья и оказание медицинской помощи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику содержанию понятия «право на охрану здоровья и медицинскую помощь» в соответствии с российским законодательством.
2. Рассмотреть правовое поле реализации права на охрану здоровья и получение медицинской помощи в России.
3. Рассмотреть возможность юридической защиты граждан, а также юридическую ответственность организаций за предоставление некачественных медицинских услуг.
Методы исследования. В соответствии с поставленными целью и задачами в исследовании применяется совокупность методов научного познания. Так, были применены следующие методы: логико-семантический. При помощи данного метода был изучен понятийный аппарат и углублено его понимание, в частности, таких понятий, как «медицинская помощь», «медицинская услуга», «качество медицинской услуги». Логический метод применён для выявления внешних признаков правовых явлений, их сходства и отличия со смежными терминами и понятиями, явлениями; создание логических конструкций на базе законодательных (легальных) определений.
Структура работы. Структура работы подчинена поставленной цели и задачам и состоит из введения, основной части, заключения, а также библиографического списка.
Основная часть разделена на три главы, каждая из которых структурирована на параграфы.
Оценивая состояние здоровья населения России, а значит и реализацию (обеспечение) права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, необходимо указать, что, по имеющимся данным Росстата «по итогам 2024 года естественная убыль населения России, то есть превышение числа умерших над числом родившихся, составила 596,2 тыс. человек. Результат оказался на 20,4% выше аналогичных данных за 2023 год — тогда естественная убыль была на уровне 495,2 тыс. человек. Рекорд по естественной убыли за новейшую историю страны был установлен в пандемийном 2021 году, когда она достигла 1,04 млн человек» [45].
Связь между уровнем смертности и реализацией права на охрану здоровья и медицинскую помощь очевидна: чем лучше данное право реализовано, тем дольше человек живёт.
Относительно оказания обязательной бесплатной медицинской помощи как одной из основных гарантий реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи, отмечается, что её уровень во многом зависит от одного-единственного показателя – размера финансирования. «В целом, расходы федерального бюджета в разделе «Здравоохранение» в 2024 году составят более 1,62 трлн. рублей, в 2025-м — 1,63 трлн., в 2026 году — 1,6 трлн. По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов этого раздела составит в 2024 году — 0,9%, в 2025 и 2026 годах — 0,9% и 0,8% соответственно. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2024 году по сравнению с 2023 годом уменьшится с 5,2% до 4,4%. В 2025 и 2026 годах она составит 4,9% и 4,8% соответственно» [43].
Однако, несмотря на наличие обозначенных концептуальных проблем, решение которых во многом зависит не от возможностей права и законотворчества, остаётся несовершенным и правовое регулирование, прежде всего - реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом рациональное и эффективное правовое регулирование способно качественно изменить медицинскую отрасль, прежде всего, в вопросах взаимоотношения между пациентами, потребителями медицинских услуг и медицинскими работниками, государством как гарантом реализации рассматриваемого права, в целом.
Таким образом, актуальность темы исследования заключается в необходимости совершенствования правового регулирования обеспечения и защиты права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, поиска путей и способов разрешения возникающих проблем в данной сфере посредством возможностей права.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие соответствующие общественные отношения по вопросам здоровья граждан.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу здоровья и медицинского благополучия населения.
Целью данной работы является исследование вопросов правового регулирования обеспечения и защиты права человека на охрану здоровья и оказание медицинской помощи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику содержанию понятия «право на охрану здоровья и медицинскую помощь» в соответствии с российским законодательством.
2. Рассмотреть правовое поле реализации права на охрану здоровья и получение медицинской помощи в России.
3. Рассмотреть возможность юридической защиты граждан, а также юридическую ответственность организаций за предоставление некачественных медицинских услуг.
Методы исследования. В соответствии с поставленными целью и задачами в исследовании применяется совокупность методов научного познания. Так, были применены следующие методы: логико-семантический. При помощи данного метода был изучен понятийный аппарат и углублено его понимание, в частности, таких понятий, как «медицинская помощь», «медицинская услуга», «качество медицинской услуги». Логический метод применён для выявления внешних признаков правовых явлений, их сходства и отличия со смежными терминами и понятиями, явлениями; создание логических конструкций на базе законодательных (легальных) определений.
Структура работы. Структура работы подчинена поставленной цели и задачам и состоит из введения, основной части, заключения, а также библиографического списка.
Основная часть разделена на три главы, каждая из которых структурирована на параграфы.
В результате проведённого исследования были сделаны следующие выводы.
