Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НАРОДНУЮ ИГРУШКУ 6
1.1 Психолого-педагогические исследования о патриотических качествах 6
1.2. Народная игрушка: понятие, виды, представления, факторы 10
1.3. Характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста 14
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 23
2.1. Содержание и организация констатирующего этапа в исследовании о формировании патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Серия занятий, направленная на формирование патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста через народную игрушку 28
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию патриотических качеств через народную игрушку 31
Выводы по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
В современном мире проблема формирования патриотических качеств подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Интерес к ней в нашей стране связан с тем, что у детей особенно остро стоит проблема формирования уважения к своему народу, родному языку, культурно- историческому наследию, воспитанию национального самосознания.
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского, точно отражают работу в дошкольных организациях по патриотическому воспитанию. Дошкольные организации вместе с семьёй призваны формировать у ребёнка первые представления и отношения к окружающему миру, закладывать основы любви к своему дому и Отечеству.
Современные подходы к проблеме формирования патриотических качеств детей дошкольного возраста отражены в работах зарубежных и отечественных исследователей: С.А. Козловой, Л.А. Кондрыкинской, О.Л. Князевой, Л.В. Коломийченко, Т.С. Комаровой, М.Д. Маханевой, Л.Е. Никоновой, А.П. Орловой и др.
Традиции использования народных игрушек, кукол, особенно в сюжетно-ролевых играх, помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передать молодому поколению социальный опыт народа. Для этого необходимо разрабатывать современные модели работы с народными игрушками. Русская народная игрушка позволяет экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, способствует формированию патриотических качеств детей дошкольного возраста.
Новая воспитательная система нашей страны ориентирована на воспитание гражданина и патриота, что является одной из главных задач современной системы образования [16].
Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства формирования патриотических качеств детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность применения народной игрушки как средства формирования патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - формирование патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - народная игрушка как средство формирования патриотических качеств детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - народная игрушка способствует формированию патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, если при выборе форм работы и их содержания учитываются возрастные особенности и интересы детей старшего дошкольного возраста.
Опираясь на цель исследования, сформулированы задачи.
1. Проанализировать сущность и содержание понятий «патриотические качества» и «народная игрушка».
2. Ознакомиться с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать и провести констатирующий этап экспериментальной деятельности, направленной на выявление уровня сформированности патриотических качеств детей дошкольного возраста.
4. Составить и провести серию занятий, направленных на формирование патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством народной игрушки.
5. Организовать и провести контрольноый этап экспериментальной деятельности, напрвленной на выявление уровня сформированности патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста.
6. Проанализировать результаты проведенной экспериментальной деятельности....
По результатам проведенной исследовательской деятельности можно говорить о следующем.
Проведенный теоретический анализ позволил установить, что патриотические качества - это нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Патриотические качества могут рассматриваться как чувство любви к своей Родине, осознание ее величия и славы. Патриотические качества проявляется на нескольких уровнях: личностном, макроуровне, в деятельности. Детский период для развития данных качеств является базовым этапом формирования у детей любви к Родине.
Патриотические качества в старшем дошкольном возрасте включают в себя следующие компоненты: содержательный; эмоционально¬побудительный; деятельный [25].
Важным средством формирования патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста является приобщение детей к традициям народа, в частности, к народной игрушке, как результату духовной деятельности народа.
Народная игрушка всегда спутник детства, детско-народного творчества, его результатом, и условием, частью общей народной культуры, ценностей, эталоном сути конкретного народа.
Опираясь на результаты констатирующего этапа, предлагается провести формирующий эксперимент - некоторую серию занятий, направленную на повышения уровня сформированности патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством народной игрушки.
Для подтверждения эффективности предложенной серии занятий проводился контрольный эксперимент, с помощью которого получены следующие результаты: появился высокий уровень - 18%, у двоих респондентов, сформированности патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста. Средний показатель остался в пределах предыдущих значений - 55%, у шести респондентов. Уровень низкого показателя опустился до 27%, у троих респондентов.
Поставленная цель в результате проведения исследования выполнена. Гипотеза подтверждена - народная игрушка может являться средством формирования патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, если учитывать возрастные особенности обучающихся и вызывать интерес у детей к народной культуре содержанием проводимых воспитательных мероприятий.
Планируется дальнейшая работа в выбранном направлении для формирования патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста.
1. Акинина Т.М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. М.: Перспектива, 2012. 248 c.
2. Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание. 1995. №3. С. 8-15
3. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба? // Современный ребенок в игровой цивилизации М., 2001. С.87-94 с.
4. Алексеева О.С., Петропавловская О.Л. Задания для маленьких патриотов // Ребенок в детском саду. 2010. №2. С. 39 - 42.
5. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. М., УЦ «Перспектива», 2008. 144 с.
6. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие М.: АРКТИ, 2007 255 с.
7. Богданова О.С., Китаева Л.И. О нравственном воспитании детей М.: Просвещение, 2008. 213 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Просвещение, 1968. С. 398-464.
9. Выготский Л.С. Собр. Сочинений: В 6 т. Т.4: Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 386 с.
10. Возрастная и педагогическая психология: учебник / под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2012. 245с.
11. Вишневский А. Ориентиры национального воспитания // Начальная школа. 1994. № 6. С. 42 - 46.
12. Ветрова Л.М. Традиционная деревянная игрушка. Культурно-ценностный аспект // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 4-5. С 649 - 650.
13. Вербианова О.М., Груздева О.В. Психология ребенка: младенчество, ранний и дошкольный возраст: учебное пособие; Красноярс. гос. пед ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. 140 с.
14. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб: Детство-Пресс. 2008. 322 с.
15. Гогоберидзе А.Г. Маленькие граждане большой страны // Ребенок в детском саду. 2015. №3. С. 18 - 21....(45)