ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ. 8
1.1 Сущность и содержание конкурентного потенциала предприятия 8
1.2 Инструменты оценки конкурентного потенциала предприятия 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Современный этап развития человеческой цивилизации, определяемый как неоэкономика, характеризуется растущей информатизацей общества и связанной с этим интеллектуализацией хозяйственной деятельности, а также ноосферным, т.е. творческим, разумным и созидательным использованием всех факторов производства, что предполагает необходимость разработки стратегии развития рыночных субъектов, ориентированной на обеспечение конкурентоспособности. Анализ конкуренции и раскрытие на этой основе конкурентного потенциала и конкурентной стратегии в совокупности отношений конкурентоспособности является методологической основой исследования глубинных закономерностей становления и функционирования рыночной экономики.
Для российского общества, с присущей ему нерешенностью ряда социально-экономических проблем переходного периода, требующих дальнейшего проведения структурных преобразований при одновременном обеспечении глобальной конкурентоспособности экономики страны, актуальность разработки и реализации подобной концепции приобретает особую значимость. В отечественной экономике на современном этапе ее развития возникает проблема формирования конкурентной среды, цивилизованных форм и методов конкурентного соперничества или сотрудничества, что, в свою очередь, предопределяет необходимость разработки действенного механизма государственного регулирования процессами становления и функционирования субъектов хозяйствования. В этих условиях эффективность социально-экономической, институциональной и научно-технической стратегии развития, перспективы формирования в российском обществе постиндустриальной системы отношений и усиления роли российского государства на евроазиатском геополитическом пространстве во многом зависят от стремления предпринимательских структур к выявлению и использованию конкурентных преимуществ, от определения роли и значения конкурентного потенциала в их деятельности.
Недостаточная степень разработанности рассматриваемой проблемы, незначительное количество комплексных междисциплинарных работ по изложенной тематике определили выбор темы данной выпускной квалификационной работы, обусловили его цель и задачи.
Объектом исследования является предприятие сферы услуг ОАО «Детский мир». Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы оценки конкурентного потенциала предприятия сферы услуг. Предметом исследования выступает система оценки конкурентного потенциала предприятия сферы услуг.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования конкурентного потенциала предприятия сферы услуг;
- проанализировать конкурентных потенциал предприятия сферы услуг;
- предложить рекомендации по совершенствованию системы оценки конкурентного потенциала предприятия сферы услуг.
Теоретические и методологические проблемы формирования конкурентного потенциала организаций, в том числе в сфере услуг, рассматривались в работах отечественных и зарубежных учёных - экономистов, таких как: Г.Л. Азоев, В. Андрианов, И. Ансофф, Е. Арефьева, А. Баландин, О. Богомолов, 3. Большаков, О. Виханский, Е. Голубкова. А. Градов, П. Завьялов, Б. Карлофф, Ю. Куренков, Д. Лаллок, Е. Лавренова, Ж Ламбен, Р. Мэтьюз, М. Портер, К. Прахалад, А. Стрикленд, А. Томпсон, Р. Фатхутдинов, Г. Хэмел, А. Челенков и др.
Методологической и теоретической основой выпускной квалификационной работы явилась общенаучная методология системного анализа, методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, экономические модели), методы исторического и логического анализа исследования.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы послужили положения общеэкономической теории в её ретроспективе и перспективе, фундаментальные работы авторов теории конкуренции.
Аналитическая часть выпускной квалификационной работы построена на методах классификации и группировок, сравнительного и ситуационного анализа, выборочного наблюдения, факторного анализа, экспертных оценок.
Информационная база исследования сформирована на основе использования законодательных и нормативных актов Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объём работы 111 стр. Выпускная квалификационная работа иллюстрирован 19 рисунками; 37 таблицами; 3 приложениями. Список использованных источников включает в себя 60 источников.
Изучив теоретический материал, можно заключить, что определение категории «конкурентный потенциал» претерпело существенные изменения от определения его как совокупности ресурсов и возможностей и «части общего потенциала» к пониманию конкурентного потенциала как набора ключевых факторов успеха и составляющих, обладающих инновационностью и адаптивностью.
Обобщая можно утверждать, что конкурентный потенциал предприятия - комплекс возможностей предприятия и внешней среды, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке за счет реализации конкурентной стратегии и достижение поставленных стратегических целей. Конкурентный потенциал предприятия характеризует его положение на рынке, позволяющее ему преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей за счет создания конкурентных преимуществ.