1. Наиболее важной человеческой и общественной ценностью, после жизни человека, является его здоровье. Здоровье служит основой, фундаментом для полноценной реализации большинства других прав и свобод человека, что определяет его исключительную важность. Здоровье как правовая категория в силу закрепления в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ приобретает непосредственную правовую ценность как одно из основных направлений деятельности государства (обеспечение и поддержание соответствующей ценности).
2. Право на здоровье в Конституции РФ закреплено в виде двух взаимосвязанных элементов: право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь. Право на охрану здоровья предполагает возможность каждого человека получить от государства определённую систему гарантий и мер, направленных на их реализацию, которые позволяют достигнуть определённых целей: профилактировать заболевания, сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье, поддержать продолжительную активную жизнь, получить, при необходимости, медицинскую помощь. Право на медицинскую помощь заключается в возможности человека получить от государства и частных субъектов квалифицированное медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию, которые имеют самостоятельное законченное значение.
3. Главными критериями разграничения медицинской услуги в договорных и внедоговорных отношениях является возмездность первой и, соответственно, безвозмездность второй. Вторым принципиальным критерием является характер возникающих правоотношений: частноправовые в случае договорных отношений и публичные в случае внедоговорных.
4. Основной гарантией реализации права на получение бесплатной медицинской помощи является ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, которая предоставляет каждому гражданину право на бесплатную медицинскую помощь в государственных медицинских учреждениях. Нормы Конституции являются нормами прямого действия, а значит, могут быть применены без развития их содержания в нормативных правовых актах меньшей юридической силы. Буквальное толкование и понимание указанных конституционных положений предполагает право (возможность) каждого обратиться за медицинской помощью в государственное медицинское учреждение и получить её на бесплатной основе вне зависимости от вида такой помощи. Ввиду того, что забота о жизни и здоровье граждан является одной из основных задач государства, у последнего возникает обязанность не просто гарантировать «какую-либо» медицинскую помощь, а такие её объёмы и виды, которые, собственно, позволят выполнить приоритетную задачу охраны жизни и здоровья гражданина.
5. В силу предписаний федерального законодательства, объёмы и виды (количественные и качественные показатели) бесплатной медицинской помощи ограничены способом принятия федеральных и региональных программ гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи. Таким образом, создана ситуация, когда медицинская помощь (медицинские услуги) разделены на те, которые может получить гражданин бесплатно и на те, которые он может получить только на платной основе (в том числе и в государственных учреждениях).
6. Кроме конституционного предписания относительно права на получение бесплатной медицинской помощи, существенную роль в качестве гарантий играют закреплённая в федеральном законодательстве обязанность медицинской организации и медицинского работника оказать соответствующую медицинскую помощь в гарантированных объёмах под страхом привлечения организации и соответствующего работника к юридической ответственности (от уголовной до гражданско-правовой, т. е. имущественной).
7. Используя предлагаемую законодателем к медицинским услугам конструкцию и с учётом применения соответствующих терминов, мы получим следующее: по договору возмездного оказания медицинских услуг, исполнитель, а именно медицинская организация, обязуется по заданию заказчика (которым может выступать как собственно пациент, так и другие участники правоотношений, действующие в его интересах) оказать медицинские услуги, а заказчик обязуется оплатить их. Договор возмездного оказания услуг, предусмотренный гл. 39 ГК РФ, является консенсуальным, взаимным, возмездным. В отдельных случаях данный договор является публичным (в случае, если исполнитель услуги осуществляет предпринимательскую деятельность). Также можно говорить о «модельности» договора об оказании возмездных услуг применительно к договорам об оказании услуг связи, ветеринарных услуг, аудиторских, медицинских и т. п.
8. Целесообразно внести следующие изменения в действующее законодательство, которые позволят создать необходимые правовые гарантии защиты субъективного права человека на получение надлежащей медицинской помощи:
− внедрить формирование и ведение общедоступного реестра медицинских организаций, имеющих право на осуществление предпринимательской деятельности по оказанию возмездных медицинских услуг, в целях совершенствования права потребителя медицинских услуг на доступ к информации о данной услуге;
− установить правила признания договоров на оказание возмездных медицинских услуг ничтожными, если они были заключены медицинской организацией за пределами своей дееспособности, например, без наличия соответствующей лицензии или иного разрешения. Также, для этих целей, необходимо установление презумпции вины медицинской организации по искам потребителей таких услуг о возмещении причинённого ущерба, упущенной выгоды или морального вреда;
− целесообразно установить исключение в виде неограниченного срока исковой давности по спорам, связанным с некачественным оказанием медицинских услуг, если соответствующие последствия по объективным причинам проявились или были выявлены через продолжительное время.
