Оценка конкурентного потенциала предприятия сферы услуг
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ. 8
1.1 Сущность и содержание конкурентного потенциала предприятия 8
1.2 Инструменты оценки конкурентного потенциала предприятия 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ. 8
1.1 Сущность и содержание конкурентного потенциала предприятия 8
1.2 Инструменты оценки конкурентного потенциала предприятия 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Современный этап развития человеческой цивилизации, определяемый как неоэкономика, характеризуется растущей информатизацей общества и связанной с этим интеллектуализацией хозяйственной деятельности, а также ноосферным, т.е. творческим, разумным и созидательным использованием всех факторов производства, что предполагает необходимость разработки стратегии развития рыночных субъектов, ориентированной на обеспечение конкурентоспособности. Анализ конкуренции и раскрытие на этой основе конкурентного потенциала и конкурентной стратегии в совокупности отношений конкурентоспособности является методологической основой исследования глубинных закономерностей становления и функционирования рыночной экономики.
Для российского общества, с присущей ему нерешенностью ряда социально-экономических проблем переходного периода, требующих дальнейшего проведения структурных преобразований при одновременном обеспечении глобальной конкурентоспособности экономики страны, актуальность разработки и реализации подобной концепции приобретает особую значимость. В отечественной экономике на современном этапе ее развития возникает проблема формирования конкурентной среды, цивилизованных форм и методов конкурентного соперничества или сотрудничества, что, в свою очередь, предопределяет необходимость разработки действенного механизма государственного регулирования процессами становления и функционирования субъектов хозяйствования. В этих условиях эффективность социально-экономической, институциональной и научно-технической стратегии развития, перспективы формирования в российском обществе постиндустриальной системы отношений и усиления роли российского государства на евроазиатском геополитическом пространстве во многом зависят от стремления предпринимательских структур к выявлению и использованию конкурентных преимуществ, от определения роли и значения конкурентного потенциала в их деятельности.
Недостаточная степень разработанности рассматриваемой проблемы, незначительное количество комплексных междисциплинарных работ по изложенной тематике определили выбор темы данной выпускной квалификационной работы, обусловили его цель и задачи.
Объектом исследования является предприятие сферы услуг ОАО «Детский мир». Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы оценки конкурентного потенциала предприятия сферы услуг. Предметом исследования выступает система оценки конкурентного потенциала предприятия сферы услуг.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования конкурентного потенциала предприятия сферы услуг;
- проанализировать конкурентных потенциал предприятия сферы услуг;
- предложить рекомендации по совершенствованию системы оценки конкурентного потенциала предприятия сферы услуг.
Теоретические и методологические проблемы формирования конкурентного потенциала организаций, в том числе в сфере услуг, рассматривались в работах отечественных и зарубежных учёных - экономистов, таких как: Г.Л. Азоев, В. Андрианов, И. Ансофф, Е. Арефьева, А. Баландин, О. Богомолов, 3. Большаков, О. Виханский, Е. Голубкова. А. Градов, П. Завьялов, Б. Карлофф, Ю. Куренков, Д. Лаллок, Е. Лавренова, Ж Ламбен, Р. Мэтьюз, М. Портер, К. Прахалад, А. Стрикленд, А. Томпсон, Р. Фатхутдинов, Г. Хэмел, А. Челенков и др.
Методологической и теоретической основой выпускной квалификационной работы явилась общенаучная методология системного анализа, методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, экономические модели), методы исторического и логического анализа исследования.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы послужили положения общеэкономической теории в её ретроспективе и перспективе, фундаментальные работы авторов теории конкуренции.
Аналитическая часть выпускной квалификационной работы построена на методах классификации и группировок, сравнительного и ситуационного анализа, выборочного наблюдения, факторного анализа, экспертных оценок.
Информационная база исследования сформирована на основе использования законодательных и нормативных актов Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объём работы 111 стр. Выпускная квалификационная работа иллюстрирован 19 рисунками; 37 таблицами; 3 приложениями. Список использованных источников включает в себя 60 источников.
