Информационно-просветительская работа территориального отдела МВД с общеобразовательными организациями (Уральский Экономический Колледж)
|
Работа сделана на примере отдела Министерства Внутренних дел России «Первоуральский».
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ 5
1.1. Структура и особенности системы профилактики правонарушений несовершеннолетних 5
1.2 Правовые основы деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних 11
1.3 Проблемы информационно-просветительской работы с общеобразовательными организациями 18
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОТДЕЛА МВД РОССИИ (на примере ОМВД России «Первоуральский») 25
2.1. Анализ деятельности отдела Министерства внутренних дел РФ «Первоуральский» 25
2.2. Обзор основных программ и мероприятий, проводимых ОМВД России «Первоуральский» 32
2.3 Рекомендации по улучшению программ и мероприятий, проводимых ОМВД России «Первоуральский» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 План мероприятий, проводимых ОМВД России «Первоуральский» с общеобразовательными организациями 57
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ 5
1.1. Структура и особенности системы профилактики правонарушений несовершеннолетних 5
1.2 Правовые основы деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних 11
1.3 Проблемы информационно-просветительской работы с общеобразовательными организациями 18
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОТДЕЛА МВД РОССИИ (на примере ОМВД России «Первоуральский») 25
2.1. Анализ деятельности отдела Министерства внутренних дел РФ «Первоуральский» 25
2.2. Обзор основных программ и мероприятий, проводимых ОМВД России «Первоуральский» 32
2.3 Рекомендации по улучшению программ и мероприятий, проводимых ОМВД России «Первоуральский» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 План мероприятий, проводимых ОМВД России «Первоуральский» с общеобразовательными организациями 57
Актуальность темы дипломной работы «Информационно-просветительская работа территориального органа МВД с общеобразовательными учреждениями (на примере ОМВД России «Первоуральский»)» обусловлена необходимостью исследования и изучения ключевых проблем взаимодействия полиции с образовательными организациями в сфере профилактики правонарушений и правового просвещения молодежи. Так как в современном информационном пространстве, характеризующимся высокой скоростью распространения данных и отсутствием четких границ доступа, создаются серьезные вызовы для системы воспитания и образования несовершеннолетних.
В условиях цифровизации дети и подростки сталкиваются с огромным объемом информации, включая деструктивный контент, что требует формирования критического мышления и медиаграмотности. Однако самостоятельная оценка и фильтрация информации для многих детей, особенно с особыми образовательными потребностями, остаются труднодостижимыми навыками. В этой связи возрастает роль информационно-просветительской работы правоохранительных органов, таких как ОМВД России «Первоуральский», как посредника, обеспечивающего безопасное и осознанное взаимодействие несовершеннолетних с информационной средой.
Исследованием этих вопросов занимались такие ученые как Е.В. Грибанов, С.И. Долгова, С.Г. Еремеев, Н.С. Зорина, З.З. Маздогова и др. Их работы послужили источниками для написания дипломной работы наряду с нормативно правовыми актами и информацией о деятельности ОМВД России «Первоуральский», размещенной на Интернет-ресурсах.
Объект исследования: отдел Министерства внутренних дел России «Первоуральский».
Предмет исследования: содержание информационно-просветительской работы отдела Министерства внутренних дел России «Первоуральский» в общеобразовательных организациях.
Цель исследования: разработка информационно-просветительских мероприятий отдела Министерства внутренних дел России «Первоуральский» для общеобразовательных организаций.
Достижение цели исследования требует решения следующих задач:
1) исследовать значение информационно-просветительской работы ОМВД в образовательных учреждениях;
2) Изучить нормативно-правовую базу, регулирующую информационно-просветительскую деятельность ОМВД России;
3) Проанализировать текущее состояние информационно-просветительской работы в ОМВД России «Первоуральский»;
4) Выявить проблемы во взаимодействии ОМВД «Первоуральский» с общеобразовательными организациями;
5) Разработать программу по оптимизации информационно-просветительской деятельности в ОМВД «Первоуральский»;
6) Оценить эффективность предложенной оптимизированной программы информационно-просветительской работы ОМВД России «Первоуральский».
В ходе написания дипломной работы применены такие методы как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительно-правовой анализ, абстрагирование и др.
