ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1.Сущность понятия «экологическая грамотность» 6
1.2.Возможности курса «Окружающий мир» в формировании экологической грамотности младших школьников 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 23
2.1.Содержание внеклассной работы по окружающему миру 23
2.2.Создание комплекса внеклассных мероприятий по окружающему миру для формирования экологической грамотности младших школьников 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Современный федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) направлен на развитие универсальных учебных действий. Согласно ФГОС НОО в предметной области «окружающий мир» одним из предметных результатов является освоение основ экологической грамотности. В образовательной программе традиционной начальной школы экологическая грамотность является составной частью курса «Окружающий мир». Она не выделяется в самостоятельный раздел, а включается в программу каждого года обучения, чаще всего изучается на уровне знакомства. Для более глубокого понимания и эффективного усвоения этого материала проводятся внеклассные занятия.
Проблемой формирования экологической грамотности у младших школьников занимались такие методисты, как Н.Ф. Виноградова, И.Н. Пономарёва, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Т.В. Кучер, Б.Т. Лихачёв, О.Г. Максимова. Все они имели разные взгляды на способы формирования экологических знаний.
Экологическая грамотность - это начальная ступень формирования экологической культуры личности. Она складывается из таких составляющих, как оценка экологической реальности и ее познание, предвосхищение всех последствий деятельности человека в окружающей среде, изучение всех способов грамотного природопользования. Для формирования экологической грамотности требуется достаточно много усилий и времени. Для ее формирования недостаточно уроков, поэтому на помощь приходят внеклассные занятия. Внеклассные занятия — это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений, навыков, развития индивидуальных способностей учащихся, а также для организации их разумного отдыха. Такие занятия открывают большие возможности в использовании нестандартных методов обучения. Исследованием влияния внеклассных занятий на образование занималось не так много педагогов и учёных, однако с растущей тенденцией такие занятия считаются общепринятым. Внеклассные мероприятия могут включать в себя экскурсии на природу, экологические проекты, конкурсы, мастер-классы и даже волонтерские акции по очистке территорий.
Важным аспектом внеклассной работы является возможность индивидуализации обучения и учета интересов учащихся. В отличие от уроков, где содержание и методы обучения стандартизированы, внеклассные занятия позволяют педагогу адаптировать программу к потребностям и возможностям каждого ученика. Это способствует повышению мотивации к обучению и развитию познавательного интереса к предмету.
В процессе внеклассных занятий формируется у учащихся осознанное отношение к природе и понимание необходимости бережного использования природных ресурсов. Участие в экологических проектах и акциях позволяет им почувствовать свою ответственность за состояние окружающей среды и внести свой вклад в ее сохранение
В связи с этим, возрастает потребность в разработке и внедрении эффективных методик внеклассной работы, направленных на формирование экологической грамотности младших школьников. Особое внимание следует уделять созданию условий для самостоятельной исследовательской деятельности, организации практических работ на местности, а также использованию информационных технологий для моделирования экологических процессов.
Выбранная для исследования тема представляется крайне актуальной в контексте современных образовательных задач. Использование внеклассных занятий как инструмента повышения мотивации учащихся к изучению окружающего мира открывает значительные перспективы для формирования экологической грамотности. В условиях возрастающей экологической угрозы, вызванной воздействием на природу, осознание важности экологических знаний и навыков становится приоритетной задачей образования. Внеклассные занятия, в отличие от традиционных уроков, позволяют применять более гибкие и интерактивные методы обучения, вовлекающие учащихся в активную исследовательскую деятельность и практическое взаимодействие с окружающей средой. Это способствует не только лучшему усвоению теоретического материала, но и формированию у учащихся личной ответственности за состояние окружающей среды и готовности к принятию обоснованных экологических решений.
Объект исследования: формирование экологической грамотности у младших школьников.
Предмет исследования: внеклассная работа по окружающему миру как средство формирования экологической грамотности у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать роль внеклассной работы по окружающему миру как средства формирования экологической грамотности у младших школьников и создать комплект внеклассных занятий по окружающему миру.
Задачи:
раскрыть сущность понятия «экологическая грамотность»;
раскрыть особенности формирования экологической грамотности у младших школьников на уроках окружающего мира;
проанализировать содержание внеклассной работы по окружающему миру;
создать комплекс внеклассных занятий по окружающему миру для формирования экологической грамотности.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, синтез.
В данной работе был рассмотрен вопрос об организации внеклассной работы по окружающему миру с младшими школьниками, для формирования экологической грамотности.
В процессе теоретического исследования была изучена научно-методическая литература по данной теме, раскрыто понятие «внеклассная работа», ее цели и задачи. Общей целью внеклассной работы является расширение и углубление знаний по предмету, а также формирование и развитие творческой личности учащегося, развитие познавательной активности и формирование профессиональных интересов. Основными задачами внеклассной работы являются выявление интересов обучающихся, создание условий для развития каждого ребёнка во внеклассной деятельности, формирование знаний и умений, соединение теоретической и практической деятельности, комплексное изучение предметов, развитие творческой деятельности детей, создание условий для реализации учащимися приобретённых знаний, расширение рамок общения школьников с социумом.