Для российского общества, с присущей ему нерешенностью ряда социально-экономических проблем переходного периода, требующих дальнейшего проведения структурных преобразований при одновременном обеспечении глобальной конкурентоспособности экономики страны, актуальность разработки и реализации подобной концепции приобретает особую значимость. В отечественной экономике на современном этапе ее развития возникает проблема формирования конкурентной среды, цивилизованных форм и методов конкурентного соперничества или сотрудничества, что, в свою очередь, предопределяет необходимость разработки действенного механизма государственного регулирования процессами становления и функционирования субъектов хозяйствования. В этих условиях эффективность социально-экономической, институциональной и научно-технической стратегии развития, перспективы формирования в российском обществе постиндустриальной системы отношений и усиления роли российского государства на евроазиатском геополитическом пространстве во многом зависят от стремления предпринимательских структур к выявлению и использованию конкурентных преимуществ, от определения роли и значения конкурентного потенциала в их деятельности.
Недостаточная степень разработанности рассматриваемой проблемы, незначительное количество комплексных междисциплинарных работ по изложенной тематике определили выбор темы данной выпускной квалификационной работы, обусловили его цель и задачи.
Объектом исследования является предприятие сферы услуг ОАО «Детский мир». Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы оценки конкурентного потенциала предприятия сферы услуг. Предметом исследования выступает система оценки конкурентного потенциала предприятия сферы услуг.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования конкурентного потенциала предприятия сферы услуг;
- проанализировать конкурентных потенциал предприятия сферы услуг;
- предложить рекомендации по совершенствованию системы оценки конкурентного потенциала предприятия сферы услуг.
Теоретические и методологические проблемы формирования конкурентного потенциала организаций, в том числе в сфере услуг, рассматривались в работах отечественных и зарубежных учёных - экономистов, таких как: Г.Л. Азоев, В. Андрианов, И. Ансофф, Е. Арефьева, А. Баландин, О. Богомолов, 3. Большаков, О. Виханский, Е. Голубкова. А. Градов, П. Завьялов, Б. Карлофф, Ю. Куренков, Д. Лаллок, Е. Лавренова, Ж Ламбен, Р. Мэтьюз, М. Портер, К. Прахалад, А. Стрикленд, А. Томпсон, Р. Фатхутдинов, Г. Хэмел, А. Челенков и др.
Методологической и теоретической основой выпускной квалификационной работы явилась общенаучная методология системного анализа, методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, экономические модели), методы исторического и логического анализа исследования.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы послужили положения общеэкономической теории в её ретроспективе и перспективе, фундаментальные работы авторов теории конкуренции.
Аналитическая часть выпускной квалификационной работы построена на методах классификации и группировок, сравнительного и ситуационного анализа, выборочного наблюдения, факторного анализа, экспертных оценок.
Информационная база исследования сформирована на основе использования законодательных и нормативных актов Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объём работы 111 стр. Выпускная квалификационная работа иллюстрирован 19 рисунками; 37 таблицами; 3 приложениями. Список использованных источников включает в себя 60 источников.
Изучив теоретический материал, можно заключить, что определение категории «конкурентный потенциал» претерпело существенные изменения от определения его как совокупности ресурсов и возможностей и «части общего потенциала» к пониманию конкурентного потенциала как набора ключевых факторов успеха и составляющих, обладающих инновационностью и адаптивностью.
Обобщая можно утверждать, что конкурентный потенциал предприятия - комплекс возможностей предприятия и внешней среды, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке за счет реализации конкурентной стратегии и достижение поставленных стратегических целей. Конкурентный потенциал предприятия характеризует его положение на рынке, позволяющее ему преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей за счет создания конкурентных преимуществ.
Конкурентный потенциал включает в себя совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых и нематериальных ресурсов и возможности объектов и/или субъектов хозяйствования, позволяющие им получать конкурентные преимущества перед другими участниками рынка. Другими словами, конкурентный потенциал представляет собой внутренние и внешние конкурентные возможности фирмы, которые позволяют предприятию вести эффективную конкурентную борьбу на рынке за счет формирования конкурентных преимуществ на основе использования материальных и нематериальных ресурсов.
