ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. Теоретические основы исследования концепта в лингвистике 8
1.1. Теоретические основы когнитивной лингвистики 8
1.2. Источники формирования когнитивной лингвистики 10
1.3. История и этапы формирования когнитивной лингвистики 14
1.4. Базовые понятия когнитивной лингвистики 17
1.5. Понятие памяти в психологии и когнитивных науках 24
Выводы по I главе 30
Глава II. Особенности репрезентации концепта «память» глагольными лексемами английского языка 32
2.1. Вербализация концепта «память» в английском языке 32
2.2. Функциональная категоризация глагольных лексем,
репрезентирующих концепт «память» в современном английском языке
37
2.3. Репрезентация концепта «память» глаголами движения 38
2.4. Репрезентация концепта «память» глаголами чувственного
восприятия 42
2.5. Репрезентация концепта «память» глаголами мыслительных
процессов и умственной деятельности 455
2.6. Репрезентация концепта «память» идиоматическими и
фразеологическими единицами 49
Выводы по II главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 64
В рамках современной антропоцентрической парадигмы и концентрации на человеке как на объекте исследования появилась необходимость рассмотреть уже существующие дисциплины с иной точки зрения. Научный прогресс стал катализатором для процессов создания инновационных теорий и дал толчок к взаимной интеграции идей. Не обошли стороной новые веяния и лингвистические науки. Это, прежде всего, связано с тем, что язык, будучи центральным понятием в лингвистике, включается в себя также знания о мире, о социальном контексте, знания о принципах речевого общения, об адресате, фоновые знания и так далее.
Вышедшие в последние годы монографии, коллективные труды и отдельные статьи содержат важные теоретические положения по вопросам о том, как хранятся наши знания о мире, как они структурированы в языке в процессе коммуникации. Исследованием этого занимается когнитивная лингвистика - направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия. Важнейшим объектом исследования в когнитивной лингвистике является концепт. Концепты - ментальные сущности, которые имеют имя в языке и отражают культурно-национальное представление человека о мире.
В предлагаемой исследовательской работе будет рассмотрен концепт «память», описывающий психическую деятельность, направленную на запоминание, забывание и вспоминание информации, а также способы его вербализации глагольными лексемами в современном английском языке.
Актуальность данной работы заключается в том, что концепт «память» может быть репрезентирован различными способами и даже не связанными, как, казалось бы, на первый взгляд, языковыми единицами. Кроме того, когнитивный подход к анализу фактов языка является весьма актуальным, поскольку позволяет по-новому взглянуть на традиционные проблемы семантики...
Глаголы памяти неоднократно становились объектом исследования как в отечественной, так и в зарубежной лингвистике. Работы учёных- лингвистов внесли существенный вклад в развитие представлений о лексико-семантической группе глаголов памяти. На основании уже существующих теорий, мы проанализировали лексические единицы, которые репрезентируют концепт «память». Кроме этого, мы рассмотрели традиционные проблемы семантики глаголов с учётом как лингвистического, так и экстралингвистического фактора в формировании лексического значения. Выбор упомянутых ранее методов анализа языка является весьма актуальным, поскольку в последние годы в лингвистике отмечается интерес к изучению языка в неразрывной связи с когнитивной деятельностью человека.
В данном исследовании глаголы памяти рассматриваются как лексемы, отражающие определённые концептуальные представления и потому требующие подхода к ним от лежащей в их основе структуры знания. Благодаря новому подходу к семантическому анализу глаголов памяти мы значительно расширили границы объекта исследования, приняв к рассмотрению наряду с глаголами с системным значением памяти, глаголы других семантических групп (глаголы движения, чувственного восприятия, мышления), а также фразеологические и идиоматические единицы, способные в определённых контекстуальных условиях номинировать мнемические процессы,
Концепт «память» несет в себе концептуальные признаки и компоненты. Первые вербализуются либо лексическим значением глаголов памяти, либо дополнительно введёнными в структуру предложения- высказывания модификаторами смысла. Использование дополнительных модификаторов смысла (обстоятельств места, времени, образа действия, модальных глаголов и т.п.) позволяет говорящему организовывать предложения-высказывания, описывающие мнемические ситуации, вокруг глаголов других семантических групп...