Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Визуальный конструктор как средство обучения программированию на уроках информатики в 10-11 классах

Работа №17585

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
667
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические аспекты использования визуального конструктора в
процессе изучения алгоритмизации и программирования в курсе информатики 8
1.1 Основные направления использования визуальных средств обучения в
образовательной практике 8
1.2 Визуальные средства обучения в процессе изучения «Информатики и ИКТ» 12
2.3 Принципы использования визуального конструктора в обучении
алгоритмизации в курсе информатике 21
2 Основные компоненты методики обучения учащихся алгоритмизации и
программированию с использованием визуального конструктора 28
2.1 Цели содержания и методы в рамках содержательной линии
«Алгоритмизация» 28
2.2 Визуальный конструктор как средство обучения основам
алгоритмизации 39
2.3 Особенности организации учебной деятельности в процессе изучения
основ алгоритмизации с использованием визуального конструктора 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53


В настоящее время научно-технический прогресс, основанный на глобальном процессе информатизации и автоматизации, повлек за собой объективную потребность в совершенствовании образовательного процесса по изучению основ алгоритмизации и программирования школьного курса «Информатика и ИКТ».
Значимость и актуальность проекта заключается в разработке компьютерного приложения и внедрение его в учебный процесс в качестве обучающего модуля основам алгоритмизации и программированию.
Решение этой проблемы имеет теоретическое и практическое значение. В свете широкой автоматизации, компьютеризации, использования новых информационных технологий возникает объективная потребность в совершенствовании образовательного процесса по программированию.
Содержание алгоритмической линии курса должно отражать как общеобразовательные цели и задачи, так и прагматические. Алгоритмы, говоря о важности алгоритмизации и программирования, «пронизывают» содержание всех предметов образовательного стандарта. В большинстве случаев результат деятельности обучаемого зависит от того, насколько он осознает сущность своих действий: как организует деятельность и в какой последовательности, каким должен быть итог выполненных действий и т.д. Все это определяет особый аспект его алгоритмической культуры, которая характеризуется совокупностью специфических представлений, умений и навыков, связанных с понятием алгоритма, формами и способами его записи.
Организация образовательного процесса с учетом визуализации обучающих алгоритмов исходит из следующих положений:
1. Всякий мыслительный процесс состоит из некоторой последовательности умственных операций (анализ, синтез абстрагирование, обобщение, конкретизация и др.).
2. Обучение алгоритмам и предписаниям алгоритмического типа необходимо организовывать по-разному:
a. предлагать алгоритм в готовом виде и учащиеся сразу приступают к решению задач в соответствии с последовательностью операций;
b. алгоритм решения задачи учащиеся «открывают» сами.
3. Алгоритмизация учебной деятельности учащихся при изучении теоретического материала позволяет представить наглядно системные связи между изучаемыми явлениями, что обеспечивает его усвоение с учетом принципа системности.
Повышение качества обучения учащихся возможно при его организации с учетом визуализации обучающих алгоритмов, т.к. «общепризнано, что человеческий мозг в основном ориентирован на визуальное восприятие и люди получают информацию при рассмотрении графических образов быстрее, чем при чтении текста». Следовательно, учитывая когнитивные особенности человеческого восприятия, приходим к выводу о целесообразности использования визуального представления алгоритмов. Для этого необходимо разработать специальные дидактические материалы, причем эти задания должны обеспечить пошаговую тренировку производимых операций.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке визуального конструктора для обучения программированию в 10-11 классах.
Объект исследования: процесс обучения информатике в старших классах.
Предмет исследования: особенности организации обучения программированию с использованием визуального конструктора.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Провести анализ учебной и методической литературы по теме исследования;
2. Выявить основные направления использования визуальных средств в обучении;
3. Рассмотреть принципы использования визуального конструктора в обучении программированию;
4. Разработать визуальный конструктор и методику его использования в процессе изучения программирования в 10-11 классах.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, современного программного и информационного обеспечения процесса обучения, методы мониторинга знаний и умений, разработка специального программного обеспечения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и электронного приложения.
В первой главе рассматриваются предпосылки создания визуального конструктора: применение современных визуальных средств обучения в образовательной практике в общем, и конкретно на уроках информатики. Выявлены принципы эффективного использования визуального конструктора в обучении «Алгоритмизации и программирования».
Во второй главе рассматриваются основные компоненты методики обучения учащихся программированию на основе визуального конструктора. И методика использования визуального конструктора в процессе изучения содержательной линии «Алгоритмизация и программирование». Приведены примеры задач с использованием визуального конструктора.
В заключении сделаны выводы по ВКР.
В приложении приведено тематическое планирование системы уроков по содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» в 10-11 классах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель настоящего исследования заключается в разработке методики обучения, учащихся алгоритмизации на основе визуального конструктора. Для достижения указанной цели перед работой был поставлен ряд задач.
1. Проведён анализ учебной и методической литературы по теме исследования. Выявлены цели, задачи и содержание обучения учащихся основной школы по теме «Алгоритмизация». Исходя из целей и содержания, была составлена примерная программа. Было проведено исследование содержания допущенных учебников по Информатике и ИКТ для основной школы, в ходе которого было выявлено, что наиболее полно тема «Алгоритмизация» раскрыта в учебно-методическом комплексе под редакцией Семакина И.Г.
2. Выявлены основные направления использования визуальных средств в обучении:
• повышение интереса к предмету у учащихся;
• подготовка к самостоятельному усвоению материала;
• овладение конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
• интеллектуальное развитие учащихся;
• повышение многообразия видов и форм организации деятельности учащихся.
3. Сделаны выводы о том, что современная общеобразовательная школа немыслима без разнообразного и широкого применения технических средств обучения, и применение визуальных средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений и навыков учащихся.
4. В результате выполнения данной работы нами были созданы два приложения с удобным графическим интерфейсом и множеством функций позволяющих наглядно представить определённый алгоритмический процесс и анализировать полученные результаты. В основу их применения легли принципы обучения алгоритмизации, заложенные Кушнеренко А.Г.:
• Необходимость напряженной работы для освоения материала;
• Проблемный подход: всё начинается с задачи;
• «Разделение сложностей» и «очистка от всего лишнего».
На основе принципов (по Кушниренко А.Г.) описана методика применения визуального конструктора, разработана методическая система уроков и тематическое планирование, в котором отражено раскрытие основных вопросов раздела «Алгоритмизация».
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель данной работы достигнута - разработана методика обучения учащихся алгоритмизации на основе визуального конструктора.
Данные визуальные конструкторы совместно с методикой их применения могут использоваться в обучения алгоритмизации учащихся основной школы, могут использоваться для подготовки к экзаменам или олимпиадам по информатике. Причём методика применения данных программ не является жесткой, и каждый учитель может самостоятельно придумать свой способ их эффективного использования в образовательном процессе.
Данная работа может быть интересна студентам специальности «Информатика», причем и методика использования, и технология разработки подобного рода программ. Программные модули, входящие в состав визуального конструктора представляют интерес для программистов, поскольку их использование может во много упростить создание аппаратно- ускоренного интерфейса пользователя.