Группа компаний «Детский мир» является крупнейшим розничным оператором торговли детскими товарами в России и Казахстане. История компании началась в 1957 году с открытия «Центрального Детского мира на Лубянке». Сегодня Группа компаний объединяет сеть магазинов «Детский мир» и розничную сеть ELC (Early Learning Centre - Центр раннего развития).
Расчет комплексной оценки конкурентного потенциала показал отставание ТС ««Детский мир» от ближайшего конкурента торгового предприятия «Бубль-Гум» на 4,9 балла. Это свидетельствует о необходимости совершенствования составляющих конкурентного потенциала: маркетингового, финансового, человеческого, инновационного, ресурсного и организационно-управленческого потенциалов.
Таким образом, ключевыми факторами успеха компании-эталона ТС «Бубль-Гум» являются общая эффективность системы управления персоналом и уровень цен на реализуемую продукцию.
Для обеспечения эффективного анализа конкурентного потенциала и взаимодействия организации со своими стейкхолдерами предлагаем использовать следующую методику, включающую в себя несколько этапов.
1-й этап. Идентификация заинтересованных сторон организации и их интересов.
Стейкхолдер - это лицо (юридическое или физическое), имеющее определенные интересы, права или требования. Предъявляются и направлены они по отношению к системе и ее свойствам. Таково общее значение слова "стейкхолдер". Можно сказать иными словами, что имеет место управление отношениями между заинтересованными сторонами. В современном мире стейкхолдеры - это организации или группы отдельных лиц, которые являются основой успеха любой организации.
На основании анализа участников проекта стейкхолдеров разработаем методику анализа конкурентного потенциала с учетом интересов стейкхолдеров
2- й этап. Классификация стейкхолдеров и определение групп для взаимодействия. Классификация заинтересованных сторон организации осуществим в соответствии с моделью Митчела, Агла и Вуда, основанной на сочетание следующих характеристик заинтересованной стороны: «власть», «срочность», «легитимность».
3- й этап. Определение целей и задач ОАО «Детский мир» по взаимодействию со стейкхолдерами для предотвращения конфликта интересов.
После определения целей взаимодействия организации ОАО «Детский мир» со стейкхолдерами и соотнесения текущего уровня взаимодействия возникает определенный разрыв во взаимоотношениях, который можно преодолеть, разрешив ряд проблем.
4- й этап. Включение показателей оценки взаимодействия организации ОАО «Детский мир» со стейкхолдерами в систему сбалансированных показателей эффективности.
На данном этапе построения взаимодействия организации со стейкхолдерами необходимо внедрить элементы системы поддержки реализации программы повышения конкурентного потенциала.
Таким образом, разработанная методика позволяет не только очертить круг задач по взаимодействию организации со стейкхолдерами, но и предлагает конкретные инструменты их реализации.
Таким образом, после совершенствования системы оценки конкурентного потенциала ОАО «Детский мир» будет лидировать среди конкурентов. Проведя оценку социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий, можно сделать вывод, что после внедрения системы оценки конкурентного потенциала ОАО «Детский мир», организация будет работать более эффективно, что приведет к увеличению финансовых результатов и устойчивости экономического положения.
Обобщая можно утверждать, что конкурентный потенциал предприятия - комплекс возможностей предприятия и внешней среды, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке за счет реализации конкурентной стратегии и достижение поставленных стратегических целей. Конкурентный потенциал предприятия характеризует его положение на рынке, позволяющее ему преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей за счет создания конкурентных преимуществ.
Конкурентный потенциал включает в себя совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых и нематериальных ресурсов и возможности объектов и/или субъектов хозяйствования, позволяющие им получать конкурентные преимущества перед другими участниками рынка. Другими словами, конкурентный потенциал представляет собой внутренние и внешние конкурентные возможности фирмы, которые позволяют предприятию вести эффективную конкурентную борьбу на рынке за счет формирования конкурентных преимуществ на основе использования материальных и нематериальных ресурсов.