Конкурентный потенциал включает в себя совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых и нематериальных ресурсов и возможности объектов и/или субъектов хозяйствования, позволяющие им получать конкурентные преимущества перед другими участниками рынка. Другими словами, конкурентный потенциал представляет собой внутренние и внешние конкурентные возможности фирмы, которые позволяют предприятию вести эффективную конкурентную борьбу на рынке за счет формирования конкурентных преимуществ на основе использования материальных и нематериальных ресурсов.
Группа компаний «Детский мир» является крупнейшим розничным оператором торговли детскими товарами в России и Казахстане. История компании началась в 1957 году с открытия «Центрального Детского мира на Лубянке». Сегодня Группа компаний объединяет сеть магазинов «Детский мир» и розничную сеть ELC (Early Learning Centre - Центр раннего развития).
Расчет комплексной оценки конкурентного потенциала показал отставание ТС ««Детский мир» от ближайшего конкурента торгового предприятия «Бубль-Гум» на 4,9 балла. Это свидетельствует о необходимости совершенствования составляющих конкурентного потенциала: маркетингового, финансового, человеческого, инновационного, ресурсного и организационно-управленческого потенциалов.
Таким образом, ключевыми факторами успеха компании-эталона ТС «Бубль-Гум» являются общая эффективность системы управления персоналом и уровень цен на реализуемую продукцию.
Для обеспечения эффективного анализа конкурентного потенциала и взаимодействия организации со своими стейкхолдерами предлагаем использовать следующую методику, включающую в себя несколько этапов.
1-й этап. Идентификация заинтересованных сторон организации и их интересов.
Стейкхолдер - это лицо (юридическое или физическое), имеющее определенные интересы, права или требования. Предъявляются и направлены они по отношению к системе и ее свойствам. Таково общее значение слова "стейкхолдер". Можно сказать иными словами, что имеет место управление отношениями между заинтересованными сторонами. В современном мире стейкхолдеры - это организации или группы отдельных лиц, которые являются основой успеха любой организации.
На основании анализа участников проекта стейкхолдеров разработаем методику анализа конкурентного потенциала с учетом интересов стейкхолдеров
2- й этап. Классификация стейкхолдеров и определение групп для взаимодействия. Классификация заинтересованных сторон организации осуществим в соответствии с моделью Митчела, Агла и Вуда, основанной на сочетание следующих характеристик заинтересованной стороны: «власть», «срочность», «легитимность».
3- й этап. Определение целей и задач ОАО «Детский мир» по взаимодействию со стейкхолдерами для предотвращения конфликта интересов.
После определения целей взаимодействия организации ОАО «Детский мир» со стейкхолдерами и соотнесения текущего уровня взаимодействия возникает определенный разрыв во взаимоотношениях, который можно преодолеть, разрешив ряд проблем.
4- й этап. Включение показателей оценки взаимодействия организации ОАО «Детский мир» со стейкхолдерами в систему сбалансированных показателей эффективности.
На данном этапе построения взаимодействия организации со стейкхолдерами необходимо внедрить элементы системы поддержки реализации программы повышения конкурентного потенциала.
Таким образом, разработанная методика позволяет не только очертить круг задач по взаимодействию организации со стейкхолдерами, но и предлагает конкретные инструменты их реализации.
Таким образом, после совершенствования системы оценки конкурентного потенциала ОАО «Детский мир» будет лидировать среди конкурентов. Проведя оценку социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий, можно сделать вывод, что после внедрения системы оценки конкурентного потенциала ОАО «Детский мир», организация будет работать более эффективно, что приведет к увеличению финансовых результатов и устойчивости экономического положения.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации : в 4 ч. : по состоянию на 1 февр. 2017 г. - Москва : Кнорус, 2016. - 540 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001. № 197-ФЗ. - Москва : ОТиСС, 2002. - 142 с.
3. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А.Л. Черенков. - Москва : НОВОСТИ, 2015. - 256 с.
4. Баринов, В. А. Развитие организации в конкурентной среде / В. А. Баринов, А. В. Синельников // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - № 6. - С. 16 - 22.
5. Бахур, А .Б. Предприятие как средство достижения цели в условиях неопределенности / А. Б. Бахур // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - № 3. - С. 46 - 53.
6. Бельков, М. В. Особенности использование потенциала конкурентоспособности в предпринимательских структурах строительной отрасли / М. В. Бельков // Вестник университета Государственный университет управления.- 2016. - № 3. - С. 22 - 25.
