Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие этнической толерантности у молодежи через кинотренинг

Работа №175864

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 30 студентов первого курса в возрасте от 17 до 19 лет.
Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 7
1.1 Проблема этнической толерантности в психолого-педагогической литературе 7
1.2.Особенности процесса развития этнической толерантности у молодежи 11
1.3.Кинотренинг как средство развития этнической толерантности у молодежи 14
ГЛАВА 2: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ 20
2.1 Диагностика этнической толерантности у современной молодежи 20
2.2 Реализация кинотренинга по развитию этнической толерантности у молодежи 26
2.3 Результаты экспериментальной работы по развитию этнической толерантности у молодежи 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51

Актуальность исследования. Глобализация, усиление миграционных процессов и развитие технологий привели к увеличению этнического и культурного разнообразия в большинстве стран мира, включая Россию. В таких условиях важность воспитания у молодежи уважения и толерантности к другим народам становится крайне актуальной. Этническая толерантность способствует сохранению социальной стабильности, предотвращению конфликтов и формированию гармоничных отношений между различными культурами и народами.
Современная Россия является многонациональным и многоконфессиональным обществом, что подразумевает необходимость формирования толерантности как основного компонента гражданского самосознания. Проблемы, связанные с этническими предрассудками, ксенофобией и межэтническими конфликтами, остаются актуальными в российской социальной реальности. Необходимо создавать условия для воспитания в молодежной среде уважения к различным культурам, что особенно важно в условиях растущей социальной напряженности и усиливающейся миграции. В этом контексте подходы, направленные на развитие толерантности, становятся важными инструментами в педагогической практике.
Одним из эффективных средств формирования толерантности является использование кинотренингов. Кино как искусство обладает огромным потенциалом в плане воспитания, влияя на эмоции, формируя ценности и наглядно демонстрируя жизненные ситуации, с которыми молодежь сталкивается в реальной жизни. С помощью кино можно развить эмпатию, увеличить осведомленность о проблемах других этнических групп, а также снизить уровень предвзятости и стереотипов. Кинотренинг позволяет не только демонстрировать культурные различия, но и на практике обучать молодежь конструктивному взаимодействию и разрешению межэтнических конфликтов.
Для России, как многонационального государства, кинотренинг имеет дополнительную ценность: он предоставляет уникальную возможность для обучения молодежи основам межкультурной коммуникации, а также расширяет понимание этнических и культурных особенностей, способствуя социальному единству.
Проблема этнической толерантности активно изучается в психолого-педагогической литературе. Различные подходы, такие как когнитивный, социокультурный, психоаналитический и межкультурный, позволяют понять механизмы формирования толерантности. Например, Г.У. Солдатова акцентирует внимание на когнитивно-эмоциональных аспектах толерантности [26], а А.Э. Ахмедзянова исследует влияние кинотренинга на развитие эмпатии у личности [2]. В рамках межкультурного подхода внимание уделяется практическому взаимодействию представителей различных этнических групп. Настоящее исследование решает проблему развития этнической толерантности посредством кинотренинга.
Проблема исследования: Каковы возможности кинотренинга в развитии этнической толерантности у молодежи?
Объект исследования: этническая толерантность у молодежи.
Предмет исследования: кинотренинг как средство развития этнической толерантности.
Целью исследования является определение возможностей кинотренинга как эффективного средства развития этнической толерантности у молодежи.
Гипотеза исследования: возможно, использование кинотренинга, включающего просмотр и обсуждение фильмов, направленных на темы этнической толерантности, способствует снижению стереотипов и развитию эмпатии. Для анализа влияния фильмов предлагается использовать следующие примеры:
 «Американская история X» для исследования трансформации расовых стереотипов;
 «Ганди» для изучения ненасильственного сопротивления и уважения к культурному разнообразию;
 «Письма с Иводзимы» для понимания роли национальной идентичности.
Кроме того, кинотренинг будет включать в себя активные обсуждения, групповые задания и ролевые игры, которые помогут участникам глубже осознать и проанализировать представленные в фильмах темы. Эти методы будут способствовать развитию критического мышления и эмоционального интеллекта, что, в свою очередь, будет содействовать формированию этнической толерантности у молодежи.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы проанализировать проблему развития этнической толерантности.