Группа компаний «Детский мир» является крупнейшим розничным оператором торговли детскими товарами в России и Казахстане. История компании началась в 1957 году с открытия «Центрального Детского мира на Лубянке». Сегодня Группа компаний объединяет сеть магазинов «Детский мир» и розничную сеть ELC (Early Learning Centre - Центр раннего развития).
Расчет комплексной оценки конкурентного потенциала показал отставание ТС ««Детский мир» от ближайшего конкурента торгового предприятия «Бубль-Гум» на 4,9 балла. Это свидетельствует о необходимости совершенствования составляющих конкурентного потенциала: маркетингового, финансового, человеческого, инновационного, ресурсного и организационно-управленческого потенциалов.
Таким образом, ключевыми факторами успеха компании-эталона ТС «Бубль-Гум» являются общая эффективность системы управления персоналом и уровень цен на реализуемую продукцию.
Для обеспечения эффективного анализа конкурентного потенциала и взаимодействия организации со своими стейкхолдерами предлагаем использовать следующую методику, включающую в себя несколько этапов.
1-й этап. Идентификация заинтересованных сторон организации и их интересов.
Стейкхолдер - это лицо (юридическое или физическое), имеющее определенные интересы, права или требования. Предъявляются и направлены они по отношению к системе и ее свойствам. Таково общее значение слова "стейкхолдер". Можно сказать иными словами, что имеет место управление отношениями между заинтересованными сторонами. В современном мире стейкхолдеры - это организации или группы отдельных лиц, которые являются основой успеха любой организации.
На основании анализа участников проекта стейкхолдеров разработаем методику анализа конкурентного потенциала с учетом интересов стейкхолдеров
2- й этап. Классификация стейкхолдеров и определение групп для взаимодействия. Классификация заинтересованных сторон организации осуществим в соответствии с моделью Митчела, Агла и Вуда, основанной на сочетание следующих характеристик заинтересованной стороны: «власть», «срочность», «легитимность».
3- й этап. Определение целей и задач ОАО «Детский мир» по взаимодействию со стейкхолдерами для предотвращения конфликта интересов.
После определения целей взаимодействия организации ОАО «Детский мир» со стейкхолдерами и соотнесения текущего уровня взаимодействия возникает определенный разрыв во взаимоотношениях, который можно преодолеть, разрешив ряд проблем.
4- й этап. Включение показателей оценки взаимодействия организации ОАО «Детский мир» со стейкхолдерами в систему сбалансированных показателей эффективности.
На данном этапе построения взаимодействия организации со стейкхолдерами необходимо внедрить элементы системы поддержки реализации программы повышения конкурентного потенциала.
Таким образом, разработанная методика позволяет не только очертить круг задач по взаимодействию организации со стейкхолдерами, но и предлагает конкретные инструменты их реализации.
Таким образом, после совершенствования системы оценки конкурентного потенциала ОАО «Детский мир» будет лидировать среди конкурентов. Проведя оценку социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий, можно сделать вывод, что после внедрения системы оценки конкурентного потенциала ОАО «Детский мир», организация будет работать более эффективно, что приведет к увеличению финансовых результатов и устойчивости экономического положения.
Подобные работы
- Разработка стратегии предприятия сферы услуг в современных условиях
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ НА ОСНОВЕ
ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Экономическая политика как инструмент стратегического планирования деятельности предприятий сферы услуг
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование организационно-экономического механизма управления предприятием сферы услуг в крупном городе на материалах ООО «Командор-холдинг»
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Проектирование бизнес-процессов предприятия сферы услуг на материалах ОАО «Электроника»
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК
Диссертация , бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2021 - Программно-проектный механизм целевого управления развитием предприятий сферы услуг
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование механизма обеспечения инновационного развития сферы услуг
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



