Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сенсомоторное развитие воспитанников психоневрологического интерната 5-7 лет на основе принципов педагогики М. Монтессори

Работа №175869

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы123
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретике - методологические основы сенсомоторного развития детей с умеренной степенью умственной отсталости 9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной степенью умственной отсталости и особенности их сенсомоторного развития 9
1.2. Философские и теоретические основы педагогической концепции Марии Монтессори 19
1.3. Особенности организации жизнедеятельности детей с умеренной степенью умственной отсталости в психоневрологическом интернате для детей 29
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Экспериментальная работа по сенсомоторному развитию детей 5-7 лет с умеренной умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната 41
2.1 Цели и задачи экспериментальной работы 41
2.2 Разработка и апробация условий сенсомоторного развития детей 5-7 лет с умеренной умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната 48
2.3 Результаты экспериментальной работы 61
Выводы по 2 главе 64
Заключение 66
Литература 71
Приложения 77

Актуальность исследования.
Сенсомоторное развитие играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсомоторного развития в дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда.
В развитии ребенка дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости направленное обучение и воспитание играют еще большую роль, нежели в развитии нормального ребенка. Успех в коррекции дефектов развития зависит в значительной степени от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, максимального использования сензитивного периода развития. У детей дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, постоянно проживающих в психоневрологическом интернате, прежде всего, страдает чувственное познание. В то же время дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития чувственного познания. Следовательно, построение системы коррекционно - воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости не может быть обеспечено без правильной организации чувственного познания.
Но полноценно организованное чувственное познание не может происходить без достаточного развития крупной и мелкой моторики. Таким образом, всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без сенсорно - двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Для сенсомоторного развития детей с умеренной степенью умственной отсталости необходима предметно - пространственная развивающая среда. Федеральный 3
Государственный Образовательный Стандарт как раз и предложил нам создать предметно-пространственную развивающую среду и стремиться к целевым ориентирам, которые очень напоминают нам те задачи, которые решала в своих группах Мария Монтессори. Педагогика Монтессори является личностно-ориентированной моделью воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС.
Прогрессивные педагогические идеи М.Монтессори созвучны с ее выдающимися современниками З.Фрейдом (о роли раннего обучения детей), Ж.Пиаже (о развитии интеллекта и мышления), Э.Эриксона (возрастной периодизации), К.Роджерса (гуманистические взгляды на ребенка и учителя), Ж.Итарда, Э.Сегена (о взаимосвязи руки и мозга в интеллектуальном развитии детей).
В связи с тем, что аномальное развитие воспитанников, постоянно проживающих в психоневрологическом интернате, имеет свои особенности, система сенсомоторного развития не может быть заимствована из общей дошкольной психологии и педагогики, а должна быть создана на основе тщательного изучения особенностей развития воспитанников, проживающих в психоневрологическом интернате. Именно поэтому, мы предлагаем разработать условия, которые в полной мере обеспечат полноценное развитие самой важной составляющей развития воспитанников дошкольного возраста - сенсомоторики.
Условия для сенсомоторного развития детей 5-7 лет, которые соответствуют требованиям коррекционно - развивающего обучения детей с умеренной умственной отсталостью, проживающих в психоневрологическом интернате, соответствующих требованиям ФГОС не было до настоящего времени предпринято ни в специальной педагогике, ни в специальной психологии. Этим и определяется актуальность проведения исследования.
В связи с этим, проблема нами представляется в таком виде: поиск наиболее эффективных психолого-педагогических условий сенсомоторного развития детей 5-7 лет в психоневрологическом интернате....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, проведенный нами теоретический и экспериментальный анализ проблемы сенсомоторного развития детей 5-7 лет с умеренной степенью умственной отсталости в условиях психоневрологического интерната позволил сформулировать следующие выводы.
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости - важнейшая задача дошкольного обучения и воспитания. Чтобы сенсомоторное развитие детей в психоневрологическом инернате было действительно эффективным, в этом процессе должны принимать участие все специалисты, занимающиеся обучением и воспитанием данной категории детей.
Экспериментальная работа проходила в несколько этапов:
Первый этап: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, постановка гипотезы.
Составление плана исследования, подбор методик констатирующего эксперимента, проведение и анализ констатирующего эксперимента.
Второй этап: разработка и реализация программы по сенсомоторному развитию на основе принципов педагогики М.Монтессори;
разработка и реализация комплекса обучающих мероприятий для воспитателей по созданию предметно-развивающей среды в игровых комнатах интерната.
Третий этап: определение уровня сенсомоторного развития детей 5-7 лет с умеренной степенью умственной отсталости на этапе контрольного эксперимента;
обработка и систематизация материала, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
При выполнении диссертационной работы был использован комплексный подход, включающий в себя взаимосвязанные методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Эксперимент.
Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
анализ и изучение литературных источников проводился с целью определения актуальности темы диссертационного исследования, тенденций и перспектив решения проблем сенсомоторного развития детей с умеренной степенью умственной отсталости.
Анализировалась научно-методическая литература по педагогике, психологии другим направлениям.
В них рассматривались особенности сенсомоторного развития детей с особыми образовательными потребностями.
Психологические методы
Для решения указанных задач применяли следующие методы:
Наблюдение и эксперимент.
Использовалось наблюдение за деятельностью детей в свободное время и на занятиях, цель которых была фиксация особенностей формирования сенсомоторного восприятия детей.
Ведущее место в исследовании было отведено эксперименту.
Организовывались следующие его виды:
- констатирующий эксперимент - выявил уровень сформированности сенсомоторного восприятия до специального экспериментального обучения;
- формирующий эксперимент - выявил сформированность сенсорного восприятия после специально организованной обучающей работы;
- с целью подтверждения гипотезы нами был проведён педагогический эксперимент, в котором приняло участие 24 ребенка 4-7 лет по количеству испытуемых, участвовавших в исследовании: индивидуальный, групповой....


