Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ - ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Работа №175877

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДУКТИВНЫХ КОПИНГ- СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА 8
1.1. Психологические особенности подростков, воспитывающихся в детском доме 8
1.2. Понятие копинг-стратегий в психолого-педагогических исследованиях 19
1.3. Специфика копинг-стратегий подростков-воспитанников детского дома 26
Выводы по Главе 1 32
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА 33
2.1. Паспорт проекта 33
2.2. Описание этапов реализации проекта 40
2.3. Оценка результативности реализации проекта 49
Выводы по Главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 76

Актуальность работы обусловлена тем, что в современной России в условиях обострения социальных и экономических проблем с каждым годом увеличивается число детей - социальных сирот. Статистические данные свидетельствуют, что за последние годы из 650 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, 90% - социальные сироты. Дети, входящие в указанную категорию, как правило, воспитываются в детских домах или школах-интернатах для детей-сирот.
Значительная часть выпускников после выхода из учреждений социальной и психолого-педагогической помощи ведут антисоциальный образ жизни. Анализ практики работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что система воспитания детей в этих учреждениях не готовит их к самостоятельной жизни, и воспитанники после выхода из данных учреждений испытывают серьезные трудности в адаптации к окружающему миру [23].
Одним из психологических механизмов адаптации человека к изменившимся социальным условиям является его копинг-поведение (стратегия), или совладание с возникающими трудными ситуациями [31, с. 12]. Копинг-стратегии подростков - воспитанников детского дома, в трудных жизненных ситуациях во многом определяют эффективность их социально-психологической адаптации к изменившимся условиям жизни на этапе выхода из учреждения.
В настоящее время проводится множество научных исследований, посвященных изучению копинг-стратегий и их применению различными возрастными группами авторы: А.Н. Поддьякова, Н.А. Русина,
М.В. Сапоровская, Н.А. Сирота, Е.А. Сергиенко, А.И. Тащева, М.А. Холодная, Н.Е. Харламенкова, С.А. Хазова, В.М. Ялтонский.
При этом изучению копинг-стратегий подростков, которые воспитываются в детском доме, уделяется недостаточно внимания, хотя именно этой категории детей в большей степени свойственно проживание большого количества стрессовых ситуаций [30]. Обеспечение их психологического и социального благополучия можно определить как одну из наиболее важных общественных задач.
Отмечается, что условия, в которых проживают подростки, которые являются воспитанниками детского дома, в действительности, стоит назвать стрессовыми, либо стимулирующими развитие стресса. Исходя из данных, полученных в ходе научных исследований зарубежными и отечественными учеными, можно говорить о том, что длительное пребывание в условиях закрытого учреждения нередко приводит к формированию у воспитанников малопродуктивных стратегий совладающего поведения - уход от проблем и трудностей, отрицание и изоляция.
Таким образом, актуальность данного проектного исследования определяется противоречиями между:
- недостаточной информированностью подростков - воспитанников детского дома о возможностях использования продуктивных копинг-стратегий в трудных жизненных ситуациях и повседневной жизни
и отсутствием в их ближайшем окружении компетентных источников информации данного характера;
- между имеющимся психолого-педагогическим потенциалом воспитательного учреждения для детей-сирот, как совокупности социальных и психолого-педагогических факторов воспитания, обеспечивающих позитивную социализацию и стимулирование саморазвития личности подростка, и технологической неразработанностью основ его реализации
в формировании продуктивных копинг-стратегий воспитанников.
Необходимость разрешения указанных противоречий позволяет обозначить проблему исследования, которая заключается в определении и психолого-педагогическом обосновании условий, обеспечивающих формирование продуктивных копинг-стратегий подростков - воспитанников детского дома....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность данной магистерской работы обусловлена тем, что система воспитания в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не готовит их к самостоятельной жизни, и воспитанники после выхода из данных учреждений испытывают серьезные трудности в адаптации к окружающему миру [23].
Современные психологические данные позволяют говорить о том, что для подростков, воспитывающихся в детском доме, характерны недостаточная самостоятельность, инфантилизм, порой стихийная подчиняемость, некритический альтруизм, переоценка собственных возможностей, которые негативно сказываются на их адаптации в самостоятельной жизни. Таким образом, подростки - воспитанники детского дома склонны к малопродуктивным совладающим стратегиям, таким, как уход от проблем и трудностей, отрицание и изоляция.
Продуктивные копинг-стратегии позволят воспитанникам с помощью осознанных действий, способами, адекватными личностным особенностям, справиться с трудной жизненной ситуацией. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие с ситуацией, в соответствии с ее значимостью в жизни воспитанника и его психологическими возможностями, направленное на гармонизацию отношений между субъектом и средой.
Нами выполнено проектное исследование, направленное на формирование продуктивных копинг-стратегий подростков - воспитанников детского дома.
В ходе работы решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические аспекты проблемы: рассмотрено понятие «копинг-стратегии», выделены психологические особенности подростков, воспитывающихся в детском доме, изучена специфика копинг-стратегий подростков, воспитывающихся в детском доме;
2. Эмпирическим путем выявлены и охарактеризованы преобладающие копинг-стратегии подростков - воспитанников детского дома;
3. Обоснованы психолого-педагогические условия, разработана и реализована система мероприятий в рамках проекта, обеспечивающего формирование продуктивных копинг-стратегий подростков,
воспитывающихся в детском доме.
4. Оценена результативность проделанной работы.
Решение указанных задач позволило доказать проектную идею о том, что формирование продуктивных копинг-стратегий подростков - воспитанников детского дома возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий: организации психологического просвещения подростков о возможностях использования копинг-стартегий в трудных жизненных ситуациях и повседневной жизни; организации коррекционно-развивающих занятий, направленных на освоение способов совладания со стрессовой ситуацией, за счет развития произвольной регуляции поведения, волевой устойчивости, концентрации внимания, навыков самоконтроля; организации индивидуальной консультативной помощи, направленной на решение возрастных проблем и жизненных трудностей.
Следовательно, цель работы достигнута. Реализация разработанного проекта позволяет расширить знания подростков о продуктивных и малопродуктивных копинг-стратегиях; о способах коррекции собственного эмоционального состояния и действий в условиях психотравмирующей (стрессовой) ситуации, а также способствует развитию произвольной регуляции поведения.