1. Наиболее важной человеческой и общественной ценностью, после жизни человека, является его здоровье. Здоровье служит основой, фундаментом для полноценной реализации большинства других прав и свобод человека, что определяет его исключительную важность. Здоровье как правовая категория в силу закрепления в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ приобретает непосредственную правовую ценность как одно из основных направлений деятельности государства (обеспечение и поддержание соответствующей ценности).
2. Право на здоровье в Конституции РФ закреплено в виде двух взаимосвязанных элементов: право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь. Право на охрану здоровья предполагает возможность каждого человека получить от государства определённую систему гарантий и мер, направленных на их реализацию, которые позволяют достигнуть определённых целей: профилактировать заболевания, сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье, поддержать продолжительную активную жизнь, получить, при необходимости, медицинскую помощь. Право на медицинскую помощь заключается в возможности человека получить от государства и частных субъектов квалифицированное медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию, которые имеют самостоятельное законченное значение.
3. Главными критериями разграничения медицинской услуги в договорных и внедоговорных отношениях является возмездность первой и, соответственно, безвозмездность второй. Вторым принципиальным критерием является характер возникающих правоотношений: частноправовые в случае договорных отношений и публичные в случае внедоговорных.
4. Основной гарантией реализации права на получение бесплатной медицинской помощи является ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, которая предоставляет каждому гражданину право на бесплатную медицинскую помощь в государственных медицинских учреждениях. Нормы Конституции являются нормами прямого действия, а значит, могут быть применены без развития их содержания в нормативных правовых актах меньшей юридической силы. Буквальное толкование и понимание указанных конституционных положений предполагает право (возможность) каждого обратиться за медицинской помощью в государственное медицинское учреждение и получить её на бесплатной основе вне зависимости от вида такой помощи. Ввиду того, что забота о жизни и здоровье граждан является одной из основных задач государства, у последнего возникает обязанность не просто гарантировать «какую-либо» медицинскую помощь, а такие её объёмы и виды, которые, собственно, позволят выполнить приоритетную задачу охраны жизни и здоровья гражданина.
5. В силу предписаний федерального законодательства, объёмы и виды (количественные и качественные показатели) бесплатной медицинской помощи ограничены способом принятия федеральных и региональных программ гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи. Таким образом, создана ситуация, когда медицинская помощь (медицинские услуги) разделены на те, которые может получить гражданин бесплатно и на те, которые он может получить только на платной основе (в том числе и в государственных учреждениях).
6. Кроме конституционного предписания относительно права на получение бесплатной медицинской помощи, существенную роль в качестве гарантий играют закреплённая в федеральном законодательстве обязанность медицинской организации и медицинского работника оказать соответствующую медицинскую помощь в гарантированных объёмах под страхом привлечения организации и соответствующего работника к юридической ответственности (от уголовной до гражданско-правовой, т. е. имущественной).
7. Используя предлагаемую законодателем к медицинским услугам конструкцию и с учётом применения соответствующих терминов, мы получим следующее: по договору возмездного оказания медицинских услуг, исполнитель, а именно медицинская организация, обязуется по заданию заказчика (которым может выступать как собственно пациент, так и другие участники правоотношений, действующие в его интересах) оказать медицинские услуги, а заказчик обязуется оплатить их. Договор возмездного оказания услуг, предусмотренный гл. 39 ГК РФ, является консенсуальным, взаимным, возмездным. В отдельных случаях данный договор является публичным (в случае, если исполнитель услуги осуществляет предпринимательскую деятельность). Также можно говорить о «модельности» договора об оказании возмездных услуг применительно к договорам об оказании услуг связи, ветеринарных услуг, аудиторских, медицинских и т. п.
8. Целесообразно внести следующие изменения в действующее законодательство, которые позволят создать необходимые правовые гарантии защиты субъективного права человека на получение надлежащей медицинской помощи:
− внедрить формирование и ведение общедоступного реестра медицинских организаций, имеющих право на осуществление предпринимательской деятельности по оказанию возмездных медицинских услуг, в целях совершенствования права потребителя медицинских услуг на доступ к информации о данной услуге;
− установить правила признания договоров на оказание возмездных медицинских услуг ничтожными, если они были заключены медицинской организацией за пределами своей дееспособности, например, без наличия соответствующей лицензии или иного разрешения. Также, для этих целей, необходимо установление презумпции вины медицинской организации по искам потребителей таких услуг о возмещении причинённого ущерба, упущенной выгоды или морального вреда;
− целесообразно установить исключение в виде неограниченного срока исковой давности по спорам, связанным с некачественным оказанием медицинских услуг, если соответствующие последствия по объективным причинам проявились или были выявлены через продолжительное время.