Такой комплексный подход позволит всесторонне изучить эффективность информационно-просветительской работы ОМВД с образовательными учреждениями и оптимизировать программу профилактической работы для повышения эффективности информационно-просветительской деятельности путем решения проблем взаимодействия с общеобразовательными организациями в ОМВД России «Первоуральский».
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами, и состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и одного приложения.
В условиях цифровизации дети и подростки сталкиваются с огромным объемом информации, включая деструктивный контент, что требует формирования критического мышления и медиаграмотности. Однако самостоятельная оценка и фильтрация информации для многих детей, особенно с особыми образовательными потребностями, остаются труднодостижимыми навыками. В этой связи возрастает роль информационно-просветительской работы правоохранительных органов, таких как ОМВД России «Первоуральский», как посредника, обеспечивающего безопасное и осознанное взаимодействие несовершеннолетних с информационной средой.
Исследованием этих вопросов занимались такие ученые как Е.В. Грибанов, С.И. Долгова, С.Г. Еремеев, Н.С. Зорина, З.З. Маздогова и др. Их работы послужили источниками для написания дипломной работы наряду с нормативно правовыми актами и информацией о деятельности ОМВД России «Первоуральский», размещенной на Интернет-ресурсах.
Объект исследования: отдел Министерства внутренних дел России «Первоуральский».
Предмет исследования: содержание информационно-просветительской работы отдела Министерства внутренних дел России «Первоуральский» в общеобразовательных организациях.
Цель исследования: разработка информационно-просветительских мероприятий отдела Министерства внутренних дел России «Первоуральский» для общеобразовательных организаций.
Достижение цели исследования требует решения следующих задач:
1) исследовать значение информационно-просветительской работы ОМВД в образовательных учреждениях;
2) Изучить нормативно-правовую базу, регулирующую информационно-просветительскую деятельность ОМВД России;
3) Проанализировать текущее состояние информационно-просветительской работы в ОМВД России «Первоуральский»;
4) Выявить проблемы во взаимодействии ОМВД «Первоуральский» с общеобразовательными организациями;
5) Разработать программу по оптимизации информационно-просветительской деятельности в ОМВД «Первоуральский»;
6) Оценить эффективность предложенной оптимизированной программы информационно-просветительской работы ОМВД России «Первоуральский».
В ходе написания дипломной работы применены такие методы как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительно-правовой анализ, абстрагирование и др.
Такой комплексный подход позволит всесторонне изучить эффективность информационно-просветительской работы ОМВД с образовательными учреждениями и оптимизировать программу профилактической работы для повышения эффективности информационно-просветительской деятельности путем решения проблем взаимодействия с общеобразовательными организациями в ОМВД России «Первоуральский».
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами, и состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и одного приложения.
Подводя итоги проведенному исследованию, можно сказать, что частью воспитательного процесса является процесс правового воспитания.
В результате воспитания молодое поколение учится понимать, что такое плохо и что такое хорошо, они должны научиться, не только соблюдать нормы законов, и овладеть системой моральных и нравственных ценностей.
Это воспитание происходит, как правило, в стенах учебных заведений. Но для повышения уровня правового и социального воспитания привлекаются специалисты из правоохранительных органов.
Это является одной из функций Отдела МВД России «Первоуральский».
Сложной задачей является научить подростка границе прав, понимать, что если нарушил чужие права – будешь нести ответственность.
Только семья и школа не могут решить проблемы воспитания самостоятельно, не привлекая другие службы, организации общества. Только при тесном взаимодействии можно уменьшить существующие проблемы воспитания подрастающего поколения. Форм, методов, работы очень много, соответственно и возможностей помочь тоже много, было бы желание всех участников процесса.
Основными формами изучения норм действующего законодательства для школьников являются семинары и конференции, классные часы, викторины, научно-практические конференции, беседы, встречи с интересными людьми, уроки права, самостоятельное изучение юридических источников, активное участие в организации и проведении мероприятий по правовому воспитанию и просвещению.
