ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Когнитивная лингвистика и ее место 6
среди других наук. Основные понятия 6
1.1 Когнитивная лингвистика 6
1.1.1 Когнитивная наука 6
1.1.2 Становление когнитивной лингвистики 8
1.1.3 Основные направления в когнитивной лингвистике 11
на современном этапе 11
1.2 Основные понятия когнитивной лингвистики 14
1.2.1 Понятие концепта 14
1.2.2 Понятие концептосферы 21
1.2.3 Картина мира 22
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 27
Глава 2. Концепты «звезда», «солнце», «луна», «земля» в русской и английской языковой картине мира 30
2.1 Концепт «звезда / star» 30
2.2 Концепт «солнце / sun» 36
2.3 Концепт «луна / moon» 42
2.4 Концепт «земля / earth» 48
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
Список использованной литературы 60
Гуманитарные науки на современном этапе характеризуются наличием большого количества междисциплинарных направлений. Языкознанию в целом присуща тесная связь с другими областями знаний, что обуславливает возникновение и развития многих лингвистических дисциплин, смежных с другими науками: компьютерная лингвистика, психолингвистика,
социолингвистика, этнолингвистика, нейролингвистика,
лингвокультурология и другие.
Изучением языка в его отношении с познавательными и мыслительными процессами в сознании человека занимается когнитивная лингвистика - достаточно молодое междисциплинарное направление, активное развитие которого приходится на конец прошлого столетия. На сегодняшний день «уже сложились такие дисциплины как когнитивная антропология, когнитивная социология и даже когнитивное литературоведение, т.е. почти в каждой гуманитарной науке выделилась специальная область, связанная с применением когнитивного подхода и когнитивного анализа к соответствующим объектам данной науки» (Кубрякова, 2004: 10-11). Такое явление связано с тенденцией к антропоцентрической парадигме научного знания. Динамичное развитие когнитивной лингвистики и растущий к ней интерес обуславливают актуальность данной работы.
Объектом исследования выступают космические концепты «звезда, солнце, луна, земля» в русской и английской языковой картине мира.
Предметов исследования являются основные компоненты данных концептов, их признаки, а также языковые средства, в которых они отражаются.
Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть содержание концептов, их признаки и образные выражения в языке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи...
Человек познает окружающий мир через осознания себя и своего места в нем. Антропоцентризм в современной лингвистике ставит человека на первое место, а язык считается его основной составляющей, важнейшей характеристикой. Человеческая деятельность немыслима без языка и способности воспринимать, порождать и хранить информацию. Любой создаваемый человеком текст (в семиотическом понимании) индивидуален, так как за любым высказыванием стоит определенная личность со своим жизненным опытом, со своим мироощущением и своей культурой (Г.А. Кривенко, 2012). Связь языка и сознания человека является главной проблемой когнитивной лингвистики и представляет большой интерес для исследований в рамках данной научной области. Активное развитие когнитивной лингвистики, а также интерес исследователей к вопросам изучения концептов и концептуальных систем обуславливают актуальность данной работы.
Цель данного исследования заключалась в изучении астрономических концептов "звезда", "солнце", "луна", "земля", их содержания, признаков и способов выражения в русской и английской языковой картине мира.
Достижение вышеизложенной цели предполагает решение ряда конкретных задач:
1. Изучить главные понятия когнитивной лингвистики: «концепт», «концептосфера» и «картина мира»;
2. Определить сущность понятийной составляющей исследуемого концепта, рассмотрев определения, закрепленные в словарях;
3. Выделить концептуальные признаки, значения, присутствующие в языковой модели действительности, а также особенности их репрезентации в текстах различных стилей речи...
1. Алефиренко, Н.Ф. Этноязыковое кодирование смысла в зеркале культуры / Н.Ф. Алефиренко // Мир русского слова. СПб., 2002а. - № 2 - С. 60 -74.
2. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под общей редакцией доктора филологических наук, профессора В.П. Нерознака. М. : Academia, 1997.
3. Борискина 1999: Борискина О. О. Языковая категоризация первостихий воздуха,огня, воды и земли (на материале русского и английского языков). Автореферат дисс. .кандидата филол. наук. Воронеж, 1999
4. Воркачев, С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт / С.Г. Воркачев. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2004 - 192 с.
5. Демьянков В. З., Кубрякова Е. С. Когнитивная лингвистика // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. - М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996.
6. Дж.А.Миллер. Когнитивная революция с исторической точки зрения//Вопросы психологии, 2005, № 6.
7. Дзюба Е.В. О видах и структуре категорий // Вестник
Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Выпуск 19. - Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2012. - 244 с.
8. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2010 - 486 с.
9. Залевская, А.А Психолингвистический подход к проблеме концепта / А.А.Залевская // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под. ред . И.А. Стернина. - Воронеж: ВорГУ, 2001 - С. 36 - 46.
10. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Антология концептов. Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Том 1 Волгоград: Парадигма, 2005 - с. 13¬15.
11. Коннова М. Н. Введение в когнитивную лингвистику : учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. — Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2012 — 313 с.
12. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. — М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. — 284 с.
13. Кубрякова Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика — психология — когнитивная наука // Вопросы языкознания. 1994. № 4.
14. Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики. / Вопросы когнитивной лингвистики. -2004
15. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста: антол. / Ин-т народов России [и др.]; под общ. ред. В. П. Нерознака. — М., 1997. — С. 147¬165... 36