Также был сделан вывод о том, что внеклассная работа на уроках окружающего мира играет ключевую роль в достижении образовательных целей, способствует формированию глубокого понимания окружающей среды и развитию личности учащихся. Она направлена на развитие интереса детей к изучению природы, применению ими знаний на практике, формированию исследовательской деятельности в целом. Разнообразная деятельность во внеклассной работе дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с миром живой природы и научиться простейшим умениям по охране природы.
Формирование экологической грамотности является неотъемлемой частью внеклассной работы по окружающему миру. Это включает в себя осознание взаимосвязи между человеком и природой, понимание последствий воздействия на окружающую среду, а также формирование активной жизненной позиции, направленной на сохранение природных ресурсов и поддержание экологического равновесия.
Разработанный сборник внеклассных занятий представляет собой практическое руководство для педагогов, стремящихся к эффективному формированию экологической грамотности у младших школьников. Этот сборник включает разнообразные активности, способствующие развитию критического мышления, эмоциональной связи с природой и активного участия детей в экологических инициативах.
Внедрение разработанного сборника в образовательную практику позволит повысить уровень экологической грамотности младших школьников, сформировать у них ценностное отношение к окружающей среде и активную гражданскую позицию в вопросах охраны природы. Практическое применение данного сборника будет способствовать формированию экологически компетентного поколения, способного принимать взвешенные решения в области природопользования и охраны окружающей среды.
Внеклассная работа по формированию экологической грамотности, таким образом, становится площадкой для развития у школьников не только теоретических знаний, но и практических навыков, необходимых для принятия осознанных решений в области экологии и охраны окружающей среды. Она способствует формированию ответственного отношения к природе и активному участию в природоохранных мероприятиях, что является важным условием для устойчивого развития общества и сохранения планеты для будущих поколений.
1. Агапова Н. А. Формирование экологической грамотности у школьников в условиях образовательного процесса // Вестник экологического образования. – 2020. – № 2. – С. 45-50..
2. Александрова И. В. Экологическая грамотность как компонент образовательного процесса // Научные труды университета. – 2021. – Т. 15, вып. 3. – С. 112-118.
3. Ананьева С.Г., Шахмотова С.А. Экологический КВН. // Начальная школа. – 2021. - №2.
4. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх: /Л.В.Артемова // Начальная школа. – 2020.- № 12. – С.18 – 19.
5. Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 12. - С. 19-21.
6. Баженова E. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство" // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 4. - С. 10-16.
7. Балясной. Л.К. Воспитание школьников во внеурочное время.- М.: Просвещение, 2013.-78 с.
8. Биран С.В. Формирование экологической грамотности [Электронный ресурс] – 3.5.1.БИРАН_Формирование эколог_грамотности_ дошкол-11.pdf (bspu.by) (дата обращения: 13.12.2024)
9. Бобылева Л. Д., Бобылева О.В. О развитии экологической грамотности.// Начальная школа.-2024.- №9.
10. Боровик В. Г. Как взаимодействуют образовательные учреждения общего и дополнительного образования // Народное образование. - 2022. - № 5. - С. 90-93.
11. Бурченкова А.А. Внеурочная деятельность школьников как условие гуманитарного влияния на учащихся сельской малокомплектной школы: 1-9 классы. - Смоленск: Педагогика-Пресс, 2021.-125 с.
12. Быкова, Н. В. Особенности экологического воспитания в начальной школе / Н. В. Быкова // Наука, техника и образование. – 2022. – № 8. – С. 79-84.
13. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 2020.
14. Громова, И. С. Формирование экологической культуры у младших школьников через внеурочную деятельность / И. С. Громова. – М.: Издательство "Просвещение", 2020. – 95 с.
15. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. / С.Н. Глазачев. М.: Просвещение, 2024.- №6 -с. 13
16. Глущенко, А.Г. Внеклассная работа в начальных классах : учеб.пособие для студ. вузов / А.Г. Глущенко. - Киев: Радянська школа, 2021. – С.58 – 68
17. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб.пособ. для студ. пед. вузов / Е.В. Григорьева. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2023. – 283 с.
18. Жданова Н.М. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учеб.пособие / Н.М. Жданова. – Шадринск : ШГПУ, 2021. – 193 с.
19. Захлебный, А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе : пособие для учит. / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. М. : Просвещение, 2022. 160 с.
20. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // Начальная школа. – 2020. - №6.
21. Коменский Я.А. Великая дидактика./ Я.А. Коменский .- М.: Педагогика, 2021 – 589 с.
22. Кузнецова, Е. В. Методика организации внеклассной работы по экологии в начальной школе / Е. В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2020. – 120 с.
