Развитие познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении посредством технологии «Lapbook» на уроках русского языка (Белгородский педагогический колледж)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждения «Головинская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» с. Головино.
Выборка: ученики 4 класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «LAPBOOK» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА……..10
1.1. Понятие познавательной активности и ее особенности …............. 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с трудностями в обучении …15
1.3. Особенности познавательной активности обучающихся с трудностями в обучении ……22
1.4. «LAPBOOK» как средство развития познавательной активности обучающихся с трудностями в обучении на уроках русского языка 26
II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «LAPBOOK» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА……………………..34
2.1. Выявление уровня познавательной активности у обучающихся с трудностями в обучении 34
2.2. Проектирование и реализация деятельности по развитию познавательной активности у обучающихся с трудностями в обучении на уроках русского языка посредством технологии ЛЭПБУК ……43
2.3. Методические рекомендации по развитию познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении на уроках русского языка посредством технологии ЛЭПБУК………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………… 68
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………. 72
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждения «Головинская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» с. Головино.
Выборка: ученики 4 класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «LAPBOOK» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА……..10
1.1. Понятие познавательной активности и ее особенности …............. 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с трудностями в обучении …15
1.3. Особенности познавательной активности обучающихся с трудностями в обучении ……22
1.4. «LAPBOOK» как средство развития познавательной активности обучающихся с трудностями в обучении на уроках русского языка 26
II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «LAPBOOK» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА……………………..34
2.1. Выявление уровня познавательной активности у обучающихся с трудностями в обучении 34
2.2. Проектирование и реализация деятельности по развитию познавательной активности у обучающихся с трудностями в обучении на уроках русского языка посредством технологии ЛЭПБУК ……43
2.3. Методические рекомендации по развитию познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении на уроках русского языка посредством технологии ЛЭПБУК………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………… 68
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………. 72
Актуальность. Стремительные перемены в современном мире обуславливают необходимость перемен и в образовании. Согласно (Федеральному государственному стандарту начального общего образования далее ФГОС НОО) главная цель образования заключается не в передаче знаний, а в формировании активной личности, которая будет самостоятельно ставить, и решать учебные задачи. Перед современными педагогами стоят задачи по развитию у младших школьников таких личностных качеств, которые заложены в основе стремления к активному познанию и тем самым подготовить учащихся к жизни, для того чтобы они стали активными участниками процессов: научных, технических и социальных. Современный учитель должен наполнять учебный процесс занимательным содержанием, который не только представляет собой неисчерпаемый источник для стимулирования познавательных интересов у младших школьников, но также дает все необходимые знания и умения.
Как отмечает Г.А. Цукерман, предвидеть будущие трудности младших школьников в обучении можно на самых ранних этапах пребывания детей в школе [26]. Особенно актуальной эта проблема становится в связке с низкой готовностью к школе. Так как именно у детей с низкой готовностью к школе высока вероятность потерять интерес к учебным занятиям из-за низкого интеллектуального развития [2].
К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.
Дети указанной категории имеют негрубые (слабо выраженные) отклонения в функционировании центральной нервной системы, оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка. У детей данной группы педагоги и психологи отмечают в первую очередь недостаточную готовность к школе (интеллектуальную, эмоциональную и социальную).
В связи с этим перед педагогами начальной школы стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с обучаемыми, что требует тщательной подготовки. Поэтому преподавателям начальной школы необходимо искать и внедрять в свою работу новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности ребенка.
Зенкина С.В. отмечает, что применение инновационных технологий прежде всего, позволяет активизировать задачу формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых [11]. Следовательно, необходимо сделать так, чтобы некоторые сведения оставались в памяти ученика, и он смог пользоваться этими знаниями без затруднений.
В поисках новых форм взаимодействия, средств обучения, способствующих познавательному и творческому развитию младших школьников, мы обратили внимание на ЛЭПБУК. Он представляет собой тематическую папку, книжку-раскладушку, в которой собраны материалы по одной определенной теме [3].
В такой папке собирается материал, который помогает младшему школьнику систематизировать знания, по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал.