2. Разработать, реализовать и проверить эффективность программы кинотренинга по развитию этнической толерантности у молодёжи
3. Разработать рекомендации по использованию книнотренинга в процессе развития этнической толерантности у молодежи.
Методы исследования:
 Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, синтез и систематизация.
 Эмпирические: тестирование, опрос, психолого-педагогический эксперимент.
 Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методики диагностики:
1. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгерова.
2. Шкала социальной дистанции Э. Богардуса
3. Типы этнической идентичности Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова.
База исследования -
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении кинотренинга как эффективного инструмента для формирования этнической толерантности у молодежи, что имеет важное значение в условиях многонационального общества. Результаты работы могут быть использованы в образовательных учреждениях и социальных программах для повышения уровня межкультурной компетентности, снижения стереотипов и развития эмпатии среди молодежи, что способствует укреплению социальной гармонии и стабильности в обществе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе нашего исследования была предпринята попытка не только проанализировать существующие подходы к пониманию и формированию этнической толерантности, но и выявить практические инструменты, способствующие её развитию среди молодежи. Ключевым элементом в этом контексте стал кинотренинг, который был выбран как эффективное средство психолого-педагогической работы.
Кинотренинг представляет собой уникальную методику, основанную на использовании кинофильмов для формирования социальных и личностных качеств у молодежи, таких как эмпатия, уважение к культурным различиям и способность к конструктивному взаимодействию с представителями других этнических групп. В процессе исследования было установлено, что кино обладает высокой степенью эмоционального воздействия, что позволяет не только привлекать внимание молодежи, но и создавать условия для глубокого осмысления сложных тем, связанных с межэтническими отношениями. Эмоциональная вовлеченность, возникающая во время просмотра фильмов, служит катализатором для рефлексии и анализа собственных стереотипов и предвзятостей, что в свою очередь способствует формированию более открытого и толерантного мышления.
В ходе эмпирического исследования была проведена диагностика уровня этнической толерантности у студенческой молодежи, что позволило выявить исходный уровень толерантности и определить проблемные зоны, требующие внимания. На основе полученных данных была разработана и реализована программа кинотренинга, состоящая из шести занятий, каждое из которых включало в себя просмотр фильмов, обсуждение и практические упражнения. Фильмы, выбранные для анализа, охватывали различные аспекты этнической тематики, что способствовало расширению представлений участников о культурном и этническом многообразии.
Результаты проведенного формирующего эксперимента показали значительное повышение уровня этнической толерантности в экспериментальной группе, что подтверждается статистически значимыми изменениями по всем параметрам, включая общий индекс толерантности, показатели этнической толерантности, социальной дистанции и структуры этнической идентичности. Особенно важным является то, что в результате кинотренинга произошло снижение уровня негативных стереотипов и предвзятостей, а также увеличение доли студентов с позитивной этнической идентичностью. Это свидетельствует о том, что кинотренинг не только способствует формированию толерантного сознания, но и создает условия для более глубокого понимания межкультурных различий и уважения к ним.
Несмотря на достигнутые результаты, необходимо отметить, что изменения в установках и стереотипах не носят радикального характера и требуют дальнейшей работы. Это связано с тем, что этнические предвзятости и стереотипы, сформированные в процессе социализации, обладают определенной устойчивостью и их изменение требует времени и систематического подхода. Кинотренинг может рассматриваться как эффективный инструмент для начала этого процесса, позволяющий молодежи осознать необходимость преодоления стереотипов и развивать навыки конструктивного межкультурного диалога.
Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают гипотезу о том, что использование кинотренинга, включающего просмотр и обсуждение фильмов, направленных на темы этнической толерантности, способствует снижению стереотипов и развитию эмпатии, что в конечном итоге ведет к формированию более толерантного общества.



1. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. – 2001. – № 1. – С. 8-18.
2. Ахмедзянова А. Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга : дис. … канд. психол. наук. – М., 2011. – 157 с.