1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 385-409 с.
2. Быкадоров, Ю.А. Информатика и ИКТ 8-9 класс. - М.: Дрофа 2013.
3. Вирт, Н. Алгоритмы + структуры данных = программы. -М.: Мир, 1977.
4. Информатика и ИКТ. 11 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / А. Г. Гейн, А. И. Сенокосов. -2-е изд. -М.: Просвещение, 2009. -336 с.
5. Информатика и ИКТ. 10 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / А. Г. Гейн, А. И. Сенокосов. Н.А. Юнерман. -2-е изд. -М.: Просвещение, 2012. -272 с.
6. Гриффитс Артур GCC. Настольная книга пользователей, программистов и системных администраторов. К.: ООО «ТИД «ДС», 2016.
7. Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования по специальности 030100 «Информатика». М., 2000. 22 с.
8. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. -М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2012. 83 с.
9. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М.: Высшая школа, 1990.
10. Жданов С.А., Матросов В.Л., Лапчик М.П., Шари В.П. Концепция
предметной подготовки учителя по специальности 030100 -
«Информатика» // http://www.curator.ru/pedagog/informatika.html.
11. Каляева Ю.А. Формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2014. с. 73.
12. Культин Н. Turbo Pascal в задачах и примерах. -СПб.: БХВ-Петербург,2015.
13. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.П. Лапчик, Й.Г. Семакин, Е.К. Хеннер - М.: Издательский центр «Академия», 2014. -624 с.
14. Макарова, Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень Макарова Г.С. Николайчук, Ю.Ф. Титова, Г.С. Николайчук. -СПб.: Питер, 304с.
15. Мак-Дональд Мэтью Windows Presentation Founda- cm в NTT 3.5 с примерами на C# 2008 для профессионалов. -М.: ООО «И Д. Вильямс 2008. -928с.
16. Могилев, А.В. Информатика. Учебник для вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хённер. -М.: Academia, 2004. - 30с.
17. Нэш Трей C# 2010 ускоренный курс для профессионалов. -М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008. - 592.
18. Островский, С.Л. «Информатика» еженедельная методическая газета для учителей информатики № 32 (465) 23-31 августа 2004 -М. издательский дом «Первое сентября».
19. Ричард С. Райт-мл. OpenGL. Суперкнига 3-е издание -М.: «Вильямс» 2006.
20. Сайков Б.П. Информационная среда школы //Информатика, 2007. -№20, С. 14-37.
21. Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 8-9 класс / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Л.А. Залогова, С.В. Русаков -М.: Бином, 2005.
22. Семакин, И.Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.И. Шеина. -4-е изд. -М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. -264 с.
23. Семакин, И.Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.И. Шеина. -3-е изд. -М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. -224 с. :ил.
24. Троелсен Эндрю Язык программирования C# 2008 и платформа .NET 3.5
4-е издание- М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. -1344с.
25. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни). -М.: Бином, 2010.
26. Фиошин, М.Е. Информатика и ИКТ (профильным уровень) / М.Е. Фиошин, А.А. Рессин, С.М. Юнусов -М Дрофа, 20»,
27. Хозяинов Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса. Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. -М.: 1998. -Т.5. -С. 130-136.
28. Шилдт Герберт Полный справочник по C++. -М.; «Вильямс, 2006.
29. http://www.edu.ru - Российское образование. Федералы
30. http://www.linux.om.ru/ - русский сайт о Линукс.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