Степень изученности темы. В отечественной науке проблеме познавательной активности уделяли внимание JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский, И.Т Борисова, Е.В. Краснова, Т.И. Шамова, И.Ф. Харламов и др. Результаты проводимых различных исследований свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении о недостаточно сформированной потребности в самостоятельном познании изучаемого материала [2].
Вместе с тем, научные исследования в области активизации познавательной деятельности не отражают развития этого процесса с применением интерактивных средств обучения.
Инновационная педагогическая технология ЛЭПБУК имеет все возможности для решения проблемы развития познавательных учебных действий.
Само название переводят с английского как «наколенная книга», «складная книга», причём оба варианта совершенно справедливы. Лэпбуки имеют небольшие размеры (обычно формата А4 в сложенном виде) и ребёнку удобно рассматривать их, держа на коленях.
Автором технологии считают американку Тэмми Дюби. Она придумала наполнить небольшую папку разнообразными картинками, кармашками, стихами и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации.
Научной литературы по технологии ЛЭПБУК на данный момент недостаточно. Есть отдельные статьи практического применения данного средства, где можно встретить разное толкование данной технологии: одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии. Мы предполагаем, что это определяется от ведущей задачи работы с использованием ЛЭПБУКА.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие познавательной активности у младших школьников посредством технологии «LAPBOOK» на уроках русского языка».
Цель исследования: определить возможности использования технологии «LAPBOOK» в развитии познавательной активности у младших школьников на уроках русского языка.
Проблема исследования: каковы возможности применения технологии «LAPBOOK» в развитии познавательной активности у младших школьников с трудностями в обучении на уроках русского языка?
Объект исследования: процесс развития познавательной активности у младших школьников с трудностями в обучении посредством технологии «LAPBOOK»на уроках русского языка.
Предмет исследования: технология «LAPBOOK», как средство развития познавательной активности у младших школьников с трудностями в обучении на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие познавательной активности и ее особенности.
2. Обозначить психолого-педагогическую характеристику обучающихся с трудностями в обучении.
3. Изучить особенности познавательной активности обучающихся с трудностями в обучении.
4. Проанализировать педагогические условия использования технологии «LAPBOOK»как средство развития познавательной активности у младших школьников с трудностями в обучении.
5. Спроектировать и реализовать диагностику по выявлению уровня познавательной активности у обучающихся с трудностями в обучении.
6. Провести опытно-практическую работу по развитию познавательной активности у обучающихся с трудностями в обучении посредством технологии «LAPBOOK» на уроках русского языка.
7. Разработать методические рекомендации по развитию познавательной активности у обучающихся с трудностями в обучении посредством технологии «LAPBOOK».
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс развития познавательной активности у младших школьников с трудностями в обучении будет эффективнее, если:
- целенаправленно и систематически использовать данную технологию на уроках русского языка;
- создавать электронные интерактивные папки «LAPBOOK»,
- организовать работу с родителями.
Методы исследования: теоретические: анализ научной педагогической, психологической, методической литературы, обобщение, классификация, прогнозирование, выдвижение гипотезы; практические (эмпирические): описание, сравнение, проектирование, метод математической обработки результатов.
Новизна исследования состоит в разработке плана-проекта по развитию познавательной активности обучающегося с трудностями в обучении, посредством технологии «LAPBOOK» в системе уроков русского языка, а также методических рекомендаций.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании возможностей применения технологии «LAPBOOK» у младших школьников с трудностями в обучении на уроках русского языка.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов, а также учителями–предметниками, в своей практической деятельности для повышения познавательной активности учащихся посредством технологии «LAPBOOK».
Структура дипломной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении доказана актуальность, поставлена цель, выдвинута гипотеза. В первой главе теоретической части представлены четыре параграфа. Вторая глава состоит из трех параграфов. В заключении сделаны выводы по данному исследованию. В приложении представлены диагностики со стимульным материалом, конспекты занятий по индивидуальной коррекционной работе, а также работа с коллективом класса, их родителями и педагогами.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Головинская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» с. Головино, 4 класс.