7. Бельков, М. В. К вопросу о дефинициях конкурентного потенциала / М. В. Бельков // Научные труды Московского Гуманитарного Университета - 2016. - № 133. - С. 22 - 26.
8. Бережнов, Г. В. Все может голова: Креативность и инновации в деятельности предприятия / Г. В. Бережнов // Российское предпринимательство. - 2015. - № 4. - С. 54 - 57.
9. Бреслав, Е. 7 нот бизнеса: Настольная книга руководителя / Е. Бреслав, И. Голуба. - Москва : Эксмо, 2015. - 576 с.
10. Бондарева, С. Р. Конкурентные преимущества и их роль в формировании конкурентных стратегий развития организации / С. Р. Бондарева // Экономические и гуманитарные науки. - 2016. - № 3. - С. 101 - 108.
11. Бондарева, С. Р. Методы формирования стратегий конкуренции / С. А. Никитин, С. Р. Бондарева // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2016. - № 2. - С. 176 - 184.
12. Бондарева, С. Р. Теоретические основы формирования стратегий создания конкурентных преимуществ: Монография / С. Р. Бондарева // Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности. - Воронеж : Научная книга, 2016. - 255 с.
13. Вертакова, Ю. В. Управление инновациями: теория и практика : учеб. пособие / Ю. В. Вертакова, Е. С. Симоненко. - Москва : Эксмо, 2015. - 432 с.
14. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - Москва : Гардарика, 2015. - 528 с.
15. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, Н. И. Наумов. - Москва : Гардарика, 2015. - 528 с.
16. Виханский, О. С. Стратегическое управление: учебник / О. С. Виханский. - Москва : Гардарика, 2014. - 296 с.
17. Войцеховская, И. А. Потенциал предприятия как основа его конкурентоспособности / И. А. Войцеховская // Проблемы современной экономики - 2006. - № 1. - С. 17 - 20.
18. Гольдштейн, Г. Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций / Г. Я. Гольдштейн. - Таганрог: ТРТУ, 2015. - 93 с.
19. Горностаева, А. Н. Стратегический менеджмент / А. Н. Горностаева. - Москва : БГТУ, 2014. - 107 с.
20. Гроув, Э. С. Высокоэффективный менеджмент / Э. С. Гроув. - Москва : Филин, 2015. - 280 с.
21. Друкер, П. Практика менеджмента / П. Друкер. - Москва : Вильямс, 2014. - 96 с.
22. Зяблов, А. А. Оценка конкурентных позиций перерабатывающих предприятий на рынке молочной продукции Пензенской области / Е. Н. Никифорова, А. А. Зяблов // Экономика сельскохозяйственных и
перерабатывающих предприятий. - 2015. - № 4. - С. 25 - 29.
23. Зяблов, А. А. Анализ конкурентных преимуществ молочной продукции на основе оценки потребительских предпочтений / Е. Н. Никифорова, А. А. Зяблов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - № 5. - С. 19 - 22.
24. Егоров, Ю. Л. Исследование систем управления: учеб. пособие / Ю. Л. Егоров. - Москва : Экзамен, 2014. - 492 с.
25. Ермаков, В. В. Менеджмент организации: учеб. пособие / В. В. Ермаков. - Москва : Московский психолого-социальный институт, 2014. - 208 с.
26. Ерохин, Д. В. Теоретические основы оценки конкурентного потенциала промышленной фирмы / Д. В. Ерохин, Д. В. Галушко // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2015. - №4. - С. 12 - 16.
27. Ильин, В. В. Моделирование бизнес-процессов. Практический опыт разработчика / В. В. Ильин. - Москва : Вильямс, 2014. - 176 с.
28. Исследование систем управления: учеб. пособие / под общ. ред. Э. М. Короткова. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 355 с.
29. Исаев, В. В. Общая теория систем: учеб. пособие / В. В. Исаев. - Санкт - Петербург : СПбГИЭУ, 2013. - 140 с.
30. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента / Н. И. Кабушкин. - Минск : Новое знание, 2013. - 336 с.
31. Кандалинцев, В. Г. Сбалансированное управление предприятием: учеб. пособие / В. Г. Кандалинцев. - Москва : КноРус, 2013. - 224 с.
32. Красова, В. 7 нот менеджмента / В. Красова, А. Привалова. - Москва : ЭКСМО, 2014. - 656 с.
33. Ксенофонтова, Х. З. Социология управления: учеб. пособие / Х. З. Ксенофонтова. - Москва : КНОРУС, 2013. - 288 с.