1. Аксарина А. С., Пилюгина Э. Г., Павлова Н. П. Развитие мелкой моторики рук как средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста //современное состояние психологии и педагогики. - 2015. - С. 140.
2. Баскакова И. Л. Внимание школьников-олигофренов //М.: Педагогика. - 1982.
3. Василевская В. Я., Краснянская И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы в процессе работы с наглядным материалом //Известия АПН РСФСР. - 1955. - №. 68. - С. 65.
4. Бгажнокова И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта //М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. - 2007.
5. Блехер Ф. Н. Дидактические игры //М., Учпедгиз. - 1948.
6. Богуславская З. М. Особенности ориентировочно - исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста //Доклады АПН РСФСР. - 1961. - №. 3. - С. 51¬57.
7. Бондарькова Ю. А. Роль Мюнхенской диагностики для оценки динамических изменений развития детей раннего возраста //Специальное образование. 2016.№ 1 (41). - 2016.
8. Брыжинская Г. В. Реализация педагогического наследия М. Монтессори в инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья //Научно-методический и теоретический журнал. - 2013. - С. 75.
9. Брыжинская Г. В. Использование идей М. Монтессори в специальном дошкольном образовании //Сборники конференций НИЦ Социосфера. - Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ sro, 2013. - №. 52.
10. Вересотская К. И. Узнавание изображений предметов в зависимости от изменения положения их в пространстве //Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. М. - 1940.
11. Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе //М.: Школа-пресс. - 1994.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология //Москва. - 1991.
13. Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика //М.: Госмедиздат. - 1930. - Т. 1.
14. Дементьева Н.Ф. Проблемы соблюдения прав человека впсихо-неврологических интернатах и детских домах-интернатах // Правачеловека и психиатрия в Российской Федерации: доклад по результатам мониторинга и тематические статьи / Отв. ред. А. Новикова. — Москва: Московская Хельсинкская группа, 2004. — 297 с.
15. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - 1995....(64)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