Как отмечает Г.А. Цукерман, предвидеть будущие трудности младших школьников в обучении можно на самых ранних этапах пребывания детей в школе [26]. Особенно актуальной эта проблема становится в связке с низкой готовностью к школе. Так как именно у детей с низкой готовностью к школе высока вероятность потерять интерес к учебным занятиям из-за низкого интеллектуального развития [2].
К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.
Дети указанной категории имеют негрубые (слабо выраженные) отклонения в функционировании центральной нервной системы, оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка. У детей данной группы педагоги и психологи отмечают в первую очередь недостаточную готовность к школе (интеллектуальную, эмоциональную и социальную).
В связи с этим перед педагогами начальной школы стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с обучаемыми, что требует тщательной подготовки. Поэтому преподавателям начальной школы необходимо искать и внедрять в свою работу новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности ребенка.
Зенкина С.В. отмечает, что применение инновационных технологий прежде всего, позволяет активизировать задачу формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых [11]. Следовательно, необходимо сделать так, чтобы некоторые сведения оставались в памяти ученика, и он смог пользоваться этими знаниями без затруднений.
В поисках новых форм взаимодействия, средств обучения, способствующих познавательному и творческому развитию младших школьников, мы обратили внимание на ЛЭПБУК. Он представляет собой тематическую папку, книжку-раскладушку, в которой собраны материалы по одной определенной теме [3].
В такой папке собирается материал, который помогает младшему школьнику систематизировать знания, по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал.
Степень изученности темы. В отечественной науке проблеме познавательной активности уделяли внимание JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский, И.Т Борисова, Е.В. Краснова, Т.И. Шамова, И.Ф. Харламов и др. Результаты проводимых различных исследований свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении о недостаточно сформированной потребности в самостоятельном познании изучаемого материала [2].
Вместе с тем, научные исследования в области активизации познавательной деятельности не отражают развития этого процесса с применением интерактивных средств обучения.
Инновационная педагогическая технология ЛЭПБУК имеет все возможности для решения проблемы развития познавательных учебных действий.
Само название переводят с английского как «наколенная книга», «складная книга», причём оба варианта совершенно справедливы. Лэпбуки имеют небольшие размеры (обычно формата А4 в сложенном виде) и ребёнку удобно рассматривать их, держа на коленях.
Автором технологии считают американку Тэмми Дюби. Она придумала наполнить небольшую папку разнообразными картинками, кармашками, стихами и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации.
Научной литературы по технологии ЛЭПБУК на данный момент недостаточно. Есть отдельные статьи практического применения данного средства, где можно встретить разное толкование данной технологии: одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии. Мы предполагаем, что это определяется от ведущей задачи работы с использованием ЛЭПБУКА.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие познавательной активности у младших школьников посредством технологии «LAPBOOK» на уроках русского языка».
Цель исследования: определить возможности использования технологии «LAPBOOK» в развитии познавательной активности у младших школьников на уроках русского языка.
Проблема исследования: каковы возможности применения технологии «LAPBOOK» в развитии познавательной активности у младших школьников с трудностями в обучении на уроках русского языка?
Объект исследования: процесс развития познавательной активности у младших школьников с трудностями в обучении посредством технологии «LAPBOOK»на уроках русского языка.
Предмет исследования: технология «LAPBOOK», как средство развития познавательной активности у младших школьников с трудностями в обучении на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие познавательной активности и ее особенности.
2. Обозначить психолого-педагогическую характеристику обучающихся с трудностями в обучении.
3. Изучить особенности познавательной активности обучающихся с трудностями в обучении.
4. Проанализировать педагогические условия использования технологии «LAPBOOK»как средство развития познавательной активности у младших школьников с трудностями в обучении.
5. Спроектировать и реализовать диагностику по выявлению уровня познавательной активности у обучающихся с трудностями в обучении.
6. Провести опытно-практическую работу по развитию познавательной активности у обучающихся с трудностями в обучении посредством технологии «LAPBOOK» на уроках русского языка.
7. Разработать методические рекомендации по развитию познавательной активности у обучающихся с трудностями в обучении посредством технологии «LAPBOOK».