34. Лапин, А. Н. Стратегическое управление современной организацией / А. Н. Лапин. - Москва : Управление персоналом, 2014. - 288 с.
35. Лапыгин, Ю. Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Ю. Н. Лапыгин. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 236 с.
36. Лисенков, М. В. Конкурентный потенциал и конкурентная стратегия в совокупности отношений конкурентоспособности / М. В. Лисенков // Вестник ТГУ. - 2016. - № 58. - С. 63 - 65.
37. Люкманов, В. Б. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В. Б. Люкманов. - Москва : МИТХТ, 2013. - 300 с.
38. Мазур, И. И. Эффективный менеджмент: учеб. пособие для вузов / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. - Москва : Высшая школа, 2014. - 555 с.
39. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - Москва : Инфра-М, 2014. - 540 с.
40. Михайлова, А. О. Конкурентный потенциал строительных организаций / А. О. Михайлова // Вестник Гражданских инженеров. - 2016. - № 6 (41). - С. 13 - 17.
41. Михайлова, А. О. Мероприятия по повышению конкурентоспособного потенциала строительных организаций в составе СРО / А. О. Михайлова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 24. - С. 29 - 32.
42. Мухин, В. И. Исследование систем управления: учебник / В. И. Мухин. - Москва : Экзамен, 2015. - 384 с.
43. Палладова, Т. А. Конкурентный потенциал отрасли и предприятий: вопросы стратегического управления / Т. А. Паладова, А.С. Гарбуз, Ю.М. Сухина. - Краснодар : ЮИМ, 2016. - 315 с.
44. Палладова, Т. А. Эффективные методы развития конкурентного потенциала хлебопекарных предприятий / Т. А. Палладова, А. А. Полиди // Известия вузов. Пищевая технология. - № 6. - 2015. - С. 133 - 135.
45. Поршнев, А. Г. Управление организацией: учебник / А. Г. Поршнев, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. - Москва : ИНФРА-М, 2014.- 669 с.
46. Робинс, С. П. Менеджмент / С. П. Робинс, М. Коултер. - Москва : Вильямс, 2013. - 880 с.
47. Россия в цифрах, 2016 : крат. стат. сб. / Федер. служба гос. статистики. - Москва : Федер. служба гос. статистики, 2017. - 463 с.
48. Румянцева, З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник / З. П. Румянцева. - Москва : Инфра-М, 2013. - 304 с.
49. Семененко, С. В. Аналитическая оценка отраслевых тенденций развития конкурентной среды в розничной торговле / С. В. Семененко // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2014. - №1-2 (40 - 41). - С. 289 - 293.
50. Семененко, С. В. Исследование конкурентного потенциала торговой организации: методологические основы и методическое обеспечение: монография / С. В. Семененко. - Белгород : БУКЭП, 2014. - 187 с.
51. Семененко, С. В. Концепция развития конкурентного потенциала торговой организации / С. В. Семененко // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2014. - № 1 (59).
- С. 241 - 248.
52. Семененко, С. В. Теория и методология исследования конкурентного потенциала торговой организации: монография / С. В. Семененко, О. И. Клименко. - Белгород : БУКЭП, 2013. - 224 с.
53. Сорокина, М. В. Менеджмент торгового предприятия / М. В. Сорокина. - Санкт - Петербург : Питер, 2015. - 528 с.
54. Столяров, О. Б. К вопросу об оценке показателей конкурентоспособности / О. Б. Столяров // Проблемы менеджмента качества в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции УМО вузов России по образованию в области менеджмента. - Саранск: Красный Октябрь, 2015. - 169 с.
55. Сухов, С. В. Онтология управления организациями / С. В. Сухов
И Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №5. - С. 26 - 33.
56. Таратута, М. А. Конкурентный потенциал лесопромышленных предприятий / М. А. Таратута И Менеджмент сегодня. - 2016 . - № 4. - С. 33 -35.
57. Таратута, М.А. Совершенствование методов оценки конкурентного потенциала предприятий ЛПК / М. А. Таратута И Российское предпринимательство. - 2015. - № 1.-С. 19-25.
58. Управление организацией / под общ. ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 326 с.
59. Фомченкова, Л. В. Конкурентный потенциал - основа повышения конкурентоспособности промышленного предприятия И Л. В. Фомченкова, М. И. Дли // Российское предпринимательство. - 2016. - № 1 (61). - С. 66-71.
60. Фрейдина, Е. В. Исследование систем управления: учеб, пособие / Е. В. Фрейдина. - Москва : Омега-Л, 2014. - 367 с.