ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ: 7
ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ 7
1.1. Туризм и его виды 10
1.2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕШИХ ПОХОДОВ 18
1.3. Историко-культурное наследие Волоконовского района 20
как фактор привлечения туристских потоков 20
1.4 История Волоконовского района 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Методы исследования 24
ГЛАВА 3. ПОСТРОЕНИЕ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ 27
С УЧЁТОМ ПРИРОДНЫХ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ 27
ОБЪЕКТОВ ВОЛОКОНОВСКОГО РАЙОНА 27
3.2 Техника безопасности в спортивно-оздоровительных походах 34
3.3. Туристические маршруты Волоконовского района 36
спортивно-оздоровительной направленности 36
Заключение 79
Литература 81
«Спортивно-оздоровительный туризм это самостоятельная и соци-ально-ориентированная сфера, образ жизни значительной прослойки обще¬ства; эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимо¬уважения между народами и нациями; форма народной дипломатии основан¬ной на реальном знакомстве с жизнью, историей, культурой, обычаями наро¬дов; наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся специфиче¬ской формой народного творчества, свободным выбором формы собственной активности всех социально-демографических групп населения, начиная с де¬тей дошкольного возраста заканчивая пенсионерами.» [24]
«Спортивно-оздоровительный туризм представляет собой группу раз¬личных типов, видов и форм туризма, объединённых мотивами занятий, ха¬рактером маршрута - организационными формами. Мотивами занятий спор¬тивно-оздоровительным туризмом являются оздоровительные формы актив¬ного туризма, экстремальные туристические походы и путешествия, спор¬тивное совершенствование в пределах естественных препятствий природной среды в любых условиях от комфортных до экстремальных. По характеру маршрута это могут быть пешеходные, водные, велосипедные, лыжные и другие виды туристических походов и путешествий, включённые и не вклю¬чённые в Единую Всероссийскую спортивную классификацию.» [48]
Туризм, так же как и физическая культура оказывает воспитывающее воздействие на детей и подростков. В нем развиваются такие основные ас-пекты воспитания, как нравственный, трудовой, эстетический, физический, патриотический, интернациональный, интеллектуальный.
В познании родного края воспитываются идейно-политическая зре-лость, убежденность, формируется мировоззрение. Чтобы усилить эмоцио-нальное восприятие детей к традициям и истории своего народа, лучше всего рассказывать и показывать им на конкретных примерах. Туристско- краеведческая деятельность вводит подрастающее поколение в социальную (макро) среду, что значительно ускоряет процесс его воспитания. В походе юные туристы знакомятся с богатством родной природы, историче¬скими и культурными памятниками, с жизнью страны. У ребят рождается и крепнет желание стать участниками труда своего народа. Они учатся нахо¬дить новое, прогрессивное, видеть отмирающее, уходящее. Не пассивными, равнодушными наблюдателями, а активными борцами воспитывает их пра-вильная позиция педагога и туристского коллектива...
Проведённое исследование позволяет сформулировать следующие вы¬воды.
1. В научной и учебно-методической литературе нет единого подхода к формулировке понятия туризм и выделению его типов. При этом в послед¬нее время особое место занимает туризм региональный, краеведческий, куль¬турно-исторический. В этой связи чётко прослеживаются области взаимодей¬ствия туризма и краеведения.
2. Процесс развития туризма обусловлен рядом факторов, среди кото¬рых наиболее значимую роль, на наш взгляд, играют климатогеографические и историко-культурные. Учёт этих и других факторов позволяет грамотно спланировать направления туристической деятельности.
3. Среди основных принципов построения туристического маршрута можно выделить оценку его спортивно-технических характеристик, а также гидрографических и ландшафтно-климатических характеристик региона (определение характера и особенностей естественных препятствий, катего-рии сложности всего маршрута, его продолжительности и протяжённости); изучение литературных и исторических источников о природных богатствах региона путешествия, его историческом прошлом, объектах культурного наследия. При разработке маршрутов мы придерживались следующей схемы: паспорт маршрута, техническое описание, картографический материал, крае¬ведческое описание, рекомендации.
4. Нами разработаны и описаны пять туристических маршрутов по Во- локоновскому район спортивно-оздоровительной направленности: «Природ¬ные богатства Волоконовского района», «Археологические находки Ютанов- ского городища», «Историко-культурные достопримечательности Волоко¬новского района», «Достопримечательности Волоконовского района»...