23. Куприянов Б. В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность : две большие разницы // Народное образование. - 2022. - № 5. - С. 59-62.
24. Леонтович А. В. Научно-практическое образование становится прочной основой внеурочной деятельности // Народное образование. - 2023. - № 3. - С. 115-120.
25. Лихачёв Д. С. Экология культуры. Творческая работа.[Электронный ресурс] 2017г. режим доступа: https://pereyaslavets.livejournal.com/74660.html (дата обращения: 18.02.2025)
26. Лучич, М.В. Детям о природе [Текст]: метод.пособие / М.В. Лучич. – М.: Просвещение, 2021. – С.76 – 88.
27. Михайлова, Т. Н. Внеклассная работа по предмету 'Окружающий мир': методические рекомендации / Т. Н. Михайлова. – СПб.: Издательство «Речь», 2020. – 80 с.
28. Науменко Ю. В. Образовательная программа для младших школьников "Мое здоровье" // Народное образование. - 2023. - № 8. - С. 193-200.
29. Плешаков, А.А. Ознакомление детей с окружающим миром во 2 классе [Текст]: метод.пособие / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2020. – С.100 – 105.
30. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Разноуровневые задания к учебнику. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение- 2023 – с.80.
31. Савельева, А. И. Экологическое воспитание в начальной школе: теория и практика / А. И. Савельева. – М.: Академия, 2020. – 150 с.
32. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – М.: Педагогика, 2020. – 256 с.
33. Тарасова Н. В. Внеурочная деятельность как фактор формирования экологической культуры // Начальная школа. - 2020. - № 10. - С. 14-18.
34. Тихомирова, Л. И. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в начальной школе / Л. И. Тихомирова. – М.: Издательство "Просвещение", 2021. – 68 с.
35. Федорова Т. А. Экологическое воспитание в начальной школе: проблемы и решения // Начальная школа. - 2024. - № 3. - С. 22-27.
36. Филиппова, В. А. Внеклассная работа по экологии в начальной школе / В. А. Филиппова. – М.: Академия, 2021. – 112 с.
37. Хомич, Н. Г. Методические аспекты организации внеурочной деятельности по экологии // Педагогические науки. - 2020. - № 4. - С. 45-50.
38. Цветкова, И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты / И. В. Цветкова. – Ярославль : Академия развития, 2023. 192 с.
39. Шевченко, Н. В. Внеклассная работа как средство формирования экологической культуры у младших школьников / Н. В. Шевченко. – М.: Просвещение, 2023. – 100 с.
40. Шмидт, А. В. Экологическое воспитание в начальной школе: идеи и практика / А. В. Шмидт. – М.: Издательство "Академия", 2020. – 150 с.
41. Якубовская, А. Н. Внеклассная работа по предмету "Окружающий мир" в начальной школе / А. Н. Якубовская. – М.: Просвещение, 2021. – 90 с.
42. Внеклассная работа и особенности её организации во внеучебное время [Электронный ресурс] . – Режим доступа: https://infourok.ru свободный – Загл. с экрана (дата обращения: 12.02.2025).
43. Внеклассная работа по естествознанию [Электронный ресурс] . – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru свободный – Загл. с экрана (дата обращения 17.03.2025)
44. Краеведение во внеурочное время. Школьное творческое объединение "Турист-историк, геоэколог" // Народное образование. - 2023. - N 3. - С. 214-217.
45. Краткий словарь понятий и терминов / М-во образования И науки Российской Федерации, Российский гос. социальный ун-т ; авт.-сост. Л. В. Мардахаев. - Москва : Изд-во Российского социального у-та, 2024. - 362 с.
46. Краткий словарь современной педагогики / под ред. Юмсуновой Л.Н. – Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2020. – 100 с.
47. Организация внеклассной работы [Электронный ресурс] . – Режим доступа: https://infourok.ru свободный – Загл. с экрана (дата обращения: 14.03.2025).
48. Организация внеклассной работы [Электронный ресурс] . – Режим доступа: https://nsportal.ru свободный – Загл. с экрана (дата обращения: 17.03.2025).
49. Организационные формы и методы проведения внеклассной работы по «Окружающему миру» [Электронный ресурс] . – Режим доступа: https://nsportal.ru свободный – Загл. с экрана (дата обращения 10.03.2025).
50. Методические разработки [Электронный ресурс] . – Режим доступа: https://znanio.ru свободный – Загл. с экрана (дата обращения: 15.02.2025).
51. Методика организации внеклассной работы по «Окружающему миру» [Электронный ресурс] . – Режим доступа: https://znanio.ru свободный – Загл. с экрана (дата обращения 14.03.2025).
52. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Электронный ресурс . – Режим доступа https://sh-sazonovskaya-r19.gosweb.gosuslugi.ru свободный – Загл. с экрана (дата обращения 03.03.2025)