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс развития познавательной активности у младших школьников с трудностями в обучении будет эффективнее, если:
- целенаправленно и систематически использовать данную технологию на уроках русского языка;
- создавать электронные интерактивные папки «LAPBOOK»,
- организовать работу с родителями.
Методы исследования: теоретические: анализ научной педагогической, психологической, методической литературы, обобщение, классификация, прогнозирование, выдвижение гипотезы; практические (эмпирические): описание, сравнение, проектирование, метод математической обработки результатов.
Новизна исследования состоит в разработке плана-проекта по развитию познавательной активности обучающегося с трудностями в обучении, посредством технологии «LAPBOOK» в системе уроков русского языка, а также методических рекомендаций.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании возможностей применения технологии «LAPBOOK» у младших школьников с трудностями в обучении на уроках русского языка.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов, а также учителями–предметниками, в своей практической деятельности для повышения познавательной активности учащихся посредством технологии «LAPBOOK».
Структура дипломной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении доказана актуальность, поставлена цель, выдвинута гипотеза. В первой главе теоретической части представлены четыре параграфа. Вторая глава состоит из трех параграфов. В заключении сделаны выводы по данному исследованию. В приложении представлены диагностики со стимульным материалом, конспекты занятий по индивидуальной коррекционной работе, а также работа с коллективом класса, их родителями и педагогами.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Головинская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» с. Головино, 4 класс.
В работе в обобщенном виде излагаются основные результаты, формулируются основные выводы. Касающиеся теоретических, экспериментальных и прогностических аспектов работы.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы (А.А.Коменского, Ж.Ж. Руссо, Н.Ф.Талызина, Л.М. Аристовой, М.А.Данилова, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной) по проблеме развития познавательной активности младших школьников, подтвердило, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления. Именно у младших школьников начинают формироваться первоосновы познавательного сознания, мышления и начинают закладываться начальные элементы творческой активности.
Развитие познавательной активности представляет непрерывный процесс обучения, воспитания и развития учащихся, который направлен на формирование процесса познания, проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к обучению, в ответственном отношении к учению, сформированных ценностных ориентаций на получение новых знаний и умений.
Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне познавательной активности младших школьников. Это на наш взгляд обусловлено как возрастными особенностями младших школьников, так и недостаточным вниманием педагогов к использованию современных методов и приёмов.
На основе результатов констатирующего эксперимента, нами был запланирован и проведен формирующий эксперимент, в ходе которого была реализована работы - разработка и апробирование технологии ЛЭПБУК, который направлен на развитие познавательной активности младших школьников.
На контрольном этапе эксперимента была поставлена цель – доказать эффективность предложенной методики работы по познавательной активности младших школьников. По результатам контрольного эксперимента было выявлено, что у обучающихся с трудностями в обучении существенно повысился уровень познавательной активности, что свидетельствует о том, что цель исследования достигнута и гипотеза доказана.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы (А.А.Коменского, Ж.Ж. Руссо, Н.Ф.Талызина, Л.М. Аристовой, М.А.Данилова, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной) по проблеме развития познавательной активности младших школьников, подтвердило, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления. Именно у младших школьников начинают формироваться первоосновы познавательного сознания, мышления и начинают закладываться начальные элементы творческой активности.
Развитие познавательной активности представляет непрерывный процесс обучения, воспитания и развития учащихся, который направлен на формирование процесса познания, проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к обучению, в ответственном отношении к учению, сформированных ценностных ориентаций на получение новых знаний и умений.
Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне познавательной активности младших школьников. Это на наш взгляд обусловлено как возрастными особенностями младших школьников, так и недостаточным вниманием педагогов к использованию современных методов и приёмов.
На основе результатов констатирующего эксперимента, нами был запланирован и проведен формирующий эксперимент, в ходе которого была реализована работы - разработка и апробирование технологии ЛЭПБУК, который направлен на развитие познавательной активности младших школьников.
На контрольном этапе эксперимента была поставлена цель – доказать эффективность предложенной методики работы по познавательной активности младших школьников. По результатам контрольного эксперимента было выявлено, что у обучающихся с трудностями в обучении существенно повысился уровень познавательной активности, что свидетельствует о том, что цель исследования достигнута и гипотеза доказана.