3. Бабаев Д.Б., Джоошбекова З.Р. Основные подходы ученых и исследователей к определению понятия «толерантность» в поликультурном воспитании // В сборнике: Актуальные тренды в современном образовании. сборник научных трудов. Саратов, 2022. – С. 43-48.
4. Бабарыкина Н. В. Особенности формирования межэтнической толерантности в среде студенческой молодёжи // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2023. – №. 4 (51). – С. 118-124.
5. Баканова А. А. Кинотерапия // Искусство исцеления души: этюды о психол. помощи : пособие для практ. психологов. – СПб., 2001. – С. 118-131.
6. Беляева И. Н. Кинотренинг // Преподаватель года 2021. – 2021. – С. 311-319.
7. Вавилова Е. А., Аршанская О. В. Современное представление о кинотерапии в психолого-педагогической науке //Шамовские чтения. – 2023. – С. 681-687.
8. Воробьева И. В. Феномен толерантности в контексте педагогического взаимодействия : дис. … канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2006.
9. Воробьева М. А. Интерактивные методы как механизм потенциала педагогических ресурсов // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 9. – С. 19-22.
10. Головина С. Г., Спирина Т. А., Корниенко А. В. Формирование этнической толерантности студентов: психолого-педагогические аспекты //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2017. – №. 6. – С. 122-130.
11. Девятовская И. В. Развивающий ресурс методов обучения взрослых для преодоления психологических барьеров профессионального развития личности // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 11. – С. 94-95.
12. Камзина О. А., Мышкина М. С. Содержательные особенности толерантности у студентов // СибСкрипт. – 2017. – №. 1 (69). – С. 124-129.
13. Курдюкова А. А., Ионова М. С. Кинотренинг как эффективное средство развития эмпатии у студентов-психологов //L Огарёвские чтения. – 2022. – С. 181-188.
14. Лебедева Н. М. Толерантность как компонент психолого-педагогического взаимодействия в многонациональной среде // Вестник Московского государственного университета. Серия: Психология. – 2007. – № 3. – С. 23-29.
15. Лебедева Н. М. Этнопсихология: учебник и практикум для академического бакалавриата – М., Издательство Юрайт, 2016. – 491 с.
16. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – №5. – С. 31-45.
17. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. – 1997. – № 11. – С. 46–54.
18. Махадов А. К. Этническая толерантность в социальной среде как взаимодействие культур // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. – 2023. – С. 226-228.
19. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное / пер. с итальянского ННБФ «Онтопсихология». – М. : Онтопсихология, 2001. – 384 с.
20. Потапова И. А. Детерминанты мультикультурного поведения личности // Наука и школа. – 2011. – №2. – С. 107-110.
21. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. – СПб. : С.-Петерб. ун-т, 2007. – 281 с.
22. Прокофьева Н. И. Доклад ко II Культурологическому конгрессу «Кинотерапия как инструмент личностного развития», 2008.
23. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. – М. : Смысл, 2008. – 172 с.
24. Ражев Ю. А., Андреева О. С. Кинотерапия как способ формирования этнической толерантности // Лучшие выпускные квалификационные работы 2013 года : сб. ст. на основе лучших выпускных квалификационных работ. Ч. 3: Гуманитарное направление. – Тюмень : ТюмГУ, 2014. – С. 266-273.
25. Резникова, И. Б. Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях межнационального региона // дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед наук. Владикавказ, 2007. – 159 с.
26. Солдатова Г. У. Толерантность и интолерантность – две грани межэтнического взаимодействия // Век толерантности. – М. : МГУ, 2001. – С. 90-100.
27. Солянкина, Л. Е. Этническая толерантность как детерминант стабильного развития транзитивного общества / Л. Е. Солянкина // Либерально-демократические ценности. — 2022. — Т. 6. — № 4. – C. 1-5.
28. Спирина Т. А., Головина С. Г. Формирование этнической толерантности студентов в образовательном процессе вуза: методическое обеспечение //Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №. 4 (71). – С. 167-170.
29. Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Исследования этнической толерантности личности // Национальный психологический журнал. – 2011. – №2. – С. 80-89.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