Формирование познавательного интереса у школьников в процессе обучения информатике на уровне основного общего образования (Теория и методика обучения информатике, Северо-Кавказский Федеральный Университет)
Введение 3
1 Психолого-педагогические аспекты познавательного интереса 4
2 Методы и средства формирования познавательного интереса у школьников на уровне основного общего образования 10
3 Развитие познавательного интереса у школьников в процессе обучения информатике 18
Заключение 25
Список использованных источников 27
Актуальность исследования обусловлена многими факторами, включая растущую роль цифровых технологий в современном обществе.
Информатика, как наука, не только предоставляет знания о работе с компьютерами и программами, но и развивает логическое мышление, аналитические способности и креативность. Однако, несмотря на ее важность, многие школьники проявляют недостаточный интерес к изучению этого предмета, что может негативно сказаться на их учебной мотивации и успешности. Поэтому важным аспектом при этом является анализ методов и подходов, способствующих развитию интереса к информатике, в частности, использование интерактивных методов, игровых технологий и проектной деятельности, которые могут значительно повысить уровень вовлеченности обучающихся в учебный процесс. В связи с чем актуальными становятся вопросы, связанные с психолого-педагогической сущностью познавательного интереса, его влияния на учебную мотивацию и успешность обучения.
Объект исследования: процесс обучения на уровне основного общего образования.
Предмет исследования: развитие познавательного интереса у школьников в процессе обучения информатике.
Цель исследования: разработка практических рекомендаций по развитию познавательного интереса у школьников в процессе обучения информатике.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать сущность познавательного интереса.
2. Выявить методы и средства формирования познавательного интереса у школьников на уровне основного общего образования
3. Разработать практические рекомендации по развитию познавательного интереса у школьников в процессе обучения информатике.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, наблюдение.
Познавательный интерес, как показали исследования, является динамическим процессом, зависящим от множества факторов, включая личностные особенности обучающихся, их предыдущий опыт и уровень мотивации. Он способствует не только усвоению учебного материала, но и формированию у школьников активной жизненной позиции, критического мышления и способности к самостоятельному обучению.
Методы и средства формирования познавательного интереса у школьников на уровне основного общего образования показали, что ключевым моментом является использование активных методов обучения, таких как проектная деятельность, игровые технологии, исследовательские задания и другие формы, которые вовлекают обучающихся в процесс познания. Эти методы не только повышают интерес к учебному предмету, но и развивают навыки сотрудничества, критического мышления и творчества.
Познавательный интерес является неотъемлемым компонентом образовательного процесса, и его формирование должно быть осознанной целью как для педагогов, так и для самих обучающихся.
Развитие познавательного интереса у школьников в процессе обучения информатике требует от педагогов не только владения теоретическими основами, но и умений практически применять различные методы и приёмы.
Учителя обязаны создавать такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию интереса к информатике, используя разнообразные методы и подходы, адаптированные под разные уровни подготовки и личные интересы учеников. Это должно включать как традиционные методы, так и инновационные подходы, такие как онлайн-ресурсы, создание виртуальных лабораторий и применение игровых элементов в обучении.
Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, его склонности и предпочтения, что позволит создать более благоприятные условия для формирования познавательного интереса. Также стоит отметить, что сотрудничество с родителями и их вовлечение в образовательный процесс может значительно усилить мотивацию обучающихся и способствовать более глубокому пониманию предмета.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезными как для учителей, а также для студентов, изучающих вопросы использования познавательного интереса в процессе обучения информатике.
1 Ахтамова С.С. Игровые технологии как средство повышения познавательного интереса на уроках информатики: Проблемы современного педагогического образования, 2023. C 23-26.
2 Бадулина О.И. Речевое поведение педагога как фактор эмоционального благополучия детей в образовательном процессе, 2021. С. 44-48.
3 Балко Е.В., Овсянникова А.А. Методические аспекты интеллектуального развития школьников в процессе обучения информатике/ Психология человека и общества. 2020. № 7 (24). С. 5-11.
4 Белоконова С. С., Грецова Л. В. Развитие познавательного интереса и творческой активности у учащихся на уроках информатики // Педагогическое образование: традиции и инновации. 2021. № 2. С. 104-111.
5 Босова Л. Л. Современные подходы и инновационные практики в обучении школьной информатике / Л. Л. Босова // Педагогика информатики. 2020. № 1. С. 1-28.
6 Гвоздев, И. С. Критерии уровней сформированности универсальных познавательных учебных действий учащихся основной школы / И. С. Гвоздев, Е. Н. Корнейков // Скиф. Вопросы студенческой науки. -2022. - № 4(68). - С. 194-199.
7 Гречкина М.А. Активизация познавательной деятельности учащихся посредством использования современных икт-технологий на уроках информатики // Universum: психология и образование. 2021. №10 (88).
8 Гулынина Е. В., Чебоксаров А. Б., Ботвинева Н. Ю. Использование инновационных методов обучения на уроках информатики: KANT, 2022. С 242-246.
9 Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. М.: Кнорус, 2017. 345 с.
10 Есина Е.В. Педагогическая психология: учебное пособие. Саратов: Научная книга, 2019. 159 c.
11 Левченко И. В. Содержание обучения элементам искусственного интеллекта в школьном курсе информатики / И. В. Левченко // Информатика в школе. 2020. № 4 (157). С. 3-10.
12 Мамедова М.И. Современные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции на уроках информатики//Педагогическая наука и практика. 2022. C. 63-67.
13 Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. - Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2023; под редакцией О. А. Тарасовой. - Новосибирск : Издательство НГПУ
14 Омурзакова Ч. Ш., Кабаева З.С. Развитие творческой познавательной активности использованием ИКТ //Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2019. № 4 (61). С. 63-66.
15 Оруджева Э. Описание методики использования технологии электронного обучения при изучении предмета «Информатика» // Бюллетень науки и практики. 2021. С. 586-594.
16 Попова С.В., Ворочай Ж.Н. Педагогические условия формирования познавательного интереса у школьников // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 1. С. 27-34.
17 Сосновский Б. А Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Москва: Издательство Юрайт, 2022. 359 с.
18 Шашеро С. Г. Преимущества использования интерактивных методов обучения на уроках информатики в современной школе/ Скиф. Вопросы студенческой науки, 2023. С 452-456
19 Шихнабиева Т.Ш. О совершенствовании содержания и методики преподавания школьного курса информатики в условиях цифровых информационных технологий // Педагогическая информатика. - 2020. -№4,- С 37-40.
20 Штепа Ю.П., Стекольщиков Н.С. Развитие познавательного интереса школьников на уроках информатики с использованием интерактивных заданий // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2020. №1 (38). C 124–131.