В результате анализа учебно-методических разработок и практического опыта совместной педагогической деятельности образовательных учреждений и силовых структур по формированию культуры безопасности следует сделать следующие выводы:
существующие методические разработки по формированию безопасного поведения учащегося не обеспечивают сквозного воспитательного процесса и представлены как перечень отдельных мероприятий (уроки, праздники по безопасности жизнедеятельности, походы, игры и прочее);
для формирования культуры безопасности учащихся недостаточно широко применяются инновационные методики (использование игровых заданий и т.п., в том числе и компьютерных игр, в соответствии с возрастом);
редко используется поддержка педагогического процесса специалистами правоохранительных органов и государственных служб;
недостаточно обеспечена возможность выбора содержания и форм совместной деятельности семьи и образовательного учреждения по формированию безопасного поведения учащегося;
недостаточная направленность образовательного учреждения на изучение и поддержку актуальных потребностей школьников и родителей в обеспечении безопасности;
не разработана методика эффективного регулирования совместной педагогической деятельности системы образования, правоохранительных органов, государственных органов и семьи по формированию безопасного поведения как личностной характеристики учащегося.
Таким образом, от того, как организовано правовое воспитание подростков, во многом зависит их жизненное самоопределение. Правовые знания и умения помогают выпускникам школы социализироваться в обществе, определиться с профессией, решать различные жизненные ситуации и проблемы, выполнять свои обязанности по отношению к родителям, Родине. Это обусловлено тем, что приобретение знаний в процессе правового воспитания и просвещения закономерно связано с углублением познания социальной действительности и развитием интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества. В процессе правового воспитания формируется способность личности правильно ориентироваться и поступать в сложной ситуации; целенаправленное правовое воспитание и просвещение укрепляет и развивает правосознание подростков.
В результате воспитания молодое поколение учится понимать, что такое плохо и что такое хорошо, они должны научиться, не только соблюдать нормы законов, и овладеть системой моральных и нравственных ценностей.
Это воспитание происходит, как правило, в стенах учебных заведений. Но для повышения уровня правового и социального воспитания привлекаются специалисты из правоохранительных органов.
Это является одной из функций Отдела МВД России «Первоуральский».
Сложной задачей является научить подростка границе прав, понимать, что если нарушил чужие права – будешь нести ответственность.
Только семья и школа не могут решить проблемы воспитания самостоятельно, не привлекая другие службы, организации общества. Только при тесном взаимодействии можно уменьшить существующие проблемы воспитания подрастающего поколения. Форм, методов, работы очень много, соответственно и возможностей помочь тоже много, было бы желание всех участников процесса.
Основными формами изучения норм действующего законодательства для школьников являются семинары и конференции, классные часы, викторины, научно-практические конференции, беседы, встречи с интересными людьми, уроки права, самостоятельное изучение юридических источников, активное участие в организации и проведении мероприятий по правовому воспитанию и просвещению.
В результате анализа учебно-методических разработок и практического опыта совместной педагогической деятельности образовательных учреждений и силовых структур по формированию культуры безопасности следует сделать следующие выводы:
существующие методические разработки по формированию безопасного поведения учащегося не обеспечивают сквозного воспитательного процесса и представлены как перечень отдельных мероприятий (уроки, праздники по безопасности жизнедеятельности, походы, игры и прочее);
для формирования культуры безопасности учащихся недостаточно широко применяются инновационные методики (использование игровых заданий и т.п., в том числе и компьютерных игр, в соответствии с возрастом);
редко используется поддержка педагогического процесса специалистами правоохранительных органов и государственных служб;
недостаточно обеспечена возможность выбора содержания и форм совместной деятельности семьи и образовательного учреждения по формированию безопасного поведения учащегося;
недостаточная направленность образовательного учреждения на изучение и поддержку актуальных потребностей школьников и родителей в обеспечении безопасности;
не разработана методика эффективного регулирования совместной педагогической деятельности системы образования, правоохранительных органов, государственных органов и семьи по формированию безопасного поведения как личностной характеристики учащегося.
Таким образом, от того, как организовано правовое воспитание подростков, во многом зависит их жизненное самоопределение. Правовые знания и умения помогают выпускникам школы социализироваться в обществе, определиться с профессией, решать различные жизненные ситуации и проблемы, выполнять свои обязанности по отношению к родителям, Родине. Это обусловлено тем, что приобретение знаний в процессе правового воспитания и просвещения закономерно связано с углублением познания социальной действительности и развитием интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества. В процессе правового воспитания формируется способность личности правильно ориентироваться и поступать в сложной ситуации; целенаправленное правовое воспитание и просвещение укрепляет и развивает правосознание подростков.



