Исследованы образцы чая торговых марок: BERNLEY, Greenfield, Принцесса Нури.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЧЁРНОГО ЧАЯ…5
1.1. Классификация и характеристика ассортимента чёрного чая……………5
1.2. Анализ состояния рынка чёрного чая……11
1.3. Значение чёрного чая в питании человека, пищевая ценность и химический состав…14
1.4.Микробиология чёрного чая…………15
1.5. Требования к качеству чёрного чая. факторы, влияющие на изменение качества в процессе хранения, транспортировки и упаковки…………..17
1.6.Фальсификация чёрного чая…………22
ГЛАВА 2. АССОРТИМЕНТ, ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЧЁРНОГО ЧАЯ....24
2.1.Товароведческая экспертиза чёрного чая и анализ маркировки………24
2.2.Органолептический метод оценки качества исследуемых образцов.....26
2.3. Оценка физико-химических показателей качества исследуемых образцов…28
2.4. Анализ ассортимента чёрного чая…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…36
Чай – один из самых популярных и любимых напитков в мире, и черный чай занимает особое место среди других видов. Из всего потребляемого чая в мире 75% на потребление черного чая, это второй напиток после воды. Чай по истине всемирный напиток: 5000 лет его пьют на Востоке, на Западе – всего 400 лет. Больше всего чая пьют в Ирландии, на втором месте – Великобритания. Главный производитель чая – Китай, за ним следует Индия. Более 20 стран занимаются производством чая: Шри-Ланка (о. Цейлон), Япония, Индонезия, Иран, Пакистан, Вьетнам, Бирма, Кения, Уганда, Тайвань, Турция, Малага, Мозамбик, Перу, Аргентина, Бразилия, Мексика, Колумбия и другие. На сегодняшний день известно более 1500 сортов чая.
Товароведение черного чая является важной областью знаний, которая включает в себя изучение характеристик, состава, производства, хранения и транспортировки этого продукта. Также, в современном мире существует большой спрос на натуральные и высококачественные продукты, поэтому изучение качества черного чая будет полезным как для потенциальных потребителей, так и для производителей. Кроме того, в рамках данной темы можно рассмотреть вопросы связанные с безопасностью продукции, сертификацией, изучить влияние различных факторов на качество чая, таких как происхождение сырья, методы обработки, хранения и упаковки.
Количество некачественного чая на российском рынке пока остается достаточно высоким. В этих условиях для организаций, деятельность которых связана с реализацией продукции, важным вопросом является завоевание долгосрочного доверия покупателей. А также уверенность в том, что поставщик в полной мере выполняет свои обязательства в области качества выпускаемых им товаров. Покупатель же сегодня становится более взыскательным. В условиях конкуренции он может сделать сознательный выбор и отдать предпочтение той продукции, продавец которой предоставит ему дополнительные гарантии ее качества.
Курсовая работа по теме актуальна и имеет большое значение для современной товароведческой науки и практики. Оценка качества черного чая имеет большое значение для производителей и потребителей.
Целью курсовой работы является сбор информации о черном чае, оценка его качества и проведение экспертизы. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Классификация и характеристика ассортимента чая по ГОСТу
2. Анализ состояния рынка
3. Изучить значение чая в питании человека, его пищевую ценность и химический состав
4. Выявить требования качества и факторы, влияющие на изменение качества, в процессе хранения, транспортировки и упаковки
5. Определить способы фальсификации чая и методы их обнаружения
6. Провести товароведческую экспертизу по черному чаю
7. Изучить ассортимент чая магазина у дома «Авокадо»
Объектом исследования является оценка экспертизы качества чая. Предметом исследования является ассортимент чая и его потребительские свойства.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка используемых источников. Объем работы 34 листов.
В ходе выполнения задач курсовой работы использованы органолептические методы товароведной экспертизы. Методологической основой курсовой работы послужили стандарты, технические регламенты, учебные и учебно-методические пособия, материалы конференций.
«Если холодно, чай вас согреет. Если вам жарко, он вас охладит. Если у вас настроение подавленное - он вас подбодрит, если возбуждены - успокоит», в свое время подметил известный афоризмами сэр Уильям Гладстон. Все перечисленные чудотворные свойства, прежде всего, связаны с тем, что в чае содержится большое количество веществ, обладающих тонизирующим действием. Самыми значимыми из них являются алкалоиды – кофеин и сопутствующие ему теофиллин и теобромин. Так же в чае накапливается большое количество витаминов и витаминоподобных соединений – аскорбиновая, никотиновая, пантотеновая кислоты, тиамин и каротиноиды. Кроме этого, чай является богатым источником минеральных веществ. Следует отметить, что наряду с ростом чайной продукции, идет рост способов и средств фальсификации чая. Одним из них является замена высококачественных наименований чая наименованиями пониженного качества или замены высших сортов чая низшими того же наименования. Кроме этого, ведется добавление растительных заменителей. Дабы избежать данной фальсификации необходимо тщательно производить органолептические методы оценки вкуса, аромата, цвета настоя и разваренного листа, определение в чае экстрактивных веществ и наличие специфического запаха. А для этого необходимо, чтобы товароведы и работники экспертных групп обладали высокой квалификацией, ведь если будет вестись строгий контроль над выпуском продукции в соответствии с госстандартами на чайную продукцию, то и возможность употреблять низкокачественный продукт резко сократится, а на рынке сложится возможность бороться за звание лучших.
В ходе написания данной курсовой мной были исследованы следующие образцы чая торговых марок: BERNLEY, Greenfield, Принцесса Нури.
Исследование было проведено стандартными методами на соответствие требованиям ГОСТ 1938-90 [2]. Внешним осмотром оценивали состояние упаковки и полноту маркировки исследуемых образцов чая. Среди органолептических показателей определяли внешний вид, аромат, вкус, цвет разваренного листа, определяли настой чая.
Первоначально была проведена проверка на наличие полноты маркировки. Вся потребительская упаковка снабжена красочно оформленной маркировкой. Полноту маркировки оценивали на соответствие ГОСТ Р 1938-90 [2]. Маркировка всех исследуемых образцов полная и соответствовала требованиям.
По органолептической оценке качества установили, что все образцы чая соответствовали требованиям нормативно-технической документации, и имели свойственные сортам отличия во вкусе, аромате, настою, цвету разваренного листа и внешнему виду. Органолептические показатели определяли в процессе дегустации с помощью балльной системы по ГОСТ 1938-90 [2]. Все образцы чая соответствовали требованиям нормативно-технической документации, и имели свойственные сортам отличия во вкусе, аромате, настою, цвету разваренного листа и внешнему виду.
На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что все исследуемые образцы соответствовали требованиям стандарта.
В ходе проделанной работы были сделаны следующие выводы:
качество чая напрямую зависит от технологии производства продукции, а также от качества сырья, взятого для изготовления;
необходимо проводить экспертизу качества чая органолептическими методами;
необходимо брать пробы и образцы чая для выявления недоброкачественной продукции;
заключение эксперта является важной частью таможенной проверки.
На основе выше сказанного можно сделать вывод, что цель курсовой работы была достигнута.