1. Аношкин И. В. Индивидуально-психологически я детерминация развитии общительности у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома // Сибирский педагогический журнал. 2008. №. 6. С.355 - 361.
2. Аргентова Т. Е., Тополова Е. В. Особенности совладающего поведения детей-сирот старшего подросткового возраста // Сибирский психологический журнал. 2007. №. 25. С.67 -72.
3. Багандова Г. Х., Далгатов М. М. Особенности развития каузальных атрибуций достижений подростков-сирот // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. №. 3. C.64 - 67.
4. Барсегян О. В. Межличностные отношения подростков истинных и социальных сирот /Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2007. №. 2-2. C.28 - 31.
5. Бартош О. П., Бартош Т. П. Возрастные и гендерные особенности копинг-поведения подростков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2012. №. 6 (265). С.42- 46.
6. Беляева Л. А., Гриднева Т. Г. Особенности проявления коммуникативных способностей подростков в условиях детского дома // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. №. 11 (126). С.192 -197.
7. Бережная О. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации. Ставрополь: ОВ Бережная, 2005. 191 с.
8. Бехтер А. А. Рефлексивное оценивание трудных жизненных ситуаций в выборе копинг-стратегий будущими специалистами //Акмеология. 2012. №. 2. С. 114 - 117.
9. Богатырева М. Б. Психологические особенности «образа Я» подростков, проживающих вне семьи. М: ГИТИС, 2007. 160 с.
10. Бохан Т Г. Возрастные и социально-психологические характеристики копинг-стратегий в периодах юношества и ранней взрослости // Сибирский психологический журнал. 2002. №. 16-17. С.66 - 72.
11. Бохан Т. Г. Особенности пространственно-временной организации жизненного мира детей, лишенных родительского попечения Т. Г. Бохан // Сибирский психологический журнал. 2011. №. 39. С.80 - 90.
12. Бубнова И. С., Рерке В. И. Формирование гендерной идентичности у подростков-сирот // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. №. 1 (84). С.175 -182.
13. Виноградова Г. А., Бобкова Т С. Своеобразие полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т 12. №. 3-2. С.386 - 393.
14. Волоскова Н. Н. Психологическая коррекция конституционально - типологической недостаточности у подростков, воспитывающихся без семьи. Ставрополь: СБД, 2004. 174 с.
15. Гомеляк Ю. Н., Руженков В. А. Поведенческие стереотипы как фактор риска социальной дезадаптации подростков, воспитывающихся в условиях лишения родительского попечения // Вестник Костромского государственного университета. 2009. Т 15. №. 2. С.88 -89....(